Главная страница

Присмотритесь друг к другу… Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?


Скачать 66.79 Kb.
Название Присмотритесь друг к другу… Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?
Дата 07.03.2016
Размер 66.79 Kb.
Тип Документы

Присмотритесь друг к другу…

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?...

Ф.И.Тютчев

1. Учитель показывает всем фотографию незнакомого детям человека. Затем просит ребят высказать свое впечатление о человеке, изображен­ном на фотографии. По мере того, как ребята высказываются, учи­тель отмечает для себя, что больше звучит в характеристиках де­тей: положительного или отрицательного. По окончании высказы­ваний учитель озвучивает свои наблюдения и спрашивает, почему именно эти стороны (положительные, отрицательные) они выделяют.

— Видите, ребята, люди судят о других по-разному. А как вы думаете, с какой меркой следует подходить к людям прежде всего? (Доброжелательной).

О свойстве одних людей замечать в окружающих положитель­ное, а других — отрицательное хорошо сказал Расул Гамзатов в од­ном из своих стихотворений:

«Вот человек, что скажешь ты о нем?» —

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком.

Что про него хорошего я знаю?»

«Вот человек, что скажешь ты о нем?» —

Спросил я у товарища другого,

«Я с этим человеком не знаком.

Что я могу сказать о нем плохого?»

— Что вы скажете об этих строчках поэта?

— Современные ученые-психологи обращают внимание на такую психологическую особенность человеческого характера: «Каждому кажется, что он судит и о себе, и о других правильно, объективно, что он относится к другим людям так, как они этого заслуживают». Но попробуйте понаблюдать за собой, по­пробуйте вспомнить, какие отзывы вы чаще всего даете о своих товарищах, как их оцениваете. Если почти всегда преобладают отзывы критические, а оцен­ки — отрицательные, не исключено, что в ваш глаз попал осколок искажающего зеркала.

— Кто помнит, ребята, в какой сказке упоминается о таком ос­колке?

— Помните, в сказке Г.Х.Андерсена «Снеж­ная королева» злой тролль смастерил зеркало, отражаясь в котором «все доброе и прекрасное почти исчезало, а все плохое и безобраз­ное, напротив, бросалось в глаза и выглядело еще отвратительней. Красивейшие виды, отразившись в нем, казались вареным шпина­том, а. лучшие из людей — уродами... Лица в этом зеркале искажа­лись до того, что их нельзя было узнать, а если у кого на лице сидела веснушка, она расплывалась во весь нос или щеку». Потом это зер­кало разбилось и его осколки, как говорит Андерсен, «наделали не­сравненно больше вреда, чем само зеркало. Некоторые, крошечные, как песчинки, разлетелись по белу свету, попадали, случалось, в гла­за людям, да там и остались. И вот человек с осколком в глазу начи­нал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь ее дурные стороны... Другим людям осколки проникали прямо в серд­це — и это было хуже всего: сердце тогда превращалось в кусок льда».

— А дальше вы все помните, что случилось в сказке. Следова­тельно, очень важно не допустить проникновение такого осколка. Это необходимо потому, что привычно от­рицательное отношение к людям — большое несчастье для вас са­мих и для окружающих. Ведь в конце концов и люди к вам» начинают относиться так же, как вы к ним... Недаром А.М.Горький советовал: «Никогда не подходи к человеку, думая, что в нем боль­ше плохого, чем хорошего».

— А что если повнимательней присмотреться друг к другу. Это ведь тоже принесет пользу, да и не только пользу, радость откры­тия. И это открытие станет нашим богатством, поможет крепнуть дружбе, сделает мир ярче, добрее.

— Итак, мы сегодня по-новому открываем для себя мир людей. Как любое открытие, поиск направлен на лучшее, радостное, настоящее в другом человеке. И здесь нам поможет... романтическая сказ­ка.

— Как вы думаете, почему?

— В сказке случаются чудеса, и ее герои предстают в неожи­данном, иногда преображенном виде. В их поступках и словах ярко проявляется суть человека. Так давайте отправимся в сказку...

— В некотором царстве, в некотором государстве жил был король. Каким вы хотели бы видеть этого короля?

— Представим себе, что у короля был сын. Каким он был? Почему?

— Из всего вами сказанного, чтобы продолжить сказку, давайте остановимся на том, что он был молод, весел и жил богато, но был высокомерным, неуступчивым, никого не слушал, ни с кем не советовался. Этим он очень огорчал отца. И вот однажды, увлекшись охотой, он слишком далеко углубился в лес и оказался в дремучем лесном царстве. Кругом стояли какие-то застывшие деревья, не­подвижной была трава, как бы окаменевшими кустарники. Солн­це не пробивалось сквозь чащу, и лесные тропы были окутаны тенью и холодом. Принцу стало не по себе, и хоть он был отважным человеком, захотелось быстрее очутиться в более приветливом месте. Но он не знал дороги назад, да и ноги как-то не слушались, невольно несли его дальше по этому странному лесу.

Проплутав несколько часов и отчаявшись выбраться, голодный, уставший и замерзший, он вдруг неожиданно оказался на большой поляне, где отдыхало ог­ромное стадо лесных жителей. Но стадо тоже было странным: львы, тигры, волки, лани, лоси, лисицы, зайцы и многие другие живот­ные и птицы разных стран и континентов находились вместе. Но и сами эти животные тоже были необыч­ными. Они были как бы сами по себе, и даже те, кто традиционно живет парами, пребывали в одиночестве. Со всеми и по одному одновременно. Какое-то страдальческое, тоскливое выражение объединя­ло их, в их позах чувствовалась грусть и безнадежность.

Принц внезапно почувствовал, что не может убить ни одно из этих жи­вотных, хотя очень голоден. Пытаясь объяснить себе это чувство, он вышел на поляну. Звери тотчас же почувствовали пришельца и мгновенно обступили его. Но в их намерении не было враждеб­ности. Юноша ощутил какую-то затаенную мольбу в выражении их глаз, обращенных к нему. Здесь определенно хранилась какая-то тайна, которую очень важно было разгадать. Он присел на холм и, напряженно всматриваясь в глаза животным, стал сосредото­ченно думать. И вот в мыслях мелькнул давно забытый рассказ деда о чудовищно злом чародее, который все живое превращает в застывшие образы, а людей — в животных. Беспощаден этот ча­родей, он не терпит жизни и добра. Никому не удавалось видеть его, только следы его зла, и никто не знает тайны противодей­ствия этому злу.

— Так вы — люди! — с ужасом вырвалось у охотника.

Звери печально нагнули головы, и охотнику показалось, что у них яснее обозначились человеческие черты и выражения лиц. Он стал напряженно всматриваться, силясь угадать и разгадать лицо и облик человека в каждом из зверей.

Вот в облике зайчика лукавая, веселая, с озорным блеском глаз, вероятно, добрая и нежная девушка.

— Что вы можете добавить, как расширить образы этих людей, превращенных в животных. Помогите принцу, от этого зависит исход сказки.

— Вот немножко угловатый, но очень славный своей душевно­стью парень в образе лося.

— Покажите их глубже. — Сильный, смелый, мужественный, но несколько суровый че­ловек виделся охотнику в глазах тигра.

(Прием тот же).

— Легкая, сильная, обаятельная и красивая девушка подразу­мевалась в высокой лани.

(Прием тот же).

— Что же произошло потом?

После выска­зываний учитель может предложить детям продолжить самим сказ­ку, фантазируя и дополняя друг друга, подумать об основной мыс­ли, идее сказки.

После высказываний сказка продолжается.

— Как только охотник мысленно представил облик последнего, произошло неожиданное: звериные головы превратились в чело­веческие лица. Какая радостная человеческая встреча была на по­ляне, и какая грусть раздирала сердце охотника! Ведь люди еще не окончательно обрели человеческий облик, у них были только лица и возможность говорить. Но нельзя же жить в образе человека-зве­ря, надо искать спасения от заклятия чародея.

Всю ночь проговорили спаситель и спасенные на поляне дико­винного леса. Каждый рассказал свою историю, поведал, что знал о тайне колдовства.

— Кто хочет включиться в сказку и, выбрав для себя образ, по­ведать «свою историю».

Если такие ребята окажутся, надо обязательно дать им возмож­ность высказаться. Так полнее представится возможность детям открыть новое в одноклассниках.

— А кто хочет раскрыть тайну колдовства? Что же надо сделать, чтобы чары развеялись окончательно?

Когда ребята выскажутся, если будет такое желание, сказка про­должается.

— Всем стало ясно: чтобы окончательно исчезли чары, пред­стоит еще трудный и сложный путь их спасателю. Но охотник теперь знал, что делать, и понимал, что он уже не один. И как он сделал для этих несчастных, что мог, так и они не оставят его в беде. А беда могла случиться. Ему предстояло пройти но­чью по узкой тропинке этого страшного леса далеко вглубь, во владение злого чародея. В этом пути его подстерегали злость, коварство, жестокость невидимых слуг хозяина леса. Они обе­регали дорогу к крутой горе, где жила Дева Света, хранительница добрых начал жизни. Она способна противостоять чарам злого мага. Но злой старец не выпускал ее из тесной каморки замка, стоящего на самой вершине этой горы, где она вынуждена ютиться. Изо всех сил старался сделать ее недосягаемой для людей чародей. Сила ее Света нужна был превращенным, только он мог разрушить колдовство. И охотник двинулся по заветной тро­пинке вперед, в окружении жаждущих спасения зверей-людей.

На пути их вырастали стены, низвергались водопады, зияли пропасти, чавкали болотные топи. Но здесь все были за одного и один за всех, они верили друг другу и спешили на помощь. И их единство победило: в стенах пробивались дыры, перед водопадами они сами превращались в плотную стену и преодолевали их, над пропастью воздвигался мост, в болотной топи находился след. И в гору ступенями послужили охотнику его спутники. И вот наши путешественники уже у стен замка. Вершина горы стала уже недосягаемой для чародея. Начала действовать сила Девы Света. И всем, кто внизу, уже не страшен был чародей. Во что бы ни превратил он их, охотник разрушит чары.

И вот послышалась чудесная мелодия, раскрылись двери темницы, все засветилось голубым светом. Пало злое колдовство, уничтожен был силой добра чародей. Стало светло, как днем, лес ожил, обретшие свой человеческий облик люди смеялись, обнимались, ликовали. В лучах добра все могли быть вместе, а это надежно, радостно, легко.

— Ну как вам наша сказка, ребята?

— А как известно, «сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок». Какой урок?

— Да, ребята, вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного — надежно, радостно, легко.

— Да пусть будет так, да?