Главная страница

Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина»


Скачать 53.06 Kb.
НазваниеОбраз России в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина»
Дата29.02.2016
Размер53.06 Kb.
ТипУрок

Урок литературы в 9 классе

Тема: Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина».

Тип урока: Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения.

Цели урока:

  1. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова;

  2. Развитие умений и навыков анализа лирического произведения;

  3. Воспитание в детях патриотических чувств.

Оборудование урока: портреты М. Лермонтова, иллюстрация с картины Лермонтова, репродукции с картины с видами крестьянского быта, иллюстрации с картины Юона «Старая Москва», «Деревня в Новгородской губернии», фонограмма стихотворения «Смерть поэта» и «Родина».

Ход урока

  1. Звучит фонограмма – стихотворение «Смерть поэта», 1837 г.

Учитель: Это было в те дни, когда Пушкин погиб на дуэли, и тысячи людей всех сословий и возрастов приходили на Мойку (это район Москвы) в последнюю квартиру Пушкина, чтобы проститься с великим поэтом. По Петербургу стало расходиться стихотворение «Смерть поэта» 1837г., под которым стояло неизвестное имя – Лермонтов.

… И почти сразу же возникло дело «о непозволительных стихах», а корнет императорской гвардии Михаил Лермонтов взят под арест, а вскоре выслан в 1-ую ссылку на Кавказ.

  1. Организационный момент

Тема записана на доске – записать в тетрадь.

Задачи:

- на уроке мы сделаем обзор ранней лирики Лермонтова, попробуем осмыслить тему Родины в ранних и поздних стихах поэта.

- будем совершенствовать навыки работы по анализу лирического произведения на примере стихотворения «Родина».

  1. Обзор жизни и творчества М. Ю. Лермонтова.

  1. Сообщение Дружинина Кирилла

  2. Беседа по портретам Лермонтова

Учитель: А теперь обратите внимание на портрете поэта. Сравнительно большим количеством прижизненных портретов мы обязаны его бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой, принадлежавшей к богатому и влиятельному роду Столыпиных. Расставшись с любимым внуком (то он в Москве, то в Петербурге, то на Кавказе), она заказывает его портреты один за другим, не сводит с них глаз, и ей кажется, что Мишель по-прежнему с ней, в Тарханах. Портрет Лермонтова, ставшего необычайно популярным, в этом же 1837 году пишет художник П. Е. Заболотский, у которого сам Лермонтов брал когда-то уроки живописи. А этот последний прижизненный портрет сделан в 1841 году крепостным художником Кириллом Антоновичем Горбуновым. О нем известно, что был он «крещеной собственностью чембарской помещицы Владыкиной». Но благодаря стараниям балладника Жуковского и Карла Брюллова (художника) Горбунов получил «Вольную», датированную 31 марта 1841 г., как раз тогда, когда он работал над портретом Лермонтова.

  1. Реализация домашнего задания

Учитель: Но самый полный и достоверный портрет поэта – это его сочинения, в которых он отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть! Вы должны были вспомнить или выучить определенные стихи, отрывки, в которых затрагивается так или иначе тема Родины.

- Ирина Солдатова, «Бородино», отрывок.

- какое событие в истории России показано, даже воспроизведено в этом стихотворении? (Отечественная война 1812 г.) Стихотворение написано к 25-летиюпобеды над французами.

- От чьего имени ведется рассказ? (От имени солдата, язык которого грубо простодушен, но в то же время благороден, силен) Показать картину на доске, иллюстрация «Бородино». На доске делается запись, ученики записывают в тетради ( как вывод после чтения стихотворения и краткого опроса)

1. Обращение к историческому прошлому России. Рассказ ведется от имени простого солдата. Учитель: Обращался Лермонтов и к пугачевскому восстанию, восстанию декабристов. (Обращает внимание на картину «Сенатская площадь»)

2. Обращение к устному народному творчеству, язык указывает на сходство с народной песней.

- Люда Варсан «Песня…»

- Что напоминает вам это стихотворение? (народную песню). Которую, возможно, пела девушка, женщина, занимаясь своими делами. (Вывешивается картина – девушка за вышиванием)

- Какие слова нам указывают на народный язык? (сирый – значит «убогий», ...)

3. Олеся Угрюмова «Я жить хочу».

- О чем говорит это стихотворение? (о раздумьях, о жизни)

- Что вы можете сказать об этих раздумьях? (Утверждение жизни назло всему)

4. Люба Калинина «Монолог».

- О чем говорится в монологе? (О жизни на Родине) Противопоставление рабов – господ, преданности – подавления, отрицание и презрение к такой России.

5. Кирилл Дружинин «Прощай, немытая Россия», 1841 г.

- Кого называет Лермонтов «мундирами голубыми»? (мундиры голубые – жандармская форма, Лермонтов выразил свое негодование, презрение к ним за то, что его травили постоянным надзором со стороны жандармов).

- Как вы понимаете эпитет «немытая Россия?» (убогая, сирая, бедная, неустроенная крестьянская Россия).

Учитель: показ иллюстраций со сценами крестьянского быта.

Вывод: показана жизнь крепостного крестьянства без прикрас, такая, какая на самом деле, в реальности – реализм.

  1. Новая тема

  1. На доске: опорная схема

Завершение темы Родины, 1841 г.

«Прощай, немытая Россия» «Родина»

(презрение к России) (признание в любви, осмысление Родины)

  1. Навоевавшись в 1840 г. на Кавказе, Лермонтов перестал поэтизировать войну, оценил все самое непритязательное в исконной России, из которой его выпроводили. Об этом «Родина», 1841 г.

  2. Звучит фонограмма – «Родина», делается запись в опорной схеме на доске и в тетрадях. Учитель: В чем признается Лермонтов в этом стихотворении? (люблю). Лермонтов уже не противопоставляет идеализированное прошлое, отходит от романтики – романтизма и приходит к реальному восприятию народной жизни – к романтизму.

Идеал романтика романтизм реальность реализм

(воссоздать цепь) (воссоздать цепь)

Вывод по теме урока: Осмысление реальной Родины

Анализ стихотворения «Родина»

(по схеме) – в виде беседы, краткий вывод записывается в тетрадь

Беседа: - какие два облика России рисует Лермонтов? (природу и деревню, официальную Россию и крестьянскую деревню).

- Тема «официальной России», - «слава, купленная кровью», - в войнах, в борьбе; «темной старины заветные преданья». Родина-отчизна. Противопоставления, эпитеты, сравнения, олицетворение – чета берез, метафоры смена ритма и т. д. Две негативные фразы – «Вздыхать о ночлеге», «печальных деревень» - но, оказывается, и их он любит – странно! Сам не пойму!

Почему? Потому что Родина, такая, какая есть!

По ходу беседы делать записи в тетрадь.

  1. Общий итог урока – чтение материала как вывода по анализу стихотворения «Родина», с. 267-268.

Вывод записать под диктовку учителя: Стихотворение положило начало литературной традиции, утвердив жанр лирического раздумья о родине, где мысль о ней нерасторжима с образом русской природы и русской деревни.

  1. Выставление оценок

  2. Домашнее задание.

Заранее написано на доске «Родина» - выучить наизусть, с. 269 вопросы и задания.

Всем спасибо, урок окончен.

Раевский, офицер, встречавший Лермонтова в кругу пятигорской молодежи летом 1841 г. рассказывал: «Любили мы его все. У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый характер. Но это неправда. Знать только нужно было с какой стороны подойти. С людьми искренними и простыми и сам был прост и ласков». «Все плакали, как малые дети»,- рассказывал он, вспоминая нас, когда тело поэта было доставлено в Пятигорск. «Вы думаете, все тогда плакали? – с раздражением говорил много лет спустя священник Эрастов, отказавшийся хоронить Лермонтова. -… Все радовались!»