Главная страница

Почему дети воруют


Скачать 136.36 Kb.
Название Почему дети воруют
АННА ФЕНЬКО
Дата 12.02.2016
Размер 136.36 Kb.
Тип Документы

Почему дети воруют.


Автор: АННА ФЕНЬКО

Когда родители замечают, что их любимый ребенок, который вроде бы ни в чем не нуждается, потихоньку таскает у мамы из сумочки деньги, они обычно впадают в панику. Между тем, по свидетельству специалистов, детское воровство - очень распространенная семейная проблема.

Детское воровство - явление нередкое, но тщательно скрываемое, как алкоголизм и другие "постыдные" семейные тайны. В сознании большинства взрослых намертво спаяны две мифологемы: ребенок - невинный ангел, а воровство - примета криминального мира, для нормальных людей далекого и чуждого. Когда ребенок попадается на краже, родители обычно чувствуют себя совершенно растерянными. Одни при этом впадают в истерику, собираясь то ли застрелиться сами, то ли спустить всех собак на свое незадачливое чадо , другие предпочитают сделать вид, что ничего не произошло, потому что как реагировать - непонятно. Специалисты считают, что единственно правильной реакции на воровство не существует: она зависит от причин, по которым ребенок ворует. Выделяют три основные причины детского воровства. Первая - это детская импульсивность. Ребенок может украсть просто потому, что это очень легко, а удержаться от соблазна, наоборот, трудно. Вторая причина - затруднения в общении с родителями. Некоторым детям кажется, что родители обращают на них мало внимания. Когда они присваивают себе их вещи или берут деньги, то это символический акт воссоединения с родителями, которые начали отдаляться. Третья причина- стремление самоутвердиться. Некоторые дети начинают воровать, чтобы не чувствовать своей неполноценности, чтобы убедить самих себя и окружающих в своей хитрости, ловкости, смелости. Нельзя, но очень хочется Самая распространенная причина воровства - это детская импульсивность. Всем маленьким детям тяжело контролировать свои желания. Если пятилетнему ребенку хочется взять пирожное, лежащее на столе, то единственное, что может его остановить,- это страх наказания. Если же он уверен, что никто этого не заметит, бесполезно требовать от него проявления "сознательности". Даже если он знает, что нельзя брать чужое, он может непроизвольно взять понравившуюся вещь.

Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя. Причиной импульсивности могут быть и серьезные психические отклонения (например, олигофрения), и особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу). Импульсивное воровство ("не мог удержаться", "очень захотелось") иногда путают с клептоманией. Это психическое заболевание, которое, в отличие от простого воровства, встречается крайне редко. По американской статистике среди взрослых воров клептоманы составляют около 5%, да и то примерно половина из них - симулянты. Среди детей случаи клептомании единичны. Импульсивных детей необходимо строго контролировать и приучать к ответственности. Ребенок , даже импульсивный, никогда не совершит поступка, за которым немедленно последует наказание. Поэтому нельзя делать вид, что ничего не произошло, но не стоит и раздувать случившееся до масштабов вселенской катастрофы. Если ребенок взял что-то у сверстников или в чужой семье, то сама по себе процедура выяснения обстоятельств кражи (с участием потерпевших и их родителей), извинения и возвращения похищенного достаточно болезненна. Неприятное воспоминание, которое останется у ребенка от такого разбирательства, поможет ему в следующий раз удержаться от соблазна. Бунт против одиночества Мама 12-летнего Виталика обратилась к психологу-консультанту с очень деликатной проблемой. Уже несколько раз сын попадался на кражах. Но если раньше он таскал вещи из дома и деньги из маминой сумочки, то в последний раз украл большую сумму у знакомых, которые пришли в гости. Кража раскрылась, и всем взрослым было страшно неловко. Своего родного отца Виталик почти не помнил. Пять лет назад его мама второй раз вышла замуж, и они переехали из маленького подмосковного городка в огромную квартиру на Чистых Прудах, с книжными шкафами до потолка и остатками фамильного серебра в буфете. Новый мамин муж был сыном крупного ученого и сам тоже делал блестящую научную карьеру. Вскоре в семье родился младший брат. Мама была поглощена заботами о малыше и к тому же изо всех сил старалась соответствовать высокому культурному уровню своего нового окружения: читала книги, училась в вечернем институте, а через некоторое время устроилась работать бухгалтером, поскольку, несмотря на научные успехи мужа, денег в семье не хватало. Разумеется, времени на старшего сына у нее практически не оставалось. Он с трудом привыкал к новой обстановке: плохо спал, неважно учился, был замкнутым и неразговорчивым, в отличие от своего младшего брата, купавшегося в лучах родительской любви и излучавшего ответную жизнерадостность. Единственным человеком в семье, с которым Виталик общался, была бабушка. Именно у нее он впервые два года назад украл часы. Бабушка заметила пропажу, но сделала вид, что ничего не случилось. Она вообще жалела Виталика, понимая, что не он любимец в семье. Но вскоре мальчик украл деньги из письменного стола отчима. Эта кража тоже скоро раскрылась. Отчима больше всего волновало, на что именно Виталик потратил деньги. Выяснилось, что половину он прокутил в "Макдональдсе", а половину подарил другу, "потому что его мама медсестра и ей приходится работать даже по ночам". Все остальные кражи носили такой же "нерасчетливый" характер. Чаще всего Виталик дарил деньги и вещи, взятые из дому, нищим на Курском вокзале. Психотерапевт рекомендовал родителям выдавать Виталику определенную сумму на карманные расходы, а остальные деньги хранить в недоступном для него месте. Он также посоветовал раз в месяц всей семьей делать в доме ревизию: отбирать старые вещи и относить в ближайшую благотворительную организацию. А Виталика назначил ответственным за это поручение. Свою главную рекомендацию - проявлять к сыну побольше любви и внимания - терапевт так и не решился произнести вслух. Попытки ребенка восстановить утраченную связь с родителями достаточно часто становятся причиной воровства. Когда родители слишком поглощены собственными проблемами, ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным. Ему начинает казаться, что родители уделяют ему меньше внимания, чем другим детям , или что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Он бессознательно стремится привлечь внимание родителей, пусть даже это будет гнев, возмущение и наказание. Когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают. Тех детей , которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии. В таких случаях психологи советуют игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию.

Иногда полезно вместо скандала похвалить ребенка за какие-нибудь успехи или сделать подарок, о котором он давно мечтал. Даже если в ответ на ваше великодушие ребенок не признается в краже, то он надолго запомнит ощущение стыда и неловкости. Как воспитать бандита Иногда родители сами подталкивают детей к воровству своими бессознательными установками. Мама 16-летнего Максима вырастила сына одна и мечтала, что со временем он станет ей опорой. Она восхищалась предприимчивыми и состоятельными мужчинами и всячески поощряла в мальчике наклонности к "суперменству". Максим был развит не по годам, дружил с ребятами постарше и все свободное время занимался каким-то "бизнесом". В суть этого бизнеса мама предпочитала не вникать и гордилась тем, что сын не клянчит у нее карманные деньги. Она была потрясена, когда ее вызвал следователь и дал прослушать запись телефонного разговора ее сына с одноклассником. Максим требовал у приятеля $500, угрожая рассказать всем о его гомосексуальных наклонностях. На суде выяснилось, что основным бизнесом Максима и двух его друзей сначала были кражи денег в школьной раздевалке, которыми они промышляли с десяти лет. Потом они наладили скупку и перепродажу вещей, которые по их заданию приносили из дома младшие ребята. Самое потрясающее, что в эти махинации были вовлечены несколько десятков детей , но никто из родителей не встревожился тем, что из дома пропадают книги, компьютерные диски и драгоценности. А если и встревожился, то держал проступок своего ребенка в тайне. В результате юные бандиты почувствовали себя абсолютно безнаказанными. Они практически открыли в школе подпольный пункт по скупке краденого и погорели случайно, когда решили шантажировать своего одноклассника, которого подозревали в гомосексуализме. Они не рассчитывали, что мальчик обратится за помощью к папе. Папа записал их телефонный разговор и отнес пленку в милицию. Двум приятелям Максима дали условный срок. Сам он отделался легким испугом и был сразу же отправлен в Испанию - очевидно, для продолжения воспитания. Многие родители хотят видеть своего ребенка сильной личностью. Однако ребенок может иметь свое представление об исключительности и выбрать для воплощения родительской мечты свой собственный путь. Например, решить, как Максим, что он слишком умен, чтобы подчиняться правилам. Иногда ребенок начинает воровать из "классовых" соображений, завидуя более обеспеченным детям и стремясь отомстить "богатеньким". Такое возможно, например, если подобная "классовая ненависть" культивируется и у него в семье. Как правило, родители вскоре теряют контроль над юным "суперменом". Ребенок убеждается в своей безнаказанности и начинает верить в то, что законы существуют не для него. Но рано или поздно он попадает в поле зрения правоохранительных органов.

Профилактика.

Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Может быть, такое место найти непросто, зато во многих случаях подобной меры вполне достаточно. Помимо денег, иногда начинаются проблемы с вещами. Очень часто даже в самых обеспеченных семьях дети не имеют личных вещей - то есть не имеют возможности свободно распоряжаться вещами, в том числе дарить, портить и уничтожать. И поэтому не отвечают за них. В этой ситуации ребенок не осознает разницы между "моим" и "нашим". Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Многих родителей пугает идея, что часть вещей должна быть передана ребенку в "безраздельную" собственность. Им кажется, что таким образом они потеряют действенный рычаг контроля над ребенком - например, возможность отобрать у него велосипед, если он закончит четверть с тройками. Но именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи. Эффективным способом профилактики воровства является также выделение ребенку карманных денег. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. Поэтому из тех значительных сумм, которые тратятся на ребенка , стоит часть выдавать на руки. Это позволяет сэкономить не только деньги, но и нервы.


Почему дети воруют?

Для любых родителей это, как правило, шок: ребенка ведь в семье никто не учит воровать, а он вдруг берет чужое... И самое суровое наказание не всегда действует, так как мы, пытаясь бороться со злом, “не зрим в корень”. “Почему дети воруют?” — с таким вопросом мы обратились к разным психологам Минска. И вот какой коллективный ответ получили.

Это нормально, считает большинство из них, когда ребенок в 3—5-летнем возрасте что-то тащит в дом с улицы. Например, совок из песочницы. Даже если в ней в тот момент сидел еще один мальчик, о чем вам удалось узнать позже, не торопитесь отшлепать малыша. Это пока не воровство, а просто социальная незрелость. Главное, не поленитесь взять ребенка за руку и вместе отнести совок обратно в песочницу — его законному владельцу. То же надо сделать и когда ребенок постарше приносит с именин друга, к примеру, красивую запонку, “валявшуюся в углу на полу и никому не нужную”. Не тратьте зря время на выяснение, действительно ли она валялась, и стенания типа: “Украл — так имей мужество в этом признаться!” (заведомо оскорбляя его недоверием). Сейчас как раз-таки важнее — ведь он не спрятал от вас свою находку! — объяснить ребенку, почему нельзя брать чужие вещи, пусть даже они лежат в мусорном ведре. Скажите, что в вашем доме должно быть только заработанное своим трудом и что чужую вещь вы тут же заметите и в любом случае потребуете отнести ее обратно владельцу. Сделав это однажды и натерпевшись стыда (не очень-то приятно кому-то доказывать, что ты не вор), ребенок в следующий раз хорошенько подумает, прежде чем подбирать то, что “плохо лежит”.

Ошибка ребенка — это родительская ошибка, чего, как правило, не хотят признавать сами родители. Не объяснили ему вовремя, что хорошо, что плохо, не откликнулись на его просьбу и раз, и два, не заметили, что стал скрытным и неразговорчивым (не пристает — и слава Богу!) — ждите рано или поздно “грозы”. С потребностью, перерастающей в стойкое желание (а это гораздо сильнее, чем просто потребность) заполучить то, что имеют все его сверстники, ребенку уже не справиться! И он решит-таки свою проблему — с помощью родителей или без нее...

Одна из основных причин воровства в среднем и старшем школьном возрасте — отсутствие у детей денег на карманные расходы. “А зачем они ей? — недовольно парировала вопрос психолога женщина, чью дочь в классе стали подозревать в воровстве. — Я сама знаю, что надо моей дочери, и у нее, поверьте, все есть: и хорошая одежда, и компьютер... Еще и деньги давать? Ну, не хватало!” В том-то и дело, что девочке той нужен был не компьютер, а дешевенькие конфеты-сосульки, которые ее одноклассники на переменах покупали в киоске... В каждом возрасте у детей — свои запросы. В 1—3-х классах всем хочется конфет в красивых обертках, жвачек, в 3—5-х — разных приставок, дальше — больше (вспомните, кому из нас в 9—10-м классе не хотелось иметь джинсы?). Пусть эти всеобщие интересы и не всегда на пользу ребенку (вместо конфет и жвачек, конечно, лучше фрукты и овощи), но родителям все же следует пойти у него “на поводу”. Все эти периоды — жвачек, приставок и т. д. — быстро проходят, а вот чувство обиды за собственную ущербность: у всех есть, а у меня нет, — желание обладать чем-то во что бы то ни стало могут привести к тому, что оставит след на всю жизнь, — краже.

Еще некоторые психологи утверждают, что причиной детского воровства может быть легкое отношение родителей к чужому труду (но это уже скорее вопросы психотерапевтов) или к... мелким деньгам. Когда в доме постоянно разбросаны рубли и родители не устают повторять, что это не деньги, ребенок вскоре перестает ценить и тысячи. Он полагает, что все так относятся к деньгам, и потому вытащить у кого-то из кармана недостающую ему “мелочь” не считает преступлением...

Почему ребенок ворует?



МАЛЫШ должен быть обут, одет, всегда накормлен. Он нуждается в игрушках, к тому же ему необходимо ходить в платные секции и кружки. И вот, мать с отцом, выбиваясь из сил, берут все больше и больше дополнительной работы, ведь потребности подрастающего отпрыска все время увеличиваются. Он начинает сравнивать себя с окружающими, ему нужны часы, как у Коли, и куртка, как у Пети. Возможно, родители и рады бы были меньше выкладываться на работе, но желания ребенка — превыше всего.

Практически все родители, работающие с утра до ночи, испытывают чувство вины перед своим чадом. Они знают, что уделяют ему слишком мало времени. И пытаются компенсировать недостаток любви всевозможными подарками. Ученые подсчитали, что среднестатистическая работающая мать уделяет своему ребенку 12 минут в день (имеется в виду полноценное общение «глаза в глаза», а не мимолетные реплики и замечания).

Потихоньку ребенок привыкает к тому, что родители готовы от него откупиться. Эта суррогатная любовь не приносит желанного удовлетворения его естественной потребности любить и быть любимым, но становится своего рода привычкой, которая заменяет ему радость от общения с родителями. И такой допинг нужен ребенку все в больших дозах.

— Примерно в переходном возрасте дети неожиданно для родителей начинают воровать деньги из дома. Родители впадают в панику и ставят замки на двери. Но проблема не решена, — рассказывает Александр Литвинов, кандидат медицинских наук, психиатр Московского городского психоэндокринологического центра.

Ворующих детей можно условно разделить на три группы:

1. Дети из благополучной семьи.

2. Дети, попавшие в плохую компанию.

3. Дети, больные клептоманией.

Обделеныши


Дети из первой группы, несмотря на внешнее благополучие семьи, чувствуют себя обделенными. Им просто не хватает любви и ласки. И они проецируют свои проблемы на то, что более значимо в их жизни, — деньги, игрушки. Порой им кажется, что они не просто украли что-либо, а отомстили родителям. При этом дети не воруют на улице или в гостях.

Как бороться: не стоит слишком жестко и директивно относиться к ребенку. Постоянные запреты нередко дают обратную реакцию: боясь быть наказанным за проступок, ребенок подсознательно может стремиться к риску. Он ловит своего рода «кайф» от того, что может быть пойманным, в его кровь в это время выделяется много адреналина.

Есть и другое объяснение. Ребенку не хватает внимания. В психиатрии это называется «негативный нарциссизм». И с этим можно бороться, переключая ребенка на новые увлечения, занимаясь вместе с ним, гуляя. Введите в привычку устраивать непременные семейные ужины в будни и праздничные обеды в выходные. Пусть он почувствует себя частью семьи — причем любимой и значимой. Даже если в это время в семье есть маленький ребенок — уделите внимание старшему: он больше нуждается в вас. Ведь малышу пока нужны лишь молоко, сухие пеленки и погремушка. А старший хочет общения.

Научитесь говорить с ребенком по душам. Не стоит думать, что время упущено и воспитывать его нужно было с рождения. Никогда не поздно стать другом своему ребенку. Попытайтесь поинтересоваться, что же на самом деле его беспокоит, — и не ждите мгновенных грандиозных откровений. Возможно, вам понадобятся долгие месяцы, а может, и годы совместного поиска решения проблемы. И тем не менее ребенок оценит ваше участие в его судьбе и со временем научится посвящать вас в свои тайны, но при условии, что вы будете другом и советчиком, а не цербером. Как бы ни было трудно, учитесь не высказывать свои мысли в виде нотаций и причитаний типа: «Мы в ваши годы не такими были» и «Почему у всех дети как дети, один ты у меня дурак».

Плохие друзья


Мы привыкли все сваливать на друзей. Плохая компания, заставили своровать… Но ведь не каждого подростка можно сбить с толку. Поэтому причину воровства нужно искать в первую очередь в семье. «Поведение жертвы», неумение сказать «нет» формируют в ребенке тоже родители.

Как бороться: взрослым придется пересмотреть свои жизненные приоритеты. Терпеливо и последовательно говорите с ребенком о том, что настоящих друзей в жизни не так уж и много. А тот, кто желает тебе зла и подводит тебя под уголовное преступление, — не может называться твоим другом. И пусть мальчуган (или девочка) почитает Уголовный кодекс — это полезно не только для общего развития. Вдохновите ребенка на поиск новых друзей, новых развлечений. Пусть он реализуется, откроет в себе новые таланты, пойдет в спортивную секцию.

Ну а если конфликт с компанией зашел слишком далеко, его избивают и шантажируют — обратитесь в милицию. Защищать вас — их долг. И прибегните к помощи других родителей — вместе изгнать зачинщиков и откровенных уголовников из жизни детей всегда проще.

Клептомания


Больные клептоманией обычно испытывают непреодолимую тягу к воровству. Им даже не нужны вещи, которые они воруют. Важен сам процесс. Истинные причины заболевания кроются в глубоких детских комплексах.

Как бороться: обратиться к психологу или психиатру. Родители, к сожалению, не всегда готовы услышать правду о себе или многочисленные упреки в свой адрес. А врач не поменяет мнение о пациенте, даже узнав о его страшных поступках, и поможет ребенку вновь пережить детские обиды и простить их окружающим и самому себе.