Главная страница

Образовательная программа дополнительного образования по экологии «Как прекрасен этот мир» «Дети гости настоящего и хозяева будущего»


Скачать 1.62 Mb.
Название Образовательная программа дополнительного образования по экологии «Как прекрасен этот мир» «Дети гости настоящего и хозяева будущего»
страница 1/9
Дата 14.03.2016
Размер 1.62 Mb.
Тип Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Департамент образования города Москвы

Юго-Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение д/c № 2463

___________________________________________________________________________

Образовательная программа дополнительного образования по экологии

« Как прекрасен этот мир»

«Дети – гости настоящего и хозяева будущего»

Программа рассчитана на детей среднего, старшего

и подготовительного возраста.

Срок реализации 2012-2017год.

Автор - Кизил М.В.-

педагог – организатор по экологии.

___________________________________________________________________________

117042 г. Москва, ул. Руднева д.12

2012 год

Содержание.

Введение_____________________________________________________________ 3
1.Пояснительная записка_______________________________________________ 4

  1. Направленность дополнительной образовательной программы._________ 4

  2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность______________ 4

  3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы___________ 6

  4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы_____________________________________________________ 8

  5. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы______________________________________ 10

  6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы_______ 10

  7. Формы и режим занятий_________________________________________ 12

  8. Ожидаемые результаты и способы их проверки______________________ 13

Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы_____________________________________________________ 14

2.Учебно - тематический план

Подготовительная группа _____________________________________ 15

Старшая группа _____________________________________________ 22

Средняя группа ______________________________________________ 27

3. Содержание дополнительной образовательной программы_________________ 31
4.Методическое обеспечение.____________________________________________ 36
Литература.___________________________________________________________ 38

Приложение___________________________________________________________ 40

Данная программа разработана на базе авторской программы по экологии Н.А.Рыжовой «Наш дом - природа»


Введение.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при формировании экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (c учётом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру и к себе.



  1. Пояснительная записка.




  1. Направленность дополнительной образовательной программы.



Программа строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми и нацелена на развитие любознательности, как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности; на формирование основ экологической культуры дошкольника; на приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

В переводе с греческого «экология»- это наука о доме («ойкос»- дом, «логос»- наука).

Изначально экология определялась как о взаимоотношениях живых организмов друг с другом (сейчас это направление называется биологической экологией). В нашем столетии экология вышла за рамки биологии, появилась социальная экология (взаимоотношения общества и природы), прикладная экология (или охрана природы). Все эти направления учитываются в содержании экологического образования дошкольников (см. схему).

Человек наиболее продвинут в своём развитии по сравнению с другими формами жизни нашей планеты, и он несёт большую ответственность–люди в ответе за все формы жизни на земле.

Г.А. Ягодин (действительный член РАО, ректор Международного университета) в своём интервью корреспонденту журнала « Обруч » (№2, 1997г.) сказал, что «…экологическое образование – это, прежде всего, раскрытие возможностей человека с тем, чтобы он ощутил, понял себя, сформировал цель своей жизни». Каждому человеку необходимо уже с детства познать законы Природы и вести себя в соответствии с ними, чувствовать себя её частью, осознавать, что когда он вредит природе, то наносит ущерб и себе. «Так что экологическое образование–это образование человека, гражданина Вселенной, который способен безопасно и счастливо жить в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей» (Г.А. Ягодин)


  1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.



Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Природа – наш дом и мы должны научиться жить в нём, не разрушая, не уничтожая.

Экологическое воспитание дошкольников – это познание элементарных взаимосвязей живой и неживой природы и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с окружающим миром.

От экологического состояния окружающей среды зависит качество жизни всех жителей нашей планеты, наше настоящее и будущее. А дети и есть наше будущее!

Практика показывает, что период дошкольного детства очень благодатное время, когда в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать основы экологической культуры, т.е. осознанно – правильное отношение к окружающему миру. В этом возрасте ребёнок уже может понять, что каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть всё необходимое для его жизни, что человек является частью природы, и всё вокруг связано со всем.

Осознанно—правильное отношение рассматривается как совокупность знаний и активных проявлений ребёнка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; эмоционального отклика, радости на любые объекты живой и не живой природы, их красоту. Красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового организма в полноценной среде обитания.

Знания, которые ребенок получает на занятиях экологии – не цель, а только средство для понимания природы и явлений природы.

Экологическое мировоззрение, основанное на понимании, экологический подход – вот что необходимо человеку для выживания на Земле, для исправления ошибок предыдущих поколений. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, почвы - это последствия жизнедеятельности человека, его неграмотного, потребительского отношения к природе.

То, что заложено в детстве, определяет в дальнейшем всю жизнь человека, маленькие дети, как губка, впитывают в себя всё, что идёт от взрослого, от окружающей среды.


Экологический подход

Традиционный подход

  1. Человек – часть природы

  2. Мера вещей – уникальность жизни

  3. Согласование потребностей с экологическими требованиями

  4. Уважение ко всем формам жизни

  1. Мир для человека

  2. Человек – мера вещий

  3. Технократический расчет пользы природы, ее утилитарная ценность

  4. Человек – хозяин, "царь" Природы

Эко - Я

Антропоцентризм


Дети – горожане, чаще всего, знакомятся с объектами природы через иллюстрированные энциклопедии, телевидение, видеофильмы, компьютерные игры. Но ведь природа не где-то там….., она здесь, рядом с нами. На любой прогулке можно увидеть и услышать самую обычную ворону, и шустрых синиц, и нагловатых воробьёв. Нужно только внимательно оглянуться вокруг, рассмотреть землю под ногами, небо над головой, луч солнца, вдохнуть полной грудью воздух, найти своё отражение в капле дождя. Нужно разбудить в ребенке желание и умение видеть красоту, добиваться не механических исполнений правил, а понимания и отношения. Ведь потом может быть поздно, время может быть упущено безвозвратно!

Природа – могучий источник познаний. Изучение совершенной работы её сложных организмов, является ключом к технике, к изобретениям и открытиям. Леонардо да Винчи пытался использовать принцип полёта птицы для построения летательных аппаратов. Законом аэродинамики (начало ей положил Н.Е. Жуковский), подчиняются полеты птиц, бабочек, стрекоз, полеты летающих семян растений.

Идеи приобщения человека к природе, к её познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Я.А.Каменский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. О самоценности природы писал известный педагог Ян Амос Каменский в своей « Великой дидактике ». В этой работе он тонко показал, что человек черпает из природы мудрость, знания – нас учат птицы, растения, животные, небо, солнце, камни.

"Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно,

приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков,

то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и

свидетельства о вещах"

Ян Амос Каменский

Природа целебна, она играет большую роль в оздоровлении. Восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдение природных явлений вызывает чувство радости и дает огромное наслаждение.

Природа играет большую роль в создании ценностей искусства. Её воспеванию и описанию посвящают свои произведения поэты, писатели, художники, музыканты.

Усваивая взаимосвязи, причинно-следственные связи между объектами и явлениями в природе, у ребёнка развивается мышление, память, внимание и другие психические процессы.

Общение с природой, познание её тайн облагораживает детей, делает их более чуткими, служит развитию эстетического чувства, эмпатии, сенсорных процессов. Умение видеть и слышать природу, понимать её законы вызывает у детей интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера, интересов, происходит речевое развитие.

Если пронаблюдать динамику детского отношения к природе, то хорошо видно, как занятия по экологии меняют их отношение к объектам природы.

Часто можно услышать от детей такие высказывания о некоторых представителях живой и неживой природы (червяк, лягушка, змея, крыса; глина, буря, земля…) - «Фу! Гадость, какая!», «Этот червяк такой противный, страшный» или « я их боюсь, не люблю».

А вот как меняется отношение ребёнка в процессе познания природы, её законов и загадок:

« Лужа мне улыбалась! »

« А я с червяком подружилась, он меня попросил его на землю отнести, к деткам…»

« Нас с бабушкой берёза грибами угостила ».

Эти высказывания говорят о том, что дети очеловечивают природу, сближаются с ней. Они уже не пройдут мимо чужого страдания, их души не очерствеют, безразличие не поразит их сердца.

Педагогика гуманизма и свободы – это мудрость и изящный баланс.


3) Цель и задачи дополнительной образовательной программы.
Под экологическим образованием дошкольников мы понимает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование у него экологической культуры, которые проявляются в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в естественном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных нравственных норм, в системе ценностных ориентации.

Для этих целей были разработаны следующие задачи:


  • Формирование элементарных экологических знаний, доступных для понимания дошкольника.

  • Развитие познавательного интереса к миру природы.

  • Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и ребенка поведения.

  • Формирование гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру в целом, развитие чувства симпатии к объектам природы.

  • Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

  • Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций.

  • Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе (рациональное природоиспользование в повседневной жизни).

  • Формирование желания и стремления сохранить природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами).

  • Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.


Поскольку, детский сад в котором реализуется данная программа, является учреждением компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения, важным становится забота о здоровье детей и устранение вторичных дефектов, вызванных нарушениями зрения. Для этого разработаны следующие коррекционные задачи:

Социально – бытовая ориентировка.

  • Накопление знаний и формирование чётких представлений об эталонах (цвет, форма, величина, пространственное расположение). Учить соотносить признак объекта с точным словом, которое этот признак описывает. Учить дифференцировать по цвету и оттенкам («Найди как можно больше оттенков зелёного цвета»). Закрепление названий цветов.

  • Обогащение словаря и развитие образности речи ребёнка на основе предметной соотнесённости. Учить детей точно соотносить слово и образ.

  • Формирование чётких представлений о деталях предметов, малодоступных для восприятия детям с нарушениями зрения.

  • Расширение объёма представлений о предметах и явлениях, восприятие которых затруднено в естественных условиях.

  • Учить узнавать цветок, дерево, рыбу и другие объекты, как натуральные, так и на картинке.

Развитие сенсорного восприятия.

  • Формирование приёмов зрительного восприятия на полисенсорной основе обследования (смотреть, трогать, нюхать, слушать, обводить контур в воздухе пальцем, рукой). Поэтапное, последовательное обследование изучаемых предметов. Обучать алгоритму обследования и описания предмета или объекта. Упражнения на тренировку опознания объектов. Развитие сенсорной информативности (игры: «Чего не стало?» «Волшебный мешочек» «Опиши растение» «Магазин цветов» и др.»)

  • Учить выделять величину, как признак предмета.

  • Учить приёмам обследования предметов осязательно – двигательно – зрительным путём (локализация, фиксация, прослеживание).

Развитие мелкой моторики рук.

  • Развитие мелкой моторики рук, активизация тактильной чувствительности.

Развитие пространственных ориентиров.

  • Развивать наблюдательность и зрительное внимание (игры: «Чего не стало?» «Что изменилось?» «Сравни 2 предмета» и др.)

  • Развивать ориентировку в пространстве («Угадай, что за растение я задумала?» - указать место нахождения предмета по отношению к другим предметам, «Что и где находится?» «Что справа, слева, выше, ниже, спереди, сзади, рядом, далеко, между?»).


4)Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.
Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения.

Особое внимание в данной программе уделяется формированию целостного взгляда на природу и место в ней человека. У дошкольников формируются основы экологической грамотности и культуры, ответственное отношение ко всему в природе и к своему здоровью. Дети начинают осознавать себя частью природы, учатся видеть невидимые связи всего со всем в природе, развивается представление о самоценности природы, эмоционально-положительное отношение к ней.

Вырабатываются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в быту и в природе, бережное отношение к объектам живой и неживой природы.

Формирование основ экологической культуры у детей—дошкольников происходит не только на занятиях по экологии, но и в играх, во время наблюдений, в повседневной жизни. Огромное значение играет отношение родителей к данной проблеме, их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами и воспитателями.

Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать. Особое место в данной программе отводится проектной деятельности.

Историческая справка.

Во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США родился метод проектов, основанный на концепции «прагматической педагогики» Дж. Дьюи.

Учёный был убеждён, что истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо общества.

Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ребёнка, руководствуясь его интересами. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая, понятная и значимая для ребенка, для решения которой он может приложить полученные ранее знания. А в процессе решения этой проблемы, он может выстроить новые знания, которые ему еще только предстоит приобрести.

В конце XX века интерес к идеям Дж. Дьюи возродился. Обучение пугало абстрактностью и оторванностью от жизни, направленностью на заучивание теоретических знаний. Возникла необходимость развития методов активного обучения, стимулирующих осознанное отношение к учению, критическое мышление, творческие способности.

В наше время технического прогресса информационный поток, выливающийся на наших детей так велик, что перед педагогами встаёт проблема недостатка практического применения полученных знаний. А всё, чем человек не пользуется, не пропускает через себя, быстро забывается и не приносит никакой практической пользы. Задача всех дошкольных учреждений – это подготовка детей к школе. Но кроме теоретической базы, необходимо заложить в ребёнка и хорошую психологическую, нравственную основу. Без участия и поддержки семьи это трудно осуществить, поэтому большая роль в данной программе отводится совместной детско-родительской деятельности. Открытые занятия, акции, совместное проектирование детей и родителей, презентации решают не только учебные, образовательные и воспитательные задачи, но и помогает справиться с дефицитом общения, внимания между ребёнком и взрослым.

Каждый ребёнок врождённый учёный, экспериментатор, а ещё мечтатель, фантазёр и сказочник. Дети естественны, открыты и отзывчивы и всегда готовы к поиску, к познанию. И нужно использовать эти особенности и способности ребёнка, направлять их и развивать.

С уверенностью можно сказать, что, создавая проект вместе, дети и родители становятся ближе и понятнее друг другу. Родители ненадолго возвращаются в детство и окунаются в мир сказки, чуда и волшебства. А их дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов, они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, они растут увлечёнными, не равнодушными людьми.

В течение всего процесса обучения проводятся экологические проекты, где родители и дети работают вместе:

  1. "Отходы в доходы" Поделки из бросового материала и природного.

  2. “Для чудо—урожая—чудо—банка”.

  3. “Лучшая кормушка—столовая для птиц”.

  4. "Экологически чистый транспорт".

Родители и дети превращаются в изобретателей и моделируют различные машины и механизмы, используя различные средства: аппликация, скульптура, рисунок, чертеж и т.д. Главное, чтобы все машины работали на экологически чистом топливе и не загрязняли окружающую среду. (Опыт этого проекта был представлен в "Обруче" №2 за 2003 год).

  1. Макеты разных природных уголков нашей планеты из природного и бросового материала.

  2. «Экологическая Ёлка».

И другие.
После таких мероприятий родители приходят и благодарят работников садика.

"Мы очень сблизились, когда делали эти поделки…"

"Я почувствовал, что Игорь «зауважал меня», после того, как мы придумали автомобиль, работающий на бутылках и банках из-под газированной воды. Он сказал: "Мы с тобой, пап, молодцы! Я тебе тоже обязательно помогу чинить машину".

"Бабушка, не выкидывай бутылку, ее земля переварить не может, а мы из нее вазочку сделаем".

Хочется верить, что участие в проектах, акциях, помогут нашим детям обрести уверенность в себе; вырасти осознающими, духовными личностями с «планетарным мышлением»; и блестяще задумать и осуществить самый главный проект – свою ЖИЗНЬ.

Отличительной особенностью данной программы является так же то, что она предполагает решение коррекционных задач, так как реализуется в дошкольном учреждении компенсирующего вида по зрению (см.» Цели и задачи дополнительной образовательной программы»).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9