|
Описание модели сопровождения в период адаптации учащихся пятого класса к обучению в средней школе в моу саранинская сош
МОУ Саранинская СОШ
Модель психологического
сопровождения на этапе адаптации пятиклассников к обучению
в средней школе
Автор:
педагог – психолог
Калинина
Екатерина Григорьевна
высшая кв. кат.
Сарана,2007 год
Описание модели сопровождения в период адаптации учащихся пятого класса к обучению в средней школе в МОУ Саранинская СОШ
Адаптация — это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к, дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Адаптированный ребенок— это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде
Цель сопровождения — создание психологических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).
Переход из младшей школы в среднюю- интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклассники. И как правило, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т.д
В период адаптации детей к условиям обучения в среднем звене школы важно создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика, развитие адаптивных способностей к любым новым ситуациям. Интенсивная учебная программа, хроническое утомление от перегрузок нередко вызывают у ребят страх перед школой, учителем. Эти факторы ведут к школьной дезадаптации, которая, в свою очередь, повышает вероятность психосоматических заболеваний. Поэтому профилактика школьной дезадаптации-одна из важнейших задач, объединяющих учителей и школьного психолога.
Для оптимальной организации периода адаптации проводятся коммуникативные тренинги в период адаптации, главная цель которых – оптимизация группогинеза, повышение эмоциональной сплоченности группы, формирование коммуникативных навыков учащихся, а также изменении личностных показателей – снижение тревожности, нейротизма, агрессивности, приспособления и соперничества в конфликтной ситуации.
Задачи:
создание условий для успешной адаптации детей в средней школе( формирование и сплочение классного коллектива, выработка системы единых и последовательных требований; установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями).
повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, обгнию.
адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям пятиклашек.
В се эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, психологов, администрации школы и родителей учащихся. В связи с этим выделяются основные направления работы:
-
Организационная работа( проведение больших и малых педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами).
Психологическая диагностика.
Консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями.
Профилактическая работа.
Коррекционно-развивающая работа
Аналитическая работа.
Ожидаемые результаты
-Сохранение и укрепление психического здоровья пятиклассников.
-Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.
-Улучшение межличностных отношений между сверстниками.
-Повышение уровня мотивации родителей пятиклассников к участию в жизни класса, государственно-общественном управлении школой.
Принципы реализации программы
-Гуманизм
-Демократизм
-Научность
-Индивидуализация и дифференциация
-Систематичность
-Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития
Критерии оценки достижения поставленной цели и задач
-Снижение уровня школьной тревожности у обучающихся пятых классов.
-Снижение числа пятиклассников со школьной дезадаптацией.
-Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.
-Повышение уровня коммуникативности пятиклассников
Уровень школьной адаптации ребенка определяется с помощью теста школьной тревожности (Филипса), анкеты для определения мотивированности к обучению и школьной активности пятиклассников (Н.Г.Лускановой), анкеты «Мой любимый учитель», ранжирования предметов, ранжирования ценностей, опросника «Чувства в школе», анкеты для учителей «Уровень адаптации обучающихся», анкеты для родителей «Адаптация вашего ребенка к условиям обучения в среднем звене школы», наблюдений.
Организационная деятельность.
Ознакомление педагогического коллектива, администрации школы и родителей учащихся с планом работы и с результатами психологических обследований. На семинарах для классных руководителей и учителей предметников, которые будут работать в пятых классах, знакомить с основными задачами и трудностями первичной адаптации, тактикой общения с детьми и с тем, какую помощь им можно оказать.
Семинары по следующим темам: “Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе”, “Возрастные психологические особенности пятиклассников”, “Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале ученого года”, “ Психологические игры и упражнения”.
Педагоги предметники, классные руководители, которые будут работать с учащимися пятых классов посещают уроки в выпускных классах начальной школы знакомятся с программой и системой требований учителей начальной школы. Они соотносят свою программу с программой выпускного класса по определенному учебному предмету, обозначают несовпадения в требованиях программ. Проводят пробные уроки. Составляют план внеурочных педагогических мероприятий для пятиклассников. Наблюдают за детьми. Оказывают помощь детям и их родителям в учебной самоорганизации.
Родителей необходимо знакомить с проблемами “особых” детей (гиперактивных, застенчивых, тревожных) и возможных причинах такого поведения и чем можно помочь ребенку.
Психологическая диагностика.
Первый этап диагностики проводится в выпускном классе начальной школы с целью определения уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене. На данном этапе исследуются уровни умственного развития и наглядно- образного мышления учащихся, их самооценка, свойства нервной системы, уровень школьной мотивации и тревожности, т.е. определяется уровень сформированности всех новообразований для данного возраста.
Второй этап диагностики проводится в начале пятого класса с целью изучения степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации наряду с педагогическими наблюдениями. На этом этапе обследуются уровни школьной тревожности, мотивации, умственного развития учащихся, их самооценки и ведущей репрезентативной системы.
Параллельно идет анкетирование родителей по вопросам физического и психического состояния детей. Полученные результаты диагностики, проведенной и в четвертом и в пятом классах, сравниваются и на их основании осуществляется качественный и количественный анализ, делаются выводы относительно произошедших изменений, даются рекомендации и учителям, и родителям. Например, если у ребенка по результатам обследования высокий уровень тревожности и ему свойственны все признаки тревожности, то его родителям необходимо:
проконсультироваться у психолога, невропатолога.
не предъявлять ребенку завышенных, невыполнимых требований.
скорректировать свои требования с требованиями школы и учителем.
повышать самооценку ребенка, создавать для него ситуации успеха.
-
обучить навыкам аутотренинга, снимать напряжение.
развивать произвольность и умение развивать свое поведение .
Консультативная работа.
Работа с педагогами чаще всего проводится в виде групповых консультаций на семинарах. Тематика семинаров была обозначена в разделе “Организационная работа”. Консультирование родителей, чьи дети могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется индивидуально или на родительских собраниях. Серия родительских собраний посвящена проблемам, которые могут возникнуть у ребят в начале обучения в пятом классе.
Работа с самими детьми – это, прежде всего, помощь в освоении нового стиля общения с взрослыми и сверстниками, регуляции собственного состояния, выработке эффективных приемов организации учебной деятельности. Все это проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме. С этой целью ведется элективный курс по психологии. Первое полугодие по программе Коблик «Первый раз в пятый класс», второе полугодие по программе Хухлаевой «Тропинка к своему Я».
Профилактическая работа .
Осуществляемая психологом, она направлена на оказание поддержки каждому младшему подростку, на эмоциональное принятие новой социальной ситуации и новых учебных требований, выработку навыков учебной самоорганизации детей. Наиболее эффективно и продуктивно проходит в форме тренинговых занятий или цикла развивающих занятий.
Коррекционно-развивающая работа.
Проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые, формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики. Например, работа с детьми по преодолению тревожности осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях: 1)обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью; 2)расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него возможных навыков, умений, знаний; 3)перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации. Одновременно проводится работа с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции. Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности, повышение групповой сплоченности, позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств, гармонизация образа “Я” (позитивная самооценка), повышение уверенности в себе и своих возможностей, формирование у детей позитивного отношения к школе, учителям и одноклассникам.
Аналитическая работа.
Направлена на осмысление проводимой системы психолого- педагогической деятельности по адаптации детей к условиям средней школы, на оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов( как психолога, так и педагогов, работающих с пятиклассниками). Анализ ситуации дает возможность обсудить с учителями, администрацией школы, родителями формы и методы дальнейшей работы и планировать учебно- воспитательный процесс в данных классах.
ПЛАН мероприятий
в период адаптации пятиклассников к условиям обучения
в среднем звене школы.
№
|
Содержание деятельности
|
Сроки
|
Ответственные
|
1
|
Диагностика познавательных процессов, изучение индивидуальных особенностей будущих пятиклассников.
|
Март-апрель
|
Педагог-психолог
Заместитель директора по УВР
|
2
|
Психолого-педагогическое обследование обучающихся 4-х классов с целью определения адаптационного потенциала детей (наблюдение)
|
Март-апрель
|
Педагог-психолог
|
3
|
Анализ анкет, наблюдений, данных психолого-педагогического диагностирования.
|
Апрель-май
|
Педагог-психолог
|
4
|
Консультации для педагогов, работающих в пятых классах, по темам:
-«Готовность ребенка к обучению в средней школе: личностная, социально-психологическая, интеллектуальная»
-«Возрастные особенности детей младшего подросткового возраста»
-«Нарушения в школьной адаптации, трудности в обучении»
|
Май-июнь
|
Заместитель директора по учебно-методической работе
Педагог-психолог
|
5
|
Собрание родителей будущих пятиклассников «Ребенок идет в пятый класс-психологическая готовность родителей»
|
Май
|
Педагог-психолог
Кл. рук -ль
|
6
|
Проведение занятий по программе «Первый раз в пятый класс»
|
Сентябрь-декабрь
|
Педагог-психолог
|
7
|
Проведение праздника «Посвящение в пятиклассники»
|
Октябрь
|
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Учитель
Родители
Педагог-психолог
|
8
|
Собрание родителей пятиклассников «Ваш ребенок - пятиклассник»
|
октябрь
|
Педагог-психолог,
Кл. рук - ль
|
9
|
Психолого-педагогическое обследование обучающихся 5-х классов с целью выявления нарушений школьной адаптации, выявление причин школьной дезадаптации и составление реабилитационных программ.(заполнение протоколов, анализ данных)
|
Ноябрь
|
Педагог-психолог
Заместитель директора по УВР
|
10
|
Проведение коррекционно-развивающего курса «Тропинка к своему Я»
|
Январь-май
|
Педагог-психолог
|
11
|
Консультации и индивидуальные беседы с родителями 5-в, испытывающих трудности в адаптации к школе.
|
Декабрь-март
|
Педагог-психолог
|
12
|
Психолого-педагогическое обследование обучающихся 5-х классов с целью определения уровня адаптации к школе
|
Апрель
|
Педагог-психолог
|
|
|
|