Главная страница

«Отражение военной действительности в художественной литературе и кинематографе»


Скачать 398.27 Kb.
Название «Отражение военной действительности в художественной литературе и кинематографе»
страница 1/3
Лизякина И.К
Дата 05.03.2016
Размер 398.27 Kb.
Тип Реферат
  1   2   3

Муниципальное образовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа №2

«Отражение военной действительности в художественной литературе и кинематографе»


Автор: Кривдина Татьяна,

обучающаяся 9 класса.

Руководитель: Лизякина И.К.,

учитель русского языка и литературы

1 кв.кат.


п.Сосновское

2015
Содержание
Аннотация 3

Введение 4

Глава I. Б.Л. Васильев и художественная литература 6

1. 1 Васильев Борис Львович. Личность и творчество 6

1.2 Повесть «А зори здесь тихие…» 8

1. 3 Повесть «Завтра была война» 14

Глава II. Б. Л. Васильев и кинематограф 19

2. 1 Российская экранизация повести «А зори здесь тихие…» 19

2.2 Китайская экранизация повести «А зори здесь тихие…» 21

Заключение 25

Использованные источники 25

Приложения 26

АННОТАЦИЯ
В одном из последних своих интервью В.Г. Распутин, размышлял о традициях народов, их судьбах в современных условиях, убежденно сказал: «Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека»1. Храня теплую память о прошлом, мы укрепляем веру в силу своего народа, ценность и неповторимость его истории, сохраняем чувство ответственности за Родину, поэтому значительна и ничем не заменима роль художественной литературы в нравственно-патриотическом воспитании новых поколений. Сложно и многогранно ее воздействие на формирование у молодого гражданина исторической памяти.

Данное исследование показывает, как литература находит свое отражение в кинематографе, насколько это важно – помнить. Насколько важно, особенно сейчас, в такое неспокойное время, знать, какие последствия могут ждать человечество в результате государственных конфликтов.

Рассмотреть особенности отражения военной действительности в художественной литературе и кинематографе (на примере повестей Б. Васильева «А зори здесь тихие …» и «Завтра была война» и их экранизаций») – вот главная цель исследования.

Введение

Война! Эти пять букв несут за собой море крови, слез, страдания, а главное, смерть дорогих сердца людей. На нашей планете войны шли всегда. Сердца людей, встретивших лицом к лицу годы военного лихолетья, переполняла боль утраты. И по сей день отовсюду, где идет война, слышны стоны матерей, плач детей и оглушительные взрывы, которые разрывают наши сердца. К несчастью, сейчас мы знаем о войне не только из художественных фильмов и литературных произведений…. События на Украине никого не оставляют равнодушными… Выбор темы данной работы не является случайным. Мир не должен забыть ужаса войны, разлуку, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступление перед павшими, преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве наших соотечественников, прошедших ее годами. Этим обусловлена актуальность данной работы.

Среди произведений, написанных о войне, особенно запоминаются книги Бориса Васильева. Его произведения оставляют неизгладимое впечатление у современного читателя, они заставляют задуматься о том, что война не должна повторяться.

Цель исследования: рассмотреть особенности отражения военной действительности в художественной литературе и кинематографе (на примере повестей Б. Васильева «А зори здесь тихие …» и «Завтра была война» и их экранизаций»).

Задачи исследования:

  1. Изучить и кратко осветить творческий путь Б. Васильева.

  2. Рассмотреть идейно - художественное своеобразие повестей «А зори здесь тихие…» и «Завтра была война».

  3. Рассмотреть «жизнь» данных художественных произведений в кинематографе.

Методы: анализ, синтез, наблюдение.

Гипотеза: экранизация литературных произведений о войне и подвигах человека на войне так же нужна и важна, как и сама литература. Ведь киноискусство сочетает в себе все аспекты восприятия событий.

Глава I. Б.Л. Васильев и художественная литература
1. 1 Васильев Борис Львович. Личность и творчество.

Писатель, драматург, сценарист, публицист, представитель офицерской династии, Борис Львович Васильев родился 24 мая 1924 года в Смоленске. Его отец - кадровый офицер, служивший в царской, а потом в Красной и Советской армия. Предки по материнской линии тоже были военными. Борис Львович ушёл на фронт добровольцем со школьной скамьи, участвовал в боях под Смоленском, не раз выходил из окружения. Воевал в воздушно-десантных войсках. После Великой Отечественной войны в 1948 году Борис Львович окончил Военную академию бронетанковых войск, служил в армии, был инженером – испытателем боевых машин на Урале.

Литературный дебют Бориса Васильева состоялся в 1955 году, когда была опубликована его пьеса «Офицер», за ней последовали «Стучите и откроется» (1959 г.), «Отчизна моя, Россия» (1962 г). Борис Львович говорил: «Мне захотелось написать о своей войне – не о масштабных сражениях и громких героях, а о тихих подвигах, когда у человека за спиной нет никакого прикрытия – ни артиллерии, ни танков, а есть только он сам и враг». Так появилась первая повесть писателя «А зори здесь тихие…» - трагическая история о старшине, оказавшемся с горсткой девушек на крошечном пятачке земли в экстремальных условиях. В 1969 году повесть была опубликована, а в 1972 году на экраны вышел фильм под этим же названием, имевший огромную популярность и ставший классикой советского кинематографа. Многие театры включили в свой репертуар одноименный спектакль. Повесть переведена на все европейские языки, а в некоторых странах включена в обязательную школьную программу.

Последующее произведения Б.Л. Васильева неизменно вызывали интерес публики, подтверждая талант писателя. Повесть «Самый последний день» (1970г.), роман «В списках не значился» (1974г.) и роман «Завтра была война» (1984г.) были экранизированы. Перу Б.Л. Васильева принадлежит исторический роман «Были и небыли» (книги 1 и 2-Я, 1974-1980гг.), автобиографическая повесть «Летят мои кони..» (1982г.), книги «Неопалимая купина» (1986 г.) и «И был вечер, и было утро» (1987г.). В 1991 году вышли в свет две повести – «Капля за каплей» и «Карнавал», в следующем году –«Дом, который построил дед», в 1990-м –очерк «Есть такая профессия».

Борис Львович писал: «Надо знать корни свои, особенно если они хоть в какой - то степени сопричастны истории твоего государства. Однако история в России всегда была наукой детей, чем привлекло, и, в конце концов, мы получили народ, в массе своей не обладающий исторической памятью. Мы черпаем исторические значения чаще всего из кинематографа, куда реже из посредственных исторических романов, не понимая ни закономерности собственной истории, ни её логики».

Закончены исторический роман «Ярослав и его сыновья», посвященный эпохе Александра Невского, и повесть «Утоли мои печали». Новый публицистический роман Бориса Васильева «Победоносцы» также посвящен армии и связан с Чечней. Он начал писать роман о Несторе Ивановиче Махно, с которым история обошлась по-советски жестко. Писатель располагает документальными материалами, свидетельствующими о том, какой это был интересный, разносторонний и отважный человек, незаурядная личность.

Писатель в своих многочисленных публицистических статьях 1980-1990-х годов призывает к устранению приоритета национальной культуры над политикой.

Каждое произведение Б. Васильева становится событием в духовной жизни общества, радостной встречей для миллионеров читателей с хорошей литературой, с удивительными характерами героев2. При этом тематика, сюжет объем произведения не имеют значения.

Не только военные повести («А зори тихие…», «В списках не значился») или проблемно-психологические («Самый последний день», «Не стреляйте в белых людей»), но и социально-психологические рассказы (например, «Вы чье, старичье?») становятся заметным явлением и предметом широкого читательского резонанса.

В кинематографе и на телевидении по произведениям и сценариям Б.Васильева создано около двадцати фильмов, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного киноискусства.

На киностудии имени М.Горького по произведениям и сценариям Б.Васильева созданы фильмы: «Офицеры (1972г.), «А зори здесь тихие» (1972 г.), «Иванов катер»(1972 г.), «Завтра была война» (1987 г.)

Каждый фильм занял свое особое и заметное место в отечественном кино. Фильм «Офицеры» (реж. В.Роговой) был лидером проката, признан одним из лучших кинопроизведений на военно-патриотическую тему. «А зори здесь тихие» (реж.С.Ростоцкий ) - лидер проката, открыл замечательных актрис, дебютировавших в этом фильме,- Е.Драпеко, Е.Маркову, И.Шевчук, И.Долганову. «Завтра была война» - блистательный дебют режиссера Ю.Кары и актрисы Н.Негоды. А фильм «Иванов катер» (реж.М.Осепьян), рассказывающий простую историю любви, к сожалению, имел трудную судьбу. После многочисленных идеологических переделок и поправок фильм не получил широкого проката. Лишь позднее, в годы перестройки фильм был реабилитирован. В фильме дебютировал П.Вельяминов.

Заслуги Бориса Васильева в отечественном кинематографе не менее значительны, чем в литературе. Именно за работу над фильмом «А зори здесь тихие» писатель был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.

Борис Львович Васильев ведет серьезную общественную деятельность. Он много лет проработал в комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, вплоть до ее преобразования в 2004 году. Борис Львович не прекращает свою литературную деятельность: «Писателя, ушедшего на пенсию, не бывает: пока он жив, должен работать, размышлять, писать».

1.2 Повесть «А зори здесь тихие…».

«У войны не женское лицо»- этот тезис был верен на протяжении долгих столетий. Пережить огонь, ужасы войны способны очень сильные люди, поэтому принято считать войну мужским делом. Но трагизм, жестокость, чудовищность войны заключается в том, что вместе с мужчинами плечом к плечу в ряды бойцов встают и женщины, которые идут убивать и погибать.

Сущность войны противоречит человеческой природе, а тем более, женской сущности. Не было на свете ещё ни одной войны, которую бы развязали женщины, никогда участие в войне не считалось нормальным и естественным.

Повесть Васильева «А зори здесь тихие…» посвящена героической борьбе женщин и девушек на войне. Трагические действия происходят на мало кому ведомом 171-м разъезде, в лесу, в стороне от которого немцы круглосуточно бомбят Мурманскую дорогу.

Пять совершенно различных девичьих характеров, пять разных судеб. Пришедшие на войну по собственной воле, почти не умевшие стрелять, они погибают от рук фашистской разведки, защищая себя и Родину. Женщины и девушки, молодые и совсем юные… Война не ставит границ возраста и пола, здесь все солдаты.

У каждого из героев повести своё отношение к войне, свои мотивы борьбы с фашистами. Именно этим солдатам, молодым девочкам, предстоит проявить себя в условиях войны, кому-то впервые, а кому-то и нет.

Молодых девушек объединяет то, что они живут ради одной цели. Эта цель – защищать Родину, свои семьи. А для этого не выполнить свой долг, отомстить за смерть близких и родных и родных им людей.

Система образов3.

Главный герой, Федот Евграфович Васков, по «собственному желанию» получает в распоряжение женский зенитно-пулеметный батальон: «Шлите непьющих… Непьющих и это.. Чтоб, знаете, насчет женского пола…» О своем старшине девушки невысокого мнения, постоянно подтрунивают над ним, называя « пенёк замшелый». И действительно, в свои тридцать два года старшина Васков был «старше самого себя», он немногословен, но много знает и умеет.

Все девушки не похожи по характеру друг друга. Помощница старшины, сержант Рита Осянина, строгая, редко смеющаяся девушка. Из главных событий она ярче всего помнит школьный вечер, когда встретились со своими будущим мужем-старшим лейтенантом Осяниным. Он был застенчив, как и она сама, танцевали вместе, разговаривали ... Рита вышла замуж, родила сына , и «более счастливой девушки просто не могло быть». Но тут началась война, и этой счастливой судьбе не суждено было продолжиться. Старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны, в утренней контратаке. Рита научилась ненавидеть тихо и беспощадно и, решив отомстить за мужа, пошла на фронт.

Полная противоположность Осяниной – Женька Комелькова. Сам автор не перестает любоваться ею: «... высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зелёные, круглые, как блюдца». Семью Женьки: маму, бабушку, братишку - всех убили немцы, а ей удалось спрятаться. В женскую батарею она попала за роман с женатым командиром. Очень артистичная, эмоциональная, она всегда привлекала мужское внимание. Подруги говорят о ней: «Женька, тебя бы в театр…» Несмотря на личные трагедии, Комелькова осталась жизнерадостной, озорной, общительной и пожертвовала своей жизнью ради других, ради спасения раненой подруги.

Галя Четвертак жила в придуманном ею мире, сказочном и прекрасном. Она «всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и о всеобщем поклонении». Этот созданный ею мир она пыталась перенести в реальную жизнь, постоянно что-то выдумывая. «Собственно, это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность». Но война, у которой «неженское лицо», не пощадила хрупкий мир девушки, бесцеремонно вторгнувшись в него и разрушив его. А разрушение всегда чревато страхом, с которым не смогла справиться молодая девушка.

Боец Лиза Бричкина сразу понравилась Васкову. Судьба ее тоже не пожалела: с детства ей самой пришлось вести хозяйство, так как мать ее сильно болела. Она кормила скотину, убирала в доме, готовила еду. Она все больше отдалялась от своих сверстников. Лиза стала дичиться, отмалчиваться, обходить шумные компании. Однажды ее отец привел в дом охотника из города, и она, ничего не видя кроме больной матери и дома, влюбилась в него, но он не ответил ей взаимностью. Уезжая, он оставил Лизе записку с обещанием в августе устроить ее в техникум с общежитием ... Но этим мечтам не дала осуществиться война! Лиза тоже погибает.

Сколько девушек, столько и судеб: все разные. Но в одном они все же схожи: все судьбы сломала, изуродовала война. Получив приказ не пропустить немцев к железной дороге, девушки ценой собственных жизней выполнили его. Все пять девушек, отправившихся на задание, погибли, но погибли героически.

Девушки-зенитчицы отправляются в разведку под командованием старшины Васкова. Не смотря на ужасы войны, этот «пенёк замшелый» сохранил лучшие человеческие качества. Он сделал все ради спасения жизни девушек, но его душа всё равно не смогла успокоиться. Он осознает свою вину перед ними за то, что «мужики со смертью их оженили». Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в сердце старшины, он не может найти оправдания ей даже в своей душе. В скорби этого простого человека заключен высший гуманизм. Он совершил подвиг, взяв в плен немецких разведчиков, он может гордиться своими действиями. Пытаясь захватить врага, старшина не забывает и о девушках, он все время старается увести их от грозящей опасности.

Гибель каждой из пяти девушек - это подвиг. Страшна и в то же время возвышенна смерть каждой из них. Мечтательная Лиза Бричкина гибнет, желая поскорее перейти болото и привести подмогу. Эта девушка умирает с мыслью о своем завтрашнем дне. Впечатлительная Соня Гурвич, любительница поэзии Блока, тоже погибает, возвратившись за оставленным старшиной кисетом. И эти две «негероические» смерти при всей их кажущейся случайности связаны с самопожертвование. Особенное внимание писатель уделяет двум женским образам: Рите Осяниной и Жени Комельковой. По словам Васильева, Рита «строга, не смеётся никогда». Война разбила ее семейную жизнь, Рита всё время беспокоится о судьбе своего маленького сына. Умирая, Осянина поручает заботу о сыне надежному и мудрому Васкову, она покидает этот мир, осознавая, что никто не может обвинить ее в трусости. Её подруга Женька гибнет с оружием в руках. Писатель гордиться озорной, дерзкой Комельковой. Эта чудесная девушка погибает, погибает непобеждённой, совершая подвиг ради других.

Многие поколения, читая эту повесть Васильева, будут вспоминать героическую борьбу русских женщин в этой войне, будут чувствовать боль за прерванные ниточки человеческих родов.

Повествование ведется от имени коменданта Васкова. Вся повесть построена на его воспоминаниях. В рамках послевоенного времени идет повествование о прошедших ужасах бесчеловечной войны. И это играет важную роль в идейно-художественном восприятии произведения. Повесть написана человеком, прошедшим всю войну, поэтому повествование правдоподобно и захватывающе, с ярким описанием всех ужасов войны.

Тяготы, несправедливости и жестокости автор описывает с неподражаемой простотой и краткостью, но не вредит восприятию повести. Сцены из жизни девушек емки и лаконичны, но дают полное представление о каждой из них. В образах своих героев автор показывает разные типы людей, и это у него получается особенно хорошо. Васильев не просто писатель, а писатель – психолог. Этому он научился не по книжкам – сама жизнь, точнее, война научила и помогла понимать психологию людей.

Бесчеловечность войны и её противоестественность подчеркиваются образом тихих зорь, символизирующих вечность и красоту в том краю, где рвутся тоненькие ниточки женских жизней. «Положил ведь я вас, всех пятерых положил…» - терзает свою душу Васков. Васильев «убивает» девушек, чтобы показать невозможность существования женщин в условиях войны. Женщины на войне совершают подвиг, ведут солдат в атаку, спасают от смерти раненых, жертвуя собственной жизнью. Они не думают о себе, спасая других. Чтобы защитить Родину и отомстить за родных им людей, они готовы отдать последние силы. «А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы». Девушки-бойцы погибают, навсегда ложатся в сырую землю:

Мы не ждали посмертной славы,

Не хотели со славой жить.

Почему же в битвах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ю.Друнина. Зинка

Предназначение женщины, дарованное ей природой, извращается в условиях войны .А женщина-это хранительница очага, продолжательница рода, которая является символом жизни, тепла и уюта. Рыжая Комелькова с волшебными зелёными глазами и удивительной женственностью, кажется, просто создана для продолжения рода. Лиза Бричкина, символизирующая дом, очаг, создана для семейной жизни, но этому не суждено сбыться… Каждая из этих девушек «могла нарожать детишек, а те бы – внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом». В этом заключается трагизм судьбы женщины на войне.

Мужчины, выживающие в войне, навсегда останутся с вечным комплексом вины перед ними. Они не могли подарить им любовь, не смогли защитить их. Поэтому Васильев спрашивает, оправданы ли такие жертвы на войне, не слишком ли это дорогая цена победы, ведь утерянные ниточки женских жизней никогда больше не сольются с общей пряжей человечества? «Что же это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не смогли? Что же вы со смертью их оженили, а сами целенькие?» В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» мы можем посмотреть на войну глазами женщины. Истинное восхищение вызывают подвиги девушек-бойцов, которые становятся ещё более значимыми, так как совершены хрупкими созданиями.

Прочитав произведение Бориса Васильева, каждый не раз ещё задумается о войне, её бессмысленности и последствиях. Это произведение должно оставить неизгладимое впечатление у современно поколения, чтобы каждый задумался о том, что война не должна повторяться.

Сильное эмоциональное впечатление, которое эта повесть производит при первом чтении, ещё более возрастает, когда начинаешь читать её аналитически. Оказывается, она чрезвычайно коротка: немногим больше тридцати журнальных страниц. Это значит (поскольку содержание её видится огромным), что в данном случае лапидарности произведения соответствует глубина тех моментов действительности, которые обще интересны и способны взволновать каждого лично.

Максимальное раскрытие возможностей человека в своём деле, которое вместе с тем является и народным делом, - таков смысл обобщения, извлекаемого нами из истории страшной и неравной борьбы, в которой победили раненый в руку Васков и погибшие все до одной девушки, которым не довелось узнать радость любви, материнства.

«А зори здесь тихие…» - значительное по содержанию художественное полотно, произведение глубокого гражданского и патриотического звучания. В 1975 году за эту повесть Б. Васильев удостоился Государственной премии СССР4.

1. 3 Повесть «Завтра была война».

Повесть Бориса Львовича Васильева «Завтра была война» написана в 1972 году и наряду с другой повестью этого писателя – «А зори здесь тихие…» - стала одним из самых лучших и известных в нашей стране произведение о периоде Великой Отечественной войны.

Эта потрясающая своей простотой и правдивостью повесть открывает глаза читателей на самое трудное и прекрасное время в нашей жизни- юность. Талант писателя выразился, главным образом, в том, что он смог удивительно точно описать этот период человеческой жизни, хотя сам был уже далеко не молодым человеком.

Повесть начинается прологом. Через него Васильев вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями, со школой и родителями. Одновременно писатель как бы размышляет, обдумывая, переоценивая все, что произошло с ним сорок лет назад.

Основная часть - это рассказ о жизни автора, написанный так, будто он по цепочке высказывает одно за другим воспоминания из шкатулки своей памяти. Начиная описывать одноклассников или какое-нибудь происшествие, он переключается на более ранние события, затем вновь возвращается к нему и так далее. Вместе с писателем мы перемещаемся то в третий, то в пятый, то в десятый класс, вспоминая урывками прошедшие события. Несмотря на такую необычную и сложную структуру, эти воспоминания не запутывают нас, не позволяют заблудиться в довольно сложной цепочке рассуждений, потерять нить повествования, напротив, складываются удивительно ловко и точно, составляя завершённый характер повести, что, несомненно, свидетельствует о мастерстве писателя.

Эпилог резко подытоживает повесть, но, тем не менее, гармонично вливаясь в содержание. Мы снова оказываемся в 1972 году, размышляя вместе с автором над прошлым.

В центре повествования оказываются несколько одноклассников. Искра Полякова - бойкая и целеустремлённая девочка, мечтающая стать комиссаром, отличница, активистка, редактор стенгазеты. Подруги всегда идут к ней за советом, и для всех у Искры есть точный и меткий ответ, решение самых сложных проблем и вопросов. Правда, в конце повести Искра сильно меняется, начитает сомневаться в тех «истинах», которые так старательно внушала ей мать, то есть Искра постепенно взрослеет.

Зина Коваленко – ветреная и непостоянная. Икра говорила, что она настоящая девчонка. Все свои вопросы Зина решает либо с помощью Искры, либо доверяясь безошибочной интуиции. Но и она начинает взрослеть, чувствует, что нравится мальчикам, и даже приобретает в конце повести самостоятельность и рассудительность Икры.

Вика Люберецкая - самая загадочная и непонятная для одноклассниц девочка. Она, похоже, морально старше их и поэтому до девятого класса не имела друзей. Вика восхищена своим отцом, считает его идеалом, любит до самозабвения. Самое страшное для неё – это сомневаться в отце. И когда его арестовывают, Вика кончает жизнь самоубийством не из каприза, а как взрослый человек.

Взросление девочек происходит сначала физически, а затем морально. Несколько по-другому становятся старше мальчики, они как бы тянутся за своими повзрослевшими одноклассницами. Так, хулигана Сашу Стамескина берёт под свою опеку Искорка, делает его отличником, записывает его в авиакружок, а затем помогает ему устроиться на авиазавод.

Жора Ландыс, верный друг и помощник всех мальчиков класса, влюбляется в Вику и стремиться повзрослеть. Тот же процесс происходит с некоторыми другими ребятами.

В принципе можно сказать, что инициатором всех этих возрастных изменений невольно стал новый директор школы - Николай Григорьевич Ромахин. Его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоцирует взросление.

Антиподом Ромахина в повести является классная руководительница и учитель литературы Валентина Андроповна (Валендра, как её называют ребята). Её не устраивает распорядок нового директора в школе. В почти открытой борьбе с ним она использовала все средства. Например, писала доносы в высшие инстанции, спорила и тому подобное. Однако Валентину Андроповну нельзя считать отрицательным персонажем. Автор пишет, она абсолютно искренно верила в правильность своих убеждений, в то , что новый директор губит школу. И эта искренность, в конце концов, позволила ей найти общий язык с повзрослевшим классом и измениться.

Велико значение второстепенных персонажей в повести. Учителя литературы и директора нельзя отнести к ним, так как вокруг их взаимоотношений разворачивается основной конфликт повести. Второстепенные персонажи – это родители учеников и два учителя, не участвующие в конфликте. Родители, воспитывая своих детей, создавали свою точную копию, со своими чертами характера, но все они с пониманием восприняли взросление своих детей, их новое понимание действительности. И даже товарищ Полякова – мать Искры, «железная «женщина», женщина, привыкшая командовать дочерью, как подчинённым, встретив отпор повзрослевшей Искры, смиряется, поняв, что это должно было произойти. То же можно сказать и об отце Вики Люберецкой, который невольно изменил жизнь многих ребят, став их идеалом.

Повесть называется «Завтра была война», но о войне в ней практически ничего не сказано, и это не случайно. Война не фигурирует в действии повести, а как бы вытекает из её содержания, логически завершая школьные годы.

И сейчас, через сорок лет, в поезде, символизирующем жизнь, эти вечные девятиклассники вспоминают не войну, не то, как горели в танке и шли в бой, а то, что было до этого.

Эта повесть потрясает до глубины души, на многое открывает глаза, разъясняет важные истины и помогает понять взаимоотношения людей. Борис Васильев, безусловно, талантлив, так как повесть читается на одном дыхании и оставляет в душе неизгладимый след. Весьма полезно взглянуть со стороны на собственную жизнь, что-то пересмотреть в своём мировоззрении.

«Завтра была война» - драматическая повесть о первой любви, дружбе и первом предательстве. У этого произведения Бориса Васильева удивительная судьба. Опубликованная в журнале «Юность» в 1972 году, она сразу стала одной из самых читаемых в русской литературе. И практически одновременно привлекла внимание режиссеров театра и кино. Однако экранизация этой повести была сделана только в 1987 году на киностудии имени Горького начинающим режиссёром Юрием Кара. В одном из интервью он вспомнил: «Фильм “Завтра была война” долго не выходил на экран, и в Госкино целое собрание редакторов утверждало, что на эти темы вообще нельзя снимать кино. Борис Львович Васильев говорил мне, что всем режиссёрам, которые хотели снимать кино по его повести, было отказано. Мне же помогло то, что запускался я с этим фильмом в качестве дипломной работы с благословением своего мастера Сергея Аполлинариевича Герасимова. Выход на экран и не планировался. Нас поддержал Армен Николаевич Медведев, что во многом определило мою кинематографическую судьбу, а фильм «Завтра была война» вскоре завоевал шесть международных наград …»5.

И кроме этого, драматургические варианты повести прочно завоевали место в репертуарах театров страны. В творческих биографиях многих артистов театра и кино можно прочитать: «Дебют в фильме (или спектакле) по повести Б. Васильева «Завтра была война». К примеру, актриса Наталия Негода6 дебютировала в фильме Юрия Кары, театральный дебют Галины Беляевой в театре им .Маяковского – роль Вики Люберецкой7… Можно назвать и множество других фамилий. И это понятно. Трудно найти другое произведение, в котором так просто, по - юношески честно рассказывается о том, когда всё-таки люди становятся взрослыми…8

Борис Васильев рассказывал о своем поколении – молодом, наивном, горячем, воспитанном на чистых идеалах. Замечательным юношам и девушкам, открытым для дружбы и любви пришлось столкнуться с политическим фанатизмом и ложью, пережить страшные потери. Но и они сумели сохранить душевную чистоту. Именно такие, как они встали на защиту Родины в первые дни Отечественной войны.


  1   2   3