Главная страница

Патриотическое воспитание (из опыта работы)


Скачать 59.64 Kb.
Название Патриотическое воспитание (из опыта работы)
Дата 22.02.2016
Размер 59.64 Kb.
Тип Документы

Патриотическое воспитание

(из опыта работы)

Культуре, нравственности, воспитанию

надо отводить в наших планах первое место.

(Д.С.Лихачев)

Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско – патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Это необходимость также научить школьников критически оценивать негативные моменты отечественной истории, не впадая в критиканство и всеобщее очернительство.

В МБОУ «Шуруповская ООШ» накоплен определенный положительный опыт по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся.

Сущность нашей работы состоит в выработке системы работы по формированию и развитию качеств гражданина и патриота на уроках истории и обществознания и в процессе внеклассной работе с использованием традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения.

Цель: формирование гражданина-члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом за свои действия, освоившего достижения мировой и отечественной культуры, патриота, сохраняющего уважительное отношение к другим странам, к культурам, и народам.

Задачи:

  • Приобщение детей к глубинному традиционному наследию, нравственному и эстетическому богатству традиционной культуры;

  • формирование осознанного патриотического чувства на основе понимания духовных ценностей;

  • распространение среди учащихся гражданских ценностей;

  • повышение правовой и политической культуры;

  • формирование культурно-социальных ценностей;

  • воспитание любви и уважения к Отечеству, к малой Родине, предкам, семье;

  • воспитание гуманности и человечности;

  • формирование толерантности (контингент учащихся многонациональный и многоконфессиональный);

  • расширение мотивации изучения обществознания и истории;

  • привитие навыков исследовательской работы;

  • Создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка.

Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, гуманистической позицией учителя, которая рассматривается нами как интегральная характеристика педагогической деятельности. Сущность педагогической позиции обусловлена единством трех компонентов: ненасилие, основанное на принятии нравственных ценностей; субъектность и личностное взаимодействие. Высшее проявление сформированной гуманистической позиции - устойчивая ориентация на личностное взаимодействие, базирующаяся на субъектной реализации нравственных ценностей.

Для формирования гражданственности нами используется весь арсенал методических средств: семинары, практикумы, конференции, работа с документами, материалами СМИ, подготовка реферата, создание презентаций. Гражданское образование и воспитание сегодня немыслимо без моделирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций - экономических, нравственных и иных, требующих применения соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией, составления плана практических действий и т.п.

Научить патриотизму невозможно, но создать условия для его формирования мы можем и обязаны.





Воспитание деятельного гражданина - патриота своей Родины, а не стороннего наблюдателя, создание условий для его самопознания и самовоспитания - вот главная цель, над которой я работаю как учитель истории и классный руководитель. Именно классный руководитель наиболее тонко и полно понимает внутренний мир каждого своего воспитанника, его взгляды и жизненные приоритеты. 


Важнейшее значение в реализации задач гражданского воспитания имеют классные часы, в ходе которых эффективно использую те педагогические технологии, которые обеспечивают учащимся проявление собственной гражданской позиции, создаю проблемные ситуации, требующие от школьника анализа сложных явлений, воспитываю у обучающихся чувства долга и ответственности. 

Ребята узнают много интересного об истории государства Российского, ее символах власти, изучают основной закон – Конституцию на тематических классных часах: «Конституция России», «Государственные символы».

В школе организовано детское самоуправление. Ежегодно проводятся выборы лидера детской организации «Свеча» и лидера союза старшеклассников. В ходе проведения этого мероприятия учащиеся проигрывают различные роли: выступают в качестве кандидатов в лидеры, агитаторов, избирателей. Выборы проходят по-настоящему: выдвигаются кандидаты, проводится агитация, готовятся бюллетени для голосования. Учащиеся к этому мероприятию относятся очень серьезно и ответственно, понимая, что от их голоса зависит, будет ли интересной их школьная жизнь. 

В процессе такой деятельности формируется устойчивое правовое сознание, которое помогает обучающимся как в обыденных ситуациях, так и закладывает фундамент в формировании активной гражданской позиции. 

Особое место в воспитательной работе отвожу героике времен Великой Отечественной войны

В этом направлении значимыми и интересными для учащихся являются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и детьми войны, которым в ту пору было по 10 – 12 лет. Им есть, что рассказать подрастающему поколению. Именно в минуты общения происходит единение душ разных поколений, испытывающих гордость за страну, в которой мы живем. Эти встречи помогают ребятам правильно воспринимать, понять и осмыслить исторические события, пробуждая интерес к историческому наследию своей страны. 

Ребята с большим интересом участвуют в викторинах, праздникахв митингах, посвященных Дню Победы над фашистами.

Главной гордостью нашей школы является Уголок боевой славы. «Гордиться славой наших предков, - писал А. С. Пушкин, – не только можно, но и должно». Экспонаты Великой Отечественной войны хранят память о страшных днях того времени. Вещественные памятники рассказывают о народных традициях, быте Донского края. 

Уже не первый год в нашей школе ведется углубленное изучение истории родного края с учащимися 7-8 классов, это факультатив «История родного края».

Результатом изучения является написание исследовательских работ и оформление экспозиционных выставок.

Совместно с учителем начальных классов Гусевой С.В., занимающейся изучением казачества, ведущий планомерную работу в этом направлении с учениками своего класса, проводятся традиционные русские праздники в казачьем стиле: «Рождество», «Масленица», «Пасха», и др.

С целью воспитания у обучающихся любви к малой родине на уроках и классных часах знакомлю детей с историческими традициями жителей Дона, особенностями культурной, духовной и нравственной жизни казачества. В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями. Отруби их, и дерево погибнет». Так и народ, не знающий своей истории и культуры, обречен на исчезновение. 


Одной из форм изучения родного края являются встречи с интересными людьми хутора, которые способствуют формированию гражданских позиций молодого поколения. Дети занимаются исследовательской работой по изучению истории своего хутора, внимательно изучают родословную своей семьи и гордятся делами своих предков.

Это творческие работы Чекунова В. «История семейной реликвии», Петрова Д. «Шуруповский чудо-мастер», где ученики рассказывают о своих дедах, оставивших светлую память о себе.

Мы стараемся использовать различные формы работы с учащимися: кружковая, экскурсионная, исследовательская, смотры, конкурсы, выставки и т.д. Внеклассные занятия могут быть массовыми, групповыми, индивидуальными. Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе культурно-исторических традиций является формирование и развитие у школьников социальной активности, которая проявляется в социальных и гражданских акциях милосердия, традиционных праздниках и разнообразных творческих конкурсах. Но какую бы форму работы не выбрали, главным является приобщение к традициям, привитие любви к родному краю.

Формировать нравственные идеалы и гражданско-патриотические чувства у ребенка не просто. Их нельзя привить в принудительном порядке. На этом пути у взрослого могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нем, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.