Главная страница

Пархоменко А. В.(г. Муравленко янао) Риторизация образовательной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе – преодоление «фонового» восприятия искусства и жизни


Скачать 98.87 Kb.
Название Пархоменко А. В.(г. Муравленко янао) Риторизация образовательной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе – преодоление «фонового» восприятия искусства и жизни
Дата 06.03.2016
Размер 98.87 Kb.
Тип Документы

Пархоменко А.В.(г.Муравленко ЯНАО)

Риторизация образовательной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе – преодоление «фонового» восприятия искусства и жизни.
Всем нам довелось жить и работать в период смены исторических эпох. Сегодня уже ушла в прошлое индустриальная эпоха и на смену ей приходит информационная. Изменяются не только государственные и политические институты, но само сознание человека, а вместе с ним и шкала духовно – нравственных ценностей. Так или иначе, жизнь Духа вытесняется на обочину нашей действительности, рационализм иссушает души, а такие понятия, как СОВЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО и ЧЕСТЬ все больше воспринимаются некими атавизмами, затрудняющими путь к успеху. Жизнь в эпоху перемен всегда была нелегка, но залогом преодоления ситуации во все времена являлось духовное, нравственное начало каждого индивидуума, народа и человечества в целом. Времена менялись, однако неизменными оставались основополагающие, базовые ценности человека: ЛЮБОВЬ, ВЕРА и, конечно же, НАДЕЖДА. Даже в катастрофически нестабильном ХХ-м веке они устояли, явив миру вершины духовного сопротивления силам тьмы, сохраняя страны и народы от порабощения и уничтожения…

Частью, и весьма значительной, духовно-нравственного наследия человечества, безусловно, является искусство, как религиозное, так и светское. Именно оно обеспечивает связь сотен поколений, именно оно является сокровищницей национальных культур, неисчерпаемым источником КРАСОТЫ. Красоты, как выражения вселенской гармонии; красоты Замысла Творца.

К величайшему сожалению в последние 15-20 лет настоящее искусство становится достоянием узкого круга профессионалов. Для широких масс остается лишь так называемое «массовое искусство» - суррогат, призванный занять и развлечь; не просвещающий, но скорее развращающий. Результатом такой подмены на сегодняшний день является своеобразное «фоновое» восприятие искусства, литературы, да и самой жизни вообще. Степень выхода из «фонового» режима обуславливается в основном уровнем развлекательности. Такое положение сложилось не вчера и педагоги, занимающиеся искусством, в первую очередь забили тревогу…

Всплеск новаторских методов в педагогике восьмидесятых и был ответом на вызов Времени. На сегодняшний день основным принципом педагогики искусства становится такая организация учебного процесса, при которой ребенок становится сотворцом, познавая законы искусства изнутри, совершенствуясь, как Личность, как, прежде всего, духовное существо.

Фундамент такого подхода к педагогике искусства был заложен еще в эпоху СССР. В области музыки это программа для общеобразовательных школ Д.Б.Кабалевского. Выдающийся музыкант и педагог создал УНИВЕРСАЛЬНУЮ систему вхождения любого ребенка в мир музыки и вообще искусства. За годы, прошедшие с момента внедрения программы в школах, она не только не потеряла своей актуальности, но и стала совершенней, доказав свою жизнеспособность в условиях конкуренции с более поздними программами Ю.Алиева, Е.Критской и Т.И.Науменко-В.В.Алеева.

В основу сценария урока музыки, приводимого ниже, положена не только программа Д.Кабалевского, но и работы Л.П.Масловой (г.Новосибирск), в частности ее книга «Педагогика искусства». По сути Л.П.Маслова продолжила работу, начатую Д.Б.Кабалевским, разработав непосредственно саму технологию преподавания предметов искусства, стержневыми позициями которой стали:

- Нахождение контрастов или сопоставлений в художественном произведении.

- Интонационное прочувствование языка произведения.

- Развеществление символики, улавливание авторских интонаций.

- Отделение интонации автора от интонации образов.

- Выработка собственного отношения, суждения на основе чувств

и возникших мыслей, на основе «внутреннего спора» с автором.

- Перевод произведения в иную модальность.

Данная технология помогает направить учеников на «встречное движение» с автором, а значит, и преодолеть «фоновый режим» восприятия искусства.

Особое место в данной педагогической технологии отводится риторизации всей учебной деятельности детей на уроках музыки. В первую очередь это связано с ясным и доступным описанием учащимися своих чувств и впечатлений, возникших в результате восприятия произведения искусства. Очень часто учащиеся должны создавать риторический текст, а значит им необходимо владеть основными риторическими приёмами, уметь работать в различных риторических жанрах, используя законы композиционного построения текста и речи. Кроме того, урок музыки интегрирует в себе практически весь гуманитарный цикл (литература, история, ИЗО, МХК и т.д.), что позволяет ребёнку в процессе работы на уроке оперировать понятиями, знаниями, умениями и навыками, полученными в рамках отдельных предметов. Как правило, именно создание риторической ситуации на уроке музыки служит ещё и поводом для диагностики уровня детских ЗУНов в гуманитарной области.

Приведенный ниже сценарий урока, учитывает главные принципы педагогики искусства, наглядно иллюстрирует процесс риторизации образовательной деятельности учащихся на уроках музыки и является авторским развитием программы Д.Б.Кабалевского, адаптированной к сегодняшней ситуации в педагогике и определенным тенденциям развития нашего общества.

Надеюсь, что мой труд не является «педагогической графоманией», но может быть полезным учителям, преподающим учебные дисциплины, связанные с искусством.

СЦЕНАРИЙ УРОКА МУЗЫКИ

В 5 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

* * *
ТЕМА ПОЛУГОДИЯ: «В чём сила музыки?»

ТЕМА УРОКА: Музыка Г.В.Свиридова к кинофильму «Время,

вперёд!».
ЦЕЛЬ: Осознание детьми возможностей музыкального искусства.

ЗАДАЧИ: а) Переведение в иную модальность музыкального языка Г.В.Свиридова.

б) Осознание силы искусства, изображающего и отражающего исторические эпохи.

ХОД УРОКА:

После организационного момента учитель предлагает детям вспомнить все проявления силы воздействия музыки на человека (это и сохранение культурного кода народа в песне, и мобилизация духовных сил в борьбе с фашизмом, и отражение божественных законов мироздания и т.д. и т.п.). Далее следует короткое сообщение о запущенном в мировое пространство искусственном спутнике с информацией о нашей цивилизации.

Учитель: - Как вы думаете, что быстрее и образнее может рассказать о человечестве – описание шаг за шагом нашей истории, или какое-нибудь произведение искусства?

Дети: - Можно показать инопланетянам фильм!

- Это может быть картина…

- Нет, лучше песня…

- В песне могут не понять слова. Понятнее может оказаться музыкальная

пьеса…

Учитель: - Да, музыка может рассказать о нас и быстрее, и доступней, чем многие тома исторических статей. Сегодня мы услышим такую музыку – она рассказывает об удивительном и героическом времени, когда наша страна быстрыми темпами развивала экономику. И это было вызвано не желанием жить так же как в Америке, а необходимостью быть готовыми отразить фашистское нашествие. Кто-нибудь знает, когда мы воевали с фашистами?

Дети: - В Великую Отечественную войну!

- Это была война с немцами…

- В 1941 году…

Учитель: - Да. А чтобы было, если бы в нашей стране, которая тогда называлась СССР, не было множества заводов и фабрик, не добывались бы в нужном количестве полезные ископаемые?

Дети: - У нас бы не было много оружия…

- Мы бы не победили…

Учитель: - Да, без этого не было бы нашей Великой Победы. Нас бы с вами не было. Поэтому, в годы, предшествовавшие войне, вся страна нечеловеческими усилиями проводила индустриализацию, то есть строила промышленные гиганты, осваивала новые месторождения и перевооружала армию. Нужно было успеть любой ценой. Это была эпоха трудовых подвигов и рекордов. Казалось, само Время ускорило свой бег, словно пришпоренный норовистый конь. А скажите мне, каким может быть Время?

Дети: - Стремительным!

- Страшным…

- Бегущим.

- Летящим!
Учитель: - Я предлагаю записать все эпитеты и прилагательные на доске. Это вам сегодня может пригодиться.

Далее дети подбирают эпитеты и прилагательные к существительному ВРЕМЯ. На доске это может выглядеть следующим образом:
ВРЕМЯ

Стремительное, тянущееся, тоскливое, победное, страшное, унылое, летящее, весёлое, замершее, безостановочное, безоглядное, героическое…
Учитель: - Давайте прослушаем музыку, которую великий русский композитор Георгий Васильевич Свиридов написал к кинофильму об этих удивительных годах. Каким же в его музыке предстаёт Время?
Прослушивается фрагмент сюиты Г.Свиридова из музыки к кинофильму «Время, вперёд!». Дети выбирают подходящие эпитеты и прилагательные для характеристики времени, отражённого в музыке.

Дети: - Время в музыке стремительное!

- Страшное…

- Победное!

- Героическое!

Учитель: - Вы очень верно почувствовали эту музыку. Фильм, где она звучит, назывался «Время, вперёд!». Такое же название получила и музыкальная пьеса, которую вы прослушали. Попытайтесь записать, оформить свои впечатления, в каком либо литературном жанре – это может быть репортаж, описание, сценарий видеоклипа, просто зафиксированный поток сознания…

Далее учитель над подобранными эпитетами и прилагательными дописывает название произведения.

ВРЕМЯ, ВПЕРЁД!

Стремительное, тянущееся, тоскливое, победное, страшное, унылое, летящее, весёлое, замершее, безостановочное, безоглядное, героическое…

За тем музыка вновь прослушивается (если это необходимо, то несколько раз). Во время прослушивания учащиеся пишут свои мини-сочинения.

Учитель: - Я думаю, что каждый из вас сумел как-то по-особенному описать свои впечатления и ассоциации, связанные с музыкой Г.В.Свиридова и временем в ней отражённым. Мы обсудим ваши работы на следующем уроке, а музыка и великая эпоха индустриализации нашей страны теперь навсегда останется с вами. И в этом сила настоящего искусства!

* * *

В результате проведённой на уроке работы, дети переинтонируют музыку на язык доступных им зрительных и литературных образов, выступая в некотором роде соавторами Г.Свиридова. Восприятие произведения может быть самым неожиданным, но всегда ярким и образным. С сожалением должен заметить, что с каждым годом написанные моими учениками мини-сочинения становятся более косноязычными – видимо даёт о себе знать агрессивная молодёжная субкультура, отсутствие регулярного чтения художественной литературы и бесконечное поглощение продукции наших развлекательных телеканалов. Приводимые ниже сочинения были написаны четыре года назад. Нынешние пятиклассники мыслят тоже очень образно, но связанно высказать свои мысли уже затрудняются. Это лишь подтверждает необходимость продуманной риторизации всей образовательной деятельности не только школьников, но и педагогов…
Мини-сочинения о прослушанной музыке

(Г.В.Свиридов «Время, вперёд!»)
Верховодов Кирилл 5-В класс

Эта музыка похожа на мчащийся паровоз. Он едет на предельной скорости, из трубы валит дым и вылетают искры. За паровозом длинный состав, изгибающийся на поворотах. Огромная стальная машина работает чётко и безупречно. Всё направлено на достижение скорости любой ценой. Вот состав влетает в горный туннель и становится на миг страшно, но мощный прожектор освещает путь и поезд не сбавляет скорости. Впереди замаячил свет – туннель заканчивается. Победно трубя, паровоз вылетает на простор. Небо и солнце, деревья и птицы, дети и взрослые радостно приветствуют, показавшийся из туннеля состав. Он мчится на «всех парах», мчится в будущее…
Гафарова Диана 5-В класс

Я слышу в музыке Г.Свиридова победную песнь. В начале, кажется, что тысячи людей, словно огромная машина, безостановочно трудятся. Их усилиями создаётся что-то грандиозное и непостижимое. Когда успехи работающих становятся очевидными, победно поёт труба – символ высокой цели. Далее музыка становится грозной и страшной. Можно сказать, что делу тысяч и миллионов людей угрожает опасность. Так же, как и в начале, эти тысячи людей начинают слажено трудиться, чтобы отвести угрозу. Они не боятся и побеждают. Снова поёт труба. Её песня - это гимн народу-победителю.
Балашова Наташа 5-Б класс

В музыке Свиридова отражено создание мира. Из хаоса кто-то сильный и целеустремлённый ваяет Вселенную. Всё обретает порядок и смысл. Рождаются галактики, солнечные системы и появляется жизнь. И вот он «венец творенья» - человек. Он видит вокруг себя прекрасный мир и возносит песнь Творцу. Его песнь – гимн, радостный и восторженный. Но вдруг всё омрачается. Человек в растерянности, ему страшно. Вокруг тьма и зло окружает несчастное создание. Но Бог не оставляет человека и он, преодолевая страх, вновь славит Творца…

В организационный комитет

XII Международной научной конференции

«Роль риторики и культуры речи

в реализации приоритетных национальных

проектов».
ЗАЯВКА

на участие в Двенадцатой международной научной конференции, проводимой Российской ассоциацией преподавателей, исследователей и учителей риторики и кафедрой риторики и культуры речи Московского педагогического Государственного университета.
Прошу разрешить участие в международной научной конференции «Роль риторики и культуры речи в реализации приоритетных национальных проектов» с докладом по теме: «Риторизация образовательной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе – преодоление «фонового» восприятия искусства и жизни».

О себе сообщаю следующие сведения:

ФИО – Пархоменко Андрей Владимирович.

Место работы – МОУ СОШ №5 г. Муравленко ЯНАО.

Должность – учитель музыки.

Адрес: 629603

Ямало-Ненецкий Автономный Округ, г. Муравленко

Ул. Дружбы народов д. 90 кв.1. дом. телефон (8 34938) 2-85-39.

Прошу забронировать место в гостинице.
15.11.2007г. /Пархоменко А.В./