Главная страница

План-конспект урока тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Фио (полностью)


Скачать 78.29 Kb.
Название План-конспект урока тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Фио (полностью)
Дата 12.02.2016
Размер 78.29 Kb.
Тип План-конспект

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Тема урока:
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.





ФИО (полностью)

Авилкина Виктория Владимировна



Место работы

МОУ «СОШ р.п. Озинки», Озинский район, Саратовской области



Должность

учитель



Предмет

музыка



Класс

5 класс



Тема и номер урока в теме

Тема полугодия: «Музыка и литература» Урок №14.



Базовый учебник

Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г.


8.Цель урока: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.

9. Задачи:

-личностные

Самоопределение: научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;

Смыслообразование: повысить мотивацию собственных знаний;

Ценностная и морально-этическая ориентация: осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме.

-метапредметные

Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации

Коммуникативные: уметь работать в малых группах, выражать свою позицию.

Познавательные: выяснить какую роль играет литература в музыке.

-предметные

  • учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии

произведения;

  • развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его

образное содержание;

желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.


  1. Тип урока -урок «открытия» нового знания

  2. Формы работы учащихся: групповая, коллективная , индивидуальная

  3. Методы: ролевая игра

Общенаучные: обобщения, сравнительный.

Педагогические: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответствующих тем в 7 классе

  1. Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, музыкальный инструмент.

Музыкальный материал:

Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Вальс из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

Вступление из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

Темы Феи Сирени и Феи Карабос из балета «Спящая красавица»

П.И. Чайковского.
Наглядный материал:

  • Мультимедийная презентация;

  • Видеофрагменты балетов;

  • Карточки с эмблемами профессий ;

  • Карточки музыкальных инструментов симфонического оркестра;

  • Таблица «Особенности музыкально-сценического спектакля»;

  • Листы для рефлексии.(синквейна)

  • Либретто балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского;




  1. Структура и ход урока



СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока



Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)



Деятельность ученика

Время



1

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Прослушивание Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Вопросы к уч.ся: самостоятельное это произведение или является фрагментом? как оно называется? Какие средства выразительности использовал композитор в развитии образов?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на уже полученные знания и формулируют тему урока.

2-3

2


Этап актуализации и пробного учебного действия

Виртуальное путешествие в музыкальный театр, знакомство с театрами. Видеопоказ театров. Когда и где возник балет? (Просмотр видеоряда с комментариями учителя)

приложение №1

Учащиеся смотрят презентацию.

Дети выбирают театр для посещения.

5

3


Этап выявления места и причины затруднения

Показ фрагмента из балета.

Для постановки балета нужны те же профессии, что и в опере.

Вспомните, кто нужен для постановки музыкального спектакля?

(показ презентации)



Работа в группах.Тем,кто отвечает правильно, раздаются карточки с эмблемой, названной учеником театральной профессии). Остальные карточки с эмблемами раздаются учителем, формирующим группы с учётом индивидуальных интересов и способностей учеников.


5

4

Этап построения проекта выхода из затруднений


В каждом музыкальном спектакле есть текст. Как он называется? На столе перед собой вы видите либретто балета «Спящая красавица».


Уч.ся отвечают на ряд вопросов: как в театре надо себя вести?

место, где располагается оркестр называется?...что такое либретто?

(ученики читают либретто)

Художники рисуют афишу спектакля (работа с интерактивной доской).



5

5

Этап реализации построенного проекта

А теперь приступаем к постановке спектакля.

(Прослушивание Вступления к балету, определение состава музыкальных инструментов оркестра, затем – музыкально-пластическая импровизация под музыку вступления. Остальные ученики после прослушивания определяют, какие музыкальные инструменты были изображены.


Музыканты, расположившись в оркестровой яме, начинают репетировать вступление к балету. Занавес ещё закрыт

И вновь – работа художников. Рисуем декорации, подбираем костюмы артистов.

(Работа с интерактивной доской).


6-7

6


Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Наконец-то на нашей сцене появились артисты балета!


Музыкально-пластическая импровизация под музыку:

1.Фея Сирени и Фея Карабос. Остальные ученики отгадывают, кого изображают «артисты».

Знакома ли нам эта музыка? (Да) В каком музыкальном фрагменте балета мы её слышали? (Во Вступлении).

  1. Музыкально-пластическая импровизация : принцесса Аврора и принц Дезире.

Знакома ли нам эта музыка? (Да) Как называется этот танец? (Вальс).

Наш спектакль закончен. Аплодисменты всем участникам!


6-7

7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Чтобы понять, в чём сходство и различие оперы и балета, составим таблицу, в которой выделим характерные черты музыкальных спектаклей - оперы и балета.





Опера

Балет

Роль вокала

главная

отсутствует

Роль танца

Второсте-пенная

главная

оркестр

симфонический

симфони-

ческий

либретто




5

8

Этап включения в систему знаний и повторения

Синквейн Балет


(составляется учениками совместно с учителем):


5

9

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Домашнее задание (разноуровневое) учебник стр 58-63;

составить кроссворд на тему БАЛЕТ;

По творческой тетради выполнить задания на стр. 42-43;

Нарисовать афишу балета(форма представления материала на выбор учащихся)


Домашнее задание комментируется и даются пояснения.

2



Приложение №1
Комментарии учителя. Искусство балета появилось в Европе благодаря королевским балам. Например, в Италии придворные танцы под руководством специальных учителей-танцмейстеров напоминали театральное действие. Первый балетный спектакль был поставлен более четырёхсот лет назад во Франции. В старину на сцене танцы сменялись пением и чтением стихов. Особенно популярны были бале-

ты-маскарады и балеты на рыцарские и фантастические темы.

Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были

придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них

не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпаниментом к тан-

цам. П. Чайковский первым из русских композиторов сочинил музыку специально

для балета. Это было «Лебединое озеро». Благодаря Чайковскому балетная музыка

стала классическим искусством наряду с оперной и симфонической. С тех пор

русский балет получил мировую известность и славу.

После балета «Лебединое озеро» П. Чайковский создал балет «Спящая красавица».

Его-то мы и поставим сейчас собственными силами. Попробуем?
Приложение №2 Использование ЭОР.

1. http://images.yandex.ua/ - картинки

2. Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г.

3. http://window.edu.ru/window/catalog?p_mode=1&p_rubr=2.2.80&p_page=9- единое окно доступа к образовательным ресурсам

4. http://festival.1september.ru/subjects/28/- фестиваль педагогический идей ИЗО и МХК

5. http://school.edu.ru/- Российский образовательный портал. Коллекция музыки и МХК