Главная страница

Пояснительная записка «Центр детского творчества»


Скачать 149.15 Kb.
Название Пояснительная записка «Центр детского творчества»
Дата 12.02.2016
Размер 149.15 Kb.
Тип Пояснительная записка

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Центр детского творчества» - это государственное образовательное учреждение, открытое для всех детей в возрасте от 5 до 18 лет, желаю­щих посещать его творческие объединения.

Основным видом деятельности учреждения является образовательная деятельность, которая базируется на основе научно обоснованной концеп­ции современного личностно-ориентированного образования.

Мы понимаем под образованием единство трех составляющих - обуче­ния, воспитания и педагогической поддержки, активизирующих личность на деятельность по овладению общественным опытом: знаниями, практически­ми умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальны­ми отношениями. Дополнительное образование не просто предоставляет возможность обновления и дополнительного приобретения знаний, но и формирует потребность личности в постоянном самосовершенствовании. Такая личность лучше адаптируется к изменениям социальной среды, что позволяет ей развиваться, удовлетворяя свои духовные потребности неза­висимо от колебаний социокультурной коньюктуры.

Гуманистический подход к образованию в ЦДТ основан на следующих принципах:

В личности изначально заложено стремление к саморазвитию, самореализации, самовоспитанию, самоопределению, само­познанию.

Задача педагогов заключается в том, чтобы помочь обучающе­муся осознать свои возможности, создать условия для их оптимального развития, привести в действие механизмы, стимулирующие это саморазвитие.

Таким образом, главной целью педагогов и родителей становится обу­чение ребенка самопознанию, методами и приемами саморазвития, созда­ние условий реально побуждающих его к самосовершенствованию в ос­новных видах жизнедеятельности, творчества.

Субъектом личностно - ориентированного образования в ЦДТ является ребенок, его родители и педагоги. Образовательный процесс в ДО реализу­ется на основе свободного выбора обучающимися направления деятель­ности. Такой подход заставляет педагогов дополнительного образования искать такие технологии обучения и воспитания когда ребенку психологи­чески комфортно, когда нет ограничения ни в выборе изучаемых тем, ни в сроках их изучения, учебный материал не навязывается, а усваивается в процессе сотрудничества и сотворчества педагога и обучающегося.
Целевыми установками образовательного процесса являются:
развитие творческих способностей обучающихся посредством формирования их познавательных интересов, самостоятельности мышления;

адаптация ребенка к жизни в социуме, его самореализация;

сознательный выбор и освоение допрофессиональных образовательных программ, направленных на выбор профессии.
Задачи:
Расширение и углубление знаний обучающихся.

Развитие творческого потенциала обучающихся, умения пользоваться специальной литературой, чертежами, справочниками; развитие и совершенствование технологических, конструкторских, исследовательских навыков; при обретение умений составлять планы, техническую документацию, творческие отчеты, проекты; обосновывать принятые решения.

Формирование ценностных ориентации, воспитание любви и уважения к Родине, труду, людям труда, воспитание таких качеств как целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность.
Субъекты образовательной среды.




ребенок








родители

педагоги



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА - РЕБЕНОК
Самопознание ребенка.
Самопознание ребенка начинается в ЦДТ, а это значит, что ответы на вопросы: «Кто я?», «Какой я?» он будет искать в условиях дет­ского коллектива и в процессе совместной творческой деятельно­сти.

Мы предлагаем ребенку целый комплекс ознакомительных про­грамм, направленных на наиболее полное его информирование и вовлечение в разные формы творческой деятельности. Уровень самопознания ребенка зависит от его возрастных особенностей и непосредственно влияет на выбор форм и методов педагогическо­го сопровождения.

В младшем возрасте - это собеседования, консультации с родите­лями; праздники: «День открытых дверей», «Посвящение в кружков­цы», «Презентации ДО». В более старшем - проведение психологиче­ских тренингов, тестов по выявлению направленности личности и ее интересов, работа педагогов в ОУ.

Получая информацию о ДО ЦДТ ребенок пытается осмыслить себя и найти свое место в ЦДТ.
Самоопределение ребенка.
МОУ ДОД «ЦДТ» работает 5 дней в неделю с 9.00 до 19.00. Са­моопределение ребенка начинается со « Дня открытых дверей», а продолжается в течение всего учебного года и даже в течение всех лет образования. Дети знакомятся с педагогами, с их образовательными программами, с достижениями других воспитан­ников.
Самоорганизация ребенка.
Работа в ЦДТ построена так, что дополнительное образование доступно каждому. Каждый обучающийся имеет свободу выбора ДО, направления, педагога, вида деятельности и форм его участия.
Самореализация ребенка.

Самореализация обучающихся в ЦДТ идет по 5 направлениям
Н
ЦДТ
аправления деятельности ДО:



Научно-техническое

Туристско-краеведческое

Художественное творчество

Социально-педагогическое


Эколого-биологическое

Данная деятельность осуществляется по образовательным про­граммам дополнительного образования.
Саморегуляция ребенка.
Результатом образования в ЦДТ должно стать овладение обу­чающимися определенным объемом знаний, умений и навыков, развитие их творческих способностей, комплекса личных ка­честв (нравственно-волевых, адаптационных и поведенческих), получения социальных знаний, навыков саморазвития.
Формы творческих показов:

выставки;

фестивали;

концерты;

конкурсы;

конференции;

открытые занятия;

интеллектуальные игры и пр.
Самовоспитание ребенка.
Пройдя все этапы в своем развитии, обучающийся выходит на самую высокую стадию - самовоспитание и самообразование, когда, участвуя в коллективной творческой деятельности, он начинает сам выступать в роли автора, создателя своих собст­венных работ и целых творческих проектов.

Свою задачу мы видим в том, чтобы широко показать достижения наших воспитанников и поддержать их в дальней­ших творческих начинаниях, выходя на другие уровни взаимо­действия, в том числе за рамки ЦДТ (т.е. район., обл.)

ПЕДАГОГ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.
Чтобы эффективность развития и саморазвития обучающихся в - ЦДТ была максимальной, целенаправленной, взаимодействие педагогов с детьми осуществляется системно. Важное условие, действующее в ЦДТ - саморазвитие самого педагога.

Самопознание — педагог.
В ЦДТ работает психолого-педагогическая служба, которая про­водит психолого-педагогические семинары, диагностику, в форме опросов, анкетирования, тестирования, тренингов.

В перспективе решения вопроса - внутренняя самоаттестация педагогов и методистов, которая позволит решить вопросы педа­гогическому коллективу и каждому педагогу в отдельности «Что у нас получилось? Какими методами и формами работы можно добиться лучших результатов? Какие проблемы есть у нас? Как их решить? Какие перспективные направления разви­вать?»
Самоопределение.
Весь процесс самоопределения подкреплен в ЦДТ программно-методическим обеспечением. В ЦДТ успешно реализу­ются разнопрофильные образовательные программы дополни­тельного образования, работающие по вышеуказанным направ­лениям.

Познавательные программы направлены на углубление зна­ний по изучаемой дисциплине, развивают интеллектуальные способности, мотивы деятельности детей, расширяют кругозор в рамках дополнительного образования.

Цель познавательных программ-знакомство, расширение и углубление знаний обучающихся.

Приоритет отдается поиску наиболее адекватных индивидуаль­ности ребенка форм освоения учебного материала, сочетающих в себе эстетические, психологические, ценностные, эвристиче­ские и другие аспекты.
Общеразвивающие программы социализации ориентированы на решение задач формирования общей культуры ребенка, рас­ширение знаний о мире и о себе, формирование социального опыта, удовлетворение познавательного интереса, расширение информативности обучающихся, обогащение навыками обще­ния и умениями совместной деятельности, выбору ценностных ориентации и способности рефлексии, становление личной позиции, осознание своего социального статуса и связанного с ним ролевого поведения как формы реализации индивидуаль­ных возможностей личности в процессе решения коллективных вопросов.

Программы, развивающие художественную одаренность, Глав­ная цель - становление индивидуального творческого воображе­ния, наблюдения, фантазии, умение видеть и слышать, описать, изобразить, озвучить многообразный мир, формирование ответственного отношения к природному дару, таланту. Критерии подго­товки - профессионализм, коммуникабельность, социальная ак­тивность, эмоционально - психологическая развитость и пр. (Прог.д.о. художественного направления: «Музыкальный калейдоскоп», «Золотое колесо», «Мастерица», «Акварелька» и др.).

В зависимости от набора детей педагоги корректируют свои образовательные программы, методы и формы обучения для обучающихся различных уровней развития и с разными интере­сами.

Наши образовательные программы отличаются вариативностью, как по видам деятельности, так и по уровню сложности и срокам реализации.

Перспективное направление-разработка новых комплексных образовательных программ для подростков. (Предпрофильная подготовка.)

Самоорганизация - педагог.
Самоорганизацию деятельности обучающихся невозможно выстроить без самоорганизации педагога. Задавая себе вопросы: «Что я буду делать?», «Как сделать это лучше?», педагоги ЦДТ выстраивают свою педагогическую деятельность.

Каждый педагог работает над темой самообразования, осваива­ет новые педагогические технологии.

Развивается ребенок - совершенствуется педагог. Среди форм обретения педагогического мастерства - курсы повышения ква­лификации, МО, педагогические советы, педагогические чтения, семинары, конференции. Молодые специалисты принимают участие в рабо­те школы молодого педагога.

В ЦДТ созданы условия для того, чтобы педагог смог реализо­вать свой творческий педагогический потенциал. Наряду с традиционной формой педагогической деятельности в качестве руководителя коллектива некоторые педагоги ведут не одну, а несколько образовательных программ. Кроме того, методистом по массовой работе создана программа культурно-досуговой дея­тельности ЦДТ в целом.
Саморегуляция - педагог.
При составлении образовательной программы педагог планиру­ет предполагаемый результат своей деятельности, определяет ре­зультативность каждого ребенка и коллектива в целом, проду­мывает и организует самые разные формы творческих отчетов-показов своих достижений.

Рефлексию и анализ своего педагогического труда педагог про­водит на итоговом собеседовании в конце учебного года, МО, педагогического совете.

Достижения коллективов освещаются в итоговом отчете, педа­гогический опыт обобщается и пропагандируется в научно-пе­дагогических публикациях.

Нашей перспективой является поиск и использование новых эффективных форм анализа педагогической деятельности и корректировки методов управления образовательной системой ЦДТ.
РОДИТЕЛИ И «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА».
В ЦДТ родители являются полноправными участниками обра­зовательного процесса, сегодня родители оказывают помощь ребенку в самоопределении и самореализации, что особенно важ­но для детей младшего возраста. Неоценима и моральная под­держка родителями и педагога.

Нас очень радует то, что многие родители активно участвуют в деятельности ДО и всего ЦДТ в целом - совместное участие с детьми в различных культурно-досуговых, праздничных про­граммах.

В перспективе планируется работа психолого-педагогической службы ЦДТ. Это консультации, лектории для родителей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО.
Выстраивать содержание деятельности нам помогают внешние связи и контакты, которые в целом составляют образовательное пространство.




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТО­РИНГ

В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МОУ ДОД «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Психолого-педагогический мониторинг рассматривается как форма организации сбора, хранения, обработки и распространения полученной информации о деятельности образовательной систе­мы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием дальнейшего развития.

Мониторинговая карта ЦДТ отражает работу по 5 направлени­ям:

- обучающиеся;

- социум;

- родители;

- педагоги;

- методическое обеспечение образовательным процессом.
Обучающиеся как объект мониторинга.
Мы рассматриваем следующие показатели:

Количественные - анализ 3 раза в течение учебного года. Кон­трольными точками являются 15 сентября, 1 января, 25 мая. Анализируемся количество обучающихся, возрастной состав, со­хранность контингента, т.е. анализ по годам обучения и данно­го учебного года, количество мальчиков и девочек, распределе­ния по школам, количество учебных групп.

Результаты учебно-воспитательной деятельности отслеживают­ся путем проведения нулевого, промежуточного и итогового этапов аттестации обучающихся.

Нулевой этап проводится в течение 2-х недель, в конце сен­тября (когда закончился набор обучающихся в учебные группы и ДО).

Цель - определение уровня подготовки учащихся в начале цик­ла обучения, т.е. начальное диагностирование.

В ходе проведения нулевого этапа аттестации педагог осуществ­ляет:

  • прогнозирование возможности (совместно с детьми) успешного обучения на данном этапе;

  • выбор программы обучения;

  • оценку дидактической и методической подготовленно­сти.

Формы проведения нулевого этапа аттестации - это тестиро­вание, анкетирование, срез, смотр кабинетов.

Организация проведения осуществляется администрацией, педагогами, психологом.
Промежуточная аттестация проводится (ноябрь-декабрь).
Цель - подведение промежуточных итогов обучения, оценка ус­пешности продвижения обучающихся. -

Задачи:

- оценка успешности выбора технологии и методики; корректировка учебного процесса; организация выставок, творческих отчетов.

Формы проведения, показатели, критерии оценки разрабатывают - администрация, методисты, педагоги.

Анализ осуществляется методической службой, выв оды обсуждают­ся на МО, пед. советах.
Итоговая аттестация проводится в мае.

Цель - подведение итогов завершающего года обучения.

Задачи:

- анализ результатов обучения;

- оценка успешности усвоения обучающимися образова­тельных учебных программ;

- анализ действий педагога.
Формами проведения итоговой аттестации являются: контрольные занятия; отчетные концерты; самостоятельные практикумы; защита творческих проектов; тестирование; конкурсные и игровые программы; занятия-концерты; творческие конкурсы; спектакли; фестивали; выставки; итоговые интеллектуальные игры.

Результаты итоговой аттестации, анализ с выводами и предложе­ниями обсуждаются на итоговом педагогическом совете.

Результаты исследования развития обучающихся. Происходит отсле­живание следующих показателей:

- уровень развития познавательных способностей;

- эмоциональных качеств личности;

- креативность;
Объект мониторинга — профессиональное мастерство педагогов.

Цель - повышение профессионального мастерства педагогов, мо­тивация педагогов к саморазвитию и творчеству.

Мониторинг проводится по следующим показателям:

  • освоение программы;

  • сохранность контингента обучающихся;

  • промежуточная и итоговая аттестация обучающихся;

  • проведение открытых занятий и досуговых мероприя­тий;

  • нестандартные формы занятий;

  • участие в семинарах, пед. советах, МО, пед. чтениях, пед. конференциях;

  • шк. молодого педагога;

  • повышение квалификации;

  • участие в опытно - экспериментальной работе;

  • взаимоггосещение занятий;

  • участие в отчетных выставках, фестивалях, конкурсах;

  • работа с родителями;

  • взаимодействие со средой;

  • система повышения квалификации и переподготовки кадров.


Вся полученная информация по данным показателям обрабаты­вается администрацией, методистами ЦДТ и обсуждается на МО, пед. советах, производственных совещаниях, в индивидуаль­ных беседах с педагогами.

Мониторинг профессионального мастерства ставит педагога в ситуацию, когда постоянное повышение профессионального мас­терства становится необходимым.

Такой переход от анализа результатов к анализу действий по­зволяет обеспечить креативно - поисковый режим деятельности ЦДТ: свободу творчества, профессиональный рост педагогов, их личные успехи, совместную продуктивную деятельность.
Родители как объект педагогического мониторинга.
Работа с семьей ведется по следующим направлениям:

консультативное (консультации для педагогов и родителей, детей по вопросам взаимоотношений, дея­тельности ЦДТ);

организация семейного досуга;

подготовка детей к социальной зрелости.

Анализ проводится по двум показателям:

исследование «Моя семья» (диагностика взаимоотно­шений, уровня коммуникативных умений, тревож­ности, притязаний и пр.)

исследования потребности семьи.
Методическое обеспечение образовательного процесса.
Включает в себя следующие показатели:

методическое обеспечение образовательных учебных программ;

программное обеспечение образовательного процесса.
Объект мониторинга социум.
Включает в себя социокультурные связи ЦДТ. Здесь диагно­стике и анализу подвергаются связи ДО, педагогов, методи­стов за пределами ЦДТ.
Социальная адаптированность системы образования в ЦДТ.

Уровень управления дифференциальный, разноуровне­вое обучение;

• обеспечение сопряженности в звеньях непрерыв­ного образования соответствие образовательной системы в ЦДТ образовательными потребностям обучающихся, их способностям и возможностям, запросом со­циума;

• оценка факторов психологического микроклимата ЦДТ.
Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса.
Наличие специализированных кабинетов;

обеспечение наглядными пособиями, приборами, дидактическими сред­ствами обучения, ТСО;


Критерии эффективности дополнительного образования

Показатели

дополнительного образования (нач. шк.)

Показатели дополнительного образования (подрост, возраст)

Показатели дополнительного образования (стар. кл.)

ТВОРЧЕСКОЕ

ОТНОШЕ­НИЕ


Желание научиться чему-либо;

интерес к разносто­ронней деятельности;

любовь к педагогу;

про­явление инициативы в действиях.

Познавательный интерес; направленность, содер­жание, устойчи­вость, умение учиться; реализация инициативы в творческих проектах.

Познавательная активность, творчество.


ОБУЧАЕМОСТЬ


Усвоение знаний в определенном темпе:

-высокий;

-средний;

-замедленный.

Способность к усвоению теоретических, фактических данных. Применение теории на практике.

Познавательная самостоятельность, способность к самообразованию.


РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

Вербальные способности, восприимчи­вость информации, развитие речи, координации, моторики.

Опережающий темп развития, мышления в сфере способно­стей, осознанный выбор профиля (направления обучения.)

Сознательный профессиональный выбор, самовоспитание, развитие способностей.