Главная страница

Опубликовано: Татьяна Кундель 27. 01. 2012


Скачать 42.79 Kb.
Название Опубликовано: Татьяна Кундель 27. 01. 2012
Дата 11.02.2016
Размер 42.79 Kb.
Тип Документы

Компьютерные презентации в работе учителя-логопеда

Опубликовано: Татьяна Кундель 27.01.2012 | 0 комментариев


В последние годы в системе образования происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания учащихся. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютерных. Это позволяет, с одной стороны - повысить эффективность образовательного процесса, с другой – в большей степени применять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания.
Новые информационные технологии без всякого сомнения можно применять и к детям с нарушениями речевого развития.
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций. Они позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и родителей.
В использовании мультимедийных презентаций можно выделить такие преимущества, как:
- информационная емкость,

- компактность,

- доступность,

- наглядность,

- эмоциональная привлекательность,

- мобильность,

- многофункциональность.
Презентационные материалы могут применяться учителем – логопедом для развития речевого дыхания с использованием звуковых волн различного цвета, автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи, нормализации просодических характеристик речи, дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв, развития фонематического восприятия, развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза, усвоения лексических тем, развития навыков словообразования и словоизменения, развития связной речи и познавательных способностей и т.д.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Гармоничное сочетание традиционных средств обучения с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

Конспект логопедического занятия

Тема: «Приставка. Нахождение приставок во фразеологизмах»
Цель: обогащение лексики приставочными фразеологизмами, формирование навыка образования слов посредством приставок.
Задачи:
- расширение и уточнение словарного запаса,

- упражнять в нахождении приставок в словах,

- закреплять знания о приставках,

- активизировать словарь фразеологическими оборотами,

- развивать логическое мышление,

- воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: ИКТ средства.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Составить слова.
1 2 3 4 5 6 7 8 9

В А Ш З О Г И У Л
8 3 7, 6 9 2 4 2, 6 5 9 5 1 2.

(уши, глаза, голова)
2. Активизация лексики.
Составьте со словами уши, глаза, голова фразеологизмы, добавив глаголы развесить, хлопать, вскружить.
Развесить уши.

Вскружить голову.

Хлопать глазами.
Что такое фразеологизмы?
Объяснить значение данных фразеологизмов (всему верить, быть невнимательным, вызвать чувство симпатии).
3. Знакомство с темой урока.
Выделите глаголы из фразеологизмов и поместите в соответствующий столбик.
Повесить похлопать закружить

Вывесить захлопать покружить

Свесить выхлопать кружить
Как назовем слова каждого столбика? Выделите корни.
Как называется часть слова перед корнем? Выделите эту часть.
Вспомните определение приставки.
Приставка – это … слова, которая стоит … корня, служит для … … слов.
4. Закрепление знаний о приставках на материале фразеологизмов.
а) Выпиши фразеологизмы с приставками, выдели приставки.
Руки опускаются, золотые руки, рукой подать, ударить по рукам, протянуть руку помощи, поднять руку, держать себя в руках.
Как вы понимаете эти выражения? Какое выражение можно использовать и в прямом и в переносном значении? (поднять руку)
Физкультурная пауза.
1) Её вешают, кружат, дают на отсечение, забивают чем-либо. (голова)

2) Они открываются, слипаются, бывают на мокром месте, лезут на лоб. (глаза)

3) К ним всё плывёт, из них валится, ими ударяют, их нагревают. (руки)

4) На них встают, с них валятся, их не чуют. (ноги)
б) Замени выделенные слова в тексте на фразеологизмы.
«С вечера Вася и Коля договорились о походе в зоопарк. Вася проснулся очень рано, поел быстро и стал ждать Колю. Тот должен был прийти в скором времени, но задерживался. Долгое время прождал Вася своего друга. Наконец дождался.»
Фразеологизмы: с минуты на минуту, битый час, на скорую руку, ни свет ни заря.
Прочитайте получившийся текст. Как он изменился? Почему стал более ярким, выразительным?
в) Вставьте приставки во фразеологизмы.
-руби на носу, -куси язык, -сучив рукава, -пались на удочку, пальчики

-лижешь, -терять голову, собаку –ъесть, -пустить мимо ушей.
С одним из фразеологизмов составьте предложение.
г) Какие фразеологизмы напоминают вам эти рисунки? Запишите их, выделите приставки.
Пробежала чёрная кошка, медведь на ухо наступил, вставлять палки в колеса, развесить уши, наломать дров, сорваться с цепи.
5. Итог урока.
Тест.
1.Что такое приставка?
А) слово Б) часть слова
2. Приставка стоит…
А) перед корнем Б) после корня
3. Фразеологизмы — это…
А) набор слов Б) устойчивые словосочетания
4. Фразеологизмы делают нашу речь…
А) яркой, выразительной Б) сложной для понимания
5. Все фразеологизмы имеют переносное значение.
А) да Б) нет.