Главная страница

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях


Скачать 211.11 Kb.
Название Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
Дата 20.02.2016
Размер 211.11 Kb.
Тип Лекция

ОБЖ Лекция – практическое занятие.

Раздел 2 Основы безопасности личности, общества, государства.

Тема: Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.

Терроризм и экстремизм - чрезвычайные опасности для общества и государства. ЧС – социального характера.

Дата:

Место проведения: кабинет ОБЖ.

Количество часов: 2 часа.

Цель: выяснить общие правила личной безопасности в криминогенных ситуациях, в чем заключается профилактика насилия, познакомится с понятиями терроризм и экстремизм, с опасностями, которые они несут обществу и государству, с правовой основой общегосударственной системы противодействия терроризму в РФ, выяснить принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности.

Развивающие цели:

формирование интеллектуальных умений – анализировать, сравнивать, делать выводы – на основе изучения учащимися правил личной безопасности в криминогенных ситуациях , понятий: терроризм и экстремизм; важность противодействия террористической и экстремистской деятельности; формирование правильного отношения к личной БЖ.

формирование общеучебных умений;

работа с наглядным материалом, оформление в тетрадях схем, записей.

Воспитательные цели:

воспитание научного мировоззрения, расширение кругозора за счет

усвоения новых понятий.

План:

  1. Общие правила личной безопасности в криминогенных ситуациях.

  2. Правила безопасного поведения в лифте, в подъезде, на улице.

  3. Профилактика насилия.

  4. Понятие терроризма и экстремизма.

  5. Правовая основа общегосударственной системы противодействия терроризму в РФ.

  6. Основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности.

  7. Подведение итогов учебного занятия.

  8. Д/з.

ТСО и материалы: компьютер с мультимедийным проектором и экраном;

Плакаты: «Правила поведения в криминогенных ситуациях»; «Основные вопросы по противодействию терроризму».

Презентации: «ЧС социального характера. Защита населения от террористических актов и массовых беспорядков».

Видео: «Правила поведения в ситуациях криминогенного характера».

Литература: учебники: ОБЖ, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, стр. 115-126,

Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл. Учеб. Для общеобразовательных учреждений. Под ред. Смирнова А.Т. – 5-ое издание,

перераб. – М. «Просвещение», 2013.

Тип учебного занятия: изучения нового материала.

Форма организации учебного занятия: лекция - беседа- самостоятельная работа.
Ход учебного занятия:

1урок. Преподаватель предлагает студентам решить ситуационную задачу (5 минут):

В школе замечен посторонний человек, который ведет се­бя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Задача: что надо делать ученику, если он заметил такого человека?

(Ответ обучающегося : Ученики наблюдают за террористом, не привлекая его внимания, и обязаны быстро сообщить об этом человеке дежурному учителю или охраннику. Дежурный учитель должен сообщить об этом охраннику и позвонить в милицию, причем не по телефону «02», а в местное отделение милиции. Охранник должен попытаться задержать террориста и удерживать его до прихода милиции.)

Преподаватель, выслушав мнения студентов, определяет правильный ответ, далее формулирует цель учебного занятия.

«На занятии выясним общие правила личной безопасности в криминогенных ситуациях, в чем заключается профилактика насилия, познакомимся с понятиями терроризм и экстремизм, с опасностями, которые они несут обществу и государству, с правовой основой общегосударственной системы противодействия терроризму в РФ, выясним принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности.

Люди становятся жертвами насилия вследствие собственной беспечности и незнания правил личной безопасности.

Однозначных рекомендаций на все случаи жизни при попадании в криминогенные ситуации нет, так как они зависят от многих фак­торов. Поэтому целесообразно использовать известные примеры, имевшие место в вашем городе, районе, населённом пункте. Опи­раясь на известные факты, выработайте свою точку зрения на правила поведения в той или иной ситуации. Вы можете обсудить любые ситуации, которые считаете наиболее актуальными для вас.

Приведём рекомендации специалистов по правилам безопасно­го поведения в ряде наиболее характерных криминогенных ситуа­ций.
( Преподаватель разбивает обучающихся на отдельные группы (8- 9 групп, с учетом сильных и слабых обучающихся, предлагает выбрать в каждой группе эксперта, раздает каждой группе плакаты и карточки с заданиями, предлагает обсудить в группе ответ на поставленные вопросы, подготовить план своего выступления на 2-3 минуты. Время на подготовку 5 минут. ) (35 минут):


  1. Гр. Общие правила личной безопасности в криминогенных ситуациях (рассмотреть по плакату):

Старайтесь не попадать в опасные ситуации, угрожающие вашей жизни и здоровью.

Не ходите одни в отдалённые и безлюдные места.

Не принимайте подарки и угощения от незнакомых людей.

Не пускайте посторонних в свою квартиру.

Не садитесь в чужую машину.

Не входите с незнакомым человеком в лифт.

Соблюдайте правила безопасного поведения в общественных местах и в толпе.

Будьте бдительными: не трогайте незнакомые подозрительные предметы.
Нападение в лифте (рассмотреть самостоятельно по плакату)

По плакату сообщить номера телефонов экстренной связи.

Оказавшись в безопасности, немедленно позвоните в органы

правопорядка по телефону 02 или по единому номеру 112 для вы­зова экстренных оперативных служб с любого телефонного аппара­та сообщите, что с вами произошло, точный адрес, а также приме­ты и направление ухода нападавшего. Можно также воспользовать­ся телефонами экстренных служб сотовых операторов, например, для абонентов «Билайн» это 001, 002, 003, 004, для абонентов «МТС» - 010, 020, 030, 040.


  1. Гр. Нападение в подъезде (рассмотреть по плакату):

Если дом оборудован домофоном, перед входом в подъезд вы­зовите свою квартиру и попросите родителей вас встретить.

Не выходите на лестницу в позднее время. Мусор лучше выно­сить утром.

При угрозе нападения поднимите шум, привлеките внимание со­седей, постарайтесь выскочить на улицу.

При внезапном нападении оцените ситуацию и по возможности защищайтесь любым способом. Попытайтесь ошеломить нападаю­щего, чтобы выиграть время, пока подоспеет какая-либо помощь.

Оказавшись в безопасности, немедленно сообщите о случившем­ся родителям и позвоните в органы правопорядка.

Остерегайтесь заходить в подъезд с незнакомым человеком!

  1. Гр. Безопасность на улице (рассмотреть по плакату):

Следует избегать кратчайших маршрутов, пролегающих через глухие дворы, пустыри, стройки, лесопосадки и другие малолюдные места.

Хорошо изучите дорогу домой, имейте несколько вариантов движения.

Если вы оказались в малолюдном тёмном квартале, то идите по­середине улицы.

Необходимо знать, где на вашем пути находится ближайшее от­деление правоохранительных органов.

Если вам необходимо возвращаться домой в тёмное время су­ток, позвоните домой, чтобы вас встретили.

Лучше идти по улице в тёмное время в группе, вышедшей из автобуса, метро, электрички.

Переходить по подземному переходу лучше в группе.

Идти безопаснее по краю тротуара навстречу движению.

Увидев впереди группу людей или пьяного, лучше перейти на другую сторону улицы или изменить маршрут.

Если кто-то пытается с вами заговорить, не ввязывайтесь в раз­говор. Сделайте вид, что спешите, и идите в направлении освещён­ного и многолюдного места.

Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, то разум­нее перейти на другую сторону улицы.


  1. Гр. Профилактика насилия (рекомендации для девушек)

Чтобы не подвергнуться насилию, необходимо соблюдать ряд общепринятых правил.

Всегда предупреждайте родственников о том, куда вы идёте, и просите их встретить вас в вечернее время.

Назначайте свидание только в многолюдных и хорошо освещён­ных местах.

Носите свободную одежду и обувь. Не провоцируйте насильни­ков вызывающей одеждой.

Имейте при себе средства самообороны (газовый баллончик) и самозащиты (свисток).

Избегайте на своём маршруте строек, пустырей, плохо освещён­ных улиц.

Почувствовав преследование, оглянитесь. Не ввязывайтесь в раз­говор с посторонними, идите в направлении освещённого много­людного места.

Если вы решили бежать, делайте это быстро и внезапно.

Не забегайте в подъезды, подземные переходы, глухие дворы.

С ближайшего телефона-автомата позвоните в органы правопо­рядка по номеру 02 или по единому номеру 112 для вызова экстренных оперативных служб о нападении и попросите о помо­щи, указав приметы преследователя и ваше местонахождение.

Помните, что наиболее часто встречающаяся ситуация изнасило­вания не уличное нападение, а любовное свидание.

Будьте осмотрительнее при случайных знакомствах.

Не садитесь в машину с незнакомыми людьми.

Собираясь в гости, предупредите родителей.

В гостях ведите себя пристойно. Помните, что по статистике до 55% потерпевших в момент совершения на них посягательства бы­ли в нетрезвом состоянии.

Фронтальная беседа. (5 минут):

– Криминогенная ситуация – что это такое и каковы её признаки?

– Где и в какое время чаще всего складываются криминогенные ситуации?

– Назовите формы провоцирующего поведения, привлекающего внимание

преступников и хулиганов.

– Как предупредить нападение хулиганов вблизи подъезда?

– Как вести себя на улице в тёмное время суток?

– Назовите безопасное расстояние от края тротуара.

– Как нужно вести себя при нападении хулиганов?

(Далее демонстрируется в идео: «Правила поведения в ситуациях криминогенного характера»).

Криминальный, криминогенный — значит преступ­ный. Жизнь показывает, что соблюдение основных пра­вил безопасного поведения: предвидеть опасности, из­бегать их по возможности, действовать грамотно и ре­шительно — позволяет уберечь себя от преступлений.

(Рассмотреть по плакатам: Что называется «преступлением», с какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних.)

Дать ка­кие-либо конкретные рекомендации на все случаи жизни практически невозможно.

Можно только отме­тить, что предвидеть криминогенную ситуацию гораздо проще, чем действовать в ней.
2 урок. Преподаватель: Рассмотрим правила безопасного поведения в криминогенной ситуации (20 минут):

5. Гр. Правила безопасного поведения в криминогенной ситуации. Чтобы не стать жертвой хулиганов, грабителей и манья­ков, необходимо соблюдать ряд правил (рассмотреть по плакату).

1. Не находиться одному на улице в темное время су­ток. Если вы вынуждены возвращаться поздним вече­ром, позвоните домой, и пусть кто-то из взрослых встретит вас.

2. Выбирайте безопасный маршрут, не искушая себя желанием «проскочить» проходными дворами или без­людными улицами.

3. Безопаснее всего идти ближе к краю тротуара на­встречу движению транспорта и видеть подъезжающие машины. Если автомобиль начинает двигаться рядом, разумнее перейти на другую сторону улицы.

4. Никогда и ни при каких обстоятельствах не сади­тесь в машину к незнакомым и малознакомым людям.

5. Никогда не заходите в чужие дома и квартиры, ес­ли вас даже будут убедительно просить о помощи. В та­кой ситуации вы можете предложить вызвать мили­цию, службу спасения или «скорую помощь».

6. Подходя к подъезду дома, будьте максимально внимательны, особенно поздно вечером или ночью. Убедитесь, что за вами никто не идет.

7. Не входите в лифт с незнакомыми людьми. Не стойте прямо перед дверью лифта, отойдите чуть в сто­рону, чтобы вас не могли туда втолкнуть.

8. Если заметили, что кто-то преследует вас, звоните в двери соседей и зовите на помощь.

9. Если, кроме вас, никого нет дома, никогда не от­крывайте дверь незнакомым.

10. Если же вы оказались в чрезвычайной ситуа­ции — столкнулись лицом к лицу с преступником, нужно постараться запомнить его приметы, по кото­рым его можно задержать. В целях безопасности реко­мендуем вам: по первому требованию уличного граби­теля отдать деньги; не тянуть к себе сумку, если ее вырывают, не вступать в пререкания. Говорить спокой­но и медленно и быть уверенным в себе. Если возмож­но, то изменить свой маршрут и постараться уйти в безопасное место.
4. Преподаватель обобщает: В настоящее время, к сожалению, особую опас­ность представляет терроризм как индивидуальный, так и организованный. Эта форма агрессии отличает­ся разнообразием методов и приемов и в первую оче­редь вызывает у людей страх и панику. Жертвами ста­новятся безвинные люди.

Распространенными терро­ристическими актами являются захват заложников и транспорта, похищение людей, убийства в результате взрывов в местах массового скопления людей. Чтобы в какой-то мере предупредить возможность теракта, необходимо проявлять максимальную осторожность по отношению к подозрительным предметам, челове­ку или группе людей, вызывающим подозрения своим неадекватным поведением. Если же возникла опасная ситуация, то необходимо соблюдать выдержку и не допускать паники. Мировой опыт по борьбе с терро­ризмом подтверждает правильность таких рекоменда­ций.

6. Гр. (рассмотреть по плакату).

Терроризм — угроза обществу .

Терроризм — это насилие или угроза его применения в отношении фи­зических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) имущества и других материальных объ­ектов, создающие опасность гибели людей.

Терро­ризм осуществляется в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений выгодных террористам.

Терроризм как явление политической жизни прак­тически не обошел своим вниманием ни одну страну в мире. Только за последние 15 лет террористами было убито больше людей, чем погибло на протяжении всех наполеоновских войн. В большей или меньшей степе­ни от терроризма пострадали люди во всех уголках зе­мли.

Понятий экстремизм происходит от латинского слова «крайний».

Экстремисты, занимая агрессивную позицию в обществе, преступают грань дозволенного моралью и законом. В случае перехода за эту грань их поступки по степени общественной опасности квалифицируются как криминальные.

Наиболее уязвимы и подвержены влиянию экстремистской идеологии не учащиеся и работающие подростки, а молодые люди с низким уровнем образования, культуры и правосознания, избытком свободного времени и отсутствием общественно – значимых интересов.
7.Гр. (рассмотреть по плакату).

  1. Правовую основу общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации составляют (рассмотреть по плакату):

Конституция Российской Федерации;

общепризнанные принципы и нормы международного права;

международные договоры Российской Федерации;

федеральные конституционные законы;

Федеральные законы «О безопасности», «О противодействии терроризму»,

«О противодействии экстремистской деятельности»;

нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;

Концепция внешней политики Российской Федерации;

Военная доктрина Российской Федерации;

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации;

нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области.

Преподаватель обобщает: Эти законы и акты создают (составляют) правовую основу для защиты государства, общества и каждого гражданина от экстремизма и терроризма. Знание основного содержания этих законов и актов поможет вам самостоятельно оценить события и явления общественной и вашей повседневной жизни с позиции укрепления общественной и личной безопасности, принять правильное решение об участии или неприятии каких-то действий, которые делают вас невольным соучастником нарушения закона. Вас намного сложнее будет ввести в заблуждение относительно последствий того, что вы делаете, и того, к чему вас могут призывать сторонники экстремизма и терроризма.

Итак, знание законов поможет вам сделать сознательный жизненный выбор и не стать жертвой преступников.

  1. Преподаватель поясняет «Основные принципы противодействия экстремистской деятельности»:

Противодействие экстремистской деятельности основывается на таких принципах, как:

- признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

-законность;

-гласность;

-приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

-приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

-сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

-неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

8 -9.Гр. (рассмотреть по плакату).

Преподаватель поясняет: Далее рассмотрим какие способы, методы и средства применяются в террористической деятельности.

(Демонстрирует слайды презентации«ЧС социального характера. Защита населения от террористических актов и массовых беспорядков». )

Просит перечислить :

Основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности.

Противодействие терроризму — комплексная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций в пределах их компетенции, установленной национальным законодательством, с использованием мер правового, политического, социально-экономического, идеологического и иного характера, направленная на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений террористического характера, на осуществление уголовного правосудия в отношении террористов, на минимизацию последствий актов терроризма.

К настоящему времени в мировом сообществе и в Российской Федерации сформировалось устойчивое мировоззрение и выработались основные принципы противодействия терроризму и экстремизму.

Совет Безопасности ООН 20 января 2003 г. на своём заседании принял Декларацию о борьбе с терроризмом, в которой подтвердил, что:

- терроризм во всех своих формах и проявлениях представляет собой одну из наиболее серьёзных угроз международному миру и безопасности;

- любые акты терроризма преступны и не имеют оправданий вне зависимости от их мотивов, когда бы и кем бы они ни совершались, и подлежат безоговорочному осуждению, особенно в тех случаях, когда они носят неизбирательный характер или когда от них страдают гражданские лица;

- существует серьёзная и возрастающая угроза доступа террористов к ядерным, химическим, биологическим и другим потенциально смертоносным материалам и их использования ими и поэтому существует необходимость усиления контроля за этими материалами.
Терроризм можно победить лишь путём применения в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций и международным правом, устойчивого всеобъемлющего подхода, включающего активное участие и сотрудничество всех государств, международных и региональных организаций, а также путём активизации усилий на национальном уровне.
Преподаватель перечисляет (5 минут): « Основные принципы противодействия терроризму»:

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения терроризма;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приёмах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических уступок террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Выводы:

Преподаватель (в ходе беседы выясняет ): Что необходимо, чтобы чувствовать себя уверенно при возникновении кримино­генных ситуаций?

Обучающиеся отвечают:

Чтобы чувствовать себя уверенно при возникновении кримино­генных ситуаций, необходимо:

  1. научиться прогнозировать события;

  2. всегда стараться избегать опасных ситуаций;

  3. если есть возможность убежать, бежать немедленно;

  4. освоить несколько приёмов самообороны и в случае необхо­димости быть готовым защищать себя всеми доступными средст­вами.


Практическое занятие (по группам) (10 минут):

Студентам предлагаются ситуации возможного теракта, в которых обучающиеся должны представить свои действовать.

Обучающиеся делятся на группы, у каждой группы своё задание (раздаются карточки с заданиями). Представитель от каждой группы дает предполагаемый ответ. Обучающиеся из других групп делают свои дополнения.

Преподаватель в ходе ответов дает оценку, комментирует ответы студентов, сообщает правильный ответ.
Эпизод первый. В учебном заведении замечен посторонний человек, который ведет се­бя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Вопрос : что надо делать студенту, если он заметил такого человека?

(Ответ: Ученики наблюдают за террористом, не привлекая его внимания, и обязаны быстро сообщить об этом человеке дежурному учителю или охраннику. Дежурный учитель должен сообщить об этом охраннику и позвонить в милицию, причем не по телефону «02», а в местное отделение милиции. Охранник должен задержать террориста и удерживать его до прихода милиции)

Эпизод второй. Учащиеся находят на школьной территории подозри­тельную, коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Зада­ча: что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет?

(Ответ: Ученики, обнаружившие коробку, обязаны сообщить об этом дежурно­му учителю или охраннику. При этом им строго настрого запрещается открывать коробку, выдергивать антенну, менять положение коробки — на­клонять ее, приподнимать, вообще прикасаться к ней, пользоваться вблизи коробки мобильным телефоном. После обнаружения коробки учащиеся должны запомнить место, где она находится, и быстро отойти от нее. Охранник, получив сообщение от учащихся, обязан сообщить об этом по телефону директору школы и действовать по его указанию.

Дежурный учитель, кроме звонка директору, обязан сообщить об этом в милицию, МЧС, объявить эвакуацию из здания школы.

Эпизод третий. Учащиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстре­лом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

(Ответ: За­ложники должны сидеть тихо, опустив голову, не смотря на «террористов», проявлять сдержанность, ни в коем случае не протестовать и не плакать, не проявлять даже признаков паники.)

Эпизод четвёртый. Учащиеся захвачены террористами. Террористы предлагают в качестве пищи за­плесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, не привычную заложникам. Им дают пи­щу, но не дают приборов и посуды, либо дают приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

(Ответ: Заложники должны всю пищу взять и съесть, т.к. другой пищи у них просто не будет. Отказ от пищи может разозлить «террористов», и те могут либо лишить за­ложников пищи и воды вообще, либо пойти на какие-то карательные меры.

Эпизод пятый. Учащиеся захвачены террористами. Спецназовцы проводят штурм, а террористы — ответные действия. Каковы должны быть действия заложников?

(Ответ: При штурме заложники должны закрыть глаза, лечь на пол лицом вниз, закрыть голову руками, а перед этим защитить органы дыхания за­щитными повязками, изготовленными из подручных материалов — из шар­фов, платков, как головных, так и носовых, элементов одежды)

7.Подведение итогов занятия, объявление оценок (5 минут):.

8. Домашние задания (5 минут)::

1. Определите, какие места в вашем городе считаются опасны­ми и почему. Продумайте, как это можно учесть при следовании в техникум и из техникума домой, а также при необходимости посещения других мест в городе (перечислить в рабочей тетради).

2. Решите ситуационную задачу: «Вас застала темнота на заго­родной улице. Рядом с вами останавливается машина, и незнако­мый водитель просит вас сесть в салон автомобиля и показать до­рогу. Ваши действия?»

3. С помощью средств массовой информации и Интернета под­готовьте сообщение на тему «Криминогенная обстановка в городе (районе) моего проживания».

Приложение.

Карточки (раздаточный материал):


Эпизод первый. В учебном заведении замечен посторонний человек, который ведет се­бя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Что надо делать студенту, если он заметил такого человека?


Эпизод второй. Обучающиеся находят на территории учебного заведения подозри­тельную, коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет?

Эпизод третий. Обучающиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстре­лом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. Как правильно вести себя в данной ситуации?

Эпизод четвёртый. Обучающиеся захвачены террористами. Террористы предлагают в качестве пищи за­плесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, непривычную заложникам. Им дают пи­щу, но не дают приборов и посуды, либо дают приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Как правильно вести себя в данной ситуации?
Эпизод пятый. Обучающиеся захвачены террористами. Спецназовцы проводят штурм, а террористы — ответные действия. Каковы должны быть действия заложников?