Главная страница

Опыт работы по теме: «Развитие моторики у детей с общим недоразвитием речи в условиях лого группы»


Скачать 147.28 Kb.
Название Опыт работы по теме: «Развитие моторики у детей с общим недоразвитием речи в условиях лого группы»
Дата 14.02.2016
Размер 147.28 Kb.
Тип Реферат

Опыт работы

по теме: « Развитие моторики у детей с общим недоразвитием речи в условиях лого.группы »

Логопед МБДОУ № 30

Т.А.Деревщукова.

ст.Воздвиженская:

2012 г.

Содержание
Введение

Глава I. Теоретическая часть.
1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи.

1.2. Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.

1.3. Взаимосвязь речевой и мелкой моторики рук.
Глава II. Практическая часть.


2.1. Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи

по формированию моторики.

Выводы

Библиография

ВВЕДЕНИЕ.

Взаимосвязь головного мозга и мелкой моторики.

Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд учёных называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому если вы хотите, чтобы у вашего ребёнка была хорошо развита речь, то следует тренировать не только органы речи, как таковые, но и мелкую моторику. Если у ребёнка речь развита плохо, то необходимы как занятия с логопедом, так и занятия на развитие двигательных способностей рук.

Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление и воображение. Таким образом, развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой может самостоятельно одеваться, писать и рисовать, вырезать, выполнять бытовые и учебные действия.

Заботиться о своевременном развитии речи малыша необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Заниматься тренировкой пальчиков можно с ребенком уже с 6-7 месячного возраста. Начинать желательно с массажа кистей рук – поглаживать их в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем сгибать и разгибать каждый палец. Всем известные игры “Ладушки”, “Сорока-белобока”, “Коза-рогатая”, “Пальчики” не требуют подробных разъяснений и очень уместны в этот период. Чем старше становится ребенок, тем больше значение мелких движений пальцев рук для формирования его психических процессов. Ученые установили, что уровень психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.

Исследования М. Кольцовой показали, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. С десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук. Малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики,
шарики из пластилина, бусы различного диаметра.

Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговицы, фасоль, горох, бобы. В полуторагодовалом возрасте детям даются более сложные

задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. В этот же период или чуть позже начинается интенсивное развитие речи малышей. Чтобы совершенствовать эти навыки, способствуйте развитию мелкой моторики и тактильных ощущений, используя при этом разнообразные игры.

1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с общим

недоразвитием речи.

Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести до рта, и пачкая стол и свою одежду. В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также шнуровка ботинок. Эти умения обычно специально отрабатываются в коррекционных группах детского сада, с использованием тренажеров на развития мелкой моторики рук.

Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Поливая комнатные растения, они, расплескивают воду или льют ее в слишком больших количествах.

Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.

Недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены свойственные детям с общим недоразвитием речи нарушения произносительной стороны речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят свое отражение и в их речевой деятельности.

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыка письма. Техника письма требует сложной
работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Нарушения общей моторики, артикуляционной, мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.

1.3. Взаимосвязь мелкой и речевой моторики.

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. Мелкая моторика отвечает не только за речь. Она так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

Соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки (биоэнергоплатика) помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, таким образом, создаются предпосылки к развитию координации движений и мелкой моторики, произвольности поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Занятия артикуляционной гимнастикой подобны утренней зарядке: они усиливают кровообращение, укрепляют мышцы лица, развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата; при этом развиваются координация движений и мелкая моторика рук. Известно, что движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации движений и мелкой моторики, произвольности поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности. Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание необходимо уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни.

Таким образом, вариативность использования в логопедической практике

разнообразных методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция
систем соответствия речевых зон может сократить сроки проведения коррекционной работы, а также повысит интерес детей к занятиям.

II Глава. Практическая часть.

2.1. Методика проведения диагностики состояния моторной сферы.

Диагностическое обследование в логогруппе дополнительно ведётся по пособию « Психоречевая диагностика детей 3-7 лет». Автор составитель Е.П Кольцова, О.А.Романович. В пособии предложены материалы для исс ледования психоречевого развития дошкольников 3-7 лет с проблемами в развитии: современные методики, диагностики, диагностические карты и таблицы. Цель пособия углубленное обследование психического и речевого развития дошкольника.

При обследование состояния произвольной моторики я включала следующие моменты:

- обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лба, глаз, щек);

- речевой моторики (сила, точность, объем, переключаемость движений губ, языка, щек);

- состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики: статическая и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений;

- обследование тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированности движений, возможности действий с предметами).

После проведенной диагностики составляются характеристики обследования на каждого ребенка.

В результате обследования я выяснила, что дошкольники с ОНР не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. У детей с ОНР отмечается репродуктивный характер деятельности. Замедлен процесс формирования мыслительных операций.

У детей с ОНР оказались не сформированными общая, лицевая, артикуляционная и ручная моторика. Так на основе проведенных опытов и обследований большого количества детей я выявила следующую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика, при этом может быть в норме и даже выше нормы. Результаты обследования я отражаю в диаграммах.
Основной целью моей работы является формирования моторики у детей с общим недоразвитием речи в условиях логруппы.

В связи с этим я выделила следующие задачи:

Создать условия для развития мелкой, артикуляционной, мимической, общей моторики и координации у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Использовать различные методы и приемы, виды игр для формирования моторики в целом, у детей с общим недоразвитием речи.

Для того чтобы коррекционная работа была успешной, мной была создана полноценная предметно - развивающая среда, которая предусматривает наличие пособий, оборудования и инвентаря, способствующих формированию моторики у детей дошкольного возраста.
Для формирования мелкой моторики, в логопедическом кабинете создана особая зона- «Центр моторного и конструктивного развития» где расположены:

~Крупные плоскостные изображения предметов и объектов
для обводки по всем лексическим темам.

~Разрезные картинки и пазлы по изучаемым лексическим
темам.

~Кубики с картинками по изучаемым темам.

~Игра «Составь из частей» для коврографа и магнитной
доски.

~«Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями.

~Деревянные и пластиковые пирамидки разных цветов. Массажные мячики разных цветов и размеров.

~Яркие прищепки и игрушки из них.

~Игрушки-шнуровки.

~Игрушки-застежки.

~Средняя и крупная мозаики.

~Средний и крупный конструкторы типа «Lego» и «Duplo».

~Развивающие игры из ковролина (конструктор «Космос»,
~«Разноцветные овальчики», конструктор «Заборчики» и др.).

~Крупные бусины, косточки от счетов, яркие крышки от
пластиковых бутылок с отверстиями для нанизывания.

~Мяч среднего размера.

~Малые мячи разных цветов.

~Флажки разных цветов.

~Магнитные рыбки и удочки.

~Игрушка «Лицемер».

~Маленькие массажные коврики.

Центр «Учимся конструировать» в групповом помещении

1.Крупная и средняя мозаики.

2.Крупный и средний конструкторы типа «Lego» и «Duplo».

3.Разрезные картинки и пазлы.

4.Различные сборные игрушки и схемы их сборки.

5.Игрушки-трансформеры.

6.Игрушки-шнуровки.

7.Игрушки-застежки.

8.Кубики с картинками.

9.Блоки Дьенеша.
10.Палочки Кюизенера.

11.Развивающие игры из ковролина.

12.«Сложи квадрат».

13.«Сложи узор».

Центр «Учимся строить» в групповом помещении

1.Крупный строительный конструктор.

2.Средний строительный конструктор.

3.Мелкий строительный конструктор.

4.Нетрадиционный строительный материал (контейнеры с
крышками, деревянные плашки и чурочки и т. п.).

5.Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки
людей и животных, дорожные знаки и т. п.).
Очень важной частью коррекционной работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. В своей работе я использую дополнительный материал Н.В. Нищевой.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчает приобретение навыка письма.

Так же я использую пальчиковые игры потешки . Появившись в далёкой древности, они дошли и до наших дней почти без изменений. Потешки знакомят малыша с новыми словами понятиями ,развивают чувство ритма, интонационную выразительность ;формируют первые математические представления: учат считать, усваивать временные и пространственные отношения .

На занятиях ,по развитию речи ,при пересказе русских народных сказок, прошу детей рассказать и показать сказку с помощью удивительных артистов – маленьких пальчиков.

В занятиях использую игры, которые требуют участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

В начале обучения я провожу игры, в которых дети выполняют упражнения с легкими движениями: соединяют одноименные пальцы обеих рук или поочередно соединяют пальцы руки с большим пальцем. Упражнения обязательно сопровождаются чтением стихов. Затем проводятся упражнения,
с помощью которых дети учатся поочередно разжимать пальцы рук из кулака. Это уже более сложные движения.

Для совершенствования тонких движений пальцев рук, с детьми провожу различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку.

Для развития ручного праксиса использую такие упражнения, как, перебирая пальцами, крутить карандаш, бобину с нитками, гладкий брусок; отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации; рисование и штриховка карандашами (полицвет, фломастеры не рекомендуются, так как они пишут, если стержень расположен перпендикулярно листу).

Очевидно, что решение проблемы возможно только при тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ. Поэтому мной был составлен и разработан «План взаимодействия специалистов ДОУ по формированию моторики у детей с общим недоразвитием речи» .

Безусловно, главная роль здесь принадлежит воспитателю, который ежедневно и достаточно продолжительно общается с детьми, знает их склонности, интересы и, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.

В своей работе, по развитию мелкой моторики детей , воспитатели ориентируются на рекомендации, индивидуальные и групповые консультации и задания .

Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствующие вместе с тем повышению внимания и работоспособности детей у нас включаются не только в логопедические занятия, но и в занятия воспитателей. Они проводятся также в часы, отведённые для игр, и во время прогулок.

Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнения включаются в индивидуальные занятия, где ребёнок вначале выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Она включает в себя массаж кистей рук и упражнения. В дальнейшем, в

результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети выполняют их активно.

С музыкальным руководителем ДОУ осуществляется тесная работа на логоритмических паузах, которые он включает в свои занятия согласно лексическим темам недели по программе Н.В.Нищевой.

Так как для формирования речи необходима сформированность и общей моторики, воспитатель также пользуется дополнительным материалом «Развитие общей моторики» Н.В. Нищевой.

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями, потому что первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка).

Успех коррекционного обучения детей с общим речевым недоразвитием во многом определяется участием родителей в комплексе психолого – педагогических мероприятий. Поэтому выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка .

Выводы:
Таким образом, работая над развитием мелкой моторики рук, общей моторики, артикуляционной и лицевой моторики у детей с общим недоразвитием речи, я добилась определённых результатов.

По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, усовершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигли хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказала благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготовила их к рисованию и письму. Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. Дети при обучении графомоторным навыкам продемонстрировали хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создало благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

У детей активизировались психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширился словарный запас, а также развились важнейшие качества человеческой личности: способность сотрудничать в коллективе, быть коммуникабельным, сочувствовать другим, сопереживать и развивать творческие способности ребят, что очень важно в школьной жизни детей.

Дети стали более общительными. Речь стала более мелодичной и эмоциональной, стихи стали рассказывать более выразительно, ритмично.

Список литературы

Аленькина Т.Н., Никитина О.В. Гармонизация движений, эмоций и общения детей с нарушениями речи средствами психогимнастики // Логопед - №5 - 2006. -

Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М., 2006. – 222 с.

Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей – М., 2006. – 319 с.

Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М., 1990. – 182с.

Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. – С. – Пб, 2005. – 456с.

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2003. – 272 с.

Волкова Г.А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики — СПб., 2005.– 144с.

Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. – 1008с.

Н.В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет). – СП « Д.П»