Главная страница

Программа занятия учителя-логопеда Лебедевой В. И. Тема: «Подгрупповое занятие по автоматизации звуков [р] и[ р`] в связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием игр с мячиками и кубиками»


Скачать 95.47 Kb.
Название Программа занятия учителя-логопеда Лебедевой В. И. Тема: «Подгрупповое занятие по автоматизации звуков [р] и[ р`] в связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием игр с мячиками и кубиками»
Дата 07.03.2016
Размер 95.47 Kb.
Тип Программа


Программа занятия

учителя-логопеда Лебедевой В.И.

ТЕМА: «Подгрупповое занятие по автоматизации звуков [р] и[ р`] в связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием игр с мячиками и кубиками».

Из истории предметов

Детские кубики с буквами были изобре­тены в глубокой древности. Еще в I веке до нашей эры о них упомянул римский ора­тор Цицерон.

Пытаясь доказать, что всем на земле управляет воля бессмертных богов, он сказал в одной из своих речей: «Почему нам не вообразить, что если бросить на землю известное количество знаков, представляющих двадцать одну букву, то они могли бы упасть, приняв такой порядок, что образо­вали бы при чтении связный текст?»

Исследователи долго не могли понять, о чем же говорил знаменитый оратор древно­сти. Однако в четвертом веке нашей эры известный церковный писатель и богослов Иероним написал трактат «О воспитании отроковицы». В нем помещен совет, как обучить маленькую девочку грамоте: «Нужно сделать ей буквы из дерева или из слоновой кости. Пусть играет с ними и иг­раючи обучается; перемешивая буквы, она будет знать их не только по звуку, но и по виду».

Вот с каких древних пор существуют широко распространенные детские кубики.

Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек всех стран и народов. В Древней Греции, Риме и Египте мяч не только любили, но и... уважали. Например, в Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце, а значит (по мнению греков) обладал его волшебной силой. Греки шили мячи из кожи и набивали каким-нибудь упругим материалом, например, мхом или перьями птиц. А позже догадались надувать кожаный мяч воздухом. Такой мяч назывался «фоллис». Небольшие фоллисы использовали для ручных игр, а мячами больших размеров играли в игры типа футбола.

Античные забавы с мячом были не просто играми, они часто связывались с религиозными обрядами.

В России мячи были разные. В раскопках под Новгородом нашли мячи разных размеров, сшитые из кожи. Ими играли дети в XIII веке. Крестьянские дети прошлого века играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. Сохранились даже сведения об одной из игр: ставили в ряд куриные яйца и выбивали их мячом. В подмосковном Хотьковском девичьем монастыре шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту, — получался одновременно мячик и погремушка. Кстати, происхождение слова «мяч» связано со словами «мягкий, мякоть, мякиш». То есть мяч — это мягкий шар. Еще в середине XX века у псковских девушек была любимая частушка:
Пущу мякчик по дорожке,
Пущая мякчик катится...
(по материалам сайтов http://potomy.ru/things/3278.html, http://www.olenenok.caduk.ru/p35aa1.html)
В настоящее время кубики и мячики – очень распространенные игрушки. Теперь их может иметь каждый ребёнок. Мячи и мячики, чаще всего, востребованы летом, на отдыхе. Из кубиков выполняют всевозможные постройки, с их помощью изучают азбуку, счёт; развивают зрительное внимание, память, логическое мышление, запоминают цвета.

Многие педагоги, в их числе, учителя-логопеды, с успехом используют игры с мячами и кубиками в коррекционной практике. Я также являюсь их поклонницей, поэтому далее отмечу преимущества работы с мячиками и кубиками, и, в качестве примера, предложу разработку логопедического занятия, на котором использую игры с мячами и с кубиками.

Преимущества работы с мячиками и кубиками

Доступность – из купленных в магазине кубиков легко сделать индивидуальное пособие; разнообразная цветовая гамма и размер мячей даёт возможность также придумать множество игр с ними;
Вариативность – одно и то же пособие можно использовать для формирования различных умений и навыков;
Динамичность – игровая форма как основной вид деятельности дошкольника;
Развитие мелкой моторики – воздействие на речевые центры через манипуляции с предметом;

Развитие общей моторики - это важно для любого ребёнка, а для воспитанника коррекционных речевых групп - особенно.
Две формы проведения занятия - участвовать в игре/ выполнении заданий может один ребенок или несколько детей одновременно.

Программа занятия

учителя-логопеда Лебедевой В.И.

ТЕМА: «Подгрупповое занятие по автоматизации звуков [р] и[ р`] в связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием игр с мячиками и кубиками».

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Зимние виды спорта.

(22-ая Зимняя олимпиада 2014 в Сочи)»


Цели

Коррекционные:

- закрепление навыка правильного произношения звука «Р»и «Р`» в слогах, словах, предложениях, связной речи;

- развитие мелкой моторики;

- совершенствование фонематического восприятия;

- формирование навыка контроля за собственной речью.

Развивающие:

- закрепление навыков фонематического анализа и представлений;

- расширение словарного запаса детей за счёт употребления обобщающих слов, названий, обозначающих виды спорта и спортивный инвентарь.

- закрепление умения изменять имена существительные и прилагательные по числам, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе,

- закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных и прилагательных,

- развитие внимания, памяти, мышления.

- развитие быстроты мыслительных реакций, ловкости.

- закрепление умения детей выделять общий признак предметов, развитие способности к обобщению.

Воспитательные:

- воспитание культуры взаимоотношений, формирование навыков речевого общения;

- воспитание усидчивости, умения доводить дело до конца.



Этапы деятельности


Содержание деятельности

Оборудование


1.Автоматизацация звуков[ р] и[ р`] в словах, предложениях.

Развитие мелкой моторики пальцев рук. «Разминка» с мячиками.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику с элементами самомассажа, сопровождающуюся стихами, включающими слова со звуками [р] и [ р` ].

Используем маленькие массажные мячики (по одному для каждого участника).

Текст «Разминки» :

«Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю.

«Здравствуй, мой любимый мячик!»-

Скажет утром каждый пальчик.

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

Только брату отдаёт:

Брат у брата мяч берёт.»

Т.А,Воробьёва,О.И.Крупеньчук «Мяч и речь», КАРО,С-Пб,2003)

2.Автоматизация звуков [ р] и[ р`] в слогах, словах, словосочетаниях.

Игра с мячами «Стучалочка».


Дети произносят ряды рифмованных слогов, слов, словосочетаний со звуками[р]и[р`], одновременно отстукивая ритм мячом.

Используем 2 больших гладких резиновых мяча

( один - для логопеда, второй - для поочерёдного использования его всеми участниками игры).

Ряды слогов:

Рааа-физкульт-ура,

Рыыы-мы-бодры,

Рю-рю-рю-чётко говорю,

Арь-арь-арь-мяч лови,вратарь,

Ор-ор-ор-выходи во двор,

Реее-все мы во дворе.

3.Автоматизация звука [р ]и [р `]в словах. Развитие фонематического анализа и представлений.

Игра с кубиками « Строим башню».

Дети отбирают картинки, содержащие в своих названиях звуки[ р] и [р`],обозначающие спортивный инвентарь.

Карточки с изображением спортивного инвентаря, включающие звуки[ р] и [р`]:

ракетка,бревно,брусья,боксёрские перчатки, обруч,гиря; карточки, не включающие эти звуки: коньки, мяч,лыжи .

Кубики среднего размера - количество равно карточкам со звуками [ р.] и [р.`], кубик-крыша, (на кубиках и карточках наклеены «липучки».)

4. Автоматизация звуков[ р] и [р`] в словосочетаниях. Изменение имён существительных и прилагательных по числам, согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Игра с мячом «Один-много».

Дети перекатывают мячи, проговаривая словосочетания, изменяя в них имена прилагательные и существительные по числам.

Большой резиновый мяч.

Словосочетания для проговаривания:

разноцветный(ые) обруч(и),

быстрый(ые) спортсмен(ы),

храбрый(ые) горнолыжник(и),

красная (ые) ракетка(и),

боксёрская(ие) перчатка(и),

круглая(ые) гиря(и).



5. Автоматизация звуков[ р] и[ р`] в словах, предложениях.

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Игра с большим кубом

« Четвёртый-лишний».

Ребёнок находит на одной из сторон куба лишнюю картинку, называет её, объясняя свой выбор. ( Используются картинки по лексическим темам: спортивный инвентарь, зимние и летние виды спорта, продукты).

Карточки с картинками, включающие звуки[ р] и [р`]:

3-с изображением зимних видов спорта- сноуборд, фигурное катание, прыжки с трамплина;1- с летним видом спорта- бокс;

3-с изображением спортинвентаря: ракетка,обруч,ролики;1-с изображением инструмента-топор;

3-с изображением полезных продуктов- рыба,сыррукты; 1- с вредными продуктами-гамбургер.

Все карточки крепятся на «липучках» на большой куб, на каждой стороне которого также имеются 4 «липучки».


6. Автоматизация звуков[ р] и[ р`] в предложениях.

Формирование умения согласовывать части речи в роде, числе и падеже.

Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение».

Дети составляют простое предложение из слов, стоящих в начальной форме и не согласованных между собой. Произнося готовое предложение, перебрасывают мяч обратно, к педагогу.

Большой резиновый мяч.

Слова для составления предложений:

- фигуристка, кататься.

Фигуристка катается.

-фристайлист, кувыркаться.

Фристайлист кувыркается.

-тренер, упражнения, показывать.

Тренер показывает упражнения.

-сноубордист, выиграть, соревнования.

Сноубордист выиграл соревнования.

-горнолыжник, с, гора, мчаться.

Горнолыжник мчится с горы.



7. Автоматизация звуков[ р] и[ р`] в связной речи.

Игра с кубиками «Расскажи о профессиях».


Дети подбирают картинки на кубиках с предметами, необходимыми для людей, работающих в олимпийской деревне, затем рассказывают об их профессии. ( Используются картинки с изображением: повара, врача, шофера).

4 средних кубика :

1 кубик с приклеенными на трёх его гранях карточках с изображением: шофёра, доктора, повара;

3 кубика с приклеенными на каждом из них по 3 карточки с изображением атрибутов для каждой из данных профессий: 1-руль, кастрюля, шприц;2-маршрутное такси, поварёшка, лекарства; 3-канистра с бензином, продукты, термометр.



Приложение

Оформление кабинета.
Данное занятие проходит в форме путешествия по станциям. На каждой станции установлена табличка с изображением игры, в которую детям предстоит здесь сыграть, и напечатано её название, (для читающих детей), а также построена башня из кубиков, вверху которой крепится картинка с изображением переходящего «олимпийского факела».

Переходы между станциями представляют собой приклеенные «следы» трёх животных-талисманов олимпийских игр в Сочи. Задача детей : двигаться так, как это делает каждый из этих животных: пропрыгать, как зайчик; пройти на внешней стороне стопы-«вразвалочку»,как медведь; пройти в одну линию, как будто крадётся леопард.

На финальной станции «Расскажи о профессиях» построена «Олимпийская деревня» из кубиков. По желанию организаторов игры «деревню» можно украсить игрушечными спортсменами или мини-макетами с изображением спортсменов-олимпийцев. На башню «Олимпийской деревни» в финале игры также необходимо водрузить «факел с олимпийским огнём» - картинку, переносимую со станции на станцию. Участникам путешествия , успешно выдержавшим все испытания, вручаются призы-шоколадные «олимпийские» медали.

СТАНЦИЯ «РАЗМИНКА» СТАНЦИЯ «СТУЧАЛОЧКА»




СТАНЦИЯ «ОДИН-МНОГО» СТАНЦИЯ «ПОСТРОЙ БАШНЮ»











СТАНЦИЯ «ЧЕТВЁРТЫЙ - ЛИШНИЙ» СТАНЦИЯ «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»



СТАНЦИЯ «ОЛИМПИЙСКАЯ ДЕРЕВНЯ»