Главная страница

План-конспект урока по предмету «Композиция декоративно-прикладного и оформительского искусства», 4 класс. Тема урока: «Замкнутая композиция. Монокомпозиция». Цели и задачи


Скачать 46.13 Kb.
Название План-конспект урока по предмету «Композиция декоративно-прикладного и оформительского искусства», 4 класс. Тема урока: «Замкнутая композиция. Монокомпозиция». Цели и задачи
Дата 27.02.2016
Размер 46.13 Kb.
Тип План-конспект

План-конспект урока по предмету «Композиция декоративно-прикладного и оформительского искусства», 4 класс.
Тема урока: «Замкнутая композиция. Монокомпозиция». Цели и задачи:

  • формировать представления детей о разных видах декоративной композиции;

  • дать понятия: «монокомпозиция», «замкнутая композиция»;

  • учить составлять замкнутую композицию;

  • продолжать учить использовать в работе выразительные средства композиции (ритм, центр, равновесие, цвет);

  • развивать чувство ритма, равновесия, цветовой гармонии;

  • воспитывать интерес к декоративному искусству.


Оборудование.

Для учителя: репродукции изделий ДПИ с ярко выраженной традиционной композицией в круге, квадрате, прямоугольнике, овале. Репродукции монокомпозиций с замкнутой и разомкнутой видами композиции. Белый квадратный лист со стороной 30 см., цветная бумага, ножницы, клей.

Для учеников: квадратный белый лист со стороной 30 см., цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши.

Ход урока.
I. С этого урока мы начинаем изучение нового раздела «Виды композиций, приемы и выразительные средства композиции».

Тема сегодняшнего урока «Замкнутая композиция. Монокомпозиция».

Вашим творческим заданием на этот урок будет составление замкнутой монокомпозиции - эскиз подушки. Скажите,

- Прямо сейчас вы можете приступать к выполнению задания?

Чтобы выполнить задание нам необходимо знать, что такое монокомпозиция и замкнутая композиция.

П. Оказывается видов композиций много. С какими композициями вы уже знакомы?

- Традиционные композиции: в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике.
Вашему вниманию представлены репродукции декоративно-прикладных работ, выберите из них традиционные (на доске висят репродукции традиционных ковров, платков, блюдец, разные типы монокомпозиций).

В чем особенность традиционной композиции?

- В ней присутствует строгая симметрия, каймовое обрамление, четкое чередование рапортов.

А чем же отличаются оставшиеся композиции?

- Нет строгого ритма и рапортности, используется один мотив.

Такие композиции называются монокомпозициями от Слова «моно - один», один

мотив

Итак, мы узнали, что такое монокомпозиция - композиция с одним мотивом, где нет четкой рапортности.

ш.

Осталось выяснить, какую композицию называют замкнутой?

О чем вам говорит слово «замкнутая»? Какие ассоциации возникают с этим словом?

- Замкнутой может быть линия (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, замкнутая ломанная, замкнутая кривая).

И как же связанны между собой эти два понятия «линия» и «композиция». Композиция, как мы знаем - это составление частей в единое целое, в соответствии с замыслом.

- варианты ответов детей.

Любую композицию мы рассматриваем, и наш взгляд гуляет по плоскости картины (в данном случае изделия), он рисует невидимую линию, своего рода схему построения композиции.

Композиции, рассматривая которые, взгляд чертит замкнутую линию, называются замкнутыми.

Рассмотрите еще раз внимательно все представленные композиции и выберите замкнутые.

(В результате должно образоваться три группы репродукций)

1. Традиционные композиции являются классическим примером замкнутой
композиции;

2. замкнутые монокомпозиции;

3. монокомпозиции с другими видами композиционного построения.
IV.

Подробно рассмотрим замкнутые монокомпозиции, выполним небольшое упражнение.

У любой композиции есть свои выразительные средства:

- цвет;

  • пятно;

-ритм;

-равновесие;

  • центр композиции.

Сейчас мы попробуем составить несколько схем замкнутой композиции. 1)

  1. Выберите квадратный или прямоугольный фон, и лист цветной бумаги. Цвет он создает настроение - тихое спокойное, тревожное, радостное и т.п.

  2. Вырежьте из цветной бумаги несколько равновеликих пятен (круги, прямоугольники, кляксы, ломанные) главное чтобы они были по размеру примерно одинаковы.

2)Ритм

Выложите какой - либо ритм движения пятен по замкнутой линии. (Выкладываем несколько ритмов на разряжение, сгущение).

3) Равновесие.

Очень важно, чтобы в вашей композиции было ощущение равновесия фона и изображения. Фон не должен давить на изображение и изображению не должно быть тесно на формате. То же самое и с отношениями каймы, рисунка и свободного поля.

4) Центр композиции

В любой композиции выделяется главное, мы уже попробовали выделить центр, сгущая пятна и разряжая их относительно центральной части формата, а как еще можно выделить центр?

  • изменить размер пятна,

  • изменить цвет пятна.

V. Сейчас вы уже можете приступить к выполнению творческого задания - это
создание замкнутой монокомпозиции.


Последовательность ведения работы:

  • составляете композиционную схему из цветовых пятен (вырезаете из цветной бумаги пятна, располагаете их на листе, наклеиваете на формат);

  • превращаете цветовые пятна в образы, способом дорисовки простым карандашом;

  • продолжаете работу в цвете цветными карандашами или фломастерами. Критерии оценки:

  • должна получиться замкнутая монокомпозиция;

  • выделить центр;

  • передать равновесие фона и изображения;

  • аккуратность выполнения работы.


VI. Выставка обсуждение и оценивание работ.
VII. Д/3 Принести карандаши, фломастеры, будем продолжать работу.