Главная страница

Опыт работы Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей создания вещей


Скачать 0.88 Mb.
Название Опыт работы Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей создания вещей
страница 4/4
Дата 10.03.2016
Размер 0.88 Mb.
Тип Реферат
1   2   3   4

Консультация для родителей

«Развиваем познавательные способности ребенка»

В последнее время в системе образования уделяется большое внимание развитию познавательных способностей дошкольников. Оттого, насколько будут развиты у ребенка познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и становление его личности в целом. Ребенку важно не только освоение навыков счета, письма, чтения, но и умение анализировать, сравнивать, решать поставленную проблему, преобразовывать предметы.

Под познавательными способностями подразумеваются такие качества и свойства личности, от которых зависит успешное овладение любым видом деятельности.

Способности обеспечивают ребенку познание предметов и явлений окружающего мира, они тесно связаны с познавательными процессами и отражаются в познавательных интересах.

Подбирая игры и упражнения для развития познавательных способностей, важно помнить, что ребенка следует заинтересовать. Для этой цели, хорошо подойдут сюрпризные моменты (черный ящик с предметом для исследования внутри, который нужно отгадать; схема комнаты, где спрятаны сокровища пиратов и их нужно отыскать; необычная вещь, которой нужно найти применение; присланное письмо с просьбой помочь сказочному герою). Если ваш малыш сам проявляет инициативу, задает вопросы, интересуется новым, похвалите его, скажите, что он очень внимательный, любопытный, что он подрос, и поэтому может стать настоящим исследователем.

Активизировать познавательную деятельность помогут нестандартные задания. Они вызывают у детей желание включиться в активный поиск решения проблемы. Например, назвать как можно больше различных способов использования хорошо известного детям предмета (книги, свечи).

Используйте вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия: «Что общего у всех предметов?» «А как вы думаете, чем они отличаются?», «Что можно сделать из бумаги (железа)».

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане: «Что произойдёт, если оживут все предметы?», «Что могла сказать машина, если бы ожила?» «Может ли трамвай плыть по воде?» Предлагает подумать, как изменились бы жизнь людей, если бы пропали машины? Пропало электричество? Подумайте с ребенком, как можно использовать испорченный предмет. Например, чайник с отломанным носиком можно использовать как вазу для цветов или для хранения клубков.

Развивающие игры помогают детям развивать психические процессы, так необходимые для развития познавательной деятельности ребенка. Используйте игры на развитие памяти, внимания, мышления:

  • «Какого предмета не хватает»

(Поставить перед ребенком на 1 минуту 5-6 предметов, затем попросить ребенка отвернуться и убрать один предмет. Вопрос к ребенку: «Какого предмета не хватает?»

  • «Внимание»

(На несколько секунд покажите какую-нибудь фигуру, четкий контур или условный знак, а потом спрячьте. Ребенок должен нарисовать его).

  • «Угадай, какой предмет загадан»

(Ребенок должен описать предмет и его характерные особенности, не называя его).

«Знаешь ли ты, для чего нужен предмет?», «Кому что нужно для работы» (кастрюля, мясорубка, шумовка – повару; сумка, газеты, письма – почтальону)

  • «Назови пару»

(Ребенок должен назвать предмет - прародитель современного представителя. Например, пылесос - веник, электрочайник - самовар и т.д.).

  • «Найди пару»

(Найди предмет с тем же способом действия или с тем же назначением: счеты - калькулятор)

Лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками - направленные на формирование умения планировать последовательность действий, будут интересны вам и ребенку.

Предложенные рекомендации, при систематическом их использовании, помогут вашим детям в развитии познавательных способностей и подготовке к школе.

Желаем успехов!
Консультация «Ребенок и компьютер» занимательная информатика

Современную жизнь невозможно представить без компьютера. Редко сейчас можно встретить дошкольника, неумеющего им пользоваться. И у многих взрослых возникает вопрос: компьютер – это хорошо или плохо?

В научных трудах ученых говорится о благоприятном влиянии компьютера на развитие некоторых способностей ребенка: интеллектуальных, нравственных и эстетических (Л.А. Вегнер и С В. Гурьев и др). Психологи указывают, что в дошкольном возрасте компьютер благотворно влияет на формирование внимания, логического и абстрактного мышления, умения быстро переключать свое внимание с одного действия на другое. С помощью познавательных компьютерных игр можно научить ребенка читать и писать, получать информацию.

Однако существуют и вредные факторы при работе с компьютером:

-При длительной работе за компьютером могут возникать: головная боль, зрительное переутомление, которое ведет к устойчивому снижению остроты зрения.

- Когда человек сидит у монитора, он вынужден принимать определенную позу, которая может затруднять дыхание (выставленные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке).

- При работе с мышью, клавиатурой, ребенок не меняет положение руки до конца работы. Это вызывает следующие нарушения: развитие остеохондроза, заболевания суставов кистей рук.
- Наличие излучения от монитора. Современные жидко-кристаллические мониторы практически не излучают радиации (гамма-лучи и нейроны). Но потенциал, который создается между лицом человека и экраном монитора, разгоняет частички пыли до огромных скоростей и человек вынужден это вдыхать.

- Психическая нагрузка. Если ребенок, сидя за компьютером, становится излишне эмоционален: кричит, хохочет, забирается с ногами на стул, - это значит, что он устал.
- Иногда случается, что компьютер начинает заменять ребенку общение с окружающими реальными людьми, он все больше времени проводит за монитором, в Интернете, что может привести к компьютерной зависимости.

Чтобы уберечь своего ребенка от пагубных влияний компьютера, следует соблюдать правила: Время работы ребенка на компьютере 15 минут – для детей 6 лет, 3-4 раза в неделю. Монитор должен находиться на уровне глаз ребенка. После игры за компьютером, полезно провести с ребенком зрительную гимнастику и комплекс физических упражнений для снятия общего утомления. Пользуйтесь системой фильтров kid-safe для блокировки недетских сайтов в Интернете.

Направляйте интерес ребенка к компьютеру в полезное русло, и вы откроете ему мир больших возможностей.

Широко распространено мнение о вредоносности электромагнитного излучения от компьютера. Но пока ученые не располагают достаточными данными на этот счет. Однако они не исключают, что такой эффект может быть. Именно поэтому детям и беременным женщинам советуют как можно меньше пользоваться компьютерами и мобильными телефонами.
Гимнастика для глаз

Упражнение 1

Не поворачивая головы посмотреть медленно вправо, затем прямо, медленно повернуть глаза влево и снова прямо. Аналогично вверх и вниз. Повторить 2 раза подряд.

Упражнение 2

Стоя у окна, выставить руку вперед с поднятым указательным пальцем. Внимательно посмотреть на кончик пальца, после этого перевести зрение вдаль. Через 5 секунд снова вернуть зрение на кончик пальца и так 5 раз подряд.

Упражнение 3

Делать круговые движения глазами по часовой стрелке и против нее, не поворачивая головы. По 5 раз.

Упражнение 4

"Выписывание" глазами горизонтально лежащих восьмерок по часовой стрелке и против нее. По 5 раз в каждую сторону.

Упражнение 5

Стоя у окна, закрыть глаза, не напрягая мышц, затем широко открыть глаза и посмотреть вдаль, снова закрыть и т.д. 5 раз подряд.

Уважаемые родители! Помните, что работа ребенка за компьютером должна проходить всегда только под строгим контролем со стороны взрослых.

занимательная информатика

Выступление на районном практическом семинаре
«Познавательно - исследовательская деятельность в старшем дошкольном возрасте».

В старшем дошкольном возрасте познавательно - исследовательская деятельность детей усложняется. Работа педагога направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Содержание деятельности изменяется от познания окружающих ребенка вещей к вещам более отвлеченным, не входящим в его непосредственный опыт. В старшем возрасте действия ребенка все более определяются внутренними целями, замыслами (слайд 2).

Материал по познавательно - исследовательской деятельности должен предоставлять ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя.

Дети могут ежедневно сделать свой выбор и организовать свою познавательную деятельность в центре познания, который расположен вблизи окна, имеет свободный доступ к оборудованию. Материал систематически пополняется, меняется в зависимости от изучаемого свойства (слайд 3)

В центре живет мудрая сова. Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует побуждению интереса к экспериментированию (слайд 4).

К объектам для исследования в реальном действии относится широкий диапазон материалов, от специально разработанных для развития ребенка до естественных природных объектов.

Это, прежде всего, оборудование для исследования свойств воды и песка: емкости разной вместимости: мелкие стаканы, наборы прозрачных сосудов разных форм и объемов), груши, палочки, воронки, пипетки, водяные мельницы, формочки для льда, пищевые и непищевые красители, сито, ложки, лопатки, ёмкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения (слайд 5,6).

Материал для изучения свойств воздуха (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки для опытов с воздушным потоком, воздушный змей, флюгер (слайд 7).

Для изучения свойств магнита (разные магниты, металлические и неметаллические предметы) (слайд8).

Для изучения свойств света, цвета и звука-зеркала, изготовленный с детьми телефон.

Наборы для моделирования тех или иных природных явлений (магнит, преломляющая призма, светофильтры и др.), позволяющие установить причинно- следственные связи, варьировать условия достижения того или иного эффекта (слайд 9).

Для развития поисково - познавательной деятельности, и знакомства со свойствами материалов, в центре располагаются образцы, из которых делают предметы (ткани, металл, пластмасса, дерево, бумага, стекло) (слайд10).

Предлагаются доступные для ребенка инструменты и приборы (Микроскоп, компас, лупа, весы, термометр), простые механизмы (система шестеренок, рычагов), действия с которыми стимулируют ребенка к открытию новых свойств окружающих предметов, установлению причинно - следственных связей между вещами и событиями (слайд 11).
Игровые компьютеры, электронные и механические игрушки приближают к современной науке и технике, расширяют технический кругозор (слайд12)
Для детей старшего дошкольного возраста необходимы материалы разных типов. При этом объекты для исследования в действии должны включать в себя широкий спектр природных объектов (коллекции камней, ракушек, плодов растений) (слайд 13).

Для знакомства детей с почвой имеются образцы глины, песка, чернозёма.

Образно - символический материал отражает многообразие природного и рукотворного мира. Он предоставляет возможность исследования и выделения существенных признаков предметов и явлений окружающего мира, поиска их места в системе связанных с ними предметов и явлений. Это картинки для иерархической классификации предметов (установления родовидовых отношений): виды животных, транспорта, профессий) (слайд 14).

Серии картинок для выстраивания временных рядов: раньше - сейчас (история транспорта, жилища, одежды, электроприборов) (слайд 15).

Для знакомства детей с предшественниками предметов и вхождение в атмосферу прошлого, в группе создан мини - музей «Бабушкин сундучок»; изготовлен макет крестьянской избы с утварью того времени (слайд 16,17 ).

Старших дошкольников мы знакомим с движением тел и его основными компонентами, шарообразностью Земли, суточными и сезонными изменениями, с массой тел при помощи весов, с агрегатными изменениями вещества и пр. Поэтому, в центре представлены наглядно-графические модели пространства (глобус, географические карты, иллюстрированные планы местности, календари природы) (слайд 18)

Общепринятые системы условных графических обозначений (наборы карточек с изображением дорожных знаков, погодных явлений) (слайд19).

Здесь же находятся дневники наблюдений, алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта (слайд 20-22).

Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение иллюстрированных изданий познавательного характера (атласов, энциклопедий, книг о мире животных и растений, книг об истории рукотворных предметов), расширяют образный мир ребенка и формируют у детей умение самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию (слайд 23).

Подобранный материал по познавательно - исследовательской деятельности позволяет в полной мере решать программные задачи.

Колина Г.Ф. - воспитатель МКДОУ №8 г. Сим

1   2   3   4