Главная страница

«праздник хлебного спаса»


Скачать 46.51 Kb.
Название «праздник хлебного спаса»
Дата 17.03.2016
Размер 46.51 Kb.
Тип Конспект

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

НА ТЕМУ:

«ПРАЗДНИК ХЛЕБНОГО СПАСА»

Воспитателя МКДОУ

д/с «Березка»

Тищенко В.А.

2013г

Цель:

  1. Познакомить детей с народно-православным праздником Хлебного Спаса.

  2. Дать представление о значении православного праздника Нерукотворного Спаса.

  3. Воспитывать у детей доброе отношение к друг другу.

  4. Прививать бережное отношение к старине, уважение к труду взрослых.

  5. Развивать речь детей, обогащать словарный запас.

Программные задачи:

Образовательные: 1. Знакомство детей с народно-православным праздником Хлебного Спаса.

2. Развитие интеллектуальных способностей, эстетических чувств, приобщение детей к духовно-нравственной культуре.

Развивающие: 1. Развивать творческие способности, мелкую моторику.

Воспитательные: 1. Воспитывать у детей доброе отношение друг к другу.

2. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Интеграция: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество».

Предварительная работа: Посещение храма, слушание колоколов, рассматривание икон, чтение книг, беседа.

Демонстрационный материал: Свеча, хлебные изделия, орехи, сноп, мука, колоски, старинное полотно, репродукция иконы «Спаса Нерукотворного», церквей и храмов в его честь, аудиозапись духовной музыки и колоколов.

Раздаточный материал: Соленое тесто, доски для лепки, тряпки, стеки, подносы с зерном.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. (Дети стоят полукругом перед воспитателем, звучит «Русская духовная музыка XVIII-XXвв.)

Воспитатель: Дети, сейчас мы с вами попутешествуем во времени: (Слышен звон колоколов, затем звучит духовная музыка).

  1. Основная часть. Ребята, сегодня я вас познакомлю с одним из народно-православных праздников «Хлебным Спасом» и его традициями. Чем славится этот праздник? А тем, что в этот день выпекали хлеб из нового урожая. Он является главным блюдом этого дня. Посмотрите, что находится на этом подносе?

Дети: хлеб, бублики, пирожки, каравай.

Воспитатель: Правильно. В этот день после освящения хлеба в церкви хозяйки раздавали свои изделия всем нуждающимся и бедным людям. Скажите, из чего делают хлеб?

Дети: Из муки.

Воспитатель: Верно. Теперь давайте подумаем, из чего делают муку?

Дети: Из пшеницы, зерна.

Воспитатель: Молодцы, давайте посмотрим, как выглядят зерна пшеницы.

( Дети трогают и рассматривают зерна пшеницы)

Воспитатель: А где «живут» зернышки пшеницы?

Дети: В колоске.

Воспитатель: А если много колосков – это называется сноп.

(Показываю детям сноп).

Ребенок: Сноп пшенички мы собрали

И цепями отбивали.

Мельник, забирай зерно.

Пусть мукой станет оно.

Воспитатель: В этот день больших праздников не проводили, т.к. крестьяне готовились к завершению сбора урожая до наступления дождей. В старину говорили: «Третий Спас хлеба припас». Это была тяжелая ручная работа.

Воспитатель: Теперь давайте посмотрим на 2-ой поднос. Что находится здесь?

Дети: Орехи.

Воспитатель:Этот же праздник еще называли Ореховым спасом. С этого дня начинался сбор орехов в лесу. На это есть поговорка «Урожай на орехи – урожай хлеба на будущий год».

Воспитатель: Так как сегодня праздник, давайте, и мы в этот день сделаем угощения для своих друзей.

Физминутка.

(Дети встали в круг).

Мукомол, мукомол ты нам зёрна молол (круговые движения рук перед собой).

А теперь из муки всё, что хочешь пеки (сыплют руками муку сверху).

Мишке – пышки, зайке – сайки (показывать руками пышные булки).

Для ежа отличные бублики пшеничные (показываем пальчиками бублики).

Всех порадовал ты нас, веселимся и сейчас (хлопаем в ладоши) !

  1. Воспитатель: А теперь я предлагаю вам попробовать сделать своими руками каравай (дети садятся за столы, показываю слайд с изображением каравая).

  1. Для того, чтобы вылепить каравай, скатываем шарик и немного прижимаем его к подставке.

  2. Украшения для каравая лепим путём раскатывания теста прямыми движениями рук (колбаска).

  3. Переплетаем между собой «колбаски» и выкладывает вокруг каравая.

  4. Если дети хотят украсить каравай, дать им возможность украсить самостоятельно (при затруднении - помогаю).



  1. Итог работы. Дети выставляют свои работы. Любуются своими поделками.

Ребенок: Лучший каравай у нас,

Испекли на хлебный Спас

Вот такой вышины,

Вот такой нижины.

С Третьим Спасом поздравляем,

Караваем угощаем.

Воспитатель: «Хорош третий Спас, – зимой будет квас»- смотрим на третий поднос. Что лежит на подносе? (ткань).

Воспитатель: Молодцы, но эта ткань называется - старинное полотно. Эту ткань делали своими руками, из которой шили рубашки и штаны. Еще этот праздник называли Спас на полотне. Поговорка «Хорошо, если Спас – на полотне, а хлебушко в гумне» (амбар, сарай). В этот день было принято торговать полотном. Русский народ отмечал этот праздник как благодарение Господу за хлеб насущный на каждый день. Показать детям на Икону «Нерукотворного Образа Христа» (слайды). В честь этого Образа были построены храмы и церкви (слайды).

  1. Заключение. Воспитатель: А теперь я хочу, чтобы вы не только попробовали наш каравай, но и сказали в этот день добрые слова друг другу (Воспитатель угощает готовым караваем всех детей.).

(Воспитатель зажигает церковную свечу, подходит к каждому ребенку и просит произнести добрые слова или пожелания друг другу (мир, небо, счастье, любовь и т.д.)