Главная страница

Проект «Эх, Масленица!» Тип проекта


Скачать 67.91 Kb.
Название Проект «Эх, Масленица!» Тип проекта
Дата 17.02.2016
Размер 67.91 Kb.
Тип Документы

Проект

«Эх, Масленица!»

Тип проекта: познавательно - творческий

Сроки проведения: краткосрочный

Данный проект осуществляется в рамах детского сада. Материал по каждой теме включается в алгоритм недели: с педагогами - в условиях проведения методической работы, с родителями - в совместной деятельности.

Цель:

Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.

Задачи проектной деятельности:

Воспитывать нравственно-патриотические качества, желание сохранить и приумножить богатства своего народа, уважение к культурно-историческим ценностям русского народа.

Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.

Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.

Актуальность: Тема проекта « Эх, Масленица!» является актуальной. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, формируется познавательный интерес, приобретут навыки игры на музыкальных инструментах, узнают новые песни, сказки, пляски, игры своей страны. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Знать:

народные песни, потешки, сказки;

узнавать народные мелодии;

Уметь:

играть в народные игры;

принимать непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей.

исполнение календарных, старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков.

использование народного опыта непосредственно в жизни детей

Новизна проекта: Позволит сформировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной культуре, сформировать первоначальные представления об истории и культуре русского народа. Воспитывает у детей эмоциональное, положительное отношение к традициям и активизация словаря.

Технологичность: Проект доступен и может быть использован воспитателями ДОУ, и родителями.

Условия реализации: Детский сад, семья.

Пути реализации: Взаимодействие всех структур педагогического процесса.

Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста МДОУ детский сад №1»Колокольчик» группа №6 воспитатели Бондина Н.В., Акимова Н.Н., музыкальный руководитель Васина С.А., родители.

Формы:

Посещение музея ( по желанию родителей);

Организация НОД по художественно-эстетическому, познавательному, речевому, физическому развитию;

Обучение игре на музыкальных инструментах «бубен, ложки, трещотки, металлофон»;

Проведение мастер – класса с родителями на тему: «Народный костюм».

Средства:

Художественное слово (сказки, потешки, пословицы, поговорки и тд.)

Знакомство с творчеством художников (Кустодиева «Масленица», Соловьёв «Тройка»

Рассматривание игрушек народных мастеров

Рисование и роспись «Дымковские игрушки», «Матрёшки»

Знакомство с лоскутным рукоделием

Прослушивание народных мелодий
Методический материал:

В. Агафонников «Заплетися плетень» - русские-народные песни и хороводы. – Москва изд. «Музыка» 1973г

Комарова Т.С., Зацепина И.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников. – М., 2005.

Л.С.Куприна, О.А.Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством» - изд. «Детство-Пресс» 1999г

Л.И.Мельникова, А.Н Зимина «Детский музыкальный фольклор» - Москва «ООО Гном – Пресс» 2000г.

«Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы» - Москва «Современник» - 1991г

Г.Науменко «Русское-народное детское музыкальное творчество» Москва «Советский композитор» 1988г

«Круглый год» русский земледельческий календарь – Москва изд. «Правда» 1991г
1. этап.

Подготовительный:

Подборка материала, пособий, литературы по теме.

Проведение бесед с детьми на тему «Ты откуда к нам пришла - весёлая Масленица?»

Чтение детям сказок, рассказов

Беседы по содержанию прочитанных текстов.

Загадывание загадок о посуде, кухонной утвари и др.

Разучивание стихотворений песен, пословиц, поговорок, примет.

Привлечение родителей к проведению конкурса на лучший костюм.

Рассматривание игрушек народных мастеров, палехских шкатулок. Рисование лошади, аппликация «Украшение колокольчиков орнаментом».

Знакомство с гостеприимством. Изготовление костюмов скоморохов, ряженых, колокольчиков для музея.

2. этап

Практический: перспективное планирование

Понедельник «Встреча Масленицы»

Цель: Познакомить с традициями народного праздника.

«Масленица – кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

Блинцами,С каравайцами,

С варенничками!»

Интегрированное занятие «Ты откуда к нам пришла - весёлая Масленица?

Изготовление чучела Масленицы

Изготовление кукол – закруток

Вторая половина дня:

Чтение стихотворений рассказов о русской тройке, заучивание потешек, дразнилок, небылиц.

Рассматривание энциклопедий: «О лошадях», «Русский дом», «Наш дом».

Работа с родителями:

Выпечка блинов, пирогов по разным рецептам. Дегустация изделий из теста. Родители подготовят русские игры – забавы.

Вторник - «Заигрыш»

Цель: Дать детям представления о русских народных играх – забавах.

1 половина дня.

Разучивание хороводов «Веснянка», «Маслина, куда идёшь?», песен «Наша Масленица», «Блины», частушек, русские народные игры «Заря – Зарница, красная девица»

Физкультурный досуг на улице «Не усидишь дома, коли пришли Фома и Ерёма»

«Широкоротая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!» - катание с горы тройками, катание на санках.

2 половина дня.

Посещение мини музея «Изба», встреча с «хозяюшкой», беседа на тему: «Колокольчики звенят, веселят они ребят».

аппликация «Украшение колокольчиков орнаментом».

игра на музыкальных инструментах: бубен, ложки, трещотки, металлофон, колокольчики

Работа с родителями:

подобрать материал о народных инструментах подготовить музыкальные номера для участия в оркестре совместно с детьми.

Среда «Лакомка»

Цель: Познакомить детей с обрядовой кухней.

«Тин-тинка,

Подай блинка,

оладышка-прибавышка,

Масляный кусок!

Тётушка, не скупися,

Масляным кусочком поделися!»

1 половина дня.

Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах.

Интегрированное занятие на тему: « Хлеб всему голова!»

Дегустация блинов «Блин не клин, живота не расколет»

Лепка «Угощение для Матрёшек»

2 половина дня

. Изготовление костюмов скоморохов, ряженых, колокольчиков для музея

Концерт детей «Как у наших у ворот».

Работа с родителями:

«Выпечка баранок, пирогов, пряничков». Подобрать рецепты блюд из старинной русской кухни. Создание книги рецептов.

Четверг «Разгуляй четверток»

Цель: Дать представление о русской тройке

«Наша Масленица годовая!

Она гостика дорогая,

Она пешею к нам не ходит,

Всё на комонях разъезжает!

чтобы коники были вороные

Чтобы слуги были молодые! Здравствуй Масленица!

1 половина дня.

интегрированное занятия «Кони на ладони»

Рассматривание картин Кустодиев «Масленица», Соловьёв «Тройка».

Чтение стихотворений рассказов о русской тройке.

Штурм снежного городка

Катание на санках с горы.

2 половина дня.

Рассматривание игрушек народных мастеров

Рисование и роспись «Дымковские игрушки»

Развлечение на улице «Санный поезд»

Работа с родителями:

Подготовка музыкального праздника «Как на масленой неделе».

Изготовление поделок из солёного теста и выставка.

3й этап. Заключительный

Пятница «Тёщины вечёрки»

Цель: Приобщать к истокам народных традиций.

«Зять на двор – пирог на стол».

1 половина дня.

Наблюдение за трудом повара.

Экскурсия в мини-музей «Изба», знакомство с обычаями гостеприимства.

Знакомство с лоскутным рукоделием.

2 половина дня Праздник «Как на масленой неделе» с участием родителей
РЕЗУЛЬТАТ:

Дети: получили новые знания о Масленице как об одном из русских народных праздников; расширили представления о родственных отношениях; познакомились с предметами быта старинной русской избы; приняли участие в оформлении группы к праздничным мероприятиям.

Педагоги: подобрали методическую и детскую литературу; пополнили методическую «копилку» тематическими презентациями, репродукциями картин русских художников, аудиозаписями, картотеками стихов, пословиц, поговорок, спортивных игр и развлечений; наработали рекомендации для родителей с информацией о традициях масленичной недели.

Родители: проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта; предоставили экспонаты для организации мини-выставки «Декоративно-прикладное искусство»; проявили творческую инициативу при изготовлении куколок-самоделок для оформления мини – музея «Кукла из бабушкиного сундука»; приняли активное участие в подготовке к проведению совместного мероприятиях.

В развивающую среду были внесены: репродукции картин русских художников на тему «Масленица»; книжки-малышки «Загадки о Масленице», «Ой, блины, блины, блины», книга рецептов блинов, подборки стихов о Масленице; фотоколлаж «Как мы Масленицу праздновали».

Критерии оценки результата: установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами; активная деятельность детей и родителей в ходе реализации проектных мероприятий.