Главная страница

Основы самостоятельного анализа текста как путь к творческому развитию личности школьника


Скачать 47.65 Kb.
НазваниеОсновы самостоятельного анализа текста как путь к творческому развитию личности школьника
Дата11.02.2016
Размер47.65 Kb.
ТипЗадача

Основы самостоятельного анализа текста как путь к творческому развитию личности школьника.


На изучение литературы в средней школе отводится от 70 до 105 часов в каждом классе. Но. к сожалению, многие учащиеся так и не овладевают мето­дами самостоятельного анализа текста Для того, чтобы прояснить вопрос о путях решения данной проблемы, в 9-м классе одной нашей школы был проведён обучающий эксперимент. Мысль о нем подсказала статья аспиранта НИИ психологии И.Н.Золотаревой о развитии самостоятельного анализа текста. Этапами программы, на основе которой осуществлялось экспериментальное обучение, предусматривали следующие этапы работы с публицистическими текстами:

  1. предварительная ориентировка а задачах и способах самостоятельной работы;

  2. анализ языковой формы;

  3. анализ текста как системы высказываний;

  4. анализ текста как логической формы
    изложения мыслей;

  5. анализ предметного содержания;

  6. систематизация способов анализа текста.

На 1-м этапе необходимо было дать учащимся общее представление о значении самостоятельной работы с литературой, о ее целях и основных способах ее оформления.

Задача 2-го и 3-го этапов — сформировать способы анализа текста на уровне лингвисти­ческой организации. Задача анализа текста как системы высказываний состояла в том, чтобы выявит его структуру как предикатив­ной единицы речи. т. е. выделить текстовой субъект (С) — то, о чём говорится (предмет, о мотором идет речь), и текстовой предикат (П), то, что говорится о субъекте (содержание сообщения), а также смысловую связь между ними.

4-й и 5-й этапы предусматривали выполне­ние упражнений различных типов речевых сообщений.

На заключительном, 6-м этапе программа предусматривала систематизацию способов работы с текстом.

Класс, в котором проводился эксперимент по предложенной программе, назовем эксперимен­тальным (9 «А»). Для сравнения результатов один из уроков провели в другом классе — контроль­ном (в 9 «Б»)

Старшеклассникам было предложено са­мостоятельно изучить статью Е. Тагер «О Мандельштаме». Учитель предупредил, что автор статьи затрагивает вопросы, которые на уроке лите­ратуры не рассматривались, поэтому необхо­димо не просто прочитать статью, а хорошо разобраться в её содержании.

После первичного прочтения статьи учащимися, учителем были предложены примерные вопросы и задания для учащихся, способствующие глубокому анализу публицистической статьи.
1. Найдите слова и выражения, понимание которых вызывает у вас затруднение, уточните их значение по словарю, подберите сино­нимы, антонимы, составьте с ними предложения.

2 В каждом абзаце текста найдите тексто­вой субъект и языковой материал, к нему относящийся, определите лексическую и грамматическую связь связь между субъектом и предикатом. Укажите слова, расширяющие, дополняющие, уточняющие значения субъек­та и предиката, попробуйте заменить их синонимичными выражениями.

3. Определите, какая связь существует между субъектом первого абзаца и второго, второго и третьего и т. д. (противостоят друг другу, дополняют, уточняют). То же проде­лайте с предикатом. Найдите в теисте ут­верждения, рассуждения, предположения.

4. Составьте план и перескажите по нему текст.

5. Что нового вы узнали из текста? Выразите всё содержание одним-двумя предложени­ями. Сделайте свой «сжатый» вариант теиста в виде конспекта.

После конспектирования статьи учащиеся должны были выполнить три контрольных задания:

-составить план текста;

-выделить основную мысль и указать основания, на которые она опирается; --объяснить понятие «творческая индивидуальность поэта».

Проверяя качество конспектов, учитель подсчи­тывал количество смысловых элементов текста, отражённых в них, полноту отражения всех микротем содержания статьи. В эксперименталь­ной группе оно составило 91 процент, а контрольной — 72 процента. Таким обра­зом, если судить по полноте отражения микротем исходного текста в конспекте, есть незначительные различия между экспериментальной и контрольной группами в 19 процентов.

Среди микротем исходного текста, отраженных в полной мере в конспектах учащихся, были следующие: «Первое знакомство с юным поэтом», «Камень» - книжка Мандельштама», «Первый после Пушкина поэт с сильным, пристальным зрением», «Мандельштам для автора открыл ритм как основу поэтической речи…», «Благодарность поэту», «Первое знакомство пот телефону», «Творческие встречи с любителями русской поэзии», «Представление Осипа М. Сергеем Эфроном», «На войну? Мой камень не для этой пращи!», «Революция назревает!», «Стихи-заклинание о войне», «Мандельштам в ряду лучших русских поэтов», «Внутренний эмигрант» обречен», «Я – современник Ахматовой!», «История с избиением жены Мандельштама», «Репрессии», «Стихи воронежского цикла», «Смерть от нервного истощения», «Ты вернешься на зеленые луга!» и др.

Показатели же отражения логической структуры рассматриваемого текста оказались существенно раз­личными. Очевидно, именно логическая структура изложения или рассуждения для боль­шинства девятиклассников явилась тем –параметром, который учащиеся посчитали главенствующим в анализе, первостепенным. Именно опора на логику содержания текста была ориентирована программа обучения. Уже по общему числу структурных элементов рас­суждения экспериментальная группа значи­тельно превосходит контрольную: 87 и 56 процентов. Успешная ориентация в структуре публицистических текстов послужит хорошим подспорьем на этапе итоговой аттестации при написании изложения и сочинения.

Ещё более существенные различия обнару­живаются при сопоставлении результатов задания, требовавшего раскрыть содержание понятия «творческая индивидуальность поэта». В экспериментальной группе адекват­ную формулировку дали 76 процентов уча­щихся, а контрольной — 24 процента (а 33 процента не дали никакой более или менее внятной формулировки вообще).

Выводом проведенного эксперимента считаю твердую убежденность в том, что самостоятельному анализу текстов различных типов, стилей и направлений необходимо учить не в 9 классе, а гораздо раньше, желательно уже в младшей школе. На пути постижения секретов самостоятельного анализа следует придерживаться системы мероприятий, предусматривающих как постановку первичной цели анализа речевого продукта, так и ее реализацию через подходящие языковые формы. При этом рассматривать текст необходимо как систему выстроенных в определенной логической последовательности микротем. Через анализ текста становится возможным определение признаков авторского стиля писателя, поэта и разгадка тайны мастерства полюбившегося автора.

Использованная литература:

  1. И.Н.Золотарева. Основы самостоятельного анализа текста //Русский язык и литература: Вып. 4 - М, 1990

  2. Е. Тагер. О Мандельштаме // Наше наследие: Вып.6 –М.,1988