Главная страница

Подготовка к гиа по теме «Словосочетание»


Скачать 35.19 Kb.
Название Подготовка к гиа по теме «Словосочетание»
Дата 26.02.2016
Размер 35.19 Kb.
Тип Документы

Тема: Подготовка к ГИА по теме «Словосочетание»

Цель:

Образовательная-повторение ,обобщение и систематизация знаний по теме «Словосочетание»; закрепить знания учащихся для успешного выполнения заданий ГИА.

Развивающая-развитие умения и навыков анализировать изучаемое явление ;развитие умения пользоваться с раздаточным материалом.

Воспитывающая-воспитывать любовь к русскому языку, его различным формам, чуткое отношение к нормам языка.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, варианты заданий В2 ГИА.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока – практикум (Подготовка к ГИА).

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Для того чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в самом деле, главное - доброе начало. А теперь тихо сядем.

Язык наш беспределен и может ,живой

Как жизнь, обогащаться ежеминутно.

Н.В.Гоголь.

Сегодня мы с вами повторили некоторые темы из лексики, словообразования, орфографии и приступаем к новому разделу науки о языке- синтаксису. На доске известные вам лингвистические термины. Отберите только те, которые относятся к синтаксису.

-слайд№1-

Ответ: Словосочетание и предложение.

Учитель: Попробуйте сформировать определение синтаксиса как раздела языка. Что он изучает?

Ответ: Синтаксис – раздел языка, изучающий способы соединения слов ( и их форм) в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения.

Учитель: Как вы думаете, какова минимальная синтаксическая единица?

Ответ: Словосочетание.

Учитель: Действительно, если синтаксис изучает именно способы соединения слов, то его минимальной единицей может быть только словосочетание. Оно и является предметом изучения нашего урока.

-слайд№2-

Учитель: Перед вами схематическая модель словосочетания. Попробуйте по ней составить определение. Что такое словосочетание.

-слайд№3-

Ответ: Словосочетание – это связь двух слов, из которых одно является главным. А другое зависимым.

Учитель: Как может проявляться эта связь?

Ответ: По смыслу и грамматически ( т.е. с помощью категорий числа, падежа, рода).

III. Лингвистическая разминка.

-слайд№4-

Ночная тишина полна жизнью и неясными звуками.(Простое, двусоставное, осложнено однородными дополнениями). Работа в тетрадях.

Учитель: Синтаксический разбор предложения должен вам помочь при выполнении следующего задания. Из предложенного списка вычеркните те сочетания слов, которые не являются словосочетаниями, и объясните почему.

Ответ:

Тишина (это одно слово, а не сочетание слов);

Ночная тишина (словосочетание);

Тишина полна ( является грамматической основой);

Полна жизнью ( словосочетание);

Жизнь и звуками ( это однородные дополнения);

Неясными звуками(словосочетание).

Учитель: Добавим к списку следующие сочетания слов, которые не являются словосочетаниями. Ваша задача – объяснить, почему мы не можем их отнести к словосочетаниям.

-слайд№5-

Ответ:

Черное море - имя собственное. нерасчленимо.

Сквозь иней – это предлог и существительное. В словосочетание должны входить два самостоятельные части речи.

Более красивый – это форма слова- составная форма сравнительной степени прилагательного.

Ломать голову – фразеологизм

IV. Составление опорной таблицы.

Учитель: В зависимости от того. Какие отношения существуют между главным и зависимым словом, выделяют три вида связи в словосочетании.

-слайды№6-№10-

V. Работа с раздаточным материалом.

Сделайте разбор словосочетаний по разбору.

-слайд№11-

VI. Разбор вариантов В2 ГИА.

-слайд№12-

Из предложения выпишите словосочетания в зависимости от типа связи: 1) управление; 2) согласование; 3) примыкание

Учитель: Изменяя часть речи зависимого. А иногда и главного слова, можно

составить синонимичные словосочетания с разными способами связи.

Каменный дом---дом из камня

VII. Решение вариантов В2 ГИА.

Учитель: Теперь попробуйте самостоятельно выполнить разнообразные варианты задания В2.

VIII Подведение итогов.

IX. Домашнее задание.

Из любого произведения художественной литературы выписать 1-2 предложение, выписать из него все возможные словосочетания, определить вид связи, заменить словосочетания, если возможно, синонимичными с другим видом связи.