Главная страница

Правописание о е после шипящих и ц в окончаниях существительных


Скачать 49.94 Kb.
Название Правописание о е после шипящих и ц в окончаниях существительных
Дата 06.03.2016
Размер 49.94 Kb.
Тип Урок

Учитель: Рыдова Е.В.

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Правописание О - Е после шипящих и Ц

в окончаниях существительных
Цели урока:

Образовательные:

1. Сформировать понятие у учащихся о правописании О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных.

2. Продолжать формирование умений учащихся по созданию текста – миниатюры.
Развивающие:

Содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения)

Воспитательные

Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие).

  2. Активизация мыслительной деятельности.

Берёшь перо, берёшь листок.

Фантазий радужных поток

Тебе поможет сотворить

Прекрасный мир и оживить

Ряд строчных правил, строгих слов.

Ну что, дружок, уже готов?

Лингвистика серьёзная страна.

Она так долго вас ждала.

Открытия совершить спешим

Науку мы не насмешим.

Слово учителя:

Сегодня мы с вами будем исследователями законов языка.

(на доске записан эпиграф)

Пред вами громада – русский язык.

Наслажденье глубокое зовет вас,

наслажденье погрузиться во всю

неизмеримость его и изловить

чудные законы его…

Н.В.Гоголь
Вот и мы сегодня с вами вместе будем открывать новые для нас законы языка.

Но какие? Что мы должны узнать с вами в процессе нашего исследования? Мы должны, ребята, будем открыть закон написания букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных. Это и есть тема нашего урока (запись в тетрадях).

Но мало открыть закон, надо научиться правильно использовать его, т.е. грамотно писать.

А помощниками у нас будут пятиклассник Коля и представитель лингвистической науки Грамматик, который будет следить за правильностью наших выводов.
Итак, ИССЛЕДОВАТЕЛИ – ВПЕРЁД!



  1. Поиск решений.



Я предлагаю вам поработать в парах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких Е.

У вас на столах карточки со словами и карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем.

Запишите вывод на карточке - правило (приложение № 1)


  1. Воспроизведение знаний.

А. Отчет ребят по рядам.

Б. Сравниваем выводы.

В. Выводим общее правило (рисунок для запоминания).
Но, ребята, к этому выводу пришли мы с вами, а вдруг оно ошибочное?

И вот наш научный консультант советует нам обратиться к мудрейшему источнику знаний – книге, т.е. к нашему учебнику (стр.210, п.100, орф № 18). Как же об этом говорится в учебнике. Сверим наши выводы? Правы ли мы с вами? Сделали мы открытие? А какое? (правило)

А вот, ребята, пятиклассник Коля хочет нам помочь и предлагает схемы к этому правилу. А кто – нибудь поможет мне их расшифровать?

Давайте мы их запишем в тетрадь, как маячки, которые будут сигналить нам.
Физминутка

Глазки быстро заморгали

Раз, два, три, четыре, пять.

Но от этого устали и зажмурились опять.

Отдыхают наши глазки, не хотят сейчас смотреть.

Но пройдет ещё минута, надоест им так сидеть.



  1. Тренировочные упражнения


Для закрепления научного открытия нужно ребята написать

1 «распределительное письмо». А что это такое? Кто-нибудь знает? А вот я сейчас напишу на доске

О Е

А примеры мы будем брать из упражнения 557. Но не все, поэтому будьте внимательны. А поставить слова нужно в Т.п.

По какому принципу распределяли? (под ударением О, без ударения Е).
А теперь я должна увидеть, насколько ваше открытие велико. Докажите, что это ваше открытие. Посигнальте мне карточками-буквами О и Е. Я называю слово, а вы поднимаете букву.

2 Сигнальные карточки

Мячом, товарищем, птенцом, чижом, суворовцем, глупцом, шалашом, душем, ландышем, душой, врачом, пшеницей, страницей, свечой.
Физминутка Чижик спал и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

3 Наш научный консультант предлагает нам поиграть в игру «Назови другим словом»

Суп со свеклой называется – борщом.

Небольшой лес иначе называют – рощей.

Рисунок, картину, изображающую природу - пейзажем.

Человека, лечащего людей – врачом.

Границу по-другому называют – рубежом.

Невежливого, грубого человека – невежей.
Так в чем же заключается наше открытие?
4 Буквенный диктант по рядам

Храбрецом горцем молодцом

Ключом удачей чертежом

Каланчой зайцев румянцем

Солнцем встречей сторожем

Красавицей улицей кожей
Ребята открытие мы с вами сделали, на практике его проверили, а ведь теперь его надо оформить, запатентовать. А для этого необходимо создать небольшой текст, написать сочинение-миниатюру. Но текст, ребята, будет особенный. В нем должны быть слова на правописание букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных. Наш пятиклассник Коля решил нам немного помочь. Он придумал начало, а вы продолжите.

5 Сочинение-миниатюра

Ранним утром легким морозцем я иду в лес. В это раз мне недолго пришлось любоваться громадами снежных дворцов, слушать тишину леса. Следы зайцев выходили из разных концов леса…
(В это время проверка буквенного диктанта)
Проверяем творческую работу (2-3)


  1. Итог урока.

Так какое открытие мы сегодня сделали?
Вам всем присуждается звание грамматиков.

Ищи свою дорогу с малых лет,

Уверенно вперёд иди сквозь годы,

Оставь - на этой лучшей из планет

Свой яркий след, живые всходы.

С.Островой

6. Рефлексия (приложение №2)

Приложение № 1

Карточка-информатор

  1. Прочитай слово.

  2. Поставь знак ударения.

  3. Выдели окончание.

  4. Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.

  5. Сделай вывод.

Карточка со словами

I ряд Над чертежом, с кирпичом, за ландышем, с малышом, с врачом, неучем, пейзажем, пляжем.

II ряд За тучей, над рощей, со свечой, с лапшой, перед встречей, удачей, каланчой.

III ряд С овцой, за больницей, с птицей, сердцем, синицей, мудрецом, продавцом, перед огурцом.

Карточка – правило
В окончаниях существительных после________________

Под ударением пишем__________, без ударения__________.

Приложение № 2 (приложение к «Учительской газете» Учитель года: лучшее от лучших. № 3, 2004; публикация Ольги Алиевой)
а) «Барометр настроения»








б) «Эмоциональный светофор»











в) «Точка зрения»

Многому научился