Главная страница

«правила нашей жизни»


Скачать 68.81 Kb.
Название «правила нашей жизни»
Дата 23.02.2016
Размер 68.81 Kb.
Тип Документы

«ПРАВИЛА НАШЕЙ ЖИЗНИ»

Учащиеся данной возрастной группы уже имеют опыт, достаточный для понимания роли норм социального регулирования в жизни общества. Они уже много раз оказывались в конфликтных ситуациях или могли их наблюдать. Скорее всего, дети уже могут точно распознать неморальные проявления и определить механизмы воздействия на нарушителей норм морали. Однако их представления о системе правовых норм только складываются, ведь у них мало возможностей получать необходимую правовую информацию, если в учебном плане нет специальных правовых курсов. Сказывается также общая недооценка права как важнейшей гуманитарной ценности, существующая, к сожалению, в современном российском обществе. Правовой нигилизм может стать серьезной проблемой для ваших воспитанников и привести их к противоправному поведению.

Чтобы этого не случилось, классный руководитель обязательно должен предусмотреть в своей работе самые разные формы, насыщенные правовой информацией. Но этого недостаточно. Формирование правовой культуры должно стать одной из основных целей воспитательной работы. Одна из составляющих такой культурыустойчивое правомерное поведение личности. На создание образцов такого поведения и направлен этот воспитательный час. Его эффект усиливается за счет использования личностно-значимого опыта ребенка.

Школьные правила поведения — это одно из первых знакомств детей с нормами права. Но часто они остаются для них плохой выдумкой директора

школы, потому что выполнять их не всегда приятно. Между тем закон должен пройти не только через ум, но и быть принят сердцем. Надеемся, что воспитательный час поможет вашим детям понять роль школьных правил.

Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:

  • для чего нужны правила?

  • как формируются правила поведения?

  • какое поведение называется противоправным?

  • каковы последствия противоправного поведения?

  • почему некоторые люди не соблюдают правила?

Основные понятия:

Норма поведения - образец, стандарт, эталон поведения.

Социальные нормы — правила поведения, регулирующие общественные отношения (виды: моральные, правовые, религиозные, эстетические и др.).

Правовая норма — заданный образец поведения, обязательный для исполнения; поддерживается силой принуждения государства, в случае нарушения наступает ответственность. Содержится в нормативно-правовых актах, принимаемых государственными органами.

Нормативно-правовые акты — источники права, официальные документы, принятые государством (законы, указы, постановления, распоряжения и др.).

Право — 1. Возможность совершать какие-либо Действия.

2. Совокупность правовых норм. (Следует иметь в виду, что существует достаточно много определений этого понятия. Дополнительную информацию можно получить из следующих источников: Мушинский В. О. Основы правоведения. М., 1993; Мельникова Э. Б. Толковый юридический словарь школьника. М., 2000; Российская юридическая энциклопедия. М., 2000.) Правовое поведение — поведение человека, имеющее существенное значение для общества и регулируемое правовыми нормами. Бывает правовым и противоправным.

Подготовительный этап:

  1. Классному руководителю необходима свободно разбираться в материале юридического характера. Поскольку это достаточно сложно, советуем заняться самообразованием или обратиться за разъяснениями к учителю обществознания, права или профессиональному юристу.

  2. Можно провести беседу с учителем, который преподавал у учащихся в начальной школе, по поводу работы с правилами поведения. Это поможет установить преемственность.

  3. Необходимо ознакомиться с Уставом школы, локальными актами, в которых закреплены правила поведения и принести их на классный час.

  4. Для проведения активной части классного часа («Путешествие по школе») следует предупредить руководителей различных служб и подразделений о проводимом мероприятии и возможных вопросах детей. При необходимости разработать маршруты движения для разных групп.

  5. Можно договориться с директором школы о небольшой беседе в его кабинете. Это будет иметь особое значение, так как многие дети, возможно, окажутся там впервые, да и директор для них — особо авторитетный человек.

  6. Подготовить листы формата А-5 и маркеры для записи выработанных правил поведения.

Алгоритм действий:

  1. Дети распределяются по группам.

  2. Введение в проблему можно начать с небольшой беседы о свободе.

— Представьте, что вы услышите по школьному радио объявление о том, что с сегодняшнего дня вводится полная свобода действий. Что может произойти?

Учащиеся с легкостью моделируют предложенную ситуацию. Обычно они говорят о вредных последствиях, связанных с нарушениями правил поведения: на уроках может быть шумно, кто-то вообще перестанет ходить на уроки, дети не будут надевать школьную форму, могут быть даже случаи воровства, драк и т. д. Для развития навыков самооценки очень полезно предложить ребятам представить собственное поведение в данной ситуации.

Главный вывод этого этапа:

— Свобода — очень непростое состояние. Оно связано с ограничениями, которые добровольно принимаются людьми. Эти ограничения необходимы, так как интересы и потребности людей очень разные. В свободном обществе такие ограничения заложены в законах. В законах записаны правила поведения, обязательные для исполнения. Поскольку законы в таком обществе построены на правах человека, большая часть общества не воспринимает их как нечто вредное и ненужное. Люди понимают, что законы необходимы, чтобы регулировать отношения в обществе.

3. Школа — это тоже государство. Необходимо узнать, какие законы действуют в нем, чтобы предотвратить вредные последствия противоправного поведения.

Этот этап носит активный характер. Ребятам

предлагается по группам пройти по школе и выделить места, где требуется особенное поведение. Если дети недавно обучаются в основной школе, целесообразно подготовить специальные задания, которые позволят также узнать сотрудников и специфику разных служб. В этом случае готовятся маршрутные листы и вопросы к ним. Проводится инструктаж, дети расходятся по школе. Пример задания:

Маршрутный лист № 1

Школьная столовая

Через 20 минут вам необходимо будет рассказать всему классу о выполнении задании. Сосредоточьте свои усилия на обсуждении в группе, почему вы предлагаете именно такое правило. На листе бумаги сделайте короткие записи по заданию №3а. Определите, кто будет рассказывать о работе группы.

Задание М 1

Узнать наиболее короткий путь от нашего кабинета до школьной столовой.

Задание № 2

Сколько человек работает в столовой? Как зовут заведующую? Как узнать, какое меню в столовой?

Задание № 3

а) Какие правила поведения следует установить в школьной столовой?

б) Какие из них могут действовать на территории всей школы? Почему?

Такие же маршрутные листы готовятся для других наиболее важных мест школы, в число которых могут входить актовый зал, гардероб, лестницы, библиотека, кабинет труда, спортивный зал, туалеты, холл, музей, школьный двор.

I Ребята вносят свои предложения и записывают маркерами на приготовленные листы правила поведения. Следует договориться о времени на выполнение этого этапа, чтобы все одновременно вернулись в класс. Не следует отводить слишком много времени.

4. Этот этап наиболее важен, так как на нем проводится обсуждение назначения правил. По возвращении детей в класс листы с правилами поведения вывешиваются на доску. Лидеры обосновывают выбор правил, по мере необходимости участники группы подключаются к обсуждению.

Главная задача этого этапа — добиться понимания практического значения правил для ребенка. После обсуждения правил поведения в специальных местах школы из общей массы выбираются те, которые действуют на территории всей школы, т. е. носят общий характер.

Ряд этих правил связан с реализацией личных потребностей детей. На этом следует сделать акцент. Например, мыть руки перед едой необходимо, чтобы возбудители болезни не попали в организм; иметь сменную обувь, чтобы в воздухе не было много пыли и т.п. Некоторые правила связаны с общественными интересами: не шуметь в холле школы, не курить на территории школы, не мусорить, не наносить вред имуществу и т.д. Однако все правила, в конечном счете, защищают личность, потому что направлены на поддержание порядка, равновесия, на предотвращение вредных последствий.

На чистом листе бумаги после общего обсуждения составляется список из 10 наиболее важных правил.

  1. Классный час продолжается в кабинете директора. Директор объясняет детям назначение Устава школы, его структуру. Затем выделяется глава о правилах поведения. Ее содержание сравнивается со списком, который составлен ребятами. Дети интуитивно чувствуют «дух прав человека». Если Устав отвечает современным требованиям, он будет во многом совпадать с выработанными правилами. В этом случае дети получат хорошее представление о нормативно-правовом акте, регламентирующем жизнь школы.

Если вы не уверены в качестве школьного Устава или в готовности директора к данной форме работы, лучше отказаться от такой организации заключительного этапа. Однако и в этом случае не стоит упускать возможность увеличения уровня свободы в школе. Можно выпустить стенную газету или сделать специальные таблички и развесить их по школе, чтобы и другие школьники задумались о назначении правил. Можно выступить на педагогическом совете со своими выводами и предложениями. Можно стать инициатором создания детского совета. В конце концов, можно просто проинформировать администрацию о том, что дети разработали собственный свод правил. Скорее всего, она вас правильно поймет. Ведь Уставы школ проходят перерегистрацию каждые пять лет, органы управления образования тщательно следят за их соответствием законам, действующим в системе образования. И если Устав нельзя показать школьникам, учителям и родителям, это означает только одно — с конца прошлого века он не обновлялся! Прочитав детские правила, администрация вспомнит, что все правовые акты в школе должны соответствовать «Конвенции о правах ребенка» и скоро — будьте уверены — коллектив получит Устав школы XXI века.