Главная страница

Психологическое занятие «Я смотрю на мир с интересом» Авторы: Ускова М. В., Шнайдер Е. В. педагоги-психологи маоу сош №5 г. Стрежевой Актуальность


Скачать 67.55 Kb.
Название Психологическое занятие «Я смотрю на мир с интересом» Авторы: Ускова М. В., Шнайдер Е. В. педагоги-психологи маоу сош №5 г. Стрежевой Актуальность
Ускова М.В
Дата 02.03.2016
Размер 67.55 Kb.
Тип Документы

Психологическое занятие «Я смотрю на мир с интересом»
Авторы: Ускова М.В. , Шнайдер Е.В. педагоги-психологи МАОУ СОШ № 5 г. Стрежевой
Актуальность. Каждый возраст имеет свои особенности. Не исключением является и подростковый возраст. Это самый долгий переходный период между детсвом и взрослостью, который характеризуется рядом физических изменений, а также интенсивным развитием личности ребенка.

В 5-6 классе появляется желание понять свои индивидуальные особенности (формирование самооценки, образа «Я»). Для их психики характерна полярность: повышенная самоуверенность сменяется ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении сменяется желанием уединиться, неустойчивость сменяется на апатию, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать и т.д. Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. В общении ребенок получает необходимые знания. Общаясь друг с другом и другими людьми, подростки испытывают трудности, с которыми сами справиться не могут. Как следствие возникают конфликты, стрессовые ситуации.

Разрабатывая данное занятие, мы предполагали знакомство с разнообразием проявлений личностных качеств, формирование навыков самопознания и взаимодействия для построения гармоничных отношений в коллективе сверстников и со значимыми людьми.
Цели и задачи занятия. Занятие предназначено для обучающихся 5-6 классов, у которых есть необходимость в укреплении сотрудничества в коллективе школьников. При проведении занятия происходят изменения в понимании, познании себя и других, осознании своих сильных и слабых качеств личности. Занятие можно использовать для коррекционно-развивающей работы, с подростками, у которых возникли сложности во взаимоотношениях со сверстниками, в понимании себя и своих особенностей.
Цель: формирование позитивного мироощущения.
Задачи:

  1. Обучить навыкам конструктивного взаимодействия, научить их анализировать собственное состояние, свои сильные и слабые стороны.

  2. Активизировать процесс познания себя и окружающих.

  3. Развить навыки самоконтроля и самопознания.

  4. Повысить самооценку через анализ достоинств.

  5. Повысить сопротивляемость стрессам, через создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия в коллективе подростков.


Организация занятия. Данное занятие может реализоваться во внеурочное время. Длительность 45-50 минут. Количество детей в группе от 10 до 12 человек. Ведущий (психолог или педагог с психологическим образованием) должен владеть: активными формами работы, способностью организовывать обсуждения и работу в малых группах, применять элементы арт-терапии и тренинга, применять навыки активного слушания, быть гибким и творческим. В коллективе подростков необходимо создать атмосферу доверия и раскрепощенности, дать детям возможность раскрыться и реализовать свои возможности с учетом их индивидуальности и соблюдать принцип психологической безопасности.

Формы и методы работы:

1.Коллективное обсуждение.

2.Игровые упражнения.

3.Работа в группах и в парах.

4.Самоанализ.

Материал: ватман с рисунком дерева, диска солнца, травка, стебель цветка; лепестки разного цвета по 1 на каждого ребенка; плоды красного и зеленого цвета по количеству детей в группе; лучики солнца; клей, цветные карандаши, фломастеры; памятка качеств (Приложение 1).
Ход занятия.
Вступление. Здравствуйте, ребята! Нас зовут ... Вы, наверно, имеете некоторые представление о психологии. Если коротко сказать, то психология – это внутренний мир человека, его характер, поведение и эмоции. Психология учит, как правильно общаться, как сохранить психологическое здоровье свое и окружающих людей.

Возможно, ваш мир сегодня черно-белый и в душе не очень уютно, как в осеннюю непогоду. А возможно этот мир наполнен для вас радостью и цветом, и вы ищете возможность выразить эти ощущения? Мы готовы вам помочь в этом.

1.Знакомство

Упражнение «Приветствие» (цель - снятие напряжение, получение положительных эмоций).

-Что делают люди, когда встречаются? (ответы детей). Правильно, они здороваются, приветствуют друг друга. Давайте и мы с вами поздороваемся.

Дети встают в общий круг и любым способом образуют два: внешний и внутренний. По словам ведущего внутренний круг передвигается по часовой стрелке. Ведущий говорит: «Эй, дружок, поздоровайся разок – рукой, ногой, головой, спиной … Эй, дружок, обнимемся разок».

Упражнение «Цветик-семицветик» (цель - знакомство).

- А теперь предлагаю познакомиться. Подойдите к столу и возьмите лепесток, цвет которого вам понравился. На лепестке напишите свое имя и одно прилагательное, которое характеризует вас сегодня и сейчас. Например, Елена-прекрасная. Затем прикрепите свои лепестки к стебельку цветка (дети работают).

- Обратите внимание на цветок. Чтобы цветок расцвел, я буду называть ваши имена. Тот, чье имя я назвала, встанет, а мы ему дружно аплодируем.

Упражнение «Моя мечта»

- У каждого из вас наверняка есть мечта. Мечта это то, о чем думаем, к чему постоянно стремимся. На столе возьмите лучик солнца и напишите свои желания - мечту (дети пишут свои желания и прикрепляют к диску солнца).

- Подойдите к картине и посмотрите на наше солнце желаний (называются желания, которые написали дети).

- Когда ваши мечты сбудуться, вы будете самыми счастливыми людьми, будете излучать свет и тепло, как это яркое солнце.

Упражнение «Дерево качеств» (цель - снятие напряжения, создание теплой дружеской обстановки, основанной на доверии и понимании).

- Посмотрите на стол. На нем лежат плоды зеленого и красного цветов. Возьмите яблоко красного цвета. Подумайте, о самом ценном качестве, которое вы имеете, и оно вам помогает двигаться к своей мечте, быть успешным в школе и жить друг с другом в мире и согласии. Напишите его на красном яблоке и приклейте на левую половину нашего дерева. Если вам трудно вспомнить качества человека, посмотрите в памятку, которую мы вам приготовили в помощь (дети работаю индивидуально).

- А сейчас возьмите зеленый плод и напишите качество, которое вы хотели бы еще иметь и развивать, чтобы осуществить свою мечту. Прикрепите плод на правой половине.

Ребята, вот какое дерево у нас получилось. Здесь мы видим ваши качества, котрые вам помогут реализовать свою мечту - это зрелые красные плоды (назвать эти качества). А на правой половине дерева находятся зеленые незрелые плоды, т.е. те качества, которые мы должны развивать и формировать в себе (назвать эти качества).
Упражнение «Психологическая аптечка» (цель – выработка рекомендации).

- А думаю, вам очень хочется, чтобы мечта каждого из вас стала реальностью и наши незрелые плоды стали зрелыми. Что же для этого вам необходимо делать?

- Обсудите и напишите полезные советы, рекомендации, которым нужно следовать, чтобы приблизиться к мечте (работа в группах, обсуждают, результат представляют от группы и кладут в аптечку).

Заключение.

- Ребята, посмотрите на картину, которая у нас получилась! Может быть, вы что-то хотите добавить (на усмотрение детей)?

- Она получилась яркая, необычная, и на ней есть частичка каждого из вас. Здесь есть ваши мечты, есть качества, которыми вы сегодня уже обладаете и которые вам необходимы для приближения к этой мечте. Мы уверены, что эта поляна будет излучать тепло и солнечный свет, согревая вас.

Я смотрю на мир - с интересом, создаю его – с волнением и нежностью. И тогда, обыденность и повседневность оборачивается блеском и роскошью….. а предметы и явления обнаруживают свой истинный тайный смысл.
Рефлексия.

- Перед тем, как закончить нашу встречу, мы просим вас выполнить еще одно упражнение, в котором вам нужно будет продолжить предложения.

Упражнение «Продолжи предложение».

  1. Сегодня на занятии я узнал…..

  2. Это занятие было полезно, потому что….

  3. Я теперь точно знаю, что………

  4. Чтобы быть успешным, нужно…..

  5. Чтобы моя мечта сбылась, я должен….

Наша встреча подошла к концу. Спасибо за активное участие.

До свидания! До новых встреч!

Приложение 1

Перечень качеств

  1. Любознательный

  2. Послушный

  3. Ответственный

  4. Воспитанный

  5. Честный

  6. Добрый

  7. Решительный

  8. Настойчивый

  9. Веселый друг

  10. Правдивый

  11. Активный

  1. Уверенный

  2. Общительный товарищ

  3. Аккуратный человек

  4. Самостоятельный

  5. Трудолюбивый

  6. Успешный

  7. Настойчивый

  8. Мужественный

  9. Опрятный

  10. Хороший ученик

  11. Волевой





Приложение 2
Фоторепортаж с занятия
c:\documents and settings\uskovamv\рабочий стол\фото-занятия\dscf1403.jpg c:\documents and settings\uskovamv\рабочий стол\фото-занятия\dscf1405.jpg c:\documents and settings\uskovamv\рабочий стол\фото-занятия\dscf1410.jpg

c:\documents and settings\uskovamv\рабочий стол\фото-занятия\dscf1413.jpg c:\documents and settings\uskovamv\рабочий стол\фото-занятия\dscf1414.jpg c:\documents and settings\uskovamv\рабочий стол\фото-занятия\dscf1418.jpg

c:\documents and settings\uskovamv\рабочий стол\фото-занятия\dscf1419.jpg c:\documents and settings\uskovamv\рабочий стол\фото-занятия\dscf1420.jpg c:\documents and settings\uskovamv\рабочий стол\фото-занятия\dscf1423.jpg


c:\documents and settings\uskovamv\рабочий стол\фото-занятия\dscf1426.jpg c:\documents and settings\uskovamv\рабочий стол\фото-занятия\dscf1427.jpg c:\documents and settings\uskovamv\рабочий стол\фото-занятия\dscf1428.jpg


c:\documents and settings\uskovamv\рабочий стол\фото-занятия\dscf1430.jpg c:\documents and settings\uskovamv\рабочий стол\фото-занятия\dscf1434.jpg c:\documents and settings\uskovamv\рабочий стол\фото-занятия\dscf1436.jpg