Главная страница

Полянских Нины Николаевны


Скачать 200.13 Kb.
Название Полянских Нины Николаевны
Дата 18.02.2016
Размер 200.13 Kb.
Тип Программа

Программа занятий дополнительного образования (кружка) «Юные филологи. Речеразвивающий аспект» в МАУ СОШ № 33 г.Тамбова учителя русского языка и литературы (7–8 классы)

Полянских Нины Николаевны


Пояснительная записка. Языковое развитие современного школьника диктует потребность в условиях школьного обучения русскому языку сделать этот процесс не только нужным, необходимым, но и интересным. Общеизвестно, что однообразие ти­пов школьных письменных работ (сочинений) и устных высказываний приводит к тому, что уже в средних классах надоедает писать сочинения вообще. Повествования, описания, рассуждения воспринимаются учениками как очередное учебное упражне­ние и не вызывает живого интереса ( и вообще желания писать). Как показывает прак­тика, современные дети хотят не просто писать очередные сочинения, но хотят - и со­вершенно справедливо - овладевать теми речевыми жанрами, которые существуют в реальной речевой практике. Кружок«Юные филологи. Речеразвивающий аспект» призван повысить уровень речевой культуры подростков, познакомить их с общими требованиями к языку, письменному и устному, провести целенаправленную работу над звуковой и интонационной стороной речи, освоить русское произношение, ударение в совокуп­ности лексических, грамматических понятий, научить отбирать лексические средства, оформлять мысль путем выбора грамматических форм и конструкций. Средства массовой коммуникации (радио, телевидение, газеты, журналы) играют в нашей жизни большую роль Благодаря им читатели, слушатели, зрители постоянно знакомятся с происходящими социально-политическими событиями, новостями науки, культуры, искусства. Современная школа, к сожалению, совершенно недостаточно учит школь­ников умению свободно пользоваться теми речевыми жанрами, которых требует современная динамичная жизнь. Данный кружок предназначен для учащихся 7-8 классов, когда в подростках формируется интерес к происходящим событиям, когда закла­дывается интерес к литературному творчеству, стремление сочинить, написать, представить на суд читателей свое «сочинение».

В основу программы кружка «Юные филологи» положена концепция развития речи учащихся Т.Ладыженской. Количество занятии – 34-36 за год

Цель кружка - закрепить и углуб­ить интерес учащихся к языку посредством творческой работы над словом, познакомить детей с основными жанрами творческих письменных высказываний, научить подростков хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Образовательная цель кружка - формирование у школьников навыков владения основными формами и видами письменных и устных творческих работ, составляющих базовый и дополнительный уровень речевого развития школьника.

Практическая цель -приобретение учащимися навыков выполнения ви­дов и жанров творческих работ, подготовка к дальнейшему успешному освоению рус­ского языка.

Воспитательная цель кружка - реализуется в тесном единстве с образователь­ной и практической целями: воспитание у детей уважительного отношения к родному языку, любви к русскому слову, расширение лингвистического кругозора, развитие языковой интуиции, творческих способностей, чувства самостоятельности.

Задачи кружка:

1)повысить уровень языкового (речевого) развития учащихся;

2)познакомить с вопросами теории и практики создания творческих видов речевого высказывания;

3)развивать в детях «дар слова» (по выражению К.Д.Ушинского);

4) развивать навыки связной речи ( практическая тренировка, упражнения); 5)языковое (речевое) чутье как определенную поисковую деятельность детей, их наблюдатель­ность;

6)подготовка учащимися сочинений, статей, стенгазет, рукописных журналов, материалов для школьных радиопередач, для участия подростков в школьных, городских творческих конкурсах и состязаниях;

7)научить применению полученных на кружке знаний в дальнейшей учебе.
Основные формы организации занятий кружка-беседы, творческие практикумы, творческие мастерские, самостоятельная работа учащихся, совершенствование рукописей, редактирование написанного, рецензирова- ние, устные высказывания о напи­санном, использование различных технических средств (магнитофон для фиксации устных высказываний и их обсуждения, мультимедийные средства, компьютер).
Содержание. Тематика занятийкружка.

Занятие 1. Значение кружка «Юные филологи. Речеразвивающий аспект». Задачи кружка. Обобщение представлений учащихся о теме и основной мысли устного и письменного высказывания на определенную тему.

Цель занятия - показать, как важно в жизни уметь хорошо и правильно выражать свои мысли; закрепить, обобщить имеющиеся представления детей о теме и основной мысли высказывания. Этапы работы: вступительное слово учителя, беседа, прослушивание и анализ звукозаписи «Речь писателя В.П.Астафьева».

Занятие 2. Устное и письменное речевое высказывание на основе личных впечатле­ний учащихся.(На основе впечатлений от летних каникул).

Цель занятия - помочь детям сознательно выбирать тему речевого высказывания или «находить» ее, осознавать и раскрывать основную мысль. Подготовить интересные содержательные работы для школьной стенгазеты или информационного бюллетеня(привлечением компьютерных шаблонов для информационных бюллетеней). Этапы работы: беседа, просмотр телепередачи, анализ образца, написание учащимися сочинения на одну из тем: «Прогулка в лес», «Поездка за город», «Экскурсия в краеведческий му­зей», «Интересная встреча», «Случай на реке». Знакомство с памяткой «Требование к оформлению рукописей», анализ памятки.

Занятие 3. Школьный информационный бюллетень.

Цель занятия: представить практическую значимость данного вида речевого выска­зывания, оживить работу стенной печати. Изготовление макета бюллетеня(с использованием копьютерных шаблонов). Анализ памятки «Как совершенствовать написанное». Анализ образца редакторской правки («Воспоминания П.В.Нащокина с поправками Пушкина»). Анализ ученических рас­сказов, отбор лучших рассказов для бюллетеня или стенда. Анализ (коллективный) сочинения «Как я однажды летом поймал щуку».

Занятие 4. Тезисы и конспект, их отличие от плана.

Цель - познакомить ребят с тезисами и конспектом, раскрыть особенности этих разновидностей сжатого изложения, заложить основы формирования у детей навыков тезирования и конспектирования. Этапы работы: вступительное слово учителя, чтение памятки «Тезисы и конспект». Практические упражнения. Доклад (2 часа) - формиро­вание навыков связной устной речи.

Занятие 5. Доклад.

Цель занятия : знакомство с особенностями доклада как одного из видов устного монологического высказывания, подготовка к самостоятельному выступлению. Эта­пы работы: чтение и обсуждение подготовленных учащимися докладов. Чтение статьи Ф.Кони «Совета лекторам». Чтение и обсуждение конспектов. Что значит говорить? Отличительные особенности устной живой речи: интонация, адресованность к определенной аудитории, возможность использования мимики и жестов, умение пуб­лично мыслить,

Тщательная подготовка к устному публичному выступлению. Занятие 6. Цитирование (2 часа).

Цель: Познакомить учащихся с цитированием как особой формой передачи чужой речи, развивать умение правильно употреблять цитаты, научить грамотно на письме оформлять цитату. Этапы работы: беседа, работа с фрагментами художественных текстов (программных произведений по литературе). Составление плана статьи, отработ­ка навыков цитирования

Занятие 7: Сочинение на основе литературного произведения.

Цель: закрепить умение отбирать материал из текста художественного произведе­ния в соответствии с темой и основной мыслью сочинения, систематизировать соб­ранный материал, составлять план, раскрывающий структуру письменного высказы­вания. Этапы работы: устные сообщения детей, беседа. Коллективное собирание ма­териала по теме. (На материале романа Пушкина «Дубровский»).

Занятие 8. Литературные заготовки к произведению. (2 часа)

Цель: убедить детей в полезности ведения записных книжек, дневников, в значении предварительных «заготовок» материала для будущих творческих работ, закрепить умение собирать материал для различных устных и письменных высказываний. Этапы работы: вступительное слово учителя (блокноты писателя и журналиста В.М. Пескова, книга писателя «Шаги по росе».) Записные книжки К.Паустовского, Приш­вина, А.Платонова. Составление собственных блокнотов и записных книжек с привлечением компьютерных программ).

Занятие 9. Р е п о р т а ж. (4 часа). Активная общественная деятельность, интерес к которой должен воспитываться школой, предполагает и сотрудничество школьника и впоследствии сознательного гражданина в органах печати.

Цель: повторить изученное о заметке как форме газетного жанра, познакомить де­тей с особенностями репортажа как газетного жанра. Подготовиться к самостоятельной работе над репортажем. Этапы работы: вступительное слово учителя, экскурсия в одну из городских типографий. Чтение и анализ образцов репортажа. Сопоставите­льный анализ заметки и репортажа. Составление устного репортажа. Используются газеты и магнитофон. Предлагается подготовить письменные отзывы на газетный, те­левизионный, радиорепортаж.

Занятие 10. Обсуждение подготовленных ученических отзывов на репортажи. Знакомство с критериями оценки отзыва: наблюдательность и умение выбирать интересное и важное событие, достаточно точно и образно передать содержание репортажа (От­зыв на празднование Дня защиты детей.).

Занятие 11. Интервью (2 часа).

Цель: работа над интервью формирует у детей умение видеть, наблюдать, слышать живую речь, умение собирать материал к высказыванию. Повторить изученное о за­метке и репортаже, познакомить с новым газетным жанром интервью, научить детей излагать материал в форме беседы ( от имени человека, который дает интервью).

Этапы работы: вступительное слово учителя - о газете и жанрах газеты. Запись оп­ределения : «интервью - совместное творчество журналиста и человека, дающего информацию». Анализ интервью (газета, теле-, радио- интервью). Выявление языковых, стилистических особенностей этого газетного жанра. План анализа: кто берет интер­вью, с кем ведется беседа, какова ее тема и цель, в чем особенность данного интервью. Использование элементов живой разговорной речи, лаконизм, экспрессивность.

Занятие 12. Письменное высказывание на свободную тему.

Цель: выявить интересы учащихся к тематике высказываний, дать возможность выразить свои мысли самостоятельно по теме высказывания.

Этапы работы: Обсуждение материалов записных книжек, работа над высказыва­нием на свободную тему. Чтение написанных работ и их обсуждение. Подготовка со­общения на тему «Писатели о работе над словом».

Занятие 13. Совершенствование написанного (2 часа).

Цель. Познакомить учащихся с работой писателей, журналистов над совершенствованием произведений, показать значение упорного и настойчивого труда над рукопи­сью их собственных сочинений, повторить сведения о приемах редактирования, о тех­нике правки рукописи. Используется учебный кинофильм «Пушкин в Михайловском»

Этапы работы: сообщение учителя. Обсуждение записей учащихся на тему «Писа­тели о работе над словом». Наблюдение над правкой написанного. Работа в группах. Используются сочинения самих же участников кружка.

Занятие 14. Библиография. Аннотация. (2 часа).

Цель. Познакомить учащихся с элементами справочного аппарата книги, ее библио­графическим описанием и аннотацией. Научить детей составлять (по образцу) библи­ографическое описание и аннотацию на книгу.

Этапы работы: Сообщение учителя о печатном слове, книге. Знакомство с библиог­рафией, аннотацией. Выполнение аннотации на : словарь, учебник, повесть, поэтиче­ский сборник.

Занятие 15. 0тзыв как разновидность публицистического письменного высказыва­ния. Применительно к учащимся 7-8 классов предпочтительнее использовать термин «рецензия». Главное назначение этого вида работы - отзыва - выразить собственное отношение к прочитанному произведению. В отзыве может отсутствовать литературоведческий разбор произведения, но зато обязательно высказывается свое мнение о про­читанном (увиденном, услышанном), говорится о личном восприятии произведения, о впечатлении, которое оно произвело, дается и обосновывается его оценка.

Цель - закрепить приобретенные ранее знания об аннотации и об отзыве, подготовить учащихся к самостоятельному отзыву о рассказе, спектакле (кино-, телефильме) Этапы работы: анализ выполненных детьми аннотаций, выполнение упражнений, раз­вивающих умение кратко излагать содержание произведения или театральной постан­овки. Знакомство с отзывом на примере отрывка из повести И.Н.Грековой «Летом в городе».Устный отзыв о прочитанном произведении (на примере рассказа Ю.Яковле­ва «Реликвия»). Письменная работа. Написание отзыва на один из рассказов В.Драгу­нского («Денискины рассказы») или на рассказы Ф.Искандера.

Занятие 16. Особенности рецензии. Данный вид речевого высказывания отличает ся большей самостоятельностью учащихся. Они должны показать свое умение оцени­вать прочитанное, проникать в мысль писателя, понимать, что он хочет сказать чита­телю. Рецензии можно писать не только на рассказы (прочитанные книги), но и на стихи, спектакли и конофильмы.

Цель. Познакомить учащихся с особенностями сочинения-рецензии.

Этапы работы: вступительное слово учителя (об умении читать и понимать прочитанное). Сопоставление отзыва и рецензии. Анализ образца (Рецензия поэта Н.Тихонова на книгу В.Пескова «Отечество»). Развернутая логическая оценка произведения. Составление композиционной схемы рецензии.( Смысл названия книги, краткая характе­ристика творчества писателя, творческий замысел автора книги, критическая оценка книги - особенности композиции, сила воздействия слова писателя, мастерство автоpa в изображении характеров героев, искусство автора, иллюстратора книги. Основная мысль книги, актуальность тематики произведения.) Письменная работа: написа -ние учащимися рецензии на рассказ В.П.Астафьва «Хвостик» (Цикл «Затеси»).

Занятие 17. Сочинение-рецензия на рассказ.

Цель. Повторить особенности построения рецензии, закрепить умение анализиро­вать литературное произведение, подготовить детей к самостоятельному написанию рецензии на рассказ.

Этапы работы. Повторение изученного. Постановка цели и задач. Обсуждение до­машних рецензий. Анализ прочитанного рассказа («Хвостик» В.П.Астафьева). Примерный план анализа рассказа: Какова тема рассказа? От чьего лица ведется повествование? Главная мысль рассказа. Почему он так назван? Кто главные герои рассказа? В чем особенности его композиции? Как развивается действие в рассказе? Каково значение пейзажа в произведении? Какова ваша личная оценка рассказа? Как вы относи­тесь к героям рассказа? Анализ ученических рецензий.

Занятие 18. Письменная работа. Творческий журналистский практикум, творческая мастерская. Дифференцированный подход. Рассказы К.Паустовского «Стеклянные бусы», «Телеграмма». «Снег». Рассказы А.Алексина «Мой брат играет на кларнете», «Подумаешь, птицы...».

Цель занятия. Закрепить знания учащихся об особенностях рецензии, развивать умение критически оценивать результаты своей работы.

Основные этапы работы. Закрепление изученного. Выполнение письменной рецен­зии, анализ рецензий. Перспективное задание: посмотреть в кинотеатре фильм (по те­левизору) и ответить на вопросы. Понравился ли фильм и почему? Кто написал сценарий? Кто поставил фильм? Краткое содержание фильма. Какие эпизоды и почему запомнились наиболее ярко? Кто понравился из героев фильма? Почему? Понрав­илась ли музыка к кинофильму? Как воспринимал фильм зрительный зал?

Занятие 19. Отзыв о кинофильме.

Кино - самый популярный вид искусства. В газетах и журналах печатаются отзывы и рецензии о фильмах

Цель: познакомить учащихся с особенностями отзыва о кинофильме и подготовить их к написанию письменного высказывания.

Этапы работы. Вступительное слово учителя с элементами беседы. (Особенности кино как синтетического вида искусства). Кинофильм - синтез работы сценариста, ре­жиссера-постановщика, операторов, снимающих фильм, звукооператоров, композито­ров, актеров. Выявление интересов учащихся: какие фильмы вы любите смотреть, ка­кие герои вас привлекают, ваши любимые фильмы. Обсуждение подготовленных учащимися материалов.

Занятие 20. Творческая мастерская. Выполнение отзыва о кинофильме.

Цель: повторить особенности отзыва о кинофильме, развивать умение критически оценивать работы.

Этапы работы. Запись условной схемы отзыва о кинофильме: тема фильма, сжатое содержание (с элементами оценки), значение поставленной в фильме проблемы, впеч­атление от игры актеров, итоговая оценка кинокартины, рекомендации тем, кто не смотрел фильма. Слово учителя, повторение особенностей построения отзыва о кинофильме, коллективный анализ написанных учащимися отзывов. Написание отзыва.

Занятие 21. Описание местности.(4 часа).

Цель: повторить изученное о деловом и художественном описании, об особенностях художественного описания, познакомить детей с публицистическим описанием местности, подготовить к самостоятельному описанию местности в публицистическом стиле.

Этапы работы. Беседа (анализ рассказов С.Антонова). Образец публицистического описания (очерк В.Пескова «Главная площадь»).

Занятие 22. Творческая мастерская. Описание местности. Письменная работа.

Цель: Повторить изученное об описании местности в публицистическом стиле, про­анализировать собранный для публицистического описания материал, обсудить сочи­нения, написанные на занятии кружка.

Этапы работы. Повторение изученного. Анализ собранного материала. Композиция: какой материал вы взяли для описания местности? Почему? Прочитайте собранные материалы. Сформулируйте свой замысел. Нашли ли вы заголовок? Объясните ваш выбор. Укажите элементы публицистического стиля в ваших записях. Самостоятель­ная работа.

Занятие 23. Путевые заметки.(4 часа). Предварительное задание: совершить поезд­ку за город (или пройтись по улицам города, села, поселка), записать, что увидели, услышали, с кем встречались, все, что удивило, поразило в пути, т. е. зафиксировать свои наблюдения и впечатления.

Цель. Дать понятие о путевых заметках как одной из разновидностей публицисти­ческого вида, познакомить учащихся с их особенностями.

Основные этапы работы. Вступительное слово («Остров Сахалин» Чехова). Чтение и анализ «Путешествия в Арзрум» А.С.Пушкина. Анализ, обсуждение собранных учащимися материалов. Доработка собранных учащимися материалов.

Занятие 24. Творческая мастерская. Путевые заметки.

Цель. Проверить, как учащиеся овладели сочинениями в форме путевых заметок.

Этапы работы. Самостоятельная письменная работа. Обсуждение написанных сочинений и подготовка материалов к выпуску очередного номера Информационного бюллетеня «Путешест­вие по родному краю (городу)».

Занятие 25. Портретный очерк. В этом виде письменного высказывания уживаются описание внешности, биографические факты, характеристика, описание среды, в ко­торой развертывается действие. Человек, его окружение, его дело - три элемента, постоянно присутствующие в портретном очерке

Этапы работы. Повторение изученного о путевом очерке .Портретный очерк. Сооб­щения учащихся. Чтение и анализ очерков писателей и журналистов. Сопоставление способов преподнесения материала в очерке и в биографической справке делового характера Самостоятельный анализ очерков. Подготовка к написанию очерка.

Занятие 26. Творческая мастерская. Написание портретного очерка.

Цель. Подготовить учащихся к написанию очерка и к выпуску бюллетеня.

Основные этапы работы. Обсуждение собранных материалов. Работа учащихся над очерком. Сравнительная характеристика. ( Предварительные материалы). Работа над главой «Катенька и Любочка» из повести Л.Н.Толстого «Детство».

Занятие 27.Творческая мастерская. Написание сравнительной характеристики

Цель. Повторить основные сведения об особенностях сочинения типа сравнитель­ной характеристики. Подготовить учащихся к письменному высказыванию на тему «Два друга».

Основные этапы работы. Беседа с учащимися, анализ образа. Коллективное составление устной сравнительной характеристики. (Например, «Оля Алексеева и Лена Кости­на» из повести В.Киселева «Девочка и птицелет»:

1 Внешность Оли и Лены.

2 Разнообразие интересов Оли и равнодушие ко всему Лены.

  1. Отзывчивость, доброта Оли, ее верность дружбе.

  2. Смелость и находчивость Оли, трусость и растерянность Лены.

  3. Смысл жизни в понимании Оли. Безразличие к этому вопросу Лены.

6 Как изменяются Оля и Лена под воздействием жизненных обстоятельств?

Самостоятельная письменная работа. Письменное высказывание типа сравнитель­ной характеристики «Два друга». (Или – «Две подруги). Занятие 28. Рассуждение проблемного характера. 4 часа. Цель. Повторить знакомые учащимся сведения по проблеме рассуждения, познако­мить их с образцами рассуждения, подготовить к выполнению самостоятельной рабо­ты - к письменному высказыванию на проблемную тему.

Основные этапы работы. Постановка задач. Чтение памятки «Рассуждение проблем­ного характера».Образцы публицистики Е.Богата. Работа над устным рассуждением «Что нужно для того, чтобы быть полезным нашему обществу, нашей стране». Прослушивание магнитофонных записей выступления писателя В.Белова перед учащимися школы города Вологды в 2005 году.

Занятие 29.Творческая мастерская. Написание рассуждения «Что значит быть успешным?»

Основные этапы работы. Ознакомление с собранными материалами, чтение заголовков, достоинства и недостатки материалов (соответствие жизненных фактов и подоб­ранных выдержек из литературных источников теме сочинения, формулировка тези­сов и доказательность аргументов, логичность планов, выступление учащихся с критическими замечаниями. Выполнение письменной работы.

Занятие 30. Статья в газету.2 часа.

Цель: подготовить учащихся к написанию статьи для школьной стенной газеты на актуальную и важную для жизни школы тему. Тема может быть предложена детьми. Основные этапы работы. Чтение памятки. Чтение статей В.Пескова, Ф Искандера. Самостоятельная письменная работа. Выполнение статей для школьной стенной газе­ты.

Занятие 31. Рассказ с необычным построением. Рассказ - один из увлекательных и популярных жанров публицистики и литературного творчества. Композиция рассказа. Чтение рассказов С.Антонова и публицистических статей Т.Тэсс.

Основные этапы работы. Чтение и разбор рассказа В.П.Астафьева «Поют Есенина» из цикла «Затеси». Чтение памятки «Рассказ с необычным построением». Анализ расска­за, композиционная схема рассказа. Устное изложение с изменением композиции ис­ходного текста. Рассказ Т.Тэсс «Вальс Шопена».

Занятие 32 . Творческая мастерская. Взаимное рецензирование написанных учащимися рассказов.

Цель. Подготовить рассказ для общешкольной выставки, отобрать лучшие сочине­ния-рассказы к конкурсу, к школьному утреннику. Продумать оформление работы. Выполнить эскизы обложек и рисунки, карты, схемы и др. Этапы работы. Взаимное рецензирование написанных рассказов. Доработка, дописывание, оформление. Отбор материала для школьной выставки.

Занятие 33. Юмористический рассказ.

Цель. Познакомить учащихся с особенностями юмористических рассказов. Развить умение видеть смешное и создавать юмористические рассказы.

Основные этапы работы. Вступительное слово учителя. Понятие юмора, смешного и комического в литературе - чтение фрагментов произведений Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, В.В.Маяковского, И.Ильфа и Е.Петрова, М.Зо­щенко, М.А.Шолохова и др.

Анализ образца. Для анализа предлагаем рассказы А.Алексина и Ф.Искандера. Рабо­та над юмористическим рассказом.

Занятие 34. Фельетон. Сатирические жанры. Цель сатиры - уничтожение зла во имя торжества положительных идеалов. Подлинная сатира - оружие передовых сил общества, она всегда на переднем крае общественно-политической борьбы. Ее глав­ный пафос - отрицание зла, осуждение всего того, что мешает развитию прогрессив­ных сил и сковывает общественное развитие.

Этапы работы. Анализ образа. Самостоятельное изучение теоретических сведений о фельетоне. Памятка фельетониста. Написание фельетона на тему «О лени».

Занятие 35. Устный рассказ.

Цель. Познакомить учащихся с особенностями устных рассказов, научить детей их анализировать, подготовить к созданию самостоятельных устных рассказов и их исполнению. На занятии используется магнитофон с записью устных рассказов И.Андро­никова и книга И.Андроникова «Я хочу рассказать...».

Основные этапы работы. Вступительное слово учителя. Анализ образца. Прослуши­вание и анализ устного рассказа И.Л.Андроникова «Земляк Лермонтова». Подготовка набросков к устным рассказам. Обсуждение их. Возможные темы: «Как я выступал на научной конференции»,«Когда я был маленьким», «Как я выручал друга» и др.

Занятие 36. Творческая мастерская. Конкурс на лучший рассказ.

Цель конкурса - создать атмосферу творческого соревнования, предоставить возмо­жность всем участникам выступить с устными рассказами перед большой аудиторией и почувствовать значимость проделанной работы. Успех проведения конкурса зави­сит от заинтересованности всех участников.

Этапы работы. Определяется программа выступлений, утверждается состав жюри, вывешивается красочное объявление:

Всем Всем Всем

любителям слушать и сочинять рассказы 1мая 2008 года в 14.00 в актовом зале школы состоится КОНКУРС НА ЛУЧШИЙ РАССКАЗ. Жюри конкурса.







Образовательные результаты кружка «Юные филологи.

Речеразвивающий аспект» для учащихся 7-8 классов.
В результате кружковых занятий учащиеся должны:

  • иметь представление об основных понятиях теории и практики различных форм и жанров публицистики и художественных жанров;

  • знать последовательность выполнения видов речевого высказывания;

  • уметь использовать теоретические знания в практике создания публицистического и художественного высказывания;

  • знать и использовать полученные практические навыки в учебной деятельность и во внеклассной работе, а также в подготовке к выпускному экзамену по русскому языку;

  • уметь осуществлять редактирование устного и письменного речевого высказывания;

  • уметь проводить работу по сбору необходимого материала в работе над устным и письменным высказыванием.

Формы текущего контроля.


  • Оценка ответов учащихся на каждом занятии.

  • Оценка аналитической работы детей.

  • Оценка исследовательской (поисковой) деятельности учащихся.

  • Оценка творческой деятельности учащихся.

  • Оценка подготовленного индивидуального сообщения (доклада, реферата, устно­го выступления и др.).

  • Форма итогового занятия. Конкурс на лучшее исполнение творческой работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРА ТУРЫ.



1.Айзерман Л.С. Школьник пишет сочинение. - М., 1998.

2.Арефьева С.А. Сочинение-рассуждение на основе прослушанного и прочитанн­ого текста. - «Русский язык в школе». - 2007. - №5.

3.Балашова Т.Ю. Подготовка к сочинению - описанию природы. - «Русский язык в школе». - 2006 - № 2.

4.Балашова Т.Ю. Подготовка к сочинению - описанию природы. - «Русский язык в школе». - 2006. - № 4.

5.Бокина Г.А. Подготовка к сочинению - рассуждению «Два памятника Н.В.Гоголю» (8 класс). - «Русский язык в школе». - 2006. - № 6.

6.Гац И.Ю. «Целенаправленный комплекс сил...» (О работе по культуре речи на основе текста).- «Русский язык в школе». - 2007. - № 5

7.Галкина Г.Н. Сочинение-репортаж по картине С.В.Герасимова «Церковь Покро­ва на Нерли». - «Русский язык в школе». - 2005. - № 5.

8.Глоцер В.И. Дети пишут стихи. Книга о детском литературном творчестве.- М., 1979.

9.Гринина-Земскова A.M. О принципах классификации школьных сочинений. - «Литература в школе». - 1974. - №1.

10.Гринина-Земскова.А.М. Сочинения в газетных жанрах.(4-8 классы).- М.,1977.

11.Громцева С.Н.,Маранцман В.Г.,Мурин Д.Н. Проверочные работы по литературе в 8- 11 классах.- 1988.

12.Дегожская А.С. Сочинения в 5-8 классах. М.-Л., 1980.

13.3емзерева В.И. Тексты массмедиа на уроках русского языка. - «Русский язык в школе». - 2006. - №6.

14.Кабанова Е.В. Описание нарюрморта И.Хруцкого «Цветы и плоды» как подгото­вительный этап к сочинению по воображению. - «Русский язык в школе». - 2003.-№3.

15.Коротаева Е.В. Учить и общаться или учить общаться. - «Русский язык в школе»-2002.-№1.

16.Корчагина Л.М. Развитие речи и культура общения. - «Русский язык в школе». -2002.-№1.

17.Кулаева Г.М.Развитие представлений старшеклассников о языковом эстетичес­ком идеале: коммуникативно-речевые упражнения. - «Русский язык в школе». -2007.-№ 1.

18.Куренкова Г.Л. Подготовка к сочинению - описанию памятника А.С.Пушкину в Москве. - «Русский язык в школе». - 1999. - № 3.

19.Литвинов В.В. Сочинения в старших классах средней школы.- М., 1988.

20.Мадер Р.Д. Первые шаги в научном поиске. - «Литература в школе», 1981, № 2.

21.Марысева О.В. Информационные газетные жанры на уроках развития речи.- «Ру­сский язык в школе». - 1996. - № 2.

22.Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (7-8 классы) /.Сост.Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова.- М., 1987.

23.Никитина Е.И. Эссе-воспоминание.- «Русский язык в школе».- 1999. - № 3

24.Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ. Художестве иные кружки /.Под ред.В.И.Лейбсона.- М.,1991.

25.Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. Изд.8.- М.,1989.-гл. «Система письменных работ». - С.237 - 294.

26.Сычугова Л.П. Когда сочинение в радость. - «Русский язык в школе». - 2004.-№1

27.Система обучения сочинениям в 4-8 классах / Под ред.Т.А.Ладыженской. Изд.7. -М.,2001.

28.Тихонова В.В. Обучение рецензированию в школе: проблема отбора теоретиче­ских сведений.- «Русский язык в школе». - 2005. - № 5.

29.Творческие сочинения в старших классах (на литературные темы) / Под ред.Н.В. Колокольцева.-М., 1986.

30.Шафалина Т.П. Библиотечно-библиографические занятия в старших классах. -«Литература в школе». - 1974. - № 5.

31.Шипицыны Г.А., Самкова Е.А. Учимся цитировать. - «Русский язык в школе». -2007.-№ 5.