Главная страница

Проявления общего речевого недоразвития у детей дошкольного возраста имеют разнообразную структуру и характер. Изолированно данное речевое нарушение проявляется примерно у одной трети детей


Скачать 75.51 Kb.
Название Проявления общего речевого недоразвития у детей дошкольного возраста имеют разнообразную структуру и характер. Изолированно данное речевое нарушение проявляется примерно у одной трети детей
Дата 07.03.2016
Размер 75.51 Kb.
Тип Документы


Проявления общего речевого недоразвития у детей дошкольного возраста имеют разнообразную структуру и характер. Изолированно данное речевое нарушение проявляется примерно у одной трети детей. В остальных случаях ОНР сопровождается сопутствующими недостатками развития, очень часто сочетаясь с недостатками психических функций и поведения.  Синдром гиперактивности (СДВГ) - очень распространенный в современной детской популяции симптомокомплекс нарушений. Его изучением занимаются специалисты разных научных областей: медицины, педагогики, психологии, психиатрии и др. В логопедических группах в существующих условиях, возникает проблема обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи в сочетании с синдромом гиперактивности, так как основным специалистом является учитель-логопед, а педагоги психологи и медицинский персонал учреждений определяются как сопутствующее направление коррекции, зачастую лишь консультативно-диагностическое. Поэтому необходимо использование приемов и методов, способствующих развитию речевых и неречевых функций с учетом психоречевого развития детей данной категории.

Рассмотрим, в чем заключается несформированность лексико-грамматических категорий речи у детей с ОНР. Нарушения формирования лексики у детей данной категории проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении многих лексических значений, многочисленных вербальных парафазиях (заменяют нужное слово другим, относящихся к одному семантическому полю), несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает и носит ситуативный характер. Выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников (кислый, пушистый, гладкий, квадратный и др.). Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки.

С точки зрения уровня несформированности грамматического строя речи данная категория детей характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи. Отмечается, что основным механизмом несформированности грамматического строя речи у детей  является нарушение дифференциации фонем, что вызывает трудности различения грамматических форм слов из-за нечеткости слухового и кинестетического образа слова и особенно окончаний. В связи с этим преимущественно страдает морфологическая система языка, формирование которой тесно связано с противопоставлением окончаний по их звуковому составу, а также неумение наблюдать за протеканием языковых процессов в повседневном общении, в частности за словоизменением и синтаксическим оформлением высказывания. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается образование новых слов с помощью суффиксов, и т.п. нарушения.
У дошкольников с общим речевым недоразвитием в сочетании с СДВГ наряду с речевыми проблемами проблемы психологического характера препятствуют нормальному усвоению изучаемого материала, развитию деятельности (игровой, предметной, учебной), задерживают формирование навыков общения с окружающими. 

У детей с СДВГ наблюдается несоответствие между реальным уровнем развития и той успеваемостью, которую можно ожидать, исходя из коэффициента интеллекта. Интеллект детей сохраняется, но черты, характеризующие СДВГ — беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность, импульсивность поступков и повышенная возбудимость, часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков. Это ведет к выраженной школьной дезадаптации.

Недостатки работоспособности проявляются циклично (Л. А. Ясюкова). Произвольная продуктивная работа не превышает 5—15 минут, по истечении которых дети теряют контроль над умственной активностью, далее в течение 3—7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла.

Эти дети в большей степени подвержены депрессивному состоянию, легко расстраиваются из-за неудач.

Дошкольники с СДВГ демонстрируют снижение произвольности собственной активности, как одной из составляющих развития ребенка из-за снижения и незрелости формирования в развитии следующих функций: внимания, праксиса, ориентации, слабости нервной системы. В случае сочетания синдрома гиперактивности с общим речевым недоразвитием, картина речевого нарушения дополняется целым комплексом недостатков психологического характера, что определяет трудности диагностики и коррекции речевых нарушений.

 

Организуя специальные занятия по коррекции лексико-грамматических нарушений, основное внимание необходимо обращать на количественное накопление словаря, необходимого для полноценного общения; правильное понимание детьми слов на основе их точного соотнесения с объектами окружающей действительности и постепенное повышение их понятийного содержания, активизацию словаря (т.е. не только знания слов, но и усвоения сочетаемости слов, уместного их употребления в контексте). Усвоение новых слов должно происходить на основе ознакомления с постоянно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них.

Развитие словаря детей осуществляется в тесной связи с развитием их познавательной деятельности, при целенаправленной организации речевой и мыслительной активности.

Обучение и закрепление навыков словообразования проводится в виде  различных игровых фрагментов, где действующими лицами являются сами дети или их любимые персонажи. Широкое использование наглядности, элементов музыки, активизации речевой деятельности, различные формы поощрений помогают поддерживать положительный эмоциональный настрой детей, интерес к занятиям.

Умение сочетать слова между собой нередко оказывается  несформированным даже при правильном понимании значения слова, что затрудняет его активизацию. Поэтому у детей с общим недоразвитием речи  постоянно следует формировать механизм словоупотребления.

Формирование у дошкольников с ОНР грамматических навыков проводится, в том числе и в рамках словарной работы.

В коррекции грамматического строя речи можно выделить два основных направления:

- Логопедическая работа включает словообразование существительных, прилагательных и глаголов.

-  Уточнение грамматического значения слова является важным условием формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

В процессе коррекционной работы проводится уточнение наиболее доступных для дошкольников грамматических значений: категориального значения различных частей речи (существительного, глагола, прилагательного), одушевленности и неодушевленности, числа и рода существительных и прилагательных, некоторых падежных значений существительных.

  Но, помимо коррекции речевых нарушений у детей с СДВГ, важна коррекция поведенческих проявлений. Поэтому оказание помощи всегда должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями, работу с педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение и диспансерное наблюдение (в случае необходимости).

Коррекционная работа с гиперактивным ребенком должна быть направлена на решение следующих задач:

1. Научить ребенка правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с окружающими людьми.

2. Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела. Развить у него чувство ответственности за собственные поступки.

3. Научить ребенка уважению прав окружающих людей.

4. Установить контакт с педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях СДВГ, эффективных методах работы с гиперактивными детьми.

5. Добиться повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в повседневной жизни. Необходимо определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

Воздействие на сенсорно-моторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза активизирует развитие всех высших психических функций. Двигательные методы не только создают некоторый потенциал для будущей работы, но восстанавливают и организуют взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции.

По мнению психологов, специально подобранные игры - наиболее эффективный, а порой и единственный метод коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Именно в игре ребенок отражает то, что происходит с ним в реальной жизни. Здесь сразу становятся заметны его конфликты с окружающим миром, проблемы контактов со сверстниками, его реакции и чувства.

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие их особенности: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать гиперактивных детей в коллективную работу целесообразно поэтапно: сначала играть с ребенком индивидуально, затем привлекать его к играм в малых подгруппах и только после этого включать  в коллективные игры. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Цель бесед с гиперактивными детьми в том, чтобы информировать ребенка и помочь ему поверить в себя. Надо поощрять детей вносить их собственные идеи, выражать беспокойство и задавать вопросы. Представленные термины и понятия должны соответствовать уровню познаний ребенка. Взрослые должны быть осторожны, избегать слов, которые воспринимаются как осуждающие и негативные.

Специальные занятия, проводимые с гиперактивными детьми, отличаются четкой, повторяющейся структурой, введением временного лимита на выполнение заданий, соблюдением детьми норм и правил поведения, введением системы наказаний и поощрений, соблюдением правил начала и окончания занятий. Начало занятия должно включать специфическое групповое приветствие, возможно, прослушивание какой-нибудь мелодичной музыки, окончание занятия - его групповое обсуждение.

Во время занятий важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Ребенку должна быть предоставлена возможность в случае затруднения быстро обратиться за помощью к педагогу. Задания даются последовательно. Если предстоит выполнить большое задание, оно предлагается в виде последовательных частей. И педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. Выполнение этих рекомендаций позволяет нормализовать взаимоотношения педагога с "трудным" ребенком, помогает дошкольнику достигать более высоких результатов на занятиях, а в дальнейшем усваивать образовательную программу в школе.