|
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы под редакцией Г. С. Меркина, С. А зинина, В. А. Чалмаева, 2010 года
Пояснительная записка
В основе программы обучения литературе в 7 классе лежит программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы под редакцией Г.С.Меркина, С.А Зинина, В.А.Чалмаева, 2010 года.
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;
-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, овладение умениями чтения и анализа художественных произведений и грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
На данном этапе литературного образования выдвигаются воспитательные и образовательные задачи.
Воспитательные задачи курса предназначены для того, чтобы сформировать устойчивый интерес к чтению и воспитать через постижение прочитанного важнейшие качества личности: доброту, сердечность и сострадание, чтобы отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения.
Образовательные задачи должны способствовать формированию умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Учебно-тематический план
№
|
Тема
|
Количество часов
|
По программе
|
Корректировка
|
С учётом
корректировки
|
1
|
Введение
|
1
|
-
|
1
|
2
|
Из устного народного творчества
|
5
|
-
|
5
|
3
|
Из древнерусской литературы
|
2
|
-
|
2
|
4
|
Из литературы 18 века
|
5
|
-
|
5
|
5
|
Из литературы 19 века
|
28
|
-
|
28
|
6
|
Из литературы 20 века
|
22
|
-
|
22
|
7
|
Из зарубежной литературы
|
5
|
-
|
5
|
|
Итого
|
68
|
-
|
68
|
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
Обучающиеся должны знать:
-содержание изученных художественных произведений, основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов, изучаемых в 7 классе; изученные теоретико-литературные понятия.
Обучающиеся должны уметь:
-воспринимать и анализировать художественный текст, выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-определять род и жанр произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль выразительных средств;
-выделять и формулировать тему, идею, проблему изученного произведения, давать характеристику героев произведения; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении; пользоваться справочным аппаратом учебника и школьным словарём литературоведческих терминов.
Критерии
|
Тема
|
Форма
|
Сроки
|
Техника чтения
|
Из древней русской литературы
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
|
Работа с текстом
|
Сентябрь
|
Техника чтения
|
Из литературы 20 века
В.Белов «Душа в слове жива»
|
Работа с текстом
|
Май
|
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Литература»
7 класс
№ урока
|
Тема урока
|
Дата
|
Теория литературы
|
Развитие речи
|
Основные виды деятельности
|
Межпредметные связи
|
Обогащен.словарного запаса
|
Задания творческого характера.
|
|
Тема 1. Введение.
|
|
|
1.
|
Личность автора, позиция писателя, труд и творчество
|
3.09
|
Литератур. роды
|
Ответы на вопрос учебника
|
Работа со статьей учебника
|
|
Литературн. роды: эпос, лирика, драма
|
|
|
Тема 2. Из Устного народного творчества.
|
2
.
|
Былина «Святогор и Микула Селянинович»
|
5.09
|
Эпические жанры в фольклоре, былина, тематика былин
|
Выразительное чтение былины
|
Составление тезисного плана вступительной статьи. Эвристическая беседа, словарная работа (выяснение непонятных слов)
|
Работа с иллюстрациями
|
Выразител. чтение
|
Легенды и предания о народных заступниках
|
3.
|
Идея бескорыстного служения народу в былине «Илья Муромец и Соловей – разбойник»
|
8.09
|
Тематика былин, своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине
|
Письменный ответ на вопрос, выразительное чтение
|
Устное словесное рисование, составление цитатного плана
|
|
Словарная работа (дородный, добрый, стольный, заколодела»
|
|
4.
р/р
|
Обучение выразит. чтению былины
|
12.09
|
|
Выразительное чтение былины
|
Выразительное чтение
|
Былинные мотивы в искусстве
|
Приемы
нар.-поэтич. речи былины
|
Написание былины
|
5.
|
Баллада А.К.Толстого «Илья Муромец»
|
15.09
|
Литературная баллада, фольклорные мотивы
|
Выразительное чтение баллады
|
|
Былинные мотивы в русской поэзии
|
|
|
6.
|
Русские народные песни
|
19.09
|
Песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, песня лироэпическая
|
Выразительное чтение, словарная работа
|
Выразительное чтение. Письменный ответ на вопрос
|
|
Обрядовая поэзия, календарные и семейно-бытовые обряды, жанры обрядовых песен
|
Песенный фольклор
|
|
Тема 3. Из древнерусской литературы.
|
7.
|
Из « Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего…»)
|
22.09
|
Эпические жанры древнерусской литературы
|
Подробный пересказ
|
Пересказ вступительной статьи учебника, Устные ответы на проблемный вопрос
|
Иллюстрации, иконопись
|
Наставление, поучение, житие летопись, погодные записи каноны
|
Нарисовать обложку древнерусской летописи
|
8.
|
« Повесть о Петре и Февронии Муромских».
|
26.09
|
Житийная литература
Нравственные заветы и традиции Древней Руси
|
Развернутый рассказ.
|
Развернутый рассказ о литературном герое.
|
Празднование Дня семьи в городе Муроме в 2008г.
|
Словарная работа (чадолюби-вые, поведали, дивился, пронырство)
|
|
Тема 4. Из литературы 18 в.
|
9.
|
М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого
|
3.10
|
Теория о «трех штилях»
|
|
Эвристическая беседа
|
Заочная литературно- краеведческая экскурсия «Холмогоры –Москва – Германия-Петерб.
|
|
|
10.
|
« О вы, которых ожидает…», « Я знак бессмертия себе воздвигнул…»
|
6.10
|
Ода, тема, мотив
|
Словарная работа
|
Выразительное чтение. Эвристическая беседа
|
Работа с репродукциями
|
Ода, риторическ.
вопрос, риторическ.
восклицаниериторическ. обращение
|
Сочинение с элементами рассуждения
|
11.
|
Г.Р.Державин «Властителям и судиям»:отраже-ние в названии тематики и проблематики произведения.
|
10.10
|
Лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики
|
Словарная работа, чтение наизусть
|
Составление тезисного плана вступительной статьи, эвристическая беседа
|
|
Словарная работа (сонм, мзда, внимать), стихотворн. жанры ( ода, баллада, элегия, послание)
|
|
12.
|
Понятие о классицизме. Д.И.Фонвизин. «Недоросль».
Своеобразие драм. произведения
|
13.10
|
Драма как литературный род, классицизм
|
Чтение по ролям
|
Ответы на вопросы учебника, составление цитатного плана
|
|
Юмор, сатира, сарказм, «говорящие» фамилии
|
|
13.
|
Д.И.Фонвизин «Недоросль»: герои и события. Проблема
гражданственности.
|
17.10
|
Общественная комедия
|
Чтение сцен по ролям
|
План характеристики персонажей
|
|
Воспитание, образование добродетель благонравие
|
Мини-сочинение « Каким я увидел Митрофана» (используя план хар-ки героя)
|
|
Тема 5. Из литературы ХIХ в.
|
14.
|
Свободолюб. мотивы в стих.А.С.Пушкина
« К Чаадаеву»
|
20.10
|
Дружеское послание
|
Уровневый анализ поэтического текста
|
Эвристическая беседа, подробный план статьи учебника
|
Литературная игра по произведениям поэта; Час поэзии «Мой Пушкин»
|
Дружеское послание, свободолюбивые мотивы
|
Литературно-краеведческая экскурсия
|
15.
|
Человек и свобода в стих.А.С.Пушкина
Во глубине сибирских руд».
|
24.10
|
Тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора)
|
Выразительное чтение
|
Эвристическая беседа
|
|
|
|
16.
|
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летопис. тексте и в бал. Пушкина
|
7.11
|
Художественный образ и прототип. Тропы и фигуры
|
Чтение наизусть.
Сочинение-описание
|
Эвристическая беседа
|
Работа с иллюстрациями
|
Мотивы судьбы: предсказан.
предзнамен.предвиден. вера и суеверие
|
|
17.
|
Образ Петра и тема России в поэме
А.С.Пушкина «Полтава»
|
10.11
|
Поэма, отличие поэмы от баллады
|
Различные виды пересказов,
устное словесное рисование
|
Рассказ о писателе, Комментир. чтение, эвристическая беседа
|
Работа с иллюстрациями, Литература и
история
|
Гражданский пафос поэмы, антитеза
|
Сочинение на тему «Пётр I и Карл XII в поэме А.С.Пушкина
«Полтава»
|
18.
|
М.Ю.Лермонтов. Образ России в стихотворении «Родина».
|
14.11
|
Жанры лирики. Углубление и расширение понятия о лирическом сюжете и композиции лирического произведения
|
Рассказ о событии, рецензия, выразительное чтение
|
Выразительное чтение, эвристическая беседа
|
Словарная работа, устное словесное рисование
|
Градация
|
|
19.
|
Проблематика и основные мотивы
« Песня про царя Ивана Васильевича..»
|
17.11
|
Фольклорные элементы в авторском произведении
|
Рассказ о событии, рецензия
|
Выразительное чтение, эвристическая беседа
|
Работа с иллюстрациями
|
Словарная работа: опричник, православн.
народ, кручиниться
|
Оформление экспозиции «Москва Ивана Грозного»
|
20.
|
Идейно-художественное своеобразие « Песни…»
Речевые элементы в создании характеристики героя
|
21.11
|
Стилизация как литературно -художественный приём, вымысел и верность исторической правде
|
Устное словесное рисование, анализ эпизода
|
Ответы на вопросы учебника, составление цитатного плана, тезисный план характеристики персонажей
|
|
Рецензия
|
|
21.
|
Н.В.Гоголь
Образ «маленького человека» в повести
« Шинель»
|
24.11
|
Сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие фамилии»
|
Подбор цитат для характеристики персонажа
|
Различные виды пересказа, составление словаря для характеристики персонажа
|
« Петербургские повести» Гоголя в русском искусстве
|
Заочная литературно-краеведч. экскурсия «Петербург Гоголя»
|
Написание рассказа
по заданному сюжету
|
22.
|
Авторское отношение к героям и событиям в повести Н.В.Гоголя «Шинель»
|
28.11
|
Сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии
|
Устные ответы на вопросы учителя
|
Эвристическая беседа
|
Работа с иллюстрациями
|
Философ-идеалист
|
Подбор эпиграфов для сочинения по повести.
Сформулировать возможные темы сочинения
|
23.
|
И.С.Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Идейно-художественное своеобразие рассказа «Хорь и Калиныч»
|
1.12
|
Портрет и характер
|
Различные виды пересказа
|
Эвристическая беседа
|
Выставка «На родине писателя»
|
Сравнител.
характер-ка;
|
Составление кроссворда
|
24
|
И.С. Тургенев «Певцы» Тема искусства в рассказе
|
5.12
|
персонаж, авторская позиция
|
Устные ответы на вопросы учителя
|
Выразительное чтение, эвристическая беседа
|
Работа с иллюстрациями
|
Словарная работа
|
Составление цитатного плана
|
25.
|
Тематика и худож. своеобразие стих-ния в прозе И.С.Тургенева «Нищий»
|
8.12
|
Стихотворение в прозе, образ-персонаж, авторская позиция
|
Различные виды пересказов, устное словесное рисование
|
Ответы на вопросы учеб-ка, составление цитатного плана, тезисный план хар-ки персонажа
|
|
Стих-ние в прозе; подаяние
|
|
26.
|
Н.А.Некрасов в воспоминаниях современников. Проблематика произведения «Железная дорога».
|
12.12
|
Диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы
|
Чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план
|
Характеристика персонажей
|
Н.А.Некрасов и художники-передвижники
|
|
Составление вопросов для литературной викторины
|
27.
|
Идейно-художественное своеобразие произведения А.Н.Некрасова «Размышления у парадного подъезда».
|
15.12
|
Диалоговая речь
|
Чтение наизусть, выписки для характеристики персонажей, цитатный план
|
Характеристика персонажей
|
История создания И.Е.Репиным картины «Бурлаки на Волге»
|
Словарная работа: холопский недуг, скудная лепта, чернь, щелкопер;
этимология
|
|
28.
|
Проблематика произведения Н.А.Некрасова «Русские женщины». («Княгиня Трубецкая»)
|
19.12
|
Развитие представлений о жанре поэмы, диалоговая речь
|
Выписки для характеристики героев, цитатный план
|
Характеристика персонажей
|
Историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок»
|
Словарная работа: рвать сердце, отпустить с миром, сталью одеть грудь, счастливые грёзы
|
|
29.
|
«Вчерашний день в часу шестом..»
|
22.12
|
Пафос поэмы
|
Выписки для характеристики героев
|
Характеристика героев
|
Использование фрагментов фильма «Звезда пленител. счастья»
|
|
Сочинение «Если бы княгиню Трубецкую играл я
|
30.
|
Лексическая работа, работа с иллюстрациями
|
26.12
|
Устное словесное рисование, анализ эпизода
|
Чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план
|
Характеристика персонажей
|
Работа с иллюстрациями
|
Словарная работа
|
Читать сказки С-Щедрина
|
31.
|
Своеобразие сюжета и проблема сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том…» Приёмы создания образов-персонажей
|
12.01
|
Сатира, своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении
|
Сатира, сатирический образ, притчевый характер сатирических сказок
|
Рассказ о писателе, эвристическая беседа, ответы на проблемные вопросы
|
Работа с иллюстрациями к произведениям Салтыкова-Щедрина
|
Аллегория, гипербола,
гротеск
|
Нарисуйте портрет одного из генералов, предварительно определив, какой литературный приём лежит в основе изображения характера
|
32.
33.
р/р
|
Обучение аналитическому пересказу сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.
|
16.01
19.01
|
Сатира, сатирический образ, своеобразие выразит. средств
|
Различные виды пересказа, письменный отзыв
|
Эвристическая беседа, ответы на проблемные вопросы
|
Работа с иллюстрациями
|
Сатира, юмор, сарказм
|
|
34.
|
Тематика произведения «Севастополь в декабре месяце»
|
23.01
|
Рассказ, сюжет, композиция, особенности языка писателя
|
Анализ эпизода, словарная работа
|
Рассказ о писателе, беседа по вопросам учебника
|
Работа с иллюстрациями
|
Рассказ, сюжет, элементы композиции
|
Рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя в форме письма с фронта
|
35
|
«Левша» Сюжетная основа пр-ния
|
27.01
|
Своеобразие стиля, сказ, рассказчик, речь
|
Анализ эпизода, словарная работа
|
Выразительное чтение, лексич. работа, работа с иллюстрациями учебника, беседа
|
Иллюстрации учебника
|
Междоусоб.разговоры, кунсткамера, грабоватый, кизлярка
|
Составить комментарии имён собственных
|
36.
|
Образ Левши в сказе
|
30.01
|
Сказочный характер прозы
|
Выразительное чтение
|
Беседа, пересказ статьи учебника
|
Иллюстрации учебника
|
Свистовые, потная спираль сделалась, форейтор, пубель
|
Подобрать цитаты для заглавий
|
37.
|
Русская природа в стихотворениях А.А.Фета «Вечер» и «Зреет рожь над жаркой нивой».
|
2.02
|
Лирика, тропы, фигуры. Их роль в лирическом тексте.
|
Чтение наизусть,
|
Творческое чтение лирических произведений, выявление принадлежности художественных текстов к лирике
|
Подготовка докладов на тему: «Стихи и песни о родной природе поэтов 19 века»
|
Лирика, тропы, фигуры. Эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие
|
Составить рассказ о поэте по материалам учебника
|
38.
|
Социальная и нравственная направленность рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»
|
6.02
|
Психологический портрет, развитие представлений о сюжете
|
Пересказ, близкий к тексту, составление словаря языка персонажа
|
Выборочный пересказ, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения
|
Работа с иллюстрациями
|
Психологич.
портрет
|
Подготовка к вечеру юмора: «Над чем смеётесь?» ( по произведениям М.М.Зощенко, А.Т.Аверченко, Н.А.Тэффи и др.)
|
39.
|
Авторская позиция в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника».
|
9.02
|
Психологический портрет, авторская позиция
|
Определение своего круга чтения и оценки
художественного произведения
|
Участие в дискуссии, определ. жанра пр-ния, выявление авторской позиции
|
Подготовка к вечеру юмора
|
Психологический портрет
|
Вопросы к литературной викторине «По прочитанным произведениям А.П.Чехова»
|
40
|
Произведения русских поэтов 19 века о России
|
13.02
|
Инверсия, риторический вопрос, восклицание, обращение
|
Выразительное чтение
|
Сообщения учителя и уч-ся, исследовател. работа с текстом
|
Пушкин «Роман в письмах», романс «Песня»(слова Языкова, муз. Алябьева)
|
Самостоянье алтарь, животворя-
щий, святыня
|
Выразительное чтение ст-ний (в тетради)
|
41
|
Обучение анализу любимого стихотворения о России
|
25.02
|
Жанры лирики, углубление и расширение понятия о лирическом сюжете
|
Написание тезисного плана
|
Выразительное чтение. Сбор материалов к письменному анализу текста стихотворения
|
Работа с иллюстрациями
|
Жанры лирики, лирический сюжет
|
Стихи о России поэтов родного края, домашнее сочинение-анализ
|
Тема 7. Из литературы 20 века.
|
42.
|
М .Горький «Детство».
«Свинцовые мерзости дикой русской жизни»
|
27.02
|
Развитие представлений об автобиогра- фической прозе
|
Составление цитатного плана
|
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения,
|
Работа с иллюстрациями
|
Автобиографическая проза
|
Подготовка к конференции «Горький и русские писатели»
|
43.
|
Народная Россия в изображении Горького
|
2.03
|
Лексика и её роль в создании различных типов речи
|
Выразительное чтение по ролям
|
Составление рассказа о герое, заполнение таблицы
|
Иллюстрации Б.А. Дехтерёва
|
Свинцовые мерзости
|
Рассказ о хорошем деле
|
44.
|
«Легенда о Данко» «Старуха Изергиль»
|
6.03
|
Романтизм, романтический герой, романтический пейзаж
|
Подробный пересказ
|
Участие в дискуссии, анализ текста
|
Иллюстрации Б.А. Дехтерёва
|
Романтизм, романтич. герой, романтич. пейзаж, легенда
|
Значение имён Ларра, Данко
|
45.
|
Темы и мотивы в лирическом пр-нии И.А.Бунина «Догорал апрельский вечер…»
|
13.03
|
Темы и мотивы в лирическом пр-нии,
поэтический образ, худож. роль бессоюзия в
поэтическом тексте
|
Выразительное чтение
|
Творческое чтение лирических произведений
|
П.И. Чайковский «Подснежник», И.И. Левитан «Весна»
|
Темы и мотивы в лирическом произведении, поэтич. образ
|
Написать сочинение на одну из тем в учебнике
|
46.
|
Смысл названия рассказа И.А.Бунина «Кукушка»
|
16.03
|
Развитие представлений о сюжете, авторская позиция
|
Художественный пересказ, подготовка вопросов для дискуссии
|
Эвристическая беседа
|
Е.И. Репин «Мужичок из робких»
|
Доброта, милосердие, справедли-вость, смирение;
Образ-персонаж
|
Подготовить сообщение о картине Репина
|
47.
|
Художественная идея рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»
|
20.03
|
Развитие представлений о рассказе, диалог в рассказе
|
Подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа
|
Эвристическая беседа, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения
|
Подготовьте вопросы для дискуссии «Что есть доброта?» Подберите другие произведения для обсуждения
|
Сюжетная линия, подтекст;
анекдот
|
Напишите небольшой рассказ с остроумной и неожиданной концовкой
|
48
|
«Allez!»
|
30.03
|
Диалог, деталь, мотив
|
Составление цитатного плана рассказа
|
Сообщения учителя и уч-ся, исследователь.
работа с текстом
|
|
Претенциоз-ный
|
Составить цитатные планы эпизодов
|
49.
|
В,В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
|
3.04
|
Автобиографические мотивы в лирических произведениях
|
Выразительное чтение
|
Определение проблематики произведения, выявление приёмов создания образов и художественного своеобразия произведения
|
Иллюстрации Н.А. Долгорукого
|
Мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры(гипербола, метафора; синтаксичес-кие фигуры и интонация конца предложен.)
|
«Солнце русской поэзии» - дать объяснение
|
50.
|
С.А.Есенин
«Отговорила роща золотая…»,
|
6.04
|
Образ-пейзаж, тропы (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис)
|
Чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении
|
Творческое чтение лирических произведений
|
Подготовка вечера одного стих-ния «Мой Сергей Есенин».
|
Образ-пейзаж, тропы, фигуры
|
Литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам»
|
51.
|
«Я покинул родимый дом…»
|
10.04
|
Образ-пейзаж
|
Чтение наизусть
|
Работа с учебником, иссле-
довательская работа с текстом, беседа, составление письменного ответа на вопрос
|
Иллюстративный материал учебника
|
Цветь
|
Стихотворение наизусть
|
52.
|
Идея рассказа И.С. Шмелёва
«Русская песня».
|
13.04
|
Рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза
|
Устный отзыв о прочитанном произведении, работа со словарями
|
Определение основных сюжетных линий рассказа, выявление проблематики и художественной идеи произведения
|
Иллюстративный материал учебника
|
Камфара, политура, парусиновый
очерк
|
Небольшой рассказ о любимом месте вашего края (деревни, посёлка, города).
|
53.
|
Краткие сведения о М.М. Пришвине
|
17.04
|
Рассказчик и его роль в повествовании
|
Выразительное чтение
|
Составление плана статьи учебника
|
Иллюстративный материал учебника
|
Малая родина
|
Презентация составление
|
54.
|
Родина, человек и природа в рассказе М.М.Пришвина «Москва-река»
|
20.04
|
Подтекст, выразительные средства художественной речи, градация, образ рассказчика
|
Составление тезисов
|
Эвристическая беседа о Родине, человеке и природе в рассказе
|
История названия города
|
|
Напишите небольшой рассказ, воспевающий самое замечательное место вашего края
|
55.
|
К.Г.Паустовский «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство»
|
24.04
|
Лирическая проза, выразительные средства худож. речи; пейзаж как сюжетообразующий фактор
|
Составление тезисов, изложение с элементами рассуждения
|
Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы, эвристическая беседа по вопросам
|
Работа с иллюстрациями
|
Эпитет, сравнение, метафора, олицетворе-ние
|
Каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине)
|
56.
|
«Леса», «Луга», «Бескорыстие»
|
27.04
|
Эпитеты, метафоры, олицетворения
|
Выразительное чтение
|
Исследовательская работа с текстом
|
|
Бескорыстие
|
Выписать слова, передающие ощущение цвета
|
57.
|
Стихотворение Н.А.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…»
|
30.04
|
Выразительно-художественные средства речи(риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений)
|
Чтение наизусть, составление лексики стихотворения по заданной тематике
|
Творческое чтение лирического произведения, выявление принадлежности художественных текстов к лирике, языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания стихотворения
|
Фразеологизмы со словом «душа»
|
Духовность, духовный труд – основное нравствен.
достоинство человека.
Эссе
|
Напишите небольшое сочинение-эссе
«Труд души».Это может быть и статья в газету о каком-либо удивительном человеке
|
58.
|
Основные мотивы военной лирики стихотворений А.Т.Твардовского. Поэма «Василий Тёркин»
|
4.05
|
Композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры)
|
Различные типы чтения, чтение наизусть
|
Эвристическая беседа, сбор материала об историческом контексте произведения
|
Встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов 20 века»
|
Героизм, чувство долга
|
Отрывок наизусть
|
59.
|
Лингвистический анализ главы поэмы Твардовского «Василий Тёркин»
|
8.05
|
Поэма, пафос, характер литературного героя
|
Словарная работа
|
Составление плана письменной работы, сбор материала
|
Работа с иллюстрациями
|
Поэма, пафос
|
Сообщения о Верейском
|
60.
|
Нравственная проблематика рассказа Б.Л.Васильева «Экспонат №…»
|
11.05
|
Рассказчик и его роль в повествовании
|
Подготовка вопросов к диспуту, комментирова-ние эпизода
|
Выявление смысла названия рассказа и его роли для понимания худож. идеи пр-ния, беседа о нравств. проблематике рассказа
|
Сообщения о Смоленской крепостной стене
|
Идея пр-ния. Проблема истинного и ложного, равнодушие, нравственная убогость, лицемерие
|
Расскажите о своём городе, его истории, значительных событиях и людях
|
61.
|
Краткие сведения о Шукшине
|
15.05
|
|
Выразительное чтение фрагментов книги
|
Экскурсия в дом-музей Шукшина в Сростках. Сообщение учителя
|
Иллюстративный материал учебника. Деятельность Шукшина в киноискусстве
|
|
Составить тезисный план статьи учебника
|
62-
63
|
Чудаки и чудики в рассказах В.М.Шукшина.
«Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум»
|
17.05
17.05
|
Развитие представлений о рассказе и способах создания характера
|
Составление языка словаря персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение
|
Комментированное чтение, составление вопросов к произведениям, эвристическая беседа
|
Деятельность В.М.Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссёр, автор).
|
Внутренняя простота, нравствен. высота
|
Сростки- малая родина писателя
|
64.
|
Любовь к малой родине в ст-ях Н.М.Рубцова «Детство», «Далёкое», «Родная деревня
|
19.05
|
Автобиографичность, образ автора, творческий путь
|
Поуровневый анализ художественного текста
|
Выразительное чтение, эвристич. беседа, определение стихотворных размеров
|
|
Преемствен-ность, пищаль
|
Подготовить сообщения о поэтах
|
Тема 9. Из зарубежной литературы.
|
65.
|
У.Шекспир
Сонеты
|
22.05
|
Твёрдая форма(сонет),
|
Различные виды чтения, чтение наизусть
|
Выступление учащихся. Составление вопросов к статье учебника
|
Музыкальные записи сонетов
Портрет Шекспира работы Друшаута
|
|
Составить вопросы к вводной статье учебника
|
66.
|
Р.Бёрнс.
.Осн. мотивы баллады «Джон Ячменное Зерно»
|
25.05
|
Лироэпическая песня, баллада, аллегория
|
Чтение наизусть
|
Выступление учащихся, ответы на вопросы
|
|
Чувство долга, воинская честь, народное представл. о добре и зле
|
|
67.
|
Р.Л.Стивенсон. Любовь к родине в балладе «Вересковый мёд».
|
27.05
|
Фабульные элементы баллады
|
Чтение наизусть
|
Выступление учащихся, работа по вопросам учебника
|
Работа с иллюстрациями.
|
Риторичес. фигуры
|
Подготовить сообщение на тему «С.Я.Маршак – переводчик »
|
68.
|
А.Конан Дойл. Краткие сведения об авторе. «Записки о Шерлоке Холмсе».
Событийная канва.
|
29.05
|
Детектив
(первоначальное понятие о жанровом образовании), художественная деталь
|
Чтение и различные способы комментирования
|
Доклады учащихся, выступления учащихся
|
|
Наблюдате-льность, остроумие, профессио-нализм
|
|
69-
70
|
Нравственно-философская проблематика в произведении А.Сент-Экзюпери
« Планета людей».
Летнее чтение
|
29.05
29.05
|
Лирическая проза (развитие представлений) правда и вымысел
|
Участие в дискуссии
|
Выявление нравственной и философской проблематики произведения, комментиров.
чтение
|
|
Добро, справедли-вость, мужество, порядоч-ность, честь
|
|
Список литературы
Основная литература:
1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы.-
Авторы составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин,В.А.Чалмаев. – М.: Русское слово, 2010
2. Учебник: Литература 7 класс П/р Г.С.Меркина , С.А.Зинина ,В.А.Чалмаева. - М.: Русское слово, 2009
Дополнительная литература:
В.В.Аганезов Русская поэзия 20 века - М.: Дрофа, 2008
2. Л.С.Калюжная Русская проза 20 века – М.: Дрофа, 2005
3. Ю.В.Манн Гоголь в школе. – М.: Вако, 2007
4. Н.А.Миронова Литература в таблицах М.: 2005
5. Н.П.Михальская Зарубежная литература М.: Дрофа, 2005
6. Н.В.Сечина М.Ю.Лермонтов Лирика М.: Дрофа, 2005
7. Ф.Е.Соловьёва Уроки литературы 7 класс М.: Русское слово, 2010
8. Е.А.Яковлева Пушкин А.С. Лирика М: Айрис пресс,2005
|
|
|