Главная страница

Прозвище это то, кто ты есть, или награда


Скачать 42.53 Kb.
Название Прозвище это то, кто ты есть, или награда
Дата 12.02.2016
Размер 42.53 Kb.
Тип Урок

Учитель культуры общения

Пономарева Марина Васильевна

МКОУ «Октябрьская сош»

Поворинского района

Воронежской области


Урок по культуре общения в 5 классе.
Тема: «Прозвище – это то, кто ты есть, или «награда» от других?»
«Честь и собственное достоинство сильнее всего»
Ф.М.Достоевский
Цели: 1. Помочь подросткам осознать ценность и уникальность собственной личности.

2.Способствовать развитию положительного отношения к себе и другим.

3.Отрабатывать навык конструктивного ведения дебатов, воспитывать уважение к говорящему; тренировать умение слушать собеседника, умение отстаивать свою точку зрения.
Ход урока.
1. Чтение сказки «Пропало имя».

В одной сказочной стране жили-были девчонки и мальчишки, а также их родители. Естественно у каждого из них были имена. Хорошие имена, просто можно сказать замечательные, не в каждой стране такие встречаются: Света, Коля, Наташа, Игорь и много других замечательных имён.

В этой сказочной стране, да впрочем, как и в любой другой, дети иногда капризничали и вредничали. Вот и девочке Наташе захотелось как-то повредничать.

- Девочка, как тебя зовут?- спросила её новая соседка.

- Никак.

- Так не бывает, наверняка, у тебя есть красивое имя.

- Ну что ж, - улыбнулась женщина, - буду звать тебя Никак.

И с тех пор пошло, поехало.

- Никак, иди играть!

- Никак, иди кушать!

- Никак, иди к доске!

Ребятишек это развеселило. Они решили, что это здорово и захотели, чтобы их всех звали Никак.

Что тут началось! Такая неразбериха, такая путаница! Никто не поймёт, кого зовут. Учительница скажет: «Никак, иди к доске!», и весь класс у доски топчется. Почтальон кричит: «Никак, тебе письмо!» Ребятишки к нему со всей улицы сбегаются. Можете себе представить, что творилось! Ну просто жить стало невозможно. Загрустили ребята, притихли. Стали вспоминать, как их раньше мамы ласково называли, а вспомнить не могут. А Никак разве можно ласково назвать? … Что ли Никакуля, Никакушка? Смех да и только.
Захотелось ребятишкам по-прежнему называться, да не тут-то было. Оказывается имена: Наташа, Настя, Света, Коля и все остальные обиделись на ребятишек и сбежали в лес. А там они приклеились к деревьям, птица, животным. А те и не возражали. Ну были просто берёзы, клёны, белки. А теперь появилась берёза Наташа, клён Коля, белка Света и другие. Вроде как берёза, клён, белка фамилии, а есть ещё и имена. Очень чудненько получилось. И имена довольны, и жители леса. Одни ребятишки горюют, думают, как им имена вернуть. Берегут теперь девчонки и мальчишки свои имена пуще глаза, дорожат именами своими и другим того же советуют.

Вопросы: 1) Почему имена обиделись на ребят?

2) Зачем человеку даётся имя?

2. Краткое сообщение из истории имён.

Христианские же имена на Русь пришли примерно 1000 лет назад, тогда, когда крестили в Днепре наших предков. Эти имена имеют греческие, римские, еврейские корни. Подробнее о именах вы узнаете в книге Льва Успенского «Ты и твоё имя».

3. Игра «Что ты знаешь о своём имени?»

Учащиеся рассказывают, что они знают о своём имени.

Вопросы: 1. Как звучит ваше имя, когда оно вам особенно нравится?

2. Как ласково называет вас мама?

4. Чтение стихотворения.

Что в имени тебе моём?

Оно умрёт, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мёртвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нём? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его, тоскуя,

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я.

5. Проведение дебатов.

В Древней Руси не было многих, привычных нам имён, зато были прозвища. И какие… Зычные, выразительные, и они давали точное представление о характере их владельца. Например, Лютый, Грозный, Сила, Гордей, Дубина, Медведь, Добрыня, Забора и т.д. Считается, что из них позже произошли современные фамилии.
Сегодня мы должны выяснить: либо в прозвище нет ничего обидного, либо всё-таки это оскорбительно.

Повторение правил ведения дебатов.

1. утверждай и доказывай

2. слушай

3. опровергай и доказывай

4. не перебивай

5. говори спокойно

А) Деление на группы проводится перед уроком. «У» - утверждающая доказывает, что в прозвище нет ничего обидного, т.е. прозвище то, кто ты есть. «О» - опровергающая доказывает, что прозвище это обидно, унизительно, оскорбительно. Судьям придётся решить: чьи доводы окажутся наиболее убедительными.

Б) Работа в группах. Подбор аргументов и постановка вопросов.

Аргументы утверждающей стороны: Вопросы опровергающей стороны:

1. Человек сам хочет, чтобы его называли 1. Может, стоит поменять имя?

прозвищем, т.к. ему не нравится своё имя.

2. Прозвище звучит ласково. 2. А если сказано унизительно?

3. Удобно называть, чтобы не перепутать 3. А разве прозвища перепутать

нельзя с другими?

4. Прозвище – это просто детская мода. 4. А может ли это быть модным?

5. Если оно подчёркивает характер. 5. А если это не лучшая черта

характера?

6. Для маскировки. 6. А для чего она нужна?

7. Если имя длинное, и его неудобно 7. Может его просто сократить?

произносить.
Аргументы опровергающей стороны: Вопросы утверждающей стороны:
1. Прозвище не отражает личность, а 1. Может, нужно следить за собой и

унижает морально. не давать повода?

2. Прозвище чаще всего подчёркивает 2. А если быть выше предрассудков

недостаток человека, который может и не обращать внимания? перерасти в комплекс неполноценности.

3. Эта «награда» чаще всего бывает 3. А такая ли она напрасная?

напрасной.

В) Подведение итогов.