Присмотритесь друг к другу…
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?...
Ф.И.Тютчев
1. Учитель показывает всем фотографию незнакомого детям человека. Затем просит ребят высказать свое впечатление о человеке, изображенном на фотографии. По мере того, как ребята высказываются, учитель отмечает для себя, что больше звучит в характеристиках детей: положительного или отрицательного. По окончании высказываний учитель озвучивает свои наблюдения и спрашивает, почему именно эти стороны (положительные, отрицательные) они выделяют.
— Видите, ребята, люди судят о других по-разному. А как вы думаете, с какой меркой следует подходить к людям прежде всего? (Доброжелательной).
О свойстве одних людей замечать в окружающих положительное, а других — отрицательное хорошо сказал Расул Гамзатов в одном из своих стихотворений:
«Вот человек, что скажешь ты о нем?» —
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком не знаком.
Что про него хорошего я знаю?»
«Вот человек, что скажешь ты о нем?» —
Спросил я у товарища другого,
«Я с этим человеком не знаком.
Что я могу сказать о нем плохого?»
— Что вы скажете об этих строчках поэта?
— Современные ученые-психологи обращают внимание на такую психологическую особенность человеческого характера: «Каждому кажется, что он судит и о себе, и о других правильно, объективно, что он относится к другим людям так, как они этого заслуживают». Но попробуйте понаблюдать за собой, попробуйте вспомнить, какие отзывы вы чаще всего даете о своих товарищах, как их оцениваете. Если почти всегда преобладают отзывы критические, а оценки — отрицательные, не исключено, что в ваш глаз попал осколок искажающего зеркала.
— Кто помнит, ребята, в какой сказке упоминается о таком осколке?
— Помните, в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева» злой тролль смастерил зеркало, отражаясь в котором «все доброе и прекрасное почти исчезало, а все плохое и безобразное, напротив, бросалось в глаза и выглядело еще отвратительней. Красивейшие виды, отразившись в нем, казались вареным шпинатом, а. лучшие из людей — уродами... Лица в этом зеркале искажались до того, что их нельзя было узнать, а если у кого на лице сидела веснушка, она расплывалась во весь нос или щеку». Потом это зеркало разбилось и его осколки, как говорит Андерсен, «наделали несравненно больше вреда, чем само зеркало. Некоторые, крошечные, как песчинки, разлетелись по белу свету, попадали, случалось, в глаза людям, да там и остались. И вот человек с осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь ее дурные стороны... Другим людям осколки проникали прямо в сердце — и это было хуже всего: сердце тогда превращалось в кусок льда».
— А дальше вы все помните, что случилось в сказке. Следовательно, очень важно не допустить проникновение такого осколка. Это необходимо потому, что привычно отрицательное отношение к людям — большое несчастье для вас самих и для окружающих. Ведь в конце концов и люди к вам» начинают относиться так же, как вы к ним... Недаром А.М.Горький советовал: «Никогда не подходи к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего».
— А что если повнимательней присмотреться друг к другу. Это ведь тоже принесет пользу, да и не только пользу, радость открытия. И это открытие станет нашим богатством, поможет крепнуть дружбе, сделает мир ярче, добрее.
— Итак, мы сегодня по-новому открываем для себя мир людей. Как любое открытие, поиск направлен на лучшее, радостное, настоящее в другом человеке. И здесь нам поможет... романтическая сказка.
— Как вы думаете, почему?
— В сказке случаются чудеса, и ее герои предстают в неожиданном, иногда преображенном виде. В их поступках и словах ярко проявляется суть человека. Так давайте отправимся в сказку...
— В некотором царстве, в некотором государстве жил был король. Каким вы хотели бы видеть этого короля?
— Представим себе, что у короля был сын. Каким он был? Почему?
— Из всего вами сказанного, чтобы продолжить сказку, давайте остановимся на том, что он был молод, весел и жил богато, но был высокомерным, неуступчивым, никого не слушал, ни с кем не советовался. Этим он очень огорчал отца. И вот однажды, увлекшись охотой, он слишком далеко углубился в лес и оказался в дремучем лесном царстве. Кругом стояли какие-то застывшие деревья, неподвижной была трава, как бы окаменевшими кустарники. Солнце не пробивалось сквозь чащу, и лесные тропы были окутаны тенью и холодом. Принцу стало не по себе, и хоть он был отважным человеком, захотелось быстрее очутиться в более приветливом месте. Но он не знал дороги назад, да и ноги как-то не слушались, невольно несли его дальше по этому странному лесу.
Проплутав несколько часов и отчаявшись выбраться, голодный, уставший и замерзший, он вдруг неожиданно оказался на большой поляне, где отдыхало огромное стадо лесных жителей. Но стадо тоже было странным: львы, тигры, волки, лани, лоси, лисицы, зайцы и многие другие животные и птицы разных стран и континентов находились вместе. Но и сами эти животные тоже были необычными. Они были как бы сами по себе, и даже те, кто традиционно живет парами, пребывали в одиночестве. Со всеми и по одному одновременно. Какое-то страдальческое, тоскливое выражение объединяло их, в их позах чувствовалась грусть и безнадежность.
Принц внезапно почувствовал, что не может убить ни одно из этих животных, хотя очень голоден. Пытаясь объяснить себе это чувство, он вышел на поляну. Звери тотчас же почувствовали пришельца и мгновенно обступили его. Но в их намерении не было враждебности. Юноша ощутил какую-то затаенную мольбу в выражении их глаз, обращенных к нему. Здесь определенно хранилась какая-то тайна, которую очень важно было разгадать. Он присел на холм и, напряженно всматриваясь в глаза животным, стал сосредоточенно думать. И вот в мыслях мелькнул давно забытый рассказ деда о чудовищно злом чародее, который все живое превращает в застывшие образы, а людей — в животных. Беспощаден этот чародей, он не терпит жизни и добра. Никому не удавалось видеть его, только следы его зла, и никто не знает тайны противодействия этому злу.
— Так вы — люди! — с ужасом вырвалось у охотника.
Звери печально нагнули головы, и охотнику показалось, что у них яснее обозначились человеческие черты и выражения лиц. Он стал напряженно всматриваться, силясь угадать и разгадать лицо и облик человека в каждом из зверей.
Вот в облике зайчика лукавая, веселая, с озорным блеском глаз, вероятно, добрая и нежная девушка.
— Что вы можете добавить, как расширить образы этих людей, превращенных в животных. Помогите принцу, от этого зависит исход сказки.
— Вот немножко угловатый, но очень славный своей душевностью парень в образе лося.
— Покажите их глубже. — Сильный, смелый, мужественный, но несколько суровый человек виделся охотнику в глазах тигра.
(Прием тот же).
— Легкая, сильная, обаятельная и красивая девушка подразумевалась в высокой лани.
(Прием тот же).
— Что же произошло потом?
После высказываний учитель может предложить детям продолжить самим сказку, фантазируя и дополняя друг друга, подумать об основной мысли, идее сказки.
После высказываний сказка продолжается.
— Как только охотник мысленно представил облик последнего, произошло неожиданное: звериные головы превратились в человеческие лица. Какая радостная человеческая встреча была на поляне, и какая грусть раздирала сердце охотника! Ведь люди еще не окончательно обрели человеческий облик, у них были только лица и возможность говорить. Но нельзя же жить в образе человека-зверя, надо искать спасения от заклятия чародея.
Всю ночь проговорили спаситель и спасенные на поляне диковинного леса. Каждый рассказал свою историю, поведал, что знал о тайне колдовства.
— Кто хочет включиться в сказку и, выбрав для себя образ, поведать «свою историю».
Если такие ребята окажутся, надо обязательно дать им возможность высказаться. Так полнее представится возможность детям открыть новое в одноклассниках.
— А кто хочет раскрыть тайну колдовства? Что же надо сделать, чтобы чары развеялись окончательно?
Когда ребята выскажутся, если будет такое желание, сказка продолжается.
— Всем стало ясно: чтобы окончательно исчезли чары, предстоит еще трудный и сложный путь их спасателю. Но охотник теперь знал, что делать, и понимал, что он уже не один. И как он сделал для этих несчастных, что мог, так и они не оставят его в беде. А беда могла случиться. Ему предстояло пройти ночью по узкой тропинке этого страшного леса далеко вглубь, во владение злого чародея. В этом пути его подстерегали злость, коварство, жестокость невидимых слуг хозяина леса. Они оберегали дорогу к крутой горе, где жила Дева Света, хранительница добрых начал жизни. Она способна противостоять чарам злого мага. Но злой старец не выпускал ее из тесной каморки замка, стоящего на самой вершине этой горы, где она вынуждена ютиться. Изо всех сил старался сделать ее недосягаемой для людей чародей. Сила ее Света нужна был превращенным, только он мог разрушить колдовство. И охотник двинулся по заветной тропинке вперед, в окружении жаждущих спасения зверей-людей.
На пути их вырастали стены, низвергались водопады, зияли пропасти, чавкали болотные топи. Но здесь все были за одного и один за всех, они верили друг другу и спешили на помощь. И их единство победило: в стенах пробивались дыры, перед водопадами они сами превращались в плотную стену и преодолевали их, над пропастью воздвигался мост, в болотной топи находился след. И в гору ступенями послужили охотнику его спутники. И вот наши путешественники уже у стен замка. Вершина горы стала уже недосягаемой для чародея. Начала действовать сила Девы Света. И всем, кто внизу, уже не страшен был чародей. Во что бы ни превратил он их, охотник разрушит чары.
И вот послышалась чудесная мелодия, раскрылись двери темницы, все засветилось голубым светом. Пало злое колдовство, уничтожен был силой добра чародей. Стало светло, как днем, лес ожил, обретшие свой человеческий облик люди смеялись, обнимались, ликовали. В лучах добра все могли быть вместе, а это надежно, радостно, легко.
— Ну как вам наша сказка, ребята?
— А как известно, «сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок». Какой урок?
— Да, ребята, вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного — надежно, радостно, легко.
— Да пусть будет так, да?
|