Главная страница

Образовательный проект «Руки не для скуки» Русские народные куклы


Скачать 125.92 Kb.
Название Образовательный проект «Руки не для скуки» Русские народные куклы
Дата 13.03.2016
Размер 125.92 Kb.
Тип Документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад общеразвивающего вида №1 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию воспитанников»


образовательный проект

«Руки не для скуки»

Русские народные куклы

берегини.. . обсуждение на liveinternet - российский сервис онлайн-дневников
«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»

(народная мудрость)

Разработала

воспитатель МАДОУ детский сад 1

Рындина Лариса Викторовна
Красноуфимск

2016г

«Только тот, кто любит, ценит

и уважает накопленное и сохранённое

предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом»

Сергей Михалков

Аннотация

Кукла — первая из игрушек известная с древности. Сначала люди создавали скульптуры богов, потом лепили из глины фигурки людей и животных, чтобы разыграть сцены охоты. Куклы не раз спасали человеку жизнь, заменив его в обрядах жертвоприношения. Наверное, это и были одни из самых первых кукол. Куклам, как будто, не придавали особого значения, но теперь, по прошествии времени, выясняется, что без кукол не обходился, ни один праздник.

Кукла сопровождала человека с рождения до самой смерти.

На изготовление шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из травы, из веток деревьев.

От древнего Египта до нас дошли куклы из дерева и ткани, из Китая из глины, в Афинах были распространены деревянные куклы. На территории России было много тряпичных кукол.

Дома в русских семьях кукол насчитывалось и хранилось десятками.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому куколки довольно часто носились как талисман.

Народная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая.

Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями, что называется с «душой», и, конечно в единственном экземпляре. В дело шли подручные материалы (кусочки ткани, нитки, солома, мочало, трава, ветки и др.). Изготовляли их без ножниц, иголок.

То , что кукла была «безликой», позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать её настроение и характер. Через игры с куклой дети знакомились с традициями, обычаями, жизненными ситуациями, познавали мир природы и общества.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Люди замечали, что , если дети много и усердно играют в куклы, то в семье быть прибыли, а если же небрежно обращаются со своими игрушками, в дом обязательно придет беда. В народе по тому, как ребенок относится к куклам в играх, определялось его будущее.
Вид проекта: творческо-информационный

Сроки реализации проекта: (декабрь, январь 2016 год)

Участники проекта:

- дети старшего дошкольного возраста для детей от 5 до 7 лет;

-педагоги;

-родители (законные представители) воспитанников

Проект направлен на привлечение дошкольников к изучению русской культуры.

Цель:

Пробудить интерес детей к русской традиционной русской народной кукле. Сделать куклу оберег для своей семьи, сохраняя при этом традиции изготовления русских тряпичных кукол; знакомство дошкольников с образом народной куклы; воспитание любви к народной культуре, национальным традициям.
Задачи:

1. Познакомить с историей возникновения русских тряпичных кукол-оберегов, их многообразием, изготовлением и наделением определенных качеств у каждой.

2. Обучить технике изготовления традиционной куклы и изготовить её с наделением своих качеств.

3. Проявить фантазию и творчество при изготовлении куклы, сохраняя традиции изготовления русских тряпичных кукол.

4. Воспитание чувства патриотизма, уважения к народным традициям,

5. Развитие монологической связной речи детей,

6. Развитие мелкой моторики.
Актуальность

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить.Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Предшествующая работа

- Поисковая работа по изучению видов русской народной куклы,

- изучение традиций изготовления русской народной куклы,

- Выбор кукол для изготовления,

- Подбор материалов для изготовления кукол.
Фомы и методы реализации проекта

- подбор наглядного материала;

- создание дидактических игр;

- выставки произведений декоративно - прикладного искусства;

- книжные выставки;

- внесение материала для самостоятельной творческой деятельности;

- посещение музея экскурсии

- тематические праздники и развлечения

- организация выставок по различным тематикам

- изготовление народных кукол, театров

- информационно - просветительская работа мастер - классы

Обеспечение проектной деятельности:

1. Подбор исторической литературы.

2. Подбор произведений русского народного творчества.

3. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки).

4. Подготовка разного вида бросового материала.

5. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.

6. Дидактические игры.

7. Выставки книг, рисунков, поделок.

8. Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Условия реализации проекта:

- Ознакомление дошкольников с народной культурой должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс.

- Создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышению интереса к окружающим историческим предметам.

- Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям родного края.

Этапы реализации проекта


  1. Изучение истории возникновения народной куклы

Цель: накопление представлений о народной культуре, быте, традициях русского народа; пополнение окружающей среды; обследование детей на предмет знаний по заданной теме. Для решения поставленной цели проводились сменные выставки предметов декоративно - прикладного искусства; книжные выставки; экскурсии; непосредственно образовательная деятельность. На данном этапе работа с родителями проходила в форме делового сотрудничества, с организацией совместных конкурсов, заданий. Таким образом, на первом этапе мы старались сформировать у детей устойчивый интерес к ознакомлению с историей своего народа, развить эмоциональную отзывчивость, желание знакомиться с народными куклами и их изготавливать

2. Основной

Цель: формировать: устойчивый интерес к народной культуре; умение детей создавать народные куклы используя, различные материалы; подвести к пониманию назначения народных кукол, к истории их создания; развитие воображения и творчества, художественного восприятия в процессе рассматривания куклы; воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Второй этап состоял из цикла мероприятий совместной деятельности воспитателя с детьми, в ходе которых дети знакомились с новыми народными куклами и получали новые знания о народной культуре, истории своего народа. Детям представлена «Умелица» мудрая сказительница, хранительница знаний, умелица на все руки, знакомила с новыми сказки и интересными историями и некоторыми секретами. Она приносила детям игры, различный материал для их самостоятельной деятельности. Изучение технологии изготовления кукол

  1. Ттворческий

Цель: создание условий для активного включения детей в образовательные области музыка, художественное творчество, познание, художественная литература, труд, здоровье, стимулировать творческое использование детьми полученных знаний, умение применять их самостоятельно; создание радостной обстановки способствующей проявлению творческих способностей детей с условием их дальнейшего развития. Разрабатывая перспективный план работы, акцент сделан на, чтобы подвести детей к пониманию значимости народной культуры, жизни народа его традиций, развитию художественного восприятия, чувства прекрасного, и то, что близко и понятно всем детям – кукла

4. Создание пособия по изготовлению народной куклы;

5. Изготовление обереговых и игровых сувенирных кукол

6. Презентация проекта
Примерный план знакомства с народной куклой

- Беседа «Моя любимая игрушка».

Цель: развивать связную речь детей.

- Рисование на тему: «Моя любимая игрушка».

- Беседа «Русская народная игрушка».

Цель: познакомить с историей происхождения, видами народных кукол.

- Беседа «По одежке встречают». Цель: объяснить значение наряда, прически куклы и её статуса в игре.

- Дидактическая игра «Кто ты куколка моя?», «Узнай по описанию».

- Продуктивная деятельность: изготовление куклы «Отдарок - на - подарок».

- Беседа «Русские традиции. Связь русского народа с природой». Цель: расширять представления о значении природы и её явлений для наших предков (представление игрушек — зверей и птиц, изготовленных старинным способом).

- Продуктивная деятельность: изготовление игрушки «птичка»

Ожидаемые результатами:

  1. Приобщение к миру общечеловеческих ценностей детей и их родителей,

создание предметов для мини - музея руками детей и их родителей,

формирование правильных форм взаимодействия дошкольников с окружающим миром.

2. У детей повысится интерес к истории своего народа, пополнится и закрепятся накопленные знания, что в свою очередь отразится на эмоциональном состоянии детей и результатах их повседневной продуктивной деятельности.

3. Узнают историю куклы-оберега, для чего люди изготавливали такие игрушки, какую роль они играли в жизни наших предков.

4. Научатся изготавливать куклы-обереги своими руками


Информация об истории куклы

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы-обереги, игровые, обрядовые.

Куклы – обереги.

Кукла защищала от болезней, несчастий и всяких злых духов. Она как бы заменяла человека, отвлекала на себя злые силы и тем самым берегла своего хозяина. Так её и звали—оберег или берегиня. Делали их из природных материалов, которые приносили из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов.

Кукольные платья украшали не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен присутствовать красный цвет—цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор», обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольные платья, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки - знаки солнца; женские фигурки и оленей—символы плодородия и др.

Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. В подарок на именины дарили куклу «Ангелочка». Пеленашка оберегала ребенка до крещения. Не только детские куколки были оберегами, кукла «Домовой» — берегиня домашнего очага. И до сих пор люди стараются приобрести её. Кукла «Пугало» — оберегает огородные посевы от птиц и скота.

Куклы- обереги: Пеленашка, Берестушка, Ангелочек, Бессоница и др.

Обрядовые куклы.

Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла «Плодородие», то будет достаток и хороший урожай. Так же были обрядовые куклы: «Покосница», «Десятиручка», «Купавка» и др. Куклу «Масленница» используем и сейчас при праздновании масленицы.

Были и лечебные куклы, их изготавливали из лечебных трав. («Козьма и Демьян») Они приносили благо и здоровье в дом.

Игровые куклы.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

К игровым куклам относятся куклы закрутки, «кукла-полено», малышок-голышок, «девка-баба» и др.

В семье, когда ребенок подрастал, мама делала ему маленькую куколку «зайчика». Надевала на пальчик, чтоб в ладошку спрятался. И с этих пор у ребенка появлялся настоящий дружок, с которым можно поиграть и доверить ему самое сокровенное.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике, но эти игрушки не несут тепла души их создателей.

Поэтому я считаю, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами.

Бумажные куклы рвутся, фарфоровые могут разбиться, деревянные треснуть, поэтому играть с ними нужно осторожно.

А вот тряпичную куклу можно сделать без иглы и ножниц. Ткань можно не резать, а рвать. Куклу из растительных материалов можно изготовить, гуляя с ребенком на улице. Настроение кукле можно придумать то, какое хочет в этот момент ребенок, т.к. кукла «безлика».

Знакомство в группе начали с куклы «пеленашки» (примерный план знакомства представлен ниже). Создавая куклу, дети не просто повторяли и копировали то, с чем их знакомила, но и вносили свое — выбирали способы оформления куклы, ткань для создания наряда, украшения. Теперь у нас в группе есть целая семья кукол. Они заняли своё место в театре. Дети с удовольствием берут их в сюжетно-ролевую игру «семья».

Также мы учились делать кукол из природных материалов. Помогала ребятам связать веточки, а потом они сами делали своим куклам наряды.

Дети испытывали чувство радости от игрового общения с куклой, легко вступали в диалогическое общение друг с другом.

Куклы, сделанные своими руками, можно использовать в сюжетно-ролевых играх, на праздниках «Масленница», «Рождество», в театрализованных сценках.

В кукол играют почти все дети. Это очень занимательное и увлекательное занятие, ведь в игре можно стать взрослым. Интереснее играть вдвоем, втроем ( можно и больше). Главное— придумать занимательный сюжет.

Играя в куклы, дети становятся добрее, учатся договариваться между собой, находить общие решения.

Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, также побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение, представлять её в разных игровых ситуациях. Многообразие материалов, используемых при изготовлении, способствует развитию креативности ребенка.

На народную игрушку не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
1) Работая над проектом, мы узнали много новой для нас информации: что такое куклы-обереги, какие они бывают, и какую роль играли куклы- обереги в жизни наших предков. 2) Мы научились изготавливать куклы-обереги своими руками. Всю работу мы выполняли дружно в паре: помогали друг другу; вместе исправляли ошибки, если такие были; за советом обращались к учителю.

3) На презентации проекта мы рассказали нашим гостям добытую нами информацию об истории кукол-оберегов, провели для ребят из детского сада мастер-класс по изготовлению куклы-оберега из ниток, этому нас научила наша учительница (в планах проекта этого не было)

4) Нам очень понравилось работать над проектом, поэтому мы решили на этом не останавливаться и сделали ко Дню семьи ещѐ один оберег – Домовѐнка (в планах проекта этого не было). Домовой – в славянской мифологии: дух, хранитель дома в виде небольшого старика с лицом, заросшим белыми волосами (по С.И.Ожегову).

5) Мы остались довольны результатом своей работы над проектом. У нас всѐ получилось, даже больше, чем планировали.
Вывод:

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, именно на нас педагогов дошкольников ложится важнейшая задача приобщения детей к ценностям народной культуры.