Главная страница

План урока. Организация деятельности учащихся. Беседа по домашнему заданию. Обсуждение темы урока с обучающимися


Скачать 45.39 Kb.
Название План урока. Организация деятельности учащихся. Беседа по домашнему заданию. Обсуждение темы урока с обучающимися
Дата 24.02.2016
Размер 45.39 Kb.
Тип План урока


Проблема:

Сегодня, когда разрушаются традиционные способы передачи духовных и культурных ценностей от родителей детям – дети не знакомы с ценностями христианского искусства, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества.

План урока.

  1. Организация деятельности учащихся.

    1. Беседа по домашнему заданию.

    2. Обсуждение темы урока с обучающимися.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Выявление восприятия, мотивация.

    1. Размышляем сами.

  4. Работа над новым материалом.

    1. Исследовательская работа с текстом учебника.

    2. Послетекстовая работа.

  5. Закрепление.

    1. Заочное путешествие.

    2. Работа с карточками.

    3. Врезка. Текст по Б. Успенскому.

  6. Итог урока.

    1. Сядем в кружок.

  7. Домашнее задание.

Цель: Расширить представление о ценностях Христианского искусства, объяснить смысл

иконы.

Задачи:

  • познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины;

  • уяснить, что свет – основа иконописания;

  • воспитывать бережное отношение к иконам, как к изображению священных для христиан образов.


Ключевые понятия: икона, иконописец, образ, гармония, нимб, пространство без тени, обратная перспектива.

Ход урока.


  1. Организация деятельности учащихся. Беседа по домашнему заданию. Запись в тетради темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися (как вы понимаете тему урока).




  1. Вступительное слово учителя.


- Сегодня мы с вами проведём урок, посвященный русской иконе. Кто знает что такое икона? (изображение святых и их деяний).

- Икона слово греческое. Это священное изображение (образ), которое почитают православные христиане.

- У кого из вас есть дома иконы? Иконы у православных христиан были обязательны как в крестьянской избе, так и в царском дворце. Самое видное место было отведено под иконы и называлось «красный угол».


  1. Выявление восприятия, мотивация.


Размышляем сами.
Делим детей на группы и просим находящиеся в классе репродукции разделить на две группы: иконописные изображения и картины. Затем каждая группа детей объясняет, почему они сделали такой выбор.
- Есть ли различие между иконами и картинами? В чём оно состоит? (на картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона пишется по строгим канонам – правилам).

- Как вы понимаете слово «гармония»?

- Какие слова вы бы написали, близкие по значению данному слову? (согласованность, стройность, слаженность).

- Какое отношение это слово имеет к изображению святых на иконах? Выскажите ваше мнение.


  1. Работа над новым материалом.


Исследовательская работа с текстом учебника. Опережающее задание.
- Работая с текстом найдите подтверждение нашим предположениям.
Чтение текста.
Послетекстовая работа.
- Какие подтверждения своим предположениям вы обнаружили в тексте?

- Как вы поняли, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

- Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога? Почему в иконописном

изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом?

- Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не другие элементы изображае-

мого, например, солнце?

- Как вы думаете, почему Свет – одно из имён Бога?

-Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?

- Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?

Почему появилась икона? Кто «открыл дверь» для иконописания?

- Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?


  1. Закрепление.


Заочное путешествие.
- Иконопись зародилась В древние века. А как же появилась первая икона? Сейчас мы совершим путешествие в прошлое и узнаем об этом. ( Рассказ ученика).
В древние времена заболел царь Авгарь. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что его исцелит Христос. Он повелел художнику нарисовать и принести изображение Иисуса Христа. Но художник никак не мог нарисовать Господа. Тогда Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. А на полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Икона так и называется «Спас Нерукотворный».
- Как называют людей которые пишут иконы? (иконописцы). Первым иконописцем был евангелист Лука, а первым русским иконописцем АлимпийПечёрский. Одним из известных иконописцев является Андрей Рублёв, репродукцию икон которого мы видим.
- Конечно написать икону может только человек, который обладает добродетелями. У вас на столах карточки, выберете из них добродетели и прикрепите их на доску.
Карточки: гордость, трудолюбие, зависть, милостыня, чистота, ненависть, любовь, злость, обжорство, кротость, терпение, послушание, ответственность, благодарение, честность, лень, упрямство, скупость, гнев, скука.
Врезка.
Учитель рассказывает текст по Б. Успенскому.

Один мальчик нарисовал обычный детский рисунок. Внизу листка – домик, вверху – лес. От двери дома к лесу шла дорога. Но отчего – то она была похожа на хвост кометы – чем дальше, тем она становилась шире. Отец уже пояснил этому мальчику, что вдали линии на рисунке должны сходиться и, значит, дорога ближе к горизонту (то есть к верхнему краю листа) должна сужаться. Но мальчик всё же нарисовал по – своему. Поэтому отец спросил его – «Ты же сам в домике, дорога, уходя от тебя вдаль, должна уменьшаться! Отчего же ты всё нарисовал наоборот?». И мальчик ответил: «Но ведь гости же оттуда придут!».


  1. Итог урока.


Сядем в кружок.

Как и на иконе, на рисунке мальчика линии расходились вдаль. Мальчик объяснил, что рисунок он построил не со своей точки зрения, а как бы с точки зрения того, кто придёт к нему издалека? Есть ли тут что- то общеес построением пространства на иконе? Как это связано с эгоизмом?

В живописи всё исходит от человека и направляется к горизонту. В иконописи от источника света к человеку, который только благодаря этому может духовно возрастать


  1. Домашнее задание.




  • Расскажите родителям что вы узнали и что поняли сегодня на уроке.

  • Посмотрите на иллюстрацию иконы. Попробуйте найти сведения и рассказать об этой иконе.