Главная страница

Пояснительная записка


Скачать 85.75 Kb.
Название Пояснительная записка
Дата 07.03.2016
Размер 85.75 Kb.
Тип Пояснительная записка

Пояснительная записка.

Гуманистическая направленность воспитания обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке «Разноцветная фантазия» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Планирование работы в кружке выстроено так, чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном,  природным материалом, ракушками и песком, пластилином, цветными нитками, тканью, скорлупами, бумагой, пластиковыми бутылками, макаронами, ватными палочками и дисками.. Работу кружка организую с учётом опыта детей и их возрастных и психофизических особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами необходимо начинать с более простых поделок.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программой предусматривается годовая нагрузка 40 часов. Группа работает 1 раз в неделю по 1 часу. Практические занятия составляют большую часть программы.

            Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности, развивать ручную умелость.

 Задачи программы:

1. Развивать умение организовать свой труд, умение концентрироваться на задании, сопоставлять результаты с заданием.

2. Развивать умение общаться, способность управлять своими эмоциями, поведением.

3. Развивать творческое воображение.

4. Воспитывать личность творца; реализовывать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников; развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.

5. Обучение нетрадиционным способам деятельности, формирование умений и навыков детей.

6. Развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать в художественных образах предметы и явления действительности, решение творческих задач.

7. Вооружать детей знаниями в изучаемой области, вырабатывать необходимые практические навыки и умения.

8. Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбия, аккуратность. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Принципы, лежащие в основе программы:

  •  доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

  •  наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

  •  демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

  •  научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

  •  «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

  Формы и методы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

 наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

 репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

 исследовательский – самостоятельная творческая работа воспитанников.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

 фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками;

 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

 групповой – организация работы в группах;

 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки воспитанников:

  В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами воспитанники могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств  материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

  Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данной программе воспитанники:

– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, ракушками, пластилином, цветными нитками, тканью, макаронами; пластиковыми бутылками, ватными палочками и дисками.

– научатся следовать устным инструкциям

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе

                                      

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Содержание данной программы направлено на выполнение  творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

 Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Тематическое планирование.



Тема занятия


Примечания

1-3

Аппликация из природных материалов «Осень» (засушенные листья, цветы, ягоды)





4-5

Поделка из овощей. «Дама с собачкой» (тыква, кабачок, пластилин, нитки)





6-8

«Ёжик» (пластилин, кора березы, еловые ветви, ягоды)





9-10

Аппликация из семян.





11-12

Ваза с цветами (ракушки, песок, пластилин, семена тыквы)





13-16

Работа с бумагой. Изготовление новогодних украшений.





17-20

Работа с тканью (аппликация, шитьё). Коллективное панно.





21-24


Работа с тканью. Подушка из помпонов.




25-28

Аппликация из ниток. Коллективное панно.






29-30

Поделки из пластиковых бутылок, ватных палочек и ватных дисков.




31-34

Аппликация из макарон.





35-40


Пластилинография.