Главная страница

Программа подготовки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни Возраст детей -14 15 лет


Скачать 483.14 Kb.
Название Программа подготовки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни Возраст детей -14 15 лет
страница 2/3
Дата 08.03.2016
Размер 483.14 Kb.
Тип Программа
1   2   3

32.БЕСЕДА « КАК ДОСТИЧЬ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ»

План беседы.

  1. Создание семьи требует определенного времени. Это время необходимо буду супругам для взаимного изучения привычек, интересов и характеров.

  2. До создания семьи нужно договориться о том, кто какие семейные обязанности будет выполнять

  3. В процессе семейной жизни поведение супругов должно быть направлено на укрепление семьи.

  4. Все спорные ситуации должны решаться путем диалога при условии соблюдения интересов обоих супругов, а не кого-то одного из них.

  5. Нельзя допускать вмешательства в свою семейную жизнь родителей, родственников друзей. Необходимо приложить все силы к тому, чтобы обойтись без их помощи и советов.

33.РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
1. Допустим, вам нравятся несколько красивых и интересных девушек. На какой них вы женитесь?

. 2.Ваша зарплата - 2500 рублей, зарплата жены - 5000 рублей, в семье двое детей. Кто должен заниматься воспитанием детей? Почему?

3. У многих женщин есть одна маленькая слабость - покупать себе новые наряды, не считаясь с ценами на них. Допустим, ваша жена страдает этой слабостью. Что будете делать?

4.У многих мужчин есть одна маленькая слабость - отдыхать в компании своих друзей, предоставляя заботу о детях жене. Допустим, ваш муж имеет эту слабость. Что будете делать?

  1. Работа по сказкам «Царевна-лягушка» и немецкую народную сказку «Король-Дроздобород».

Вспомните, как Иван встретился с лягушкой. Пересказ эпизода «Встреча Ивана с лягушкой»

— Как вы думаете, какими качествами обладает Иван- царевич? Все над ним
смеялись, ему было совестно сказать, что жена лягушка, но он все равно сказал.

  • Иван-царевич обладает мужеством и благородством.

  • Сразу ли сыграли свадьбу царевичам?

  • Нет.

  • А что сначала решил сделать царь?

  • Испытать своих снох.

  • Правильно, хотя снохи царя Микодона были царских кровей, он решил испытать их. А потом уже устроить пир на весь мир.

  • Что должны были сделать невестки?

  • Выткать полотенце, скатерть, испечь пирог.

  • Как вы думаете, почему?

  • Потому что в жене прежде всего ценятся качества хозяйки, хранительницы семейного очага. Позже смотрят на жену, как на красавицу писаную.

  • Кто же оказался самой лучшей хозяйкой?

  • Марья-царевна.

  • А теперь прочитайте, какие приехали снохи на пир?

  • «Одна сноха приехала роскошно одетая, другая ещё лучше»

  • Что сказали о Марье-царевне?

  • «...какая красота, какая чистота!»

  • Обратите внимание, что девушка должна быть не только разнаряженной, но и чистой, аккуратной.

  • Сказка - это кладезь мудрости. Она учит нас жить. Сейчас каждая группа получит отрывок из сказки. Вы должны будете сказать, чему учит нас данный отрывок.

1-й отрывок.

«И пошел у них пир на весь мир. Марья-царевна не допьет и в рукав льет. Старшие снохи глядят и так же: не допьют и в рукав льют. Мясо она не доедает, а кости в рукав складывает. И снохи так же.

По окончании пира начались у них танцы. Махнула Марья - царевна правым рукавом — вода полилась, море образовалось, поплыли гуси- лебеди. Махнула другим рукавом — полетели птички, запели пташки.

И так гости заслушались, зачаровались. А Иван-царевич на Марью-царевну не нарадуется: « Какая же она красивая!»

Пошла старшая сноха плясать - танцевать. Махнула правым рукавом - всего свекра щами залила, махнула другим рукавом - лоб ушибла костью. Средняя сноха за ней поспешила и тоже ему по уху костью задела. Рассердился царь и прогнал их!»

Этот отрывок учит нас тому, что очень важно, чтобы каждая девочка, девушка
всегда оставалась сама собой.
А копирование других ни к чему не приводит. Только может
вызвать смех у других людей.


2-й отрывок.

«А Иван-царевич пораньше убежал домой, взял шкурку лягушачью Марьи-царевны и сжег. В это время приехала она: «Ах, Иван-царевич, что ты сделал! Ты бы немного повременил, я бы была настоящая твоя жена!» И унес Марью-царевну Кощей Бессмертный».

Этот отрывок учит нас тому, что в семейной жизни все надо обсуждать
вместе. Надо всегда советоваться друг с другом, доверять свои тайны. Каждый из
супругов должен прислушиваться к мнению другого. И тогда будут легче решаться
семейные проблемы. И в семье будет мир и лад.


— Как поступил Иван-царевич после того, как Марью-царевну унес Кощей
Бессмертный?

  • Пошел ее искать.

  • Сохранил верность царевне.


- Правильно, настало время Ивану-царевичу пройти испытания.

- Найдите фрагмент сказки, в котором он проявил смекалку. ( Дети читают отрывок «Встреча с 2 чертями»).

- Ребята, а какими еще качествами обладает Иван-царевич?

- Мужеством, смелостью, силой.

— А что помогло ему справиться с испытаниями?
Любовь к царевне.

— Правильно, ребята, благодаря тому, что Иван-царевич очень сильно полюбил
Марью, он смог пройти через все испытания. Чем же закончилась сказка?

- Свадьбой. Иван-царевич и Марья-царевна поженились..

В сказке царевичи доверились судьбе в выборе жены, а как сейчас создается семьи?

- Молодые люди влюбляются, встречаются, о потом женятся.

- Где могут встретиться молодые?

Дети приводят примеры.

- Ребята, так какой должна быть девушка, а каким юноша?

Девушка должна быть аккуратной, нежной, уметь готовить, убирать, заботиться о других людях.

- Мужчина должен быть смелый, мужественный, благородный, умный, верный.

— А что самое главное в семейной жизни?
—Любить друг друга, помогать, жалеть, жить в мире и согласии.

— А теперь обратимся к немецкой сказке «Король - Дроздобород». Главная героиня
королевна. Какой она была?

Необычайно красива, но при этом такая гордая и надменная...»

К чему это привело?

— Вспомним фрагмент этой сказки. У короля пир. Он пригласил всех принцев,
которые хотели жениться на его дочери. А она находила у каждого внешние недостатки,
смеялась над ними. На пиру она впервые встретила Короля – Дроздоборода и дала ему это прозвище.
- Ребята, скажите, какой вы увидели в этой сцене принцессу?

- Избалованной, капризной, гордячкой, которая любит только себя.

- Над чем она смеялась?

- Над внешностью людей.

- Скажите, а можно ли смеяться над внешностью человека?

- Нельзя.

- Конечно, это безнравственно. Ведь от нас не зависит, маленькие мы или большие, толстые или худые. Такими создала нас природа.

- Что случилось дальше?

- - Король-отец разозлился и решил выдать принцессу за первого, кто постучится в дверъ.

- Кто же достался в мужья ей?

- Грязный, оборванный музыкант.

- Это был Король - Дроздобород, но он принцессе не признался.
- Отец выпроводил принцессу вместе с мужем, ей пришлось идти пешком.

- Как она отреагировала, когда узнала, что огромные леса, поля, река, город — все принадлежит Дроздобород?

- Она говорила: «Ах, как жалко, что нельзя вернуть Дроздоборода».

- Почему она так заговорила?

- Потому что неважно уже было, как он выглядит, а важно то, что он богат и живет в роскоши, а ей приходится идти пешком, жить в маленькой низкой избушке и все по дому делать самой без слуг.

- Ребята, как вы считаете, не слишком ли жестоко поступил Король-Дроздобород?

- Нет, она заслужила это.

—Он хотел, чтобы она увидела, какова жизнь на самом деле, жестокость его была во благо.

— Давайте вспомним фрагмент, в котором описывается, что «музыкант» сначала
заставил ее делать.

«...Ну-ка живей растапливай печь и ставь воду, чтоб мне приготовить обед, я очень устал...»

  • Когда она не смогла это сделать, как он поступил?

  • Он сам принялся за работу, и дело кое-как обошлось.

— Ребята, очень важно, чтобы, когда молодые начинают совместную жизнь, они
помогали друг другу, а не упрекали, если кто-то не может с чем-то справиться. Семья не
может существовать за счет кого-то, молодые сами должны приложить какие-то усилия.

  • Как дальше развивались события?

  • Так он понемногу стал приучать ее к работе. Дроздобород показал ей, что она многого не может и не такая идеальная, как она считала. Но принцесса не сама виновата в том, что была капризной. Она выросла в окружении людей, которые её идеализировали и баловали.

  • Чему научил принцессу Дроздобород?

  • Он научил ее зарабатывать для своей семьи, приносить домой еду.

  • Правильно, У нее появилось чувство ответственности за свою семью. Вспомните, как она расстроилась, когда гусар разбил ее горшки.

  • Что же стало с нашей принцессой?

  • Она стала выполнять всю самую черную работу, была посудомойкой, приносила домой объедки, которые ей доставались.

  • Давайте вспомним следующую сцену: «Королева складывает в мисочку объедки. Заходит королевич и заводит ее в зал танцевать. Она узнала Короля-Дроздоборода. Из сумки вывалились мисочки, и суп вылился. Все гости смеялись над ней. Она выбежала, но ее догнал Дроздобород.»

  • Скажите, какой сейчас мы видели королевну?

  • Она была расстроена, считала себя униженной, ей было очень стыдно.

  • В этот момент она испытывала то, что чувствовали люди, над которыми она смеялась.

- Правильно. Каждый из вас может попасть в такую ситуацию. Очень важно,
совершая поступок, думать о других людях. Относись к людям так, как хочешь, чтобы они к
тебе относились.

- А какие слова говорят о том, что королевна раскаялась?

- «Я была так несправедлива, что недостойна быть твоей женой»

- В жизни каждого человека наступает момент, когда надо выбрать избранника. Надо обращать внимание не только на внешность человека, но и на его душу, на его поступки.

- А почему Король - Дроздобород решил научить принцессу жизни? Прочитайте.

- «Это я из любви к тебе...»

- Другие принцы, которые хотели жениться на королевне, после отказа ушли. А Король - Дроздобород набрался терпения и мужества, во имя своей любви он показал ей, что такое жизнь, человек, семья. В семейной жизни очень важна взаимопомощь, сочувствие, любовь, т.к. муж и жена — единое целое. Он по-настоящему любил королевну и боролся за своё счастье, это труднее, чем смириться и уйти.

- Чем закончилась сказка?

- Пышной королевской свадьбой.

- Благодаря чему королевна все же узнала, что такое семейное счастье?

- Благодаря самоотверженной любви Короля - Дроздоборода.

- Итак, в чем секрет семейной жизни, что должно обязательно в ней присутствовать?

- Любовь, верность, терпение, взаимопонимание, взаимопомощь, уважение.

Этот секрет узнали многие жители нашей большой страны и теперь живут счастливо.

35. Дискуссия «Кто и как должен распределять деньги в семье?»

36.Беседа «Бюджет семьи»



  1. Как вы думаете, почему в одних семьях денег всегда хватает, а в других - никогда не хватает, сколько бы ни зарабатывали родители?

  2. Что такое бюджет семьи?

Бюджет - это план доходов и расходов семьи на месяц или год.

  1. Из каких статей состоит бюджет семьи?

  2. Как нужно планировать расходы?




  • Фонд накопления для приобретения дорогих вещей и на «черный день»;

  • питание, оплата коммунальных услуг;

  • приобретение одежды, обуви, косметики;

  • повышение культурного и образовательного уровня;

  • отдых и развлечения

5. Возможности для увеличения доходов: совмещение работ, индивидуальная трудовая
деятельность, экономия расходов.
37.Практическое задание «Доходы и расходы»
Доход- это зарплата, стипендия, пенсия, пособия, проценты, полученные от вкладов в банке, деньги, взятые взаймы.

Расход - деньги, затрачиваемые на питание, развлечения, на одежду, на предметы домашнего обихода, на квартиру.

Педагог: «Напишите ваши доходы и расходы в первый год самостоятельной жизни»


Доходы

Расходы

Стипендия и / или зарплата

Питание

Пособие по безработице

Одежда

Пенсия по потере кормильца / по инвалидности /

Квартплата, оплата телефона

Государственная социальная помощь

Транспорт

Проценты со сбережений в сбербанке

Моющие - чистящие средства, средства гигиены




Покупка мебели




Покупка бытовой техники




Покупка необходимых в быту вещей (кухонных принадлежностей, полотенец, постельного белья, занавесок…)




Развлечения ( все: от похода в кино и на дискотеку до мороженного)




Специальные расходы, например, лекарства, корм для животных, оплата обучения и пр.




Непредвиденные расходы («на чёрный день»)

Всего доходов:

Всего расходов:


38.Групповое обсуждение.


  1. Как соотносятся доходы и расходы в таблице?

  2. Какие статьи дохода останутся такими же, когда вы будете жить самостоятельно? Какие статьи дохода могут суммироваться, т.е. вы можете получать доход из нескольких источников?

  3. Какие статьи расхода останутся такими же в вашей самостоятельной жизни? Будут ли они основными статьями расхода?

  4. Какие статьи расхода вы считаете основными?

  5. Как вы можете увеличить свои доходы?

  6. На каких статьях расхода можно экономить? Как это можно сделать?

39.Ролевая игра «Долг»
Педагог предлагает трем участникам-добровольцам разыграть ситуацию.

Один человек - выпускник, которому дали «подъемные деньги» (18 000 рублей). другой участник — выпускник, который потратил свои «подъемные деньги» на покупку продуктов питания и на подарки своим друзьям, и теперь ему не на что купить холодильник и диван, которые ему очень нужны. Третий участник — провокатор, который, помогая взять деньги в долг одному из участников, после этого говорит об обязательствах заемщика перед заимодавцем. (См. Приложение к занятию)


  1. Упражнение «Результат»

Педагог: Перед вами три листа ватмана, на которых написаны три фразы. Сейчас вам я

предлагаю по очереди продолжить эти фразы, предположив положительный и

отрицательный результат. Вам необходимо записать разными маркерами в две колонки «+» и

« - » те продолжения, которые сказали участники. После выполнения задания, необходимо

прикрепить листы ватмана отдельно, так, чтобы информация, которая на них содержится,

была наглядна. В заключительной части занятия эти листы могут служить опорой для

подведения итогов занятия).

Инструкция для воспитанников: «По очереди продолжите фразу, записанную на ватмане».

«Я буду брать деньги в долг, в результате...»

Возможные продолжения:

«+» «У меня всегда будут деньги на жизнь»

«-» «Мне придется экономить на себе в следующем месяце, чтобы вернуть долг»

«Я не буду планировать бюджет на месяц, в результате...»

Возможные продолжения:

«+» «Я сэкономлю время»

«-» «Я могу потратить больше, чем думал, в результате мне придется брать деньги в долг».

«Я не буду экономить деньги, в результате…»

Возможные продолжения:

«+» «Я смогу купить, все, что мне хочется и сразу»

«-» «У меня не будет сбережений, которые понадобятся мне или моим близким в экстремальной ситуации, например, если кто-нибудь тяжело заболеет и понадобятся большие деньги на лекарства».

.

41.Анализ ситуаций


    1. Как вы думаете, нужно ли экономить деньги, если у вашей семьи большие доходы?

    2. Некоторые семьи пытаются экономить на питании. Что вы можете сказать по поводу подобной экономии?

. 3. Как можно экономить на коммунальных платежах?

4. Что делать, если вы стали безработным?

5. Как лучше хранить ваши деньги: дома, в банке, в виде ценных бумаг? Почему?

42.Самостоятельная работа.
А теперь откройте тетрадь и запишите тему самостоятельной работы «Мой бюджет. Ноябрь 2010 года». Представьте себе, что вы работаете, что цены на все товары и услуги такие же, как сегодня, и каждый из вас получает ту зарплату, на которую он рассчитывает. Пишем «приход» - и цифра полученной вами на руки зарплаты. Дальше - расход. И тут перечисляем по степени значимости свои расходы. То есть сначала - квартплата. Вы представляете примерно, сколько каждому придется платить за своё жилье и коммунальные услуги. Дальше - телефон =200 руб. Электроэнергия - 200 руб. На продукты в месяц – перечислите, сколько чего и по какой цене вы купите. Транспортные расходы... и т.д. В конце посчитайте все расходы, посмотрите, что вы сможете отложить, каков ваш бюджет. С выполнением задания не спешите, советуйтесь с сотрудниками интерната, друзьями. Тетради сдадите мне через неделю.

43.ДИСКУССИЯ: «ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ»

Любовь — это сильное чувство длительной привязанности к человеку, основанное на личной симпатии, восхищении его личностными качествами.

44.Беседа «УВЛЕЧЕНИЕ И ЛЮБОВЬ»

1. Что такое увлечение? Чем отличается увлечение от любви?

(Увлечение — это чувство временной привязанности к человеку. Увлечение проходит со временем, любовь сохраняется в течение нескольких лет и даже десятилетий.)

2. Может ли любовь возникнуть с первого взгляда?

(Может, особенно у чувствительных людей. Необходимо время для того, чтобы убедиться, что это настоящая любовь.)

3..Может ли человек постоянно в кого-то влюбляться?

( Человек может постоянно кем-либо увлекаться.)

  1. Бывают ситуации, когда люди говорят «Любовь прошла». Как вы объясните эти ситуации?

  2. Можно ли жить счастливой семейной жизнью без любви?

(Вывод: важнейшее условие для полноценных семейных отношений - чувство взаимной любви у супругов.)
45.АНАЛИЗ СИТУАЦИИ


  • Как вы думаете, может ли мужчина любить сразу двух женщин, а женщина — двух мужчин? Почему?

  • С чего начинается любовь?

  • Если вы любите человека и уверены в этом, а он (она) - нет, что делать?

  • Что делать семейному человеку, если он (она) полюбил(а) другую (другого)?

  • Почему люди женятся без любви?

46.БЕСЕДА «ЧТО ТАКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ»

1. Что такое планирование семьи?

Планирование семьи - это определение желаемого количества детей и планирование их воспитания и образования.

2. От чего зависит количество детей в семье?

От жилищных условий, материального достатка и отношений между родителями.

3. Когда дети нежелательны?

В первый год супружеской жизни, если родители — студенты, психологически и материально не готовы к содержанию и воспитанию детей, или же если родители постоянно находятся в длительных разъездах и командировках.

  1. Что необходимо сделать перед рождением ребёнка?

Перед рождением ребенка необходимо подготовить детское место в комнате и нужные детские вещи, прослушать специальные курсы для молодых родителей, ознакомиться с системами раннего воспитания детей.

  1. Как предупредить рождение больного ребенка? Можно ли запланировать рождение мальчика или девочки?

Необходимо сделать анализы в медико-генетической консультации.

6. Что является главным в дошкольный период для ребенка?
Укрепление здоровья путем закаливания, физические упражнения, развитие мышления,
внимания, памяти, культуры поведения.
1   2   3