Главная страница

Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы под редакцией Г. С. Меркина, С. А зинина, В. А. Чалмаева, 2010 года


Скачать 423.46 Kb.
НазваниеПрограмма по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы под редакцией Г. С. Меркина, С. А зинина, В. А. Чалмаева, 2010 года
Г.С.Меркина
Дата26.02.2016
Размер423.46 Kb.
ТипПрограмма


Пояснительная записка

В основе программы обучения литературе в 7 классе лежит программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы под редакцией Г.С.Меркина, С.А Зинина, В.А.Чалмаева, 2010 года.


Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;

-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, овладение умениями чтения и анализа художественных произведений и грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

На данном этапе литературного образования выдвигаются воспитательные и образовательные задачи.


Воспитательные задачи курса предназначены для того, чтобы сформировать устойчивый интерес к чтению и воспитать через постижение прочитанного важнейшие качества личности: доброту, сердечность и сострадание, чтобы отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения.

Образовательные задачи должны способствовать формированию умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Учебно-тематический план





Тема

Количество часов

По программе

Корректировка

С учётом

корректировки

1
Введение

1

-

1

2
Из устного народного творчества

5

-

5

3
Из древнерусской литературы

2

-

2

4

Из литературы 18 века

5

-

5

5
Из литературы 19 века

28

-

28

6
Из литературы 20 века

22

-

22

7
Из зарубежной литературы

5

-

5



Итого


68

-

68


Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе

Обучающиеся должны знать:

-содержание изученных художественных произведений, основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов, изучаемых в 7 классе; изученные теоретико-литературные понятия.

Обучающиеся должны уметь:

-воспринимать и анализировать художественный текст, выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

-определять род и жанр произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль выразительных средств;

-выделять и формулировать тему, идею, проблему изученного произведения, давать характеристику героев произведения; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении; пользоваться справочным аппаратом учебника и школьным словарём литературоведческих терминов.


Критерии

Тема

Форма

Сроки

Техника чтения

Из древней русской литературы

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Работа с текстом

Сентябрь

Техника чтения

Из литературы 20 века

В.Белов «Душа в слове жива»

Работа с текстом

Май


Календарно-тематическое планирование

по предмету «Литература»

7 класс


урока

Тема урока

Дата

Теория литературы

Развитие речи

Основные виды деятельности

Межпредметные связи

Обогащен.словарного запаса

Задания творческого характера.




Тема 1. Введение.







1.

Личность автора, позиция писателя, труд и творчество

3.09

Литератур. роды

Ответы на вопрос учебника

Работа со статьей учебника




Литературн. роды: эпос, лирика, драма







Тема 2. Из Устного народного творчества.

2


.

Былина «Святогор и Микула Селянинович»

5.09

Эпические жанры в фольклоре, былина, тематика былин

Выразительное чтение былины

Составление тезисного плана вступительной статьи. Эвристическая беседа, словарная работа (выяснение непонятных слов)

Работа с иллюстрациями

Выразител. чтение

Легенды и предания о народных заступниках

3.

Идея бескорыстного служения народу в былине «Илья Муромец и Соловей – разбойник»

8.09

Тематика былин, своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине

Письменный ответ на вопрос, выразительное чтение

Устное словесное рисование, составление цитатного плана




Словарная работа (дородный, добрый, стольный, заколодела»




4.

р/р

Обучение выразит. чтению былины

12.09




Выразительное чтение былины

Выразительное чтение

Былинные мотивы в искусстве

Приемы

нар.-поэтич. речи былины

Написание былины

5.

Баллада А.К.Толстого «Илья Муромец»

15.09

Литературная баллада, фольклорные мотивы

Выразительное чтение баллады




Былинные мотивы в русской поэзии







6.

Русские народные песни

19.09

Песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, песня лироэпическая

Выразительное чтение, словарная работа

Выразительное чтение. Письменный ответ на вопрос




Обрядовая поэзия, календарные и семейно-бытовые обряды, жанры обрядовых песен

Песенный фольклор




Тема 3. Из древнерусской литературы.

7.

Из « Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего…»)

22.09

Эпические жанры древнерусской литературы

Подробный пересказ

Пересказ вступительной статьи учебника, Устные ответы на проблемный вопрос

Иллюстрации, иконопись

Наставление, поучение, житие летопись, погодные записи каноны

Нарисовать обложку древнерусской летописи

8.


« Повесть о Петре и Февронии Муромских».

26.09

Житийная литература

Нравственные заветы и традиции Древней Руси

Развернутый рассказ.

Развернутый рассказ о литературном герое.



Празднование Дня семьи в городе Муроме в 2008г.


Словарная работа (чадолюби-вые, поведали, дивился, пронырство)




Тема 4. Из литературы 18 в.

9.

М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого

3.10

Теория о «трех штилях»




Эвристическая беседа

Заочная литературно- краеведческая экскурсия «Холмогоры –Москва – Германия-Петерб.







10.

« О вы, которых ожидает…», « Я знак бессмертия себе воздвигнул…»

6.10

Ода, тема, мотив

Словарная работа

Выразительное чтение. Эвристическая беседа

Работа с репродукциями

Ода, риторическ.

вопрос, риторическ.

восклицаниериторическ. обращение

Сочинение с элементами рассуждения

11.

Г.Р.Державин «Властителям и судиям»:отраже-ние в названии тематики и проблематики произведения.

10.10

Лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики

Словарная работа, чтение наизусть

Составление тезисного плана вступительной статьи, эвристическая беседа




Словарная работа (сонм, мзда, внимать), стихотворн. жанры ( ода, баллада, элегия, послание)




12.

Понятие о классицизме. Д.И.Фонвизин. «Недоросль».

Своеобразие драм. произведения

13.10

Драма как литературный род, классицизм

Чтение по ролям

Ответы на вопросы учебника, составление цитатного плана




Юмор, сатира, сарказм, «говорящие» фамилии




13.

Д.И.Фонвизин «Недоросль»: герои и события. Проблема

гражданственности.

17.10

Общественная комедия

Чтение сцен по ролям

План характеристики персонажей




Воспитание, образование добродетель благонравие

Мини-сочинение « Каким я увидел Митрофана» (используя план хар-ки героя)




Тема 5. Из литературы ХIХ в.

14.

Свободолюб. мотивы в стих.А.С.Пушкина

« К Чаадаеву»

20.10

Дружеское послание

Уровневый анализ поэтического текста

Эвристическая беседа, подробный план статьи учебника

Литературная игра по произведениям поэта; Час поэзии «Мой Пушкин»

Дружеское послание, свободолюбивые мотивы

Литературно-краеведческая экскурсия

15.

Человек и свобода в стих.А.С.Пушкина

Во глубине сибирских руд».

24.10

Тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора)

Выразительное чтение

Эвристическая беседа










16.

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летопис. тексте и в бал. Пушкина



7.11

Художественный образ и прототип. Тропы и фигуры

Чтение наизусть.

Сочинение-описание

Эвристическая беседа

Работа с иллюстрациями

Мотивы судьбы: предсказан.

предзнамен.предвиден. вера и суеверие




17.


Образ Петра и тема России в поэме

А.С.Пушкина «Полтава»


10.11

Поэма, отличие поэмы от баллады

Различные виды пересказов,

устное словесное рисование

Рассказ о писателе, Комментир. чтение, эвристическая беседа

Работа с иллюстрациями, Литература и

история

Гражданский пафос поэмы, антитеза

Сочинение на тему «Пётр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина

«Полтава»

18.


М.Ю.Лермонтов. Образ России в стихотворении «Родина».

14.11

Жанры лирики. Углубление и расширение понятия о лирическом сюжете и композиции лирического произведения

Рассказ о событии, рецензия, выразительное чтение

Выразительное чтение, эвристическая беседа

Словарная работа, устное словесное рисование

Градация




19.

Проблематика и основные мотивы

« Песня про царя Ивана Васильевича..»


17.11

Фольклорные элементы в авторском произведении

Рассказ о событии, рецензия

Выразительное чтение, эвристическая беседа

Работа с иллюстрациями

Словарная работа: опричник, православн.

народ, кручиниться

Оформление экспозиции «Москва Ивана Грозного»

20.

Идейно-художественное своеобразие « Песни…»

Речевые элементы в создании характеристики героя

21.11

Стилизация как литературно -художественный приём, вымысел и верность исторической правде

Устное словесное рисование, анализ эпизода

Ответы на вопросы учебника, составление цитатного плана, тезисный план характеристики персонажей




Рецензия




21.

Н.В.Гоголь

Образ «маленького человека» в повести

« Шинель»

24.11

Сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие фамилии»

Подбор цитат для характеристики персонажа

Различные виды пересказа, составление словаря для характеристики персонажа

« Петербургские повести» Гоголя в русском искусстве

Заочная литературно-краеведч. экскурсия «Петербург Гоголя»

Написание рассказа

по заданному сюжету

22.

Авторское отношение к героям и событиям в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

28.11

Сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии

Устные ответы на вопросы учителя

Эвристическая беседа

Работа с иллюстрациями

Философ-идеалист

Подбор эпиграфов для сочинения по повести.

Сформулировать возможные темы сочинения

23.

И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Идейно-художественное своеобразие рассказа «Хорь и Калиныч»

1.12

Портрет и характер

Различные виды пересказа

Эвристическая беседа

Выставка «На родине писателя»

Сравнител.

характер-ка;


Составление кроссворда

24

И.С. Тургенев «Певцы» Тема искусства в рассказе

5.12

персонаж, авторская позиция

Устные ответы на вопросы учителя

Выразительное чтение, эвристическая беседа


Работа с иллюстрациями

Словарная работа

Составление цитатного плана

25.

Тематика и худож. своеобразие стих-ния в прозе И.С.Тургенева «Нищий»

8.12

Стихотворение в прозе, образ-персонаж, авторская позиция

Различные виды пересказов, устное словесное рисование

Ответы на вопросы учеб-ка, составление цитатного плана, тезисный план хар-ки персонажа




Стих-ние в прозе; подаяние




26.

Н.А.Некрасов в воспоминаниях современников. Проблематика произведения «Железная дорога».

12.12

Диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы

Чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план

Характеристика персонажей

Н.А.Некрасов и художники-передвижники




Составление вопросов для литературной викторины

27.

Идейно-художественное своеобразие произведения А.Н.Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

15.12

Диалоговая речь

Чтение наизусть, выписки для характеристики персонажей, цитатный план

Характеристика персонажей

История создания И.Е.Репиным картины «Бурлаки на Волге»

Словарная работа: холопский недуг, скудная лепта, чернь, щелкопер;

этимология




28.

Проблематика произведения Н.А.Некрасова «Русские женщины». («Княгиня Трубецкая»)


19.12

Развитие представлений о жанре поэмы, диалоговая речь

Выписки для характеристики героев, цитатный план

Характеристика персонажей

Историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок»

Словарная работа: рвать сердце, отпустить с миром, сталью одеть грудь, счастливые грёзы




29.


«Вчерашний день в часу шестом..»

22.12

Пафос поэмы

Выписки для характеристики героев

Характеристика героев

Использование фрагментов фильма «Звезда пленител. счастья»




Сочинение «Если бы княгиню Трубецкую играл я

30.

Лексическая работа, работа с иллюстрациями

26.12

Устное словесное рисование, анализ эпизода

Чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план

Характеристика персонажей

Работа с иллюстрациями

Словарная работа

Читать сказки С-Щедрина

31.

Своеобразие сюжета и проблема сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том…» Приёмы создания образов-персонажей

12.01

Сатира, своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении

Сатира, сатирический образ, притчевый характер сатирических сказок

Рассказ о писателе, эвристическая беседа, ответы на проблемные вопросы

Работа с иллюстрациями к произведениям Салтыкова-Щедрина

Аллегория, гипербола,

гротеск

Нарисуйте портрет одного из генералов, предварительно определив, какой литературный приём лежит в основе изображения характера

32.

33.

р/р

Обучение аналитическому пересказу сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.

16.01

19.01

Сатира, сатирический образ, своеобразие выразит. средств

Различные виды пересказа, письменный отзыв

Эвристическая беседа, ответы на проблемные вопросы

Работа с иллюстрациями

Сатира, юмор, сарказм




34.

Тематика произведения «Севастополь в декабре месяце»

23.01

Рассказ, сюжет, композиция, особенности языка писателя

Анализ эпизода, словарная работа

Рассказ о писателе, беседа по вопросам учебника

Работа с иллюстрациями

Рассказ, сюжет, элементы композиции

Рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя в форме письма с фронта

35

«Левша» Сюжетная основа пр-ния

27.01

Своеобразие стиля, сказ, рассказчик, речь

Анализ эпизода, словарная работа

Выразительное чтение, лексич. работа, работа с иллюстрациями учебника, беседа

Иллюстрации учебника

Междоусоб.разговоры, кунсткамера, грабоватый, кизлярка

Составить комментарии имён собственных

36.

Образ Левши в сказе

30.01

Сказочный характер прозы

Выразительное чтение

Беседа, пересказ статьи учебника

Иллюстрации учебника

Свистовые, потная спираль сделалась, форейтор, пубель

Подобрать цитаты для заглавий

37.

Русская природа в стихотворениях А.А.Фета «Вечер» и «Зреет рожь над жаркой нивой».

2.02

Лирика, тропы, фигуры. Их роль в лирическом тексте.

Чтение наизусть,

Творческое чтение лирических произведений, выявление принадлежности художественных текстов к лирике

Подготовка докладов на тему: «Стихи и песни о родной природе поэтов 19 века»

Лирика, тропы, фигуры. Эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие

Составить рассказ о поэте по материалам учебника

38.

Социальная и нравственная направленность рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»

6.02

Психологический портрет, развитие представлений о сюжете

Пересказ, близкий к тексту, составление словаря языка персонажа

Выборочный пересказ, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения

Работа с иллюстрациями

Психологич.

портрет

Подготовка к вечеру юмора: «Над чем смеётесь?» ( по произведениям М.М.Зощенко, А.Т.Аверченко, Н.А.Тэффи и др.)

39.

Авторская позиция в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника».

9.02

Психологический портрет, авторская позиция

Определение своего круга чтения и оценки

художественного произведения

Участие в дискуссии, определ. жанра пр-ния, выявление авторской позиции

Подготовка к вечеру юмора

Психологический портрет

Вопросы к литературной викторине «По прочитанным произведениям А.П.Чехова»

40


Произведения русских поэтов 19 века о России

13.02

Инверсия, риторический вопрос, восклицание, обращение

Выразительное чтение

Сообщения учителя и уч-ся, исследовател. работа с текстом

Пушкин «Роман в письмах», романс «Песня»(слова Языкова, муз. Алябьева)

Самостоянье алтарь, животворя-

щий, святыня

Выразительное чтение ст-ний (в тетради)

41



Обучение анализу любимого стихотворения о России

25.02

Жанры лирики, углубление и расширение понятия о лирическом сюжете


Написание тезисного плана

Выразительное чтение. Сбор материалов к письменному анализу текста стихотворения

Работа с иллюстрациями

Жанры лирики, лирический сюжет

Стихи о России поэтов родного края, домашнее сочинение-анализ

Тема 7. Из литературы 20 века.

42.

М .Горький «Детство».

«Свинцовые мерзости дикой русской жизни»

27.02

Развитие представлений об автобиогра- фической прозе

Составление цитатного плана

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения,

Работа с иллюстрациями

Автобиографическая проза

Подготовка к конференции «Горький и русские писатели»

43.

Народная Россия в изображении Горького

2.03

Лексика и её роль в создании различных типов речи

Выразительное чтение по ролям

Составление рассказа о герое, заполнение таблицы

Иллюстрации Б.А. Дехтерёва

Свинцовые мерзости

Рассказ о хорошем деле

44.

«Легенда о Данко» «Старуха Изергиль»


6.03

Романтизм, романтический герой, романтический пейзаж

Подробный пересказ

Участие в дискуссии, анализ текста

Иллюстрации Б.А. Дехтерёва

Романтизм, романтич. герой, романтич. пейзаж, легенда

Значение имён Ларра, Данко

45.

Темы и мотивы в лирическом пр-нии И.А.Бунина «Догорал апрельский вечер…»

13.03

Темы и мотивы в лирическом пр-нии,

поэтический образ, худож. роль бессоюзия в

поэтическом тексте

Выразительное чтение

Творческое чтение лирических произведений

П.И. Чайковский «Подснежник», И.И. Левитан «Весна»

Темы и мотивы в лирическом произведении, поэтич. образ

Написать сочинение на одну из тем в учебнике

46.

Смысл названия рассказа И.А.Бунина «Кукушка»

16.03

Развитие представлений о сюжете, авторская позиция

Художественный пересказ, подготовка вопросов для дискуссии

Эвристическая беседа

Е.И. Репин «Мужичок из робких»

Доброта, милосердие, справедли-вость, смирение;

Образ-персонаж

Подготовить сообщение о картине Репина

47.

Художественная идея рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»

20.03

Развитие представлений о рассказе, диалог в рассказе

Подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа

Эвристическая беседа, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения

Подготовьте вопросы для дискуссии «Что есть доброта?» Подберите другие произведения для обсуждения

Сюжетная линия, подтекст;

анекдот

Напишите небольшой рассказ с остроумной и неожиданной концовкой

48

«Allez!»

30.03

Диалог, деталь, мотив

Составление цитатного плана рассказа

Сообщения учителя и уч-ся, исследователь.

работа с текстом




Претенциоз-ный

Составить цитатные планы эпизодов

49.

В,В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

3.04

Автобиографические мотивы в лирических произведениях

Выразительное чтение

Определение проблематики произведения, выявление приёмов создания образов и художественного своеобразия произведения

Иллюстрации Н.А. Долгорукого

Мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры(гипербола, метафора; синтаксичес-кие фигуры и интонация конца предложен.)

«Солнце русской поэзии» - дать объяснение

50.

С.А.Есенин

«Отговорила роща золотая…»,

6.04

Образ-пейзаж, тропы (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис)



Чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении

Творческое чтение лирических произведений

Подготовка вечера одного стих-ния «Мой Сергей Есенин».

Образ-пейзаж, тропы, фигуры

Литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам»

51.

«Я покинул родимый дом…»

10.04

Образ-пейзаж

Чтение наизусть

Работа с учебником, иссле-

довательская работа с текстом, беседа, составление письменного ответа на вопрос

Иллюстративный материал учебника

Цветь

Стихотворение наизусть

52.

Идея рассказа И.С. Шмелёва

«Русская песня».

13.04

Рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза

Устный отзыв о прочитанном произведении, работа со словарями

Определение основных сюжетных линий рассказа, выявление проблематики и художественной идеи произведения

Иллюстративный материал учебника

Камфара, политура, парусиновый

очерк

Небольшой рассказ о любимом месте вашего края (деревни, посёлка, города).

53.

Краткие сведения о М.М. Пришвине

17.04

Рассказчик и его роль в повествовании

Выразительное чтение

Составление плана статьи учебника

Иллюстративный материал учебника

Малая родина

Презентация составление

54.

Родина, человек и природа в рассказе М.М.Пришвина «Москва-река»

20.04

Подтекст, выразительные средства художественной речи, градация, образ рассказчика

Составление тезисов

Эвристическая беседа о Родине, человеке и природе в рассказе

История названия города




Напишите небольшой рассказ, воспевающий самое замечательное место вашего края

55.

К.Г.Паустовский «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство»

24.04

Лирическая проза, выразительные средства худож. речи; пейзаж как сюжетообразующий фактор

Составление тезисов, изложение с элементами рассуждения

Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы, эвристическая беседа по вопросам

Работа с иллюстрациями

Эпитет, сравнение, метафора, олицетворе-ние

Каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине)

56.

«Леса», «Луга», «Бескорыстие»

27.04

Эпитеты, метафоры, олицетворения

Выразительное чтение

Исследовательская работа с текстом




Бескорыстие

Выписать слова, передающие ощущение цвета

57.

Стихотворение Н.А.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…»

30.04

Выразительно-художественные средства речи(риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений)

Чтение наизусть, составление лексики стихотворения по заданной тематике

Творческое чтение лирического произведения, выявление принадлежности художественных текстов к лирике, языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания стихотворения

Фразеологизмы со словом «душа»

Духовность, духовный труд – основное нравствен.

достоинство человека.

Эссе

Напишите небольшое сочинение-эссе

«Труд души».Это может быть и статья в газету о каком-либо удивительном человеке

58.

Основные мотивы военной лирики стихотворений А.Т.Твардовского. Поэма «Василий Тёркин»

4.05

Композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры)

Различные типы чтения, чтение наизусть

Эвристическая беседа, сбор материала об историческом контексте произведения

Встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов 20 века»

Героизм, чувство долга

Отрывок наизусть

59.


Лингвистический анализ главы поэмы Твардовского «Василий Тёркин»


8.05

Поэма, пафос, характер литературного героя

Словарная работа

Составление плана письменной работы, сбор материала

Работа с иллюстрациями

Поэма, пафос

Сообщения о Верейском

60.

Нравственная проблематика рассказа Б.Л.Васильева «Экспонат №…»

11.05

Рассказчик и его роль в повествовании

Подготовка вопросов к диспуту, комментирова-ние эпизода

Выявление смысла названия рассказа и его роли для понимания худож. идеи пр-ния, беседа о нравств. проблематике рассказа

Сообщения о Смоленской крепостной стене

Идея пр-ния. Проблема истинного и ложного, равнодушие, нравственная убогость, лицемерие

Расскажите о своём городе, его истории, значительных событиях и людях

61.

Краткие сведения о Шукшине

15.05




Выразительное чтение фрагментов книги

Экскурсия в дом-музей Шукшина в Сростках. Сообщение учителя

Иллюстративный материал учебника. Деятельность Шукшина в киноискусстве




Составить тезисный план статьи учебника

62-

63

Чудаки и чудики в рассказах В.М.Шукшина.

«Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум»

17.05

17.05

Развитие представлений о рассказе и способах создания характера

Составление языка словаря персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение

Комментированное чтение, составление вопросов к произведениям, эвристическая беседа

Деятельность В.М.Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссёр, автор).

Внутренняя простота, нравствен. высота

Сростки- малая родина писателя

64.

Любовь к малой родине в ст-ях Н.М.Рубцова «Детство», «Далёкое», «Родная деревня

19.05

Автобиографичность, образ автора, творческий путь

Поуровневый анализ художественного текста

Выразительное чтение, эвристич. беседа, определение стихотворных размеров






Преемствен-ность, пищаль

Подготовить сообщения о поэтах

Тема 9. Из зарубежной литературы.

65.


У.Шекспир

Сонеты

22.05

Твёрдая форма(сонет),

Различные виды чтения, чтение наизусть

Выступление учащихся. Составление вопросов к статье учебника

Музыкальные записи сонетов

Портрет Шекспира работы Друшаута




Составить вопросы к вводной статье учебника

66.

Р.Бёрнс.

.Осн. мотивы баллады «Джон Ячменное Зерно»

25.05

Лироэпическая песня, баллада, аллегория

Чтение наизусть

Выступление учащихся, ответы на вопросы




Чувство долга, воинская честь, народное представл. о добре и зле




67.

Р.Л.Стивенсон. Любовь к родине в балладе «Вересковый мёд».

27.05

Фабульные элементы баллады

Чтение наизусть

Выступление учащихся, работа по вопросам учебника

Работа с иллюстрациями.


Риторичес. фигуры

Подготовить сообщение на тему «С.Я.Маршак – переводчик »

68.

А.Конан Дойл. Краткие сведения об авторе. «Записки о Шерлоке Холмсе».

Событийная канва.

29.05

Детектив

(первоначальное понятие о жанровом образовании), художественная деталь

Чтение и различные способы комментирования

Доклады учащихся, выступления учащихся




Наблюдате-льность, остроумие, профессио-нализм




69-

70

Нравственно-философская проблематика в произведении А.Сент-Экзюпери

« Планета людей».
Летнее чтение


29.05

29.05

Лирическая проза (развитие представлений) правда и вымысел

Участие в дискуссии

Выявление нравственной и философской проблематики произведения, комментиров.

чтение




Добро, справедли-вость, мужество, порядоч-ность, честь





Список литературы


Основная литература:
1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы.-

Авторы составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин,В.А.Чалмаев. – М.: Русское слово, 2010

2. Учебник: Литература 7 класс П/р Г.С.Меркина , С.А.Зинина ,В.А.Чалмаева. - М.: Русское слово, 2009

Дополнительная литература:




  1. В.В.Аганезов Русская поэзия 20 века - М.: Дрофа, 2008


2. Л.С.Калюжная Русская проза 20 века – М.: Дрофа, 2005
3. Ю.В.Манн Гоголь в школе. – М.: Вако, 2007
4. Н.А.Миронова Литература в таблицах М.: 2005
5. Н.П.Михальская Зарубежная литература М.: Дрофа, 2005
6. Н.В.Сечина М.Ю.Лермонтов Лирика М.: Дрофа, 2005
7. Ф.Е.Соловьёва Уроки литературы 7 класс М.: Русское слово, 2010

8. Е.А.Яковлева Пушкин А.С. Лирика М: Айрис пресс,2005