Главная страница

Однородные и неоднородные определения


Скачать 62.64 Kb.
НазваниеОднородные и неоднородные определения
Дата05.04.2016
Размер62.64 Kb.
ТипУрок

8. Тема: Однородные и неоднородные определения.

Цель: введение понятия об однородности и неоднородности определений;

Задачи: -формирование умения различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их;

-закрепление умения ставить запятые в предложениях с однородными членами;

-проверка понимания и степени усвоения материала по теме.

-развитие мыслительной деятельности учащихся;

-совершенствование речевой культуры обучающихся.

Обеспечение: Мультимедийный проектор, экран; презентация (Приложение); раздаточный материал.
Ход урока
1.Оргмомент (приветствие)

2.Мобилизующий этап:

Сл.1.Работа с текстом
Идет сильный, редкий дождь. По улице медленно шагает человек. Прохожий спрашивает его:

– Почему вы так медленно идете под дождём?

– […] – отвечает он. -[…]?
Справка: Впереди такой же сильный дождь.

А зачем спешить?
Учитель: Перед вами упражнение в виде необычным образом написанной  шутки и справка к ней. Сформулируйте задание к этому упражнению.
Ответ учеников: Используя предложения из  справки, нужно восстановить текст шутки.
Учащиеся совместно с учителем выполняют задание.
3. Определение темы и цели урока:


Учитель: Найдите в шутке предложение с однородными членами. Скажите, какую синтаксическую функцию они выполняют в этом предложении.
Ответ учеников: Это однородные определения.
Учитель: Наряду с однородными определениями, в русском языке существует неоднородные определения. Значит, о чём мы будем говорить на уроке?
Ученик: Об однородных и неоднородных определениях.
Высвечивается слайд № 2 (тема урока).


Учитель: Чем мы будем заниматься на уроке? Какова цель урока? Попробуйте её сформулировать.

Высвечивается слайд № 4 (цель урока)
Ответ учеников: понятие об однородности и неоднородности определений.
Учитель: Может быть, вы мне поможете сформулировать задачи урока?

Ответ учеников: Научиться различать  предложения с однородными и неоднородными определениями; уметь использовать в речи конструкции с однородными и неоднородными определениями.
4. Актуализация знаний:
Работа с предложениями:

Слайд № 5

Найдите однородные члены предложения, расставьте знаки препинания:

1.В стихах слово приобретает свою первоначальную свежесть, силу, музыкальность.

2.Картины художника В. Перова проникнуты скорбными раздумьями о тяжкой, безотрадной жизни простых людей.

3. О. Кипренский писал картины свежо, широко, законченно.
Ответить на вопросы:

–Какие второстепенные члены предложения вы знаете? (опр., доп., обст.)
–Какой член предложения называется определением? (отвечающий на вопросы какой? Чей? Который?)

– Что мы называем однородным членом предложения? (однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и являются одним и тем же членом)

– В каком отношении друг к другу находятся однородные члены предложения и как они соединяются между собой? (соединены между собой сочинительной связью (сочинительным союзом или перечислительной интонацией)
5.Изучение нового материала:
1)Работа с предложениями: (учитель пишет на доске, воспитанники на местах)

Чёрные, белые, синие остановились машины на линии.

Царственный дубовый лес подступал к самым окнам.

-Найдите и подчеркните определения.

-Почему в первом предложении между определениями стоят запятые, а во втором нет? (потому что в первом предложении определения однородные, они относятся к одному и тому же слову, характеризуют предмет с одной стороны (здесь цвет), все прилагательные являются качественными, определения произносятся перечислительной интонацией (вполне можно подставить союз И); а во втором предложении определения неоднородные, характеризуют предмет с разных сторон, к тому же одно прилагательное является качественным, а другое относительным).

-Подробнее рассмотрим второе предложение.
-Учитель: Скажите, какое определение относится непосредственно к определяемому слову лес: ближайшее или дальнее?
Ответ учеников: Ближайшее определение (дубовый) относится к определяемому слову (лес).
Учитель: К чему относится другое определение (царственный)?

Ответ учеников: Другое определение относится к словосочетанию первого определения с существительным.
Учитель: Произносятся ли эти определения с интонацией перечисления и допускается ли между ними вставка союза И.
Ответ учеников: Эти определения не произносятся с интонацией перечисления и между ними не допускается вставки  союза И.

Учитель: Это и есть неоднородные определения.
2) Давайте рассмотрим другие примеры (обратимся к слайдам – 5-6-7-8)






3)Выполнение упражнений по учебнику:

Упр.243 – письменно – комментировано вместе

Упр. 244 – устно
4) работа с карточками (дублирование на слайде 11 ответ на сл. 12)

Мы взяли с собой резиновую _ надувную лодку _ и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу.

Официант поставил на стол холодные _горячие закуски _ а также главное блюдо – фаршированную сёмгу.

Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий _могучий_грозный шум толпы.

Я бросил в волчицу тяжёлым _ свинцовым грузилом.

Отсюда был виден большой_ запущенный сад.

(Ответы:

Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу.

Официант поставил на стол холодные, горячие закуски, а также главное блюдо – фаршированную сёмгу.

Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий, могучий, грозный шум толпы.

Я бросил в волчицу тяжёлым свинцовым грузилом.

Отсюда был виден большой запущенный сад.)
6.Итог урока:

Учитель: Расскажите, чем отличаются однородные определения от неоднородных определений.

7.Рефлексия

Учитель: Оцените свои знания по теме и свою деятельность на уроке.

-Как вам работалось? Легко? Интересно?

-Кто испытывал затруднения?
8.Оценка

9.Домашнее задание:

1. § 42,упр.245

2. Творческое задание: вы живете в городе или сельской местности? А может быть, зимой в городе, а летом – в селе? Согласны ли вы с тем, что «городской житель редко встречается с землей?» Напишите небольшое сочинение-рассуждение, употребив как можно больше однородных  и неоднородных определений.
Я благодарю всех за работу на уроке. Урок окончен. До свидания.

Мы взяли с собой резиновую _ надувную лодку _ и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу.

Официант поставил на стол холодные _горячие закуски _ а также главное блюдо – фаршированную сёмгу.

Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий _могучий_грозный шум толпы.

Я бросил в волчицу тяжёлым _ свинцовым грузилом.

Отсюда был виден большой_ запущенный сад.


Мы взяли с собой резиновую _ надувную лодку _ и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу.

Официант поставил на стол холодные _горячие закуски _ а также главное блюдо – фаршированную сёмгу.

Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий _могучий_грозный шум толпы.

Я бросил в волчицу тяжёлым _ свинцовым грузилом.

Отсюда был виден большой_ запущенный сад.


Мы взяли с собой резиновую _ надувную лодку _ и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу.

Официант поставил на стол холодные _горячие закуски _ а также главное блюдо – фаршированную сёмгу.

Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий _могучий_грозный шум толпы.

Я бросил в волчицу тяжёлым _ свинцовым грузилом.

Отсюда был виден большой_ запущенный сад.


Мы взяли с собой резиновую _ надувную лодку _ и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу.

Официант поставил на стол холодные _горячие закуски _ а также главное блюдо – фаршированную сёмгу.

Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий _могучий_грозный шум толпы.

Я бросил в волчицу тяжёлым _ свинцовым грузилом.

Отсюда был виден большой_ запущенный сад.