Главная страница

Программа подготовки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни Возраст детей -14 15 лет


Скачать 483.14 Kb.
Название Программа подготовки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни Возраст детей -14 15 лет
страница 1/3
Дата 08.03.2016
Размер 483.14 Kb.
Тип Программа
  1   2   3

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Рузаевский детский дом – школа №1»
Программа

подготовки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни




Возраст детей –14 - 15 лет

Срок реализации –8 месяцев

Составитель – Морозова Р. В.

Воспитатель 1 семьи

Рузаевка 2012 г.

Пояснительная записка

Семейное воспитание в условиях государственного учреждения – одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т. д. Такие представления у детей – сирот, поступивших в государственное учреждение в основном из домов ребёнка и дезадаптированных семей, существенно искажены. В детском доме воспитываются дети, которые никогда не видели родителей, не имели опыта проживания в семье или приобрели негативный опыт представления о семье. Они создают свой, часто неверный образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребёнком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию.

Подготовка детей – сирот к семейной жизни – это комплекс мер психолого - педагогического характера, направленных на формирование у воспитанника адекватного представления о семье, её членах и их взаимоотношениях, возникающих проблемах и трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей.

Воспитанники сиротских учреждений испытывают раннюю материнскую депривацию, которая накладывает отпечаток на многие стороны психического развития. Особенно страдает адаптация к социуму, что связано со снижением социальной активности, нарушением общения, повышенной агрессивностью.

Одной из ключевых проблем социальной адаптации воспитанника детского дома является коррекция семейных отношений, так как опыт взаимоотношений в своей биологической семье носил негативный характер или совсем отсутствовал. Это не может не сказаться на создании семьи в будущем.

Жизнь показывает, что бывшие воспитанников детских домов либо не могут создать свою собственную семью, либо создают неблагополучную семью, которая чаще всего распадается. Их дети тоже часто становятся воспитанниками детских домов.

Для решения проблем социализации и создания своей будущей семьи разработана данная программа. В программе учитываются особенности детей, лишенных родительского попечительства, и обеспечивается возмещение недостающего позитивного примера родительской семьи.

Программа разработана на основе опыта работы по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, коллектива детского дома.

Новизна настоящей программы заключается в учёте региональной специфики, использовании современных образовательных технологий.

Цели программы:

  • формирование представлений о семье, её значении в жизни человека;

  • формирование нравственных полоролевых и семейно-бытовых установок;

  • формирование умений и навыков межличностного взаимодействия.

Задачи программы:

  • формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т. д.;

  • обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;

  • формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни;

  • формировать необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, ответственности за их здоровье;

  • формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.

Формы реализации программы.

    1. Психолого-педагогическая диагностика.

    2. Моделирование ситуаций.

    3. Ролевое проигрывание.

    4. Индивидуальная и групповая работа.

    5. Беседы.

    6. Информирование.

Ожидаемые результаты.

Воспитанники должны овладеть понятием «семья», понимать её значение в жизни человека, понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребёнка.

Воспитанники должны знать основные родственные связи в семье, основные обязанности членов семьи; уметь различать близких и дальних родственников; соблюдать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта; понимать важность такого шага как создание собственной семьи; знать основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребёнка, основные статьи доходов и расходов семьи.

Воспитанники должны уметь определять основные обязанности родителей по отношению к своим детям, объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак.

Учебно – тематический план



N п/п

Тема

Количество часов

Форма проведения

1.

Моя семья


1



Ролевое проигрывание, беседа, групповая работа

2.

Я и моя семья

1

Беседа, групповое рисование, моделирование ситуации

3.

Как решать семейные проблемы


1

Дискуссия, беседа, групповая работа, индивидуальная консультация

4.

Конфликты в семье и способы их

разрешения


1

Моделирование ситуации, анкетирование, индивидуальная консультация

5.

Взаимоотношения в семье


1

Беседа, групповая работа, моделирование ситуации, индивидуальная консультация

6.

Уважение и любовь


1

Дискуссия, психологическая игра, групповая работа, ролевая игра

7.

Потребление и творчество в семейной жизни



1

Дискуссия, беседа, практическая работа, индивидуальная консультация

8.

Основные проблемы семейных отношений


1

Дискуссия, беседа, моделирование ситуации, индивидуальная консультация

9.

В чем же кроется секрет счастливой семейной жизни?


1

Беседа, инсценирование

10.

Бюджет семьи

1

Дискуссия, информирование, практическая работа

11.

Как расходовать деньги

1

Беседа, информирование, самостоятельная работа

12.

Любовь и как ее сохранить?

1

Дискуссия, беседа, практическая работа, анализ ситуации, индивидуальная консультация

13.

Планирование семьи. Как нужно любить детей?


1

Беседа, мозговой штурм, индивидуальная консультация

14.

Мужчина на кухне


1

Информирование, анкетирование

15.

Семья - это семь я



1

Беседа с элементами дискуссии, тестирование



Содержание программы

Тема № 1

«Моя семья»

Закрепление знаний, что такое семья, члены семьи, близкие и дальние родственники. Формирование чувства принадлежности к своей семье. Формирование позитивного отношения к своей семье.

Тема № 2
«Я и моя семья»
Формирование у детей представлений о семье и этике семейных отношений.

Формирование представлений о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д. Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений в регулировании своих эмоций.


Тема № 3

«Как решать семейные проблемы»

Усвоение сущности понятий «проблема» и «проблемные ситуации». Обучение приёмам решения проблем. Воспитание культуры и уважения к взаимоотношениям в семье.

Тема № 4

«Конфликты в семье и способы их разрешения»

Усвоение сущности понятий «конфликт» и «конфликтные ситуации», правил предупреждения конфликта. Развитие умения правильно выражать свои мысли, рассуждать о проблеме, используя правильные грамматические формы в предложении. Воспитание культуры и уважения к взаимоотношениям в семье. Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений личностного характера.

Тема № 5

«Взаимоотношения в семье»

Знакомство с формами и стилем взаимоотношений в семье. Формирование позитивного отношения к семейным обязанностям ребенка.
Тема № 6

«Уважение и любовь»
Воспитание уважения к близким людям. Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих, отказываться от материальных благ ради здоровья, комфорта родных людей. Формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям.
Тема № 7

«Потребление и творчество в семейной жизни»

Воспитание у детей желания заниматься творчеством и умеренности в потреблении материальных благ.

Тема № 8

«Основные проблемы семейных отношений»

Формирование потребности в создании семьи, в её укреплении и сохранении.
Тема № 9

«В чем же кроется секрет

счастливой семейной жизни?»

Формирование потребности построить счастливую семейную жизнь. Формирование умения общаться с представителями другого пола.

Тема № 10

«Бюджет семьи»

Формирование представлений о том, что такое семейный бюджет и из чего он складывается,

умения распоряжаться определённой суммой наличных средств (денег) на примере личного и семейного «расходного» и «доходного» бюджета. Знакомство с обязательствами заемщика перед заимодавцем. Формирование ответственного отношения к планированию денег. Формирование умения предвидеть последствия разных своих поступков.
Тема № 11

«Как расходовать деньги»

Усвоение сущности понятий «доходы», «расходы», «сбережения», «долги», «дефицит бюджета». Формирование умения планировать свой семейный бюджет.

Тема № 12

«Любовь и как ее сохранить?»

Усвоение сущности понятий «любовь», «увлечение». Формирование уверенности, что любовь – важнейшее условие для полноценных семейных отношений.
Тема № 13

«Планирование семьи. Как нужно любить детей

Формирование убеждения в важности планирования семьи. Объяснение, что значит любить детей и почему детям так необходима любовь родителей.
Тема № 14

« Мужчина на кухне»

Формирование положительного отношения к ведению домашнего хозяйства.
Тема № 15

«Семья - это семь я»

Полоролевое воспитание подростков. Помощь в более глубоком осознании своих установок на будущую семейную жизнь, значения семьи в жизни человека. Формирование знаний об основных функциях семьи.


Методическое обеспечение программы

1.Сказка о мамонтёнке, который искал свою маму.

Мама для мамонтенка.

Однажды далеко на севере на свет появился маленький мамонтенок. Никто не знал, откуда он взялся, да и сам мамонтенок не знал, кто он и кто его родители. Все, что он помнил, это то, как однажды во время снежной бури мама куда-то исчезла. Мамонтенок долго ее ждал, но потом устал, спрятался за большим сугробом и уснул. А когда проснулся, то оказалось, что никто никогда не видел таких зверей и не знает, где можно их найти. И только старый тюлень сказал, что видел похожих на мамонтенка животных далеко-далеко на юге. Он помог мамонтенку сесть на льдину и отправиться в дальнее путешествие. Много дней и ночей скитался мамонтенок по бескрайнему океану, и вот однажды его льдину прибило к очень странному берегу. Вокруг росли огромные зеленые деревья, летали разноцветные птицы, и было очень жарко. Вдруг с ближайшего дерева спрыгнул маленький шустрый зверек.

  • Ты кто? — спросил он у мамонтенка.

  • Я не знаю. А ты кто? — ----Я — обезьянка.

  • А ты случайно не встречала мою маму?

  • Нет, но хочешь, я помогу тебе её найти?

  • Конечно, хочу, — обрадовался мамонтенок.

И они вдвоем пошли искать маму мамонтенка. Но никто не соглашался стать его мамой, и никто не мог сказать, где ее искать. И вот однажды далеко в джунглях мамонтенку и обезьянке повстречалась слониха. Она была так похожа на мамонтенка, что он радостно бросился к ней и закричал: «Мама, наконец-то я тебя нашел!» Слониха была очень доброй и сразу согласилась стать мамой мамонтенка. Так мамонтенок нашел свою маму и уже больше никогда ее не терял.


  1. Беседа « ДЛЯ ЧЕГО ЧЕЛОВЕКУ СЕМЬЯ?»




  1. Почему холостые мужчины и незамужние женщины живут относительно недолго?

  2. Для чего люди создают семью?

  3. Какие условия необходимы для создания семьи?

Психологические аспекты - сходство характеров, привычек, интересов, желаний; материальные - наличие жилья и постоянных источников доходов; нравственные -выполнение всех семейных обязанностей.

  1. Если нет детей, это - семья или нет?




  1. Игра «ВЕРНО - НЕВЕРНО!»

Педагог: « Я буду говорить вам какие-то фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, сидите тихонечко».

  • Семья — это все мои друзья и знакомые.

  • Семья — это я.

  • Мои родители могут быть младше меня.

  • Бабушка — это мама моей мамы.

  • Дедушка — это папа моего папы.

  • Семья — это люди, которые любят друг друга.

  • Бабушка и дедушка — это мои родители.

  • Я — дочь мамы и папы.

  • Всем людям нужна семья.




  1. Практическое задание.


Дети рисуют три рисунка: «Моя семья», «Моя семья в образах животных», «Моя семья в

образах сказочных героев». Во время рисования можно включить спокойную музыку.

После того как рисунки будут готовы, дети рассказывают о них, и занятие заканчивается.
5. Рассказ «Сказка про счастье»
В давние-давние времена жила была семья. Отец был рыбаком и с утра уходил в море, чтобы накормить всю семью, а возвращался поздно вечером. Мать была мастерица-искусница. Вся деревня приходила к ней с просьбами сшить платье, соткать ковер или вышить рушник к свадьбе. И была у них дочка Дарьюшка. И в отца она пошла, и в мать уродилась: была и трудолюбивой, и доброй, и любознательной. За эти качества все жители деревни пророчили ей счастье. И так часто девочка слышала это слово «счастье», что ей захотелось узнать, что же это такое и в чем оно заключается. И вот вечером, гуляя по берегу моря и собирая ракушки, она подошла к отцу, чинившему сети.

  • Папа, а что такое счастье, о котором все говорят?

  • Счастье — это хороший yлов и мирное море, достаток и лад в семье.

  • Послушала она и подумала:

  • Рыбу-то я не ловлю, в море не хожу. Что же такое счастье?

И пошла к маме.

  • Мама, мамочка, а что такое счастье?

  • Маленький домик, русская печка, пол деревянный, лапка и свечка, котик - мурлычка, муж работящий. Вот оно счастье, нет его слаще.

Хоть и красиво мама молвила, а не разумела девочка, не поняла. И решила она обратиться к своей подружке.

  • Подруженька-лапушка, а что такое счастье? Ты знаешь?

  • Конечно, знаю, Дарьюшка. Счастье — это модный сарафан, новые сапожки, красивые сережки.

  • Много платьев красивых лежит у меня дома, мамой нашитых. Но не становлюсь я от этого счастливее.

Решила Дарьюшка пойти к своей бабушке, живущей в соседней деревне. По пути встретила она цыганку.

  • Цыганка, скажи, что такое счастье?

  • Счастье — это моя свобода.

Пришла Дарьюшка к бабушке. Спросила она и у бабушки о счастье. Мудрая, старая бабушка ответила:

  • Счастье у каждого разное. Ты подходила к отцу, его счастье - обеспечить семью, у матери

  • накормить семью и угодить отцу, у подружки твоей счастье заключается в красивых да модных нарядах, у цыганки — в свободе. На самом деле ты будешь, счастлива, когда научишься делать других чуточку счастливее, отдавая при этом людям кусочек своей души. Девочка задумалась и поняла, что она счастлива.

Вопросы для обсуждения

  1. Чему учит эта история?

  2. Что лично для вас означает счастье?


6.Практическое задание


  • Знаете ли вы какую-нибудь историю про счастливую семью?

  • Когда вы счастливы, что вы испытываете?

.Педагог: Сейчас мы с вами будем рисовать групповой портрет счастливой семьи. В этом

совместном рисунке вы должны изобразить гармоничное объединение чувств всех членов

семьи: когда вы счастливы, счастлива семья. (Звучит музыка)

Каждый участник начинает рисовать свой рисунок, затем по моему сигналу рисунки передаются соседу справа В рисунок, полученный от соседа слева, каждый участник вносит свою лепту: что - то исправляет, дорисовывает. Затем опять же по моему сигналу рисунок передается соседу справа для продолжения создания коллективного образа гармоничной счастливой семьи. Обмен рисунками происходит несколько раз, пока каждый рисунок не будет завершён.

По окончании рисования проводится обсуждение и анализ изображенного рисунка

(расположение членов семьи, цвета и т.д.)
7.Работа с пословицами
Прочитайте, пожалуйста, на доске пословицы и дайте им объяснение:

Детишек воспитыватьне курочек растить.

Коли у мужа с женой лад, так не надобен и клад.

Умей дитя родить, умей и научить.

Любишь жену, люби и детей кормить.

Дитя не плачет - мать не разумеет.

Дитя хоть криво, да отцу — матери мило.

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

Каково семя, таково и племя.

Кто родителей почитает, тот в реке не погибает.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Жена не рукавицаза печь не закинешь
8.Дискуссия.

Маша пришла из школы домой. Она легла на диван, включила телевизор и решила посмотреть

фильм. В комнату вошла мама и попросила Машу сходить в магазин. Маша разозлилась и

накричала на маму, ведь она так устала в школе, а тут ещё в магазин иди! В магазин пошла мама,

несмотря на то, что она целый день провела на работе. А как бы вы поступили на Машином

месте?


  1. БЕСЕДА «СЕМЕЙНЫЕ ПРОБЛЕМЫ»


1. Ребята, что такое проблема? Почему возникают проблемы?

Проблема - это два противоположных требования, которые необходимо выполнить.

Примеры проблем: посмотреть телевизор и сходить в магазин, пообедать и не опоздать на

тренировку, почитать интересную книгу и погулять с собакой, повторить домашнее задание и

поиграть во дворе с друзьями.

Проблемы возникают тогда, когда человеку нужно выполнить два противоположных

действия.

2. Рассказ воспитателя о приемах решения проблем.

Для решения проблем используются следующие приемы (рассматриваются на вышеприведенных примерах):

  • выполнение противоположных действий в разных местах;

  1. выполнение противоположных действий в разное время;

  2. совместное выполнение противоположных действий.

  1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ (групповая работа)


1.Еслн мама требует, чтобы вы надели теплую куртку, а на улице жарко, то как вы

поступите?

  • Вы хотите почитать вместе с папой, но ему нужно сделать срочную работу, которую он взял домой. Как вы решите эту проблему?

  • Сегодня в школе праздничный концерт, на котором вы выступаете. Вы долго готовились к нему и вот перед самым концертом... заболели. Что делать?


2..Мама попросила вас убрать квартиру, а во дворе ребята начинают играть в футбол, и вы игрок одной из команд. Что же делать?

  1. ДИСКУССИЯ «ДЕТИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ИЛИ РОДИТЕЛИ ДЛЯ

ДЕТЕЙ?»

  1. БЕСЕДА «СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ»


1. Как должны распределяться семейные обязанности?

% Слушать или не слушать советы родителей?

3. Какие обязанности должны быть у детей в семье?

Самообслуживание - уборка постели, своей комнаты, разогревание пищи, чистка одежды и обуви и т.п.

Семейные поручения - уход за домашними растениями и животными, приобретение продуктов и товаров, помощь родителям в домашних делах, на огороде, на работе и т.д.

4. Должны ли родители контролировать поведение своих детей? Следить за каждым
поступком детей или нет?

4. Как родители должны помогать детям в обучении?



  1. Разыгрывание ситуаций



Разыграем семейные ситуации, но в разных семьях. Возьмем конфликтную ситуацию.

1. Муж читает газету.

Жена готовит ужин, подходит к мужу и говорит:

  • Сходи за хлебом.

  • Некогда мне, не видишь - я читаю газету, и потом я устал, я ведь был на работе.

  • Ах, ты устал, а я не устала, я ведь тоже была на работе, а не на танцах.

Давайте обсудим эту ситуацию, Что же произошло между супругами? Муж устал, он не захотел идти за хлебом. Жена тоже не пошла, а в результате произошел конфликт. Отказ!

2.Теперь проиграем ситуацию другим путем. Сидит муж в кресле читает газету. Жена подходит к мужу и говорит:

- Дорогой, после работы я зашла в парикмахерскую, поэтому не успела купить хлеба, сходи,
пожалуйста, в магазин.

  • Давай поедим с сухариками, а завтра по дороге с работы я куплю свежего хлеба.

  • Какой ты у меня умница.

Как решили проблему в этой ситуации? Мирным путем, то есть подошли к компромиссу.

Семейная жизнь наполнена конфликтами, так как организация быта входит в функции семейной жизни, и быт играет важную роль в семейной жизни и налаживании внутрисемейных отношений. Нелегко справиться с конфликтами, если они возникают на каждом шагу в условиях низкого уровня жизни. Но мы с вами будем решать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были.

Значит, решать мы их будем мирным путём, не будем кричать, ссориться, потому что ссориться легче, а мириться труднее. А почему мириться труднее?
14.Шуточный тест
«Твое главное занятие в семье»
Кому какая роль достанется? (Из мешка достать наугад карточку с надписью: веник, деньги, молоток, обед, дети, магазин, посуда)
15.Релаксация.


  • Сейчас я хочу, чтобы вы сели так, как вам удобно, расслабьтесь и медленно закройте глаза, сделайте глубокий вдох.

  • Постарайтесь вспомнить что-нибудь очень хорошее: ваш успех, победу, удачу, радость.

  • Представьте себя в самом прекрасном месте на земле.

  • Это огромный цветущий луг, на нем много растений, зеленая-зеленая трава.

  • Представьте себе, что вы сейчас особенно, как никогда счастливы, здоровы, веселы. Ваше тело чувствует себя очень хорошо, вам легко дышится и голова такая свежая, вам приятно, вам нравится это состояние.

  • Почувствуйте, как в вас входят новые силы, как вам хорошо.

  • Скажите себе: «Я хочу, чтобы, уходя из этой комнаты, я взял с собой столько хорошего настроения, здоровья, счастья, сколько захочу, столько, сколько мне нужно для того, чтобы чувствовать себя хорошо и чтобы у меня все получалось».

  • А теперь, спустя некоторое время, откройте глаза, медленно-медленно оглянитесь вокруг и, сохраняя свежесть и бодрость хорошего настроения, посмотрите на меня.


16.Анкетирование
Давайте решим еще одну важную задачу: проведем анкетирование - ответим на вопросы.

  • Для чего люди создают семью?

  • Какие условия необходимы для создания семьи?

  • Как должны распределяться семейные обязанности?

  • Если нет детей - это семья или нет?

  • Какие обязанности должны быть в семье у детей?



17.Анализ притчи «Три сына»
Три женщины встретились у колодца со стариком. Все они имели сыновей. Одна из них хвалила своего сына за то, что он прекрасно поет. Вторая стала хвалить свого сына за то, что он прекрасный танцор. Третья молчала. Но тут подошел мальчик и взял у нее тяжелые ведра.

«А где же три сына? — спросил старик.— Я вижу только одного».
Воспитанники рассуждают о том, почему старик назвал сыном того мальчика, который поднес матери ведра с водой, а не того, кто хорошо пел или хорошо танцевал.
18.Моделирование реальных ситуаций


    1. «Мать и сын».

Мать пришла с работы, села на стул и говорит, что очень устала, а надо еще идти за картошкой. Сын подходит к матери и говорит, что сходит в магазин, спрашивает, что еще нужно купить.

    1. «Бабушка и внуки».

Бабушка сидит и вяжет, роняет спицу, наклоняется, ищет ее. Рядом за столом делают уроки внук и внучка. Бабушка просит девочку помочь найти спицу, но та отвечает, что ей некогда — она уроки делает. Внук встает и подает бабушке спицу, та благодарит его.

3. «Помощница».

Таня спрашивает Олю: « Ты почему гулять не выходила?» Оля отвечает: « Я маме помогала, а ты помогаешь?» — «Нет, она не просит»,— отвечает Таня.

В ходе разыгрывания ситуаций воспитатель руководит действиями детей, обращает внимание на реплики и поступки актеров. Каждая ситуация разбирается, и дети с помощью воспитателя делают выводы.
19.Устный разбор сюжета
Воспитанникам предлагается сюжет для устного разбора: « Жили мать и сын. Мама много работала, уставала, но старалась принести сыну что-нибудь вкусное. Сын не забывал благодарить мать и предлагал ей съесть конфету или яблоко, которые она приносила, но та каждый раз отказывалась. Однажды мама пришла очень усталой. Было много работы, она не успела пообедать, но яблоко сыну принесла. Мальчик предложил его матери. Мама яблоко съела. Сын очень обиделся.»

(С помощью вопросов, которые задает воспитатель, дети разбирают сюжет, формулируют вывод.)
20.Викторина «Вместе - дружная семья»

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ВИКТОРИНЫ


  1. Назовите вашу любимую познавательную телепередачу. Почему она вам нравится?

  2. Почему дети должны заботиться о ком-либо или о чем-либо? О ком или о чем заботитесь вы? Для чего вы это делаете?

  3. Вы решили почитать. Только устроились на диване, как пришел папа и попросил помочь ему перенести книги из шкафа на книжную полку. Что будете делать?

  4. Дружная семья - это какая семья?

  5. На выходные папа предложил сходить в музей, а мама - в кинотеатр. Родители долго спорили, а Лена не знала, что ей выбрать. Что вы посоветовали бы девочке?

  6. После школы Саша спешит на тренировку. Мама попросила Сашу забежать на почту и получить посылку. Саша очень недоволен, ведь он может опоздать на тренировку. А можно ли получить посылку и не опоздать на тренировку? Как этот сделать?


21. Написание эссе «Что для меня означает семья?»
22.Дискуссия.


  • Почему важно в семье любить друг друга?

  • Как научиться не огорчать близких?

  • Как вести себя, когда провинился?

  • Как научиться понимать настроение близких?

  • Как можно повысить их настроение?

  • Что вас раздражает в поведении взрослых?

  • Что раздражает их в вашем поведении?

  • О чем бы вы хотели поговорить с вашими воспитателями, но не можете этого сделать? Почему вы думаете, что эту тему с ними обсуждать невозможно? Что вам мешает? Каким образом вы пытались это сделать? Что произошло?

  • Вам трудно выразить свои чувства по отношению к родителям? Почему?

  • Должны ли ваши воспитатели дать вам полную свободу действий без ограничений? Если нет, то какие это могут быть ограничения?

  • Вы уважаете своих родителей? Как вы это показываете? Как бы вы хотели, чтобы ваши родители проявляли свое уважение к вам? Вы заслужили такое уважение? Чем?

  • Представьте себе, что у вас идеальные взаимоотношения. Какие будут у вас взаимные обязательства?

  • Существует ли разница между вашими ценностями и ценностями ваших
    воспитателей? Случались ли у вас конфликты на этой почве?


23.Психологическая игра.
Дети вспоминают конфликтные ситуации, которые остались без разрешения или оставили «нехороший отпечаток». Каждый из участников предлагает свою ситуацию, а группа выбирает наиболее значимые для всех. Затем эта ситуация воспроизводится, но в качестве протагониста представлены все три составляющие личности (Родитель, Ребенок, Взрослый). Протагонист выбирает из группы людей, которые наиболее подходят на эти роли. Он переживает несколько раз ситуацию, находясь в различных позициях. Выясняются отношения между этими составляющими, что помогает протагонисту найти подходящий выход из данной ситуации.

Идет обсуждение.

  • В какой позиции вам наиболее комфортно?

  • В какую позицию вам труднее вжиться и какие чувства вы при этом испытываете?

  • Какую составляющую вы бы хотели изменить?



24.Задание для девочек.


  • Как вести домашнее хозяйство?

  • Как приучить сына делать «женскую» работу?

  • Какие семейные праздники сплотят семью?

  • Как помочь мужу более внимательно и нежно относиться к детям?



25.Задание для мальчиков.



  • Какой объем домашних дел должен взять на себя ты?

  • Как мужчины в семье могут устроить настоящий праздник для жены и детей?

  • Как проявить особое внимание к маме, чтобы она почувствовала внимание и заботу сына?

  • Как вы считаете, со всеми ли домашними делами может справиться настоящий мужчина, хозяин?


26.Ролевые игры.
Задание. Разыграйте ситуации из семейной жизни:

  1. Как помирить брата и сестру в семье?

  2. Ссора дочери с мамой.

3. Планирование семейного отпуска-путешествия при наличии пяти тысяч рублей
вчетвером.

  • Куда? На чем? (дорога).

  • Что возьмете в дорогу (продукты, одежда)?

  • Распределение обязанностей.

  • Развлечения.

  • Расходы.

  • Обратный путь.

27.Дискуссия «Творцы и потребители»

28.Беседа «Потребление и творчество в семье»


  1. Как вы думаете, что является главным для сохранения и укрепления семьи? Почему?

  2. Многие родители убеждены, что самое главное — обеспечить детей всем необходимым: одеждой, питанием, хорошим образованием, развлечениями. Что еще необходимо детям для полноценного развития?

  3. Если папа и мама - творческие личности и они хотят постоянно заниматься работой, то как быть с детьми?

  4. Говорят, что дурные примеры заразительны. Если родители не читают книг, литературных и научно-популярных журналов, то и дети будут точно такими же. Верно ли это? Почему?

29.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«ПОТРЕБЛЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО. ГДЕ ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА?»
Как воспитать у детей желание заниматься творчеством и умеренность в потреблении материальных благ?

30.ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Проведите самоанализ своей деятельности: чего в вашей жизни больше - потребления или творчества? Почему? Что нужно делать, чтобы достичь золотой середины? Запишите это в тетради.

31.ДИСКУССИЯ «ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ»
Что нужно делать для укрепления и сохранения семьи? Сравните ваши предположения с условиями, необходимыми для семейного счастья.

Условия семейного счастья.

  1. Сходство привычек и интересов.

  2. Умение уступить в споре, особенно если ты не прав.

  3. Равное выполнение всех семейных обязанностей.




  1. Совместная забота о детях и совместное воспитание их.

  2. Взаимопомощь в любых обстоятельствах.




  1. Жить по средствам, довольствуясь малым.

  2. Не ставить перед супругом невыполнимых условий.

  3. Принимать решения совместно.

  4. Цель жизни - личное культурное совершенствование, а не только материальные блага.
  1   2   3