Главная страница

Программа воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


Скачать 0.99 Mb.
Название Программа воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
страница 1/6
Дата 12.02.2016
Размер 0.99 Mb.
Тип Программа
  1   2   3   4   5   6

Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»

Целевая комплексная адаптированная

программа воспитания для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

разновозрастной группы семейного типа №3 «Добрячки»
« Я+ МЫ= ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

на   2014-2015 учебный год.

Воспитатель:

Давлетова

Лютсия Вакифовна

1квалификационной категории

Утверждена

на педагогическом совете

25.08.2014г.

Протокол № 58.

Паспорт программы

Наименование программы

« Я+ МЫ= ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

Основания

для разработки программы

Конвенция о правах ребёнка

Закон РФ об образовании

Закон РФ об основных гарантиях прав ребёнка

Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»

Закон РТ об образовании Республики Татарстан.

Программа развития ГБОУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Альметьевский детский дом ».

Воспитательная программа « Я+ МЫ= ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

Заказчик программы

Администрация ГБОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Альметьевский детский дом ».

Разработчик программы

Воспитатель разновозрастной группы семейного типа № 3 «Домовята» ГБОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Альметьевский детский дом».Давлетова Лютсия Вакифовна.

Участники программы

Воспитанники разновозрастной группы семейного типа № 3 «Домовята» (10-14 лет)

Цель программы

создание максимально благоприятных условий для развития творческого детского коллектива через раскрытие и развитие личностных и творческих сил каждого члена в конкретных делах и поступках в контексте с традициями и духовной культурой татарского народа.

Задачи

- определение общей стратегии развития коллектива, его функционирования, безболезненный переход от ступени развития до другой;

- создание эмоционально-насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям каждого воспитанника, носящей творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания в конкретных условиях с каждым воспитанником;

- развитие активности и инициативности, организаторских навыков воспитанников по формированию детского самоуправления в детском коллективе;

- формирование целостного восприятия общественной деятельности детей (стереотип нужности, необходимости);

- воспитание гражданина своего Отечества, Республики, края на традициях татарского народа в контексте с его духовной культурой.

Срок реализации

2014 – 2015 г.г.

Этапы реализации

1 этап - изучение коллектива группы № 3

2 этап - формирование, углубление и развитие творчества воспитанников, переход в режим функционирования.

3 этап – обобщение опыта.

Ожидаемые конечные результаты

Организация работы детского коллектива, безболезненно прошедшего все 3 ступени развития «Исполнитель», «Инициатор», «Организатор» способного влиться и самостоятельно функционировать в общешкольном коллективе детском коллективе.

Формирование детского коллектива, эмоционально насыщенного общественно-полезной деятельностью на пользу и радость людям, способного эффективно использовать формы проведения КТД .

Привлечение активного и инициативного детского коллектива – организатора всех КТД, имеющего образовательную и воспитательную силу по формированию детского самоуправления в своём коллективе.

Воспитание детского коллектива, каждый член которого считает себя достойным гражданином своего отечества, Республики, края, бережно хранящим традиции своего народа с его духовной культурой.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ

Создать новую систему стимулирующего и педагогически целесообразного влияния на жизнедеятельность воспитанников, целям гражданского, духовного и физического становления личности, учета и развития способностей и интересов воспитанников, их прав на свободный выбор видов и форм дополнительного образования, развития принципов природосообразности и культуросообразности,  как основы воспитательного процесса. 

Пояснительная записка.

Политика управления образования, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в учреждениях государственного воспитания определяется Программой развития образования. Детский дом является  фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.

Данная  целевая комплексная адаптированная программа воспитания государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Альметьевский детский дом» для воспитанников разновозрастной группы семейного типа ( с 4-х до 16 лет).Программа составлена на основании Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в ред. Постановления Правительства РФ от22.02.1997г. № 212), «Типовой программы воспитания и обучения детей» (М. Просвещение, 1989, под ред. Р.А.Курбатова), и программы «Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в современном обществе» определяет цели воспитания с учетом приоритетов и стратегии государства, интересов воспитанников и педагогов детского дома.

В основе программы воспитательной работы с детским коллективом «Я+МЫ= ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» лежит КТД (коллективное творческое дело), единой целью которого становится создание условий для проявления воспитанниками группы инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, раскрытие и развитие индивидуальных творческих сил человека в конкретных делах и поступках на общую радость и пользу.

Программа ориентирована на повышение статуса воспитания в детском доме, дальнейшее обновление содержания и структуры воспитания на основе традиций и накопленного детским домом опыта, формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания.

Все воспитанники детского дома образуют социальную общность, каждому воспитаннику предстоит наладить дружеские взаимоотношения. Нам предстоит помочь каждому воспитаннику почувствовать свою принадлежность к роду человеческому, формировать у детей представление мира в его развитии , расширить границы внутреннего мира и дать детям возможность попробовать проявить себя в разных аспектах, найти каждому свое призвание в жизни.

В программе выделяются основополагающие условия, обеспечивающие возможности целенаправленной работы по развитию содержания адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социально-правовую защиту воспитанников и создание условий социальной защищенности человека, способности воспитанника воспринимать реальный мир, быть коммуникативным в нем, принимать решение, при изменении внешней ситуации, быть способным к созданию своей семьи. Методологическими ориентирами данной программы являются подходы: системный, деятельностный, культурологический, личностный.

Воспитательная работа охватывает весь педагогический процесс, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной среды  и окружающей действительности. Для того, чтобы подготовить воспитанника к взрослой самостоятельной жизни, научить нормам морали, понимать логику определенных правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с людьми и привитие навыков общежития, определены основные направления работы:

Направление 1. Формирование здорового образа жизни. « Охрана здоровья. Физическое воспитание».

Направление 2. Патриотическое и гражданское воспитание « Гражданин».

Направление 3. Эстетическое воспитание  «Досуг»

Направление 4. Основы семейного воспитания в условиях детского дома. « Я и семья».

Направление 5 Правовое воспитание « Этика поведения».

Направление 6 . Трудовое воспитание и профориентация. « Труд – основа жизни».

Направление 7. Учебно – познавательная деятельность «Интеллект»

Направление 8 Экологическое воспитание  « Берегите мир».

Направление 9. Детское самоуправление « Познай себя»

Коммуникативный компонент соединяет все элементы воспитательной работы в единое целое и обеспечивает связь воспитательной программы с социокультурной средой. Каждый год работая по воспитательной программе – это этап развитии личности ребенка и группы в целом.

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Законы РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка».

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

  • Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

  • Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

  • Областной закон «О защите прав ребенка»

  • Устав детского дома.

  • Программа развития детского дома.


Цели и задачи воспитательной деятельности.
Цель: создание условий для формирования духовно – развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.
Задачи:
1. Через сотрудничество создать условия для саморазвития, самоактуализации внутренних движущих сил, способностей и талантов ребенка.
2. Проводить работу по формированию основ позитивного социального поведения, привития чувства собственной ответственности за происходящее в группе, в детском доме, в школе, в округе.
3. Продолжить работу по созданию атмосферы добра, любви, взаимопонимания в группе и в детском доме в целом.
4. Продолжить работу над повышением уровня культуры поведения, прививать навыки толерантности, учить общению друг с другом, с педагогами, с учителями, со взрослыми людьми, с младшими ребятами.
5. Обеспечить общее культурное развитие ребенка, максимально использовать возможности гуманитарных дисциплин для формирования духовной сферы личности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


  • Определение общей стратегии развития коллектива, его функционирования, безболезненный переход от одной ступени развития до другой.

  • Сформировать слаженный коллектив разновозрастной группы семейного типа №3 «ДОБРЯЧКИ», способной жить и трудиться сообща, помогая друг другу.

  • Создание эмоционально-насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям воспитанников, носящей творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными детьми.

  • Развитие личности воспитанников во всех предполагаемых сферах деятельности: творческой, мотивационной, поведенческой, эмоциональной, личностной, в сфере общения и взаимоотношений и способствовать дальнейшему сплочению коллектива через совместную творческую и трудовую деятельность воспитанников.

  • Создание семейной атмосферы в группе, формирование доверительных взаимоотношений и взаимопонимания.

  • Подготовка воспитанников к семейной жизни: воспитание ребенка, способного в будущем успешно адаптироваться в обществе.

  • Формирование базовых трудовых навыков по самообслуживанию: соблюдение личной гигиены, по уходу за собой, своим жилищем, учить правильно ориентироваться в выборе профессии, вести планомерную подготовку к самостоятельному выбору профессии.

  • Воспитание гражданина своего Отечества, Республики, края на традициях чувашского народа в контексте с его духовной культурой.

Принципы воспитательной работы в группе.
1.Обучение лучшей жизни через включение в лучшие отношения.

2.Принцип целесообразности и природосообразности: выбор конкретных форм деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, ценностных и целевых ориентаций, уровня развития коллектива.

3.Альтруистическая направленность в деятельности группы, установка на постоянное, ежедневное творчество, абсолютная бескорыстность, воспитание в себе привычки заботиться о людях и получать от этой заботы удовольствие. Эта позиция вырабатывает умение выделять нужды окружающих людей, загружать себя работой на их благо.

4.Гуманистическая направленность: в центре внимания педагога – личность каждого воспитанника, принимается за наивысшую ценность (личностно- ориентированный подход к воспитанию).

5.Принцип коллегиальности: участие в организации воспитательного процесса самих воспитанников, их опекунов, педагогов, работающих в группе.

6.Пять само: самоорганизация, самодеятельность, самовоспитание, самоуправление и самоанализ. Неприятие иждивенчества, работа без расчета на взрослых. Высокая личная ответственность за все, что происходит вокруг, активная позиция. При этом отрицание всякого насилия, полная добровольность, постоянная готовность подчиниться товарищу или взять на себя руководство в любом деле. Отсюда частая сменяемость руководства в группе, работа дежурных командиров.

7.Принцип системности: взаимодействие всех участников воспитательного процесса в системе (исходя из предполагаемых конечных результатов (целей воспитания).

8.Установление доброжелательных отношений со взрослыми, с педагогами. Воспитание потребности в установлении тесных взаимоотношений со старшими, младшими ребятами. Приглашение к совместной деятельности взрослых.

9.Творчество – способ любой деятельности. Воспитание стремления делать самое скучное дело интересным, даже праздничным, путем импровизации, экспромта, что является гарантией от формализма.

10.Коллективизм в самом высоком смысле слова. Создание союза единомышленников, братьев по духу. Обучение коллективной деятельности: умение планировать, организовать, анализировать свою жизнь. Формирование посредством коллективистских отношений яркой, неповторимой индивидуальности.

Исходное состояние воспитательной системы.
Общая характеристика группы №3 «Домовята».

В группе № 3 «Домовята» проживает и воспитывается 8 человек: 4 мальчика и 4 девочки. Возраст воспитанников 14 – 17 лет.

Возрастной состав: 1997 года рождения – 1 воспитанник, 1998года – 3 воспитанника,1999 года- 2 воспитанник, 2000 года рождения – 2 воспитанника.

Исследование социального статуса семей воспитанников выявило следующее: Сироты: Петрянкина Д., Макарова О., - 2 человека Воспитанники, оставшиеся без попечения родителей: Бодруг А., Жирнов Е., Малышева О., Мурунов Д., Сергеев В. Файзуллина Р., .- 6 человек.

Уровень знаний в группе ниже среднего.

Учебный год воспитанники закончили с такими результатами:

  • на «5» и на «4» - Малышева О.,.

  • на «4» и на «3» - Петрянкина Д., Макарова О., Файзуллина Р, Муруновы Д, Жирнов Е., Сергеев В. . - 5 человек,

  • на «3» и «2» – 0 человек,

  • не аттестован - Бодруг А – 1 человек.

Успеваемость - 72 %, Качество знаний 12%.

Есть в группе дети, которые требуют особого внимания: это ребята, которые слабо занимаются, так как мало уделяют времени для подготовки к урокам. Такие воспитанники, как Сергеев В, Бодргуг А.,Жирнов Р.. не всегда добросовестно относятся к выполнению домашнего задания, не проявляя особого интереса к учебе. Поэтому качество знаний этих ребят требует особого контроля. Значительно ухудшили свою успеваемость по сравнению с прошлым учебным годом Жирнова Е. Все воспитанники записаны в библиотеку, но к чтению книг относятся пассивно. Чтением занимаются в основном при подготовке к урокам, читая то, что задано в рамках программы. В библиотеку ходят всем коллективом каждый понедельник. Все вовлечены во внешкольную интеллектуальную деятельность с учетом их интересов. Ребята посещают декоративно-прикладной кружок «Фантазия», факультативы по русскому и математике, спортивные секции: « Футбол», «Мини-футбол». Дети в группе подвижные, активные, любознательные. Поручения выполняют добросовестно. Все ребята принимают активное участие в жизни группы и детского дома Коллектив сплотился, по сравнению с прошлым учебным годом стало меньше конфликтов. Определённого лидера в группе нет. В коллективе работает актив группы, который занимается организацией жизнедеятельности группы. Это Петрянкина Д., Макарова О, Файзуллина Р., Жирнов Е., Малышева О. Эти ребята отличаются от других трудолюбием, дисциплинированностью, опрятностью. Все дети имеют хорошие условия проживания.




МОНИТОРИНГ

воспитательной

работы

группы № 3 «ДОБРЯЧКИ » группы № 3 «Добрячки»

воспитатели: Далетова Л.В.

Батаршина М.Н. В.


группы № 3 «Добрячки»





Заключение
Данную программу реализую второй год. Наблюдается рост её эффективности. В группе сложились дружеские и доверительные отношения между воспитанниками. Вновь поступившие воспитанники легко прошли адаптацию и комфортно чувствуют себя в нашем коллективе. Дети радуются успехам, переживают если неудача и всегда готовы прийти на помощь друг другу. Радует, что у большинства воспитанников развито чувство ответственности за порученное.

Главная проблема-это повышение качества успеваемости в школе, что желает лучшего. Воспитанники с удовольствием помогают друг другу в подготовке домашних заданий. Смело высказывают свое мнение и даже аргументируют свой ответ.

Очень интересно проходят дискуссии, все споры решаются коллективно и дружно, тщательно анализируя причины и последствия сложившейся ситуации и четко вырабатываем алгоритм действия.

Уровень удовлетворенностью школьной жизни составляет 6.5 балла из 10-ти возможных.

Дети активно участвуют в концертах , творческих конкурсах группового и общешкольного уровня, а также выступают в соревнованиях по футболу, туризму и лыжам. Участвуют в районных соревнованиях.

Даная программа формирует прочную основу для дальнейшего развития воспитанников. Я веду постоянную работу по дальнейшему углублению и самосовершенствованию воспитательной программы.

Вся моя деятельность с коллективом группы соответствует принципу: «Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям».


Анализ воспитательной работы за 2013 - 2014 уч. год

Основной целью воспитательной деятельности сообщества прошлого учебного года было формирование творческой личности воспитанников, обладающей интеллектуальной, этической и педагогической культурой. Для достижения этой цели в течение всего учебного года с детьми про­водились мероприятия познавательного, развивающего, оздоровительного, тру­дового и воспитательного характера. В качестве форм работы были использо­ваны индивидуальные беседы с учителями, часы общения разного плана, тесты, праздники, экскурсии, сборы. Также в работу коллек­тива были включены мероприятия, воспитывающие любовь к родному краю, школе, семье; культуру поведения, прививающие интерес к учебе. Это празд­ник Знаний, День учителя, Восьмое Марта, праздник «Осени»; часы общения «Волшебное слово - это ясный день»; «Сохраним родную при­роду», «Мы за здоровый образ жизни»;; ли­нейки Памяти, экскурсии к памятнику погибшим..

Стали традиционными уроки краеведения; уроки мужества, посвященные празднику Великой победы; дни здоровья, дни именинника, семейные праздни­ки, походы в лес.На протяжении года проводились беседы о правилах поведения и этикета, о здоровом образе жизни и экологии, основное направление которых – формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений.

Форма проведения мероприятий изменилась: например: «не я тебя учу, а как ты думаешь?» Это дает возможность больше высказываться детям; учит ребенка не только видеть личность в самом себе, но и учит уважать личность в других; дает ребятам понять, что я такой же участник воспитательного процес­са, как и они, но только с направляющими функциями. И дети чувствуют себя свободно, делятся секретами и насущными проблемами. Часы общения проходили в форме творческого общения и проблемных дискуссий. В итоге результаты решения воспитательных задач прошедшего года дали положительные ,но незначительные результаты. Главным в работе было общественное мнение группы ,которое положительно влияло на ценностные ориентации воспитанников. Значительно повысился уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нем Группа составляет единое целое, их объединяет одна большая цель дея­тельности. Дети видят положительные результаты своей деятельности и поэто­му активно участвуют в делах группы и детского дома, с увлечением посещают дейст­вующие кружки и секции. Ребята доброжелательно относятся друг к другу, учатся оценивать других и давать самооценку. тактичны, значительно укрепились отношения взаимной ответственности и заботы.

В следующем году следует уделить большое внимание качеству обучения, фор­мирующим культуру поведения, работе по краеведению и знанию народных традиций, работе по развитию творческой личности воспитанника.
  1   2   3   4   5   6