Главная страница

Рабочая программа дисциплины «Менеджмент»


Скачать 146.6 Kb.
Название Рабочая программа дисциплины «Менеджмент»
Дата 19.02.2016
Размер 146.6 Kb.
Тип Рабочая программа

Гобу спо во «хреновской лесной колледж им. г.ф.морозова»

Менеджмент

Структура курса и контрольные задания

для студентов-заочников

по специальностям

080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»

2014 г

Структура курса и контрольные задания составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Менеджмент» специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»


Рассмотрены и утверждены цикловой предметной комиссией ОГСЭ:
Председатель ЦПК _______________ Л.И.Баркова

«____» _______________ 2014 г .

Разработчик: Шурыгина Елена Анатольевна

преподаватель высшей квалификационной категории


Содержание:




1. Введение


2. Требования к оформлению контрольной работы

3. Рабочая программа дисциплины «Менеджмент» с перечень рекомендуемой литературы и вопросами для самоконтроля.

4. Задания для домашней контрольной работы

Введение
Учебная дисциплина «Менеджмент» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин.

В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности предприятий, но и методы управления ими.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

- методы планирования и организации работы подразделения;

- принципы построения организационной структуры управления;

- основы формирования мотивационной политики организации;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

- внешнюю и внутреннюю среду организации;

- цикл менеджмента;

- процесс принятия и реализации управленческих решений;

- функции менеджмента в рыночной экономике;

- систему методов управления;

- методику принятия решений;

- стили управления, коммуникации, элементы делового общения.

уметь:

- использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;

- анализировать организационные системы управления;

- проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;

- применять в профессиональной деятельности приёмы делового и управленческого общения;

- применять эффективные решения, используя систему методов управления;

- учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.

Дисциплина «Менеджмент» базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении социально-экономических дисциплин, раскрывает практику управления во всех её проявлениях, рассматривает проблему, как добиться поставленной цели, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей.

По данной дисциплине предусмотрено выполнение одной контрольной работы.

По завершению курса аттестация установлена в форме дифференцированного зачета.
Требования к оформлению контрольной работы
1) Объем контрольной работы должен составлять 20-24 страницы рукописного текста или 8-10 страниц машинописного или компьютерного текста (формат А 4, шрифт - 12, интервал - 1,5)

2) В случае рукописного варианта работа должна быть написана одним почерком, оставлять поля для замечаний рецензента.

3) Следует избегать механического переписывания используемых источников.

4) Аккуратность оформления контрольной работы дополняет ее содержательную оценку.

5) Работа предваряется планом, изложение каждого вопроса заканчивается выводом, работа завершается списком литературы, датой и подписью студента.

6) Контрольная работа должна быть сдана в учебную часть в соответствии с графиком до начала сессии.

7) В случае неудовлетворительного выполнения домашняя контрольная работа должна быть переделана в установленные сроки.

8) Номер варианта определяется последней цифрой шифра
Структура курса

Тема 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента.

Студент должен:

знать:

- о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности;

- этапы развития менеджмента;

- сущность современных подходов в менеджменте.

Понятие менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. История развития менеджмента: предпосылки возникновения менеджмента, школа научного управления, классическая школа, школа человеческих отношений и школа поведенческих наук. Значение каждого этапа в развитии менеджмента. Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный и ситуационный. Их сущность и основные отличия. Национальные особенности менеджмента.

Самостоятельная работа: изучить вопросы «Зарубежный опыт менеджмента», «Специфика менеджмента в России».
Тема 2. Внешняя и внутренняя среда организации.

Студент должен:

знать:

- факторы внешней и внутренней среды;

уметь:

- характеризовать влияние факторов внешней среды на деятельности организации.

Организация как объект менеджмента. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала), потребители, конкуренты; профсоюзы, законы и государственные органы.

Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно - технический прогресс.

Характеристики внешней среды: взаимосвязь факторов внешней среды, сложность внешней среды, подвижность среды, неопределённость внешней среды.

Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная структура.

Самостоятельная работа: Определение влияния факторов внешней среды на деятельность организации.

Выполнение практикующего упражнения «Конкурентное преимущество».
Тема 3. Характеристика составляющих цикла менеджмента.

Студент должен:

знать:

- знать составляющие цикла менеджмента и их характеристику.

Цикл менеджмента (организация, планирование, мотивация и контроль) – основа управленческой деятельности. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.
Тема 4. Организация. Типы структур организаций.

Студент должен:

знать:

- об организации и принципах построения организационной структуры управления;

- основные типы структур организаций;

уметь:

- составлять заданную структуру;

- определять преимущества и недостатки каждого типа структур.

Организация. Принципы построения организационной структуры управления: цели и задачи организации, функциональное разделение труда, объём полномочий руководства, соответствие социально-культурной среде, целесообразность числа звеньев.

Типы структур организаций:

- по взаимодействию с внешней средой: механистические и органические;

- по взаимодействию подразделений: традиционные (линейно-функциональные), дивизиональные и матричные;

- по взаимодействию с человеком: корпоративные и индивидуалисткие.

Самостоятельная работа: Составить схему организационной структуры вашей организации.
Тема 5. Планирование. Стратегические и практические планы.

Студент должен:

знать:

- сущность стратегического и тактического планирования;

уметь:

- определять главную цель деятельности фирмы (миссию);

- составлять тактический план.

Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования. Стратегическое (перспективное) планирование. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управления реализацией стратегии, оценка стратегии.

Тактическое (текущее) планирование. Основные этапы тактического планирования:

- определение основных задач, необходимых для достижения целей;

- установление взаимосвязей между основными видами деятельности;

- уточнение ролей и делегирование полномочий;

- оценка затрат времени;

- определение ресурсов;

- проверка сроков и коррекция плана действий.

Самостоятельная работа: практикующие упражнения «Эталонные стратегии», «Лист желаний», составление миссии организации.

.

Тема 6. Мотивация потребностей.

Студент должен:

знать:

- критерии мотивации;

- первичные и вторичные потребности;

- правила делегирования.

Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивации. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Мотивация и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности и мотивационное поведение. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования. Полномочия и ответственность (исполнительская и управленческая)

Правила и принципы делегирования.

Самостоятельная работа: Выполнение практикующего упражнения.
Тема 7. Контроль.

Студент должен:

знать:

- виды и правила контроля;

- этапы контроля;

уметь:

- составлять схему организации контроля.

Понятие контроля. Три этапа контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов, коррекция. Правила контроля. «Управляющая пятерня». Виды контроля: предварительный, текущий и заключительный. Составление схемы контроля.

Понятие контроля. Три этапа контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов, коррекция. Правила контроля. «Управляющая пятерня». Виды контроля: предварительный, текущий и заключительный. Составление схемы контроля.

Тема 8. Система методов управления.

Студент должен:

знать:

- основные методы управления, их достоинства и недостатки;

уметь:

- осуществлять выбор оптимального метода управления.

Понятие методов управления. Направленность, содержание и организационная форма методов. Классификация методов управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические. Характер воздействия: прямое и косвенное.

Система методов: моделирование, экспериментирование, экономико-математические и социологические измерения и другие. Самостоятельная работа: изучение темы: «Управление и типы характеров».
Тема 9. Процесс принятия решения.

Студент должен:

знать:

- типы решений;

- требования к решениям;

- методы принятия эффективного решения;

уметь:

- анализировать различные варианты управленческих решений;

- принять эффективные решения.

Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятие решений. Матрицы принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный.

Этапы принятие решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решений.

Самостоятельная работа: Моделирование вариантов управленческих решений.

Тема 10. Руководство: власть и партнёрство.

Студент должен:

знать:

- формы построения взаимоотношений с сотрудниками; уметь:

- анализировать свои действия во взаимоотношениях с подчинёнными.

Понятие руководства и власти. Управление человеком и управление группой. Искусство строить отношения с сотрудниками. Имидж (образ) менеджера. Психологические приёмы достижения расположенности подчинённых (аттракция): «имя собственное», «зеркало отношений», «золотые слова», «терпеливый слушатель», «личная жизнь»

Самостоятельная работа: использование приемов аттракции в заданных ситуациях при работе с подчиненными,

выработка модели влияния менеджера на подчиненного.

Тема 11. Самоменеджмент.

Студент должен:

знать:

- технику личной работы руководителя;

уметь:

- планировать и организовывать личную работу.

Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Основные направления улучшения использования времени. Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места. Улучшение условий и режима работы. Рабочее место руководителя, его эргономические характеристики. Проведение переговоров, совещаний, бесед, встреч; выбор стиля, распределение ролей, принятие решений. Анализ проводимых мероприятий.

Самостоятельная работа: «Этика оформления офиса».
Тема 12. Стили управления.

Студент должен:

знать:

- сущность и классификацию стилей управления;

уметь:

- определять стиль управления.

Стили управления и факторы его формирования. «Решётка менеджмента». Определение стиля по «Решётке менеджмента» и

характеристика каждого стиля. Виды и совместимость стилей. Связь стиля управления и ситуации.
Тема 13. Коммуникативность и общение.

Студент должен:

знать:

- коммуникативность и её виды;

- правила поведения деловой беседы, переговоров, совещаний;

- условия эффективного общения;

уметь:

- составить план беседы, совещания, переговоров

Понятие общения и коммуникации. Трансакты. Три формы трансакта: параллельный, перекрёстный, скрытый.

Эффективная коммуникация. Деловое общение, его характеристика. Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.

Практическое занятие:

Деловая игра «Совещание».

Самостоятельная работа: изучить вопросы: «Телефонный этикет в работе менеджера», «Типы собеседников».

Вопросы для самоконтроля:

1.Сущность менеджмента .
2. Менеджмент и управление.
3.Система управления.
4.Определение организации.
5.Составные части управления.
6.Принципы менеджмента .
7.Менеджер. Качества современного менеджера.
8.Исторические предпосылки менеджмента .
9.Историческая эволюция управления.
10.Подходы к менеджменту на основе выделения различных школ.
11. Формирование школы "научного менеджмента ".
12.Административная(классическая)школа.
13. Принципы управления(по А. Файолю).
14.Школа человеческих отношений.
15.Бихевиористская(поведенческая)школа.
16. Количественная школа.
17. Процессный подход, его сущность.
18.Процесс управления как взаимосвязь функций управления.
19.Системный подход.
20. Организация как открытая система.
21.Ситуационный подход.
22. Формальные и неформальные организации.
23.Внутренняя среда организации.
24.Взаимосвязь внутренних переменных.
25.Внешняя среда организации.
26.Характеристики внешней среды.
27.Взаимосвязь факторов внешней среды.
28. Составляющие успеха организации.
29.Социальная ответственность и этика менеджмента .
30.Сущность, функции и выгоды планирования.
31.Разработка целей организации.
32.Характеристика целей организации.
33.Оценка и анализ внешней и внутренней среды.
34. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации.
35.Выбор стратегии.
36.Планирование реализации стратегии и ее оценка.
37.Тактика, политика, процедуры, правила.
38. Контроль за выполнением стратегии.
39.Оценка стратегического плана.
40. Делегирование, ответственность и полномочия.
41.Эффективное распределение полномочий.
42.Сущность мотивации.
43.Содержательные теории мотивации.
44.Теория иерархии потребностей по А. Маслоу.
45.Теория К. Альдерфера.
46.Теория двух факторов Ф.Герцберга.
47.Процессуальные теории мотивации.
48.Теория ожидания.
49.Теория справедливости.
50.Комплексная процессуальная теория мотивации(модель Портера-Лоулера).
51.Применимость мотивационных теорий в практике управления.
52.Сущность и необходимость контроля.
53.Предварительный контроль.
54.Текущий контроль.
55.Системы обратной связи.
56. Заключительный контроль.
57.Процесс контроля.
58.Поведенческие аспекты контроля.
59.Эффективность контроля и его характеристика.
60.Сущность и виды коммуникаций.
61.Процесс коммуникации.
62.Элементы и этапы коммуникации.
63.Межличностные коммуникации.
64.Преодоление преград в межличностных коммуникациях.
65.Искусство общения.
66.Процесс принятия решений, его этапы и виды.
67.Рациональные решения.
68. Факторы влияющие на процесс принятия решений.
69. Модели принятия решений.
70. Методы принятия решений.
71. Лидерство,его сущность и стили.
72.Сущность конфликта, его причины и типы.
74.Процесс управления конфликтом.
Перечень рекомендуемых учебных изданий,

Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:

  1. Максименко Г.Б. Менеджмент – М.: «Дашков и К», 2008.

  2. Драчева Е.А., Юликов Л.И. Менеджмент – М.: Издательский центр «Академия», 2008.


Дополнительные источники:

  1. Вершигора Е.Е. Менеджмент. – М.: ИНФРА – М, 2005.

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник – М.: Экономистъ, 2003.

  3. Кузин Ф. Культура делового общения – М.: Ось – 89, 2000.

  4. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Этика менеджмента – М.: «Дашков

и К», 2007.
Интернет-ресурсы:

http://www.aup.ru/management

http://ecsocman.edu.ru

http://dlastudenta.narod.ru/management
Контрольные задания по дисциплине
Вариант 1


  1. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности.

  2. Методы управления: организационно-распорядительные, экономические, социально-психологические.

  3. Используя способы управленческого влияния, разработайте модель влияния менеджера на подчинённого в следующих ситуациях: 1.Отсутствие интереса у подчинённых к выполнению нового задания. 2.Негативная реакция подчинённых на внедрение новых технологий. 3. Обеспечение выполнения важного заказа в установленный срок.

Вариант 2

  1. Организация как объект менеджмента. Внутренняя и внешняя среда организации.

  2. Виды контроля: предварительный, текущий и заключительный.

  3. Разработайте модель Вашего общения с подчиненным на основе метода аттракции.


Вариант 3


  1. Цикл менеджмента (организация, планирование, мотивация и контроль) – основа управленческой деятельности.

  2. Сущность и классификация стилей управления.

  3. Ваша организация занимается производством пиломатериалов. В одном из цехов наблюдается текучесть кадров. Какие действие Вы предпримете?


Вариант 4


  1. Основные типы структур организаций.

  2. Типы, этапы и уровни принятия решений.

  3. Вы руководитель организации, которая специализируется на проведении мероприятий по охране и защите лесов. Сформулируйте миссию данной организации.


Вариант 5


  1. Понятие руководства и власти. Формы власти.

  2. Планирование и организация личной работы руководителя.

  3. В связи с погодными условиями, организация «Древо», специализирующаяся на проведении лесовосстановительных мероприятий и приобретающая саженцы на собственном питомнике столкнулась с проблемой недостатка посадочного материала и необходимостью его закупки. Для решения данной проблемы Вам как руководителю, необходимо подготовить план проведения совещания.

Вариант 6


  1. Понятие и этапы контроля.

  2. Деловое общение, его характеристика.

  3. Развейте трансакционный стимул в сторону параллельного и перекрёстного трансакта в следующих ситуациях:

- руководитель подчинённому: « Не могли бы Вы сегодня после работы помочь мне подготовить проект договора с нашими партнёрами, мы, к сожалению не укладываемся в срок»;

- подчинённый руководителю: « Я же предупреждал, что эта сделка весьма рискованная, у нас практически не было шансов, но меня никто не слушал».

Вариант 7


  1. Процессуальные теории мотивации.

  2. Современные подходы в менеджменте.

  3. Переформулируйте предложенные высказывания критического характера в «Я-высказывания»:

1.Я вижу, что вы не согласны со мной, но пока я здесь главный, и решения буду принимать сам.

2. У тебя есть три минуты для того, чтобы изложить свои соображения. Если ты будешь нервничать, бубнить и заикаться, я даже не буду слушать.

3. Мне не интересно, что вы думаете по этому поводу. Делайте то, что вам говорят.

4. Ваш кислый вид не соответствует месту администратора.

Вариант 8


  1. Содержательные теории мотивации.

  2. Процесс стратегического планирования.

  3. Спроектируйте рабочее место руководителя.

Вариант 9


  1. История развития менеджмента.

  2. Информация в менеджменте и её виды.

  3. Дайте подчиненному задание организовать встречу и временное размещение деловых партнеров с позиции автократа, либерала и демократа.

Вариант 10


  1. Коммуникация, её эффективность и преграды.

  2. Методы принятие решений.

  3. Вы руководитель цеха по распиловки древесины и отвечаете за работу многопильного станка. Станок вышел из строя, что на длительное время остановило работу цеха:

- каким образом вы будите осуществлять текущий контроль?

- как поступите с работниками, по вине которых была остановлена работа цеха?

- какой контроль в данной ситуации будет наиболее эффективным?