Главная страница

Проблемы социализации детей и подростков в современном обществе


Скачать 69.9 Kb.
Название Проблемы социализации детей и подростков в современном обществе
Дата 04.03.2016
Размер 69.9 Kb.
Тип Документы


Городская научно-практическая конференция

"Проблемы социализации детей и подростков в современном обществе"

02.11.2011 г.

Выступление Богачевой Л.В. учителя МХК
Методы и направления работы на уроках МХК по социализации подростков школы
Возможность соприкосновения человеческой судьбы с красотой- одна из самых сокровенных тайн бытия. Приобщение ребенка к миру прекрасного протекает в процессе эстетического воспитания. Эстетическое воспитание развивает чувства и эмоции человека, помогает ему осваивать мир духовных ценностей, формирует эстетическое отношение к действительности, стимулирует творческое начало, обеспечивает формирование эстетической культуры личности, способствует творческой самореализации в жизни.

В развитии теории и практики эстетического воспитания накоплен большой опыт. Многие исследователи в области философии, искусствоведения, педагогики проявляли большой интерес к данной проблеме.

Огромный положительный опыт, доказывающий непосредственную взаимосвязь занятий МХК накоплен в исследованиях педагогов и деятелей искусств.

В результате анализа работ исследователей, мы можем сделать вывод, что рассмотрение и осмысление концепции эстетического воспитания было бы невозможно без понимания социально-экономических, исторических и культурных условий, которые в совокупности явились детерминирующим фактором в процессе зарождения, развития и трансформации эстетической мысли.

Великий математик и мыслитель Пифагор, придавал особое воспитательное значение предметам искусства, в которых видел образец гармонии. Он считал, что гармония, прежде всего заложена в красоте, в соразмерности. Он искал числовое выражение красивым соотношениям, которые, по его мнению, внесли в мир при его создании всеобщую гармонию.

В период Средневековья (Августин, Фома Аквинский), когда господствовала религиозная церковная идеология, занятия музыкой, танцем осуждались в обществе, но тем не менее, Августин подчеркивал их божественное происхождение и не отрицал эстетического воздействия на человека.

В эпоху Возрождения эстетическое воспитание средствами искусств носит гуманистический характер. Овладение предметами искусства становится составной частью образования человека.

В эпоху классицизма эстетическому воспитанию средствами хореографии, музыки и театра способствует создание художественно-эстетического направления основанного на внутренней логике и классицистического понимании мира как завершенного, стройного, логического и ясного воплощения упорядоченной красоты.

В 18 веке в эпоху Просвещения проявляется все большей интерес к дисциплинам искусства. Вопросы интеллектуального развития находят все большее отражение при занятии искусством.

Рассматривая занятия искусством как средство эстетического воспитания и опираясь на исследования ученых в области общих вопросов эстетического воспитания средствами мы можем отметить, что природа эстетического воздействия протекает по следующей, условно разделенной схеме, компоненты которой все взаимосвязаны между собой:

1) развитие эстетического восприятия ( «начинается с развития культуры ощущений”,- писал В.А. Сухомлинский. «Тонкость восприятия рождает тонкость чувств, развивает благородную человеческую потребность переживать эти чувства».

2) развитие эстетического представления и формирование эстетической оценки (« эстетические чувства становятся более глубокими и сознательными по мере развития и обогащения эстетических представлений детей о форме, цвете, строении предметов и явлений окружающего мира”,- пишет Т.С. Комарова Она так же отмечает важное значение в умение ребенка оценить эстетический объект, выделить главные стороны.

3) творческое развитие ребенка, как конечный результат эстетического воздействия является доминантой в этетическом воспитании, отмечают исследователи, в разное время изучавшие этот вопрос.

Психологи отмечают, что «обучение детей дисциплинам искусства строится не только на механическом запоминании движений, но и опирается на чувственную, эмоциональную, творческую строну жизни ребенка, будит фантазию».

В педагогике интерес к проблеме творчества зародился еще в 19 веке. Научные предпосылки разработки данной проблемы были заложены в трудах многих педагогов исследователей, которые предавали большое значение творчеству в жизни человека и неоднократно указывали на необходимость их формирования еще с детского возраста, тесно связывая данную проблему с эстетическим воспитанием детей.

Исследователи в области психофизиологии так же проявляли большой интерес к детскому творчеству и посвящали специальные труды.

Поставив ребенка в центр педагогического процесса и доказав, что воспитание должно протекать в строгом соответствии с его природой, психологи и биогенетики сконцентрировали педагогов на необходимость своевременного распознания психофизиологических особенностей детского организма, его природных склонностей и дарований, как основы формирования и развития творческой личности ребенка.

Исследователи утверждают, что человек от рождения несет в себе определенные органические задатки, которые играют существенную роль в развитии различных сторон личности, особенно таких, как динамика психических процессов, эмоциональная сфера, виды одаренности. К.Маркс и Ф.Энгельс справедливо отмечали, что не каждый может стать Рафаэлем, а лишь тот, в ком сидит Рафаэль.

На сугубо индивидуальный характер генетической наследственности указывала в своих исследованиях и академик Н.П.Дубинин. Он писал, что в современном человечестве за всю прошлую историю, и в будущем не было и не будет двух наследственно идентичных людей (121. 32). Прирожденные особенности нервной системы и других систем организма являются анатомо-физиологической основой тех “жизненных сил”, которыми человек отчасти наделен от рождения и которые существуют в нем в виде задатков.

Но в то же время автор отмечает, что человек от природы получает не готовые психические свойства, а функциональные возможности, природные потенции возникновения и развития тех или иных качеств личности. Особенности нервной системы образуют почву для формирования различных качеств личности.

Важность наследственного фактора в формировании творческой личности подчеркивает и И.П. Павлов, но в то же время, он выделяет систему воспитания и специального воздействия, как факторы, обеспечивающие полноценное творческое развитие личности. Образ человеческой деятельности, писал Н.Н. Павлов, обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и зависит от постоянного воспитания и обучения в широком смысле этих слов.

Большую ценность в разработке исследуемой проблемы имеют идеи и представителей экспериментальной педагогики считавших незыблемой основой и главным источником всех педагогических систем и методов воздействия строго научные и математически точные данные о специфики детской природы, полученные в ходе всесторонних экспериментальных исследований физиологических и психологических особенностей детей и

что каждый человек наделен от природы некими задатками, темп и границы развития которых ею строго определены, следовательно, «ни один человек не может дать в своих психических проявлениях больше того, что в него вложено от природы».

Однако если педагог не может создать несуществующие наклонности, в его силах развить до наиболее возможной высоты все имеющиеся, помочь ребенку реализовать его потенциал, отмечает в исследовании проблем эстетического воспитания детей Г.В.Лабунская.

Успехи эстетического творчества ученые определяют в знании технических средств, то есть определенных технических умений и навыков в конкретном виде деятельности.

«Знание средств- даже очень несовершенное - способно значительно повысить и углубить творческую жизнь ребенка»,- заметил в своих исследованиях М.М. Рубинштейн. Однако не следует, полагал ученый, профессионально обучать ребенка искусству, преувеличивать значение технических умений и навыков в процессе воспитания творческой личности. Их формирование должно носить вспомогательных характер, это не самоцель, а лишь способ, при помощи которого можно “поставить воспитанников в положение творящих”. Их приобретение должно идти рука об руку с эстетическими переживаниями и творчеством ребенка, поддерживая и развивая его, а не подавляя.

Следовательно, детское творчество можно определить как поисково- познавательную деятельность, в которой ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости, абстрактного и ассоциативного мышления, творческого воображения, активности, способности ребенка самостоятельно принимать решения.

По мнению ученых, творчество- производное интеллекта, переломленное через личную мотивационную структуру. Оно связанно с наличием у личности способностей, мотивов, знаний и умений, посредствам которых создается общественно значимый продукт, выполняются определенные действия.

Всегда был огромный интерес к проблеме детского творчества. Анализируя работы ученых, мы можем выделить следующие факторы, способствующие формированию и развитию творчества у детей:

- наследственность, с точки зрения биогенетиков уровень развития творческих способностей человека определяется природными задатками, которые обязательно заявят о себе и будут реализованы ;

- социальная среда преимущественное влияние на становление творческой личности оказывают условия среды, в которую та попадает по воле случая. Отмечается неотъемлемая взаимосвязь и взаимодействие окружающей среды и человека, наделенного творческими способностями;

- воспитание, творческое начало, данное ребенку свыше, уже с первых месяцев его жизни стремится обнаружить себя в деятельности ребенка, и прежде всего в играх со своими пальчиками, ручками, ножками, кубиками, палочками, камешками и так далее. Ребенок, творческая сила которого изначально сама по себе еще не значительна, всеми силами стремиться развить ее, заявить о своих природных способностях. Задача взрослого помочь ему в этом, сделать потребность ребенка в самостоятельных занятиях устойчивой, предоставить свободу и материал для творчества.

Таким образом, проведенный анализ философской, культуроведческой, психолого-педагогической литературы дает основание заключить, что эстетическое воспитание на занятиях искусством направлено на развитие эстетических чувств, представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, на организацию эстетической, художественной творческой деятельности детей.

Из выше сказанного следует, что механизм формирования эстетического развития личности ребенка средствами искусства представляет собой:

- целенаправленное развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка и всех участвующих при этом психических процессов: быстроты реакции, внимание, память, эмоции, восприятие, воображение, образное мышление;

-накопление необходимого усвоенного в процессе образования материала: знания, умения, навыки, опыт, интересы, умение мыслить, обобщать, абстрагировать, моделировать;

-создания среды, активизирующей творческую активность ребенка: творческие задания, самостоятельные работы, подбор наиболее интересного музыкального материала, посещение музеев, выставок, театров, концертов и так далее.