Главная страница

«Нетрадиционное рисование- коллаж.»


Скачать 107.39 Kb.
Название «Нетрадиционное рисование- коллаж.»
Дата 14.03.2016
Размер 107.39 Kb.
Тип Документы


План группового занятия с 2-3 парами

«мать — ребенок»

на тему:

«Нетрадиционное рисование-Коллаж.»
В.А. Сухомлинский:

Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.





Воспитатель: Галеева Л.Х.

Обнинск 2014

Нетрадиционное рисование – Искусство изображать не основываясь на традиции.
Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» ,можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

  • Способствует снятию детских страхов;

  • Развивает уверенность в своих силах;

  • Развивает пространственное мышление;

  • Учит детей свободно выражать свой замысел;

  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

  • Учит детей работать с разнообразным материалом;

  • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

  • Развивает мелкую моторику рук;

  • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Основой для организации совместного творчества является отношение ребенка к взрослому.

Ребенок 6 месяцев готов к совместному творчеству красками. В присутствии матери ребенок чувствует себя уверенным в своих силах и смело обследует новый предмет (краску), учится ею манипулировать. Воспитатель выступает как партнер по совместным действиям. Так как ребенок после 6 месяцев (особенно в 8—10 месяцев) начинает понимать речь взрослого, он быстро соображает, что надо делать с краской. Эмоциональный фон занятий, как и в первом полугодии жизни, очень важен. Воспитателю необходимо понять ребенка, постараться не вызвать у него отрицательных эмоций, наладить с ним контакт.

К 11 -месяцам ребенок уже практически ходит самостоятельно, придерживаясь за ручку мамы. Его интересует практически все: что находится в закрытой кастрюле, какие вещи сложены в закрытом шкафу, что разложено на скатерти кухонного стола? Не мудрено, что, пытаясь получить ответы, ребенок открывает крышку кастрюли и запускает в нее пальцы, распахивает дверцы шкафа и выкидывает оттуда сложенные вещи, хватается за скатерть и тянет ее на себя. Детки в 11-ть месяцев с удовольствием будут играть с мамой, получая от игр и занятий истинное наслаждение – детки сейчас радостно общаются и идут на контакт. Причем, развивающие занятия и игры для 11-месячного ребенка могут использоваться даже в режимные моменты. (Так, помня, что в этом возрасте кроха с удовольствием повторяет за взрослым действия, можно использовать игры, основанные на подражании: «руки вверх, как солдат, ногу вверх, как аист, прямо стой, как фонарь». Используя этот же принцип, можно предложить ребенку покормить куклу.)

Для развития чувства ритма можно дать крохе постучать деревянной ложкой по кастрюле. Тренажером для ручек станет комплект «пластиковая бутылка-прищепки». Горлышко у пластиковой бутылки узкое, потому наполнение бутылки прищепками станет для ребенка хлопотным, но таким интересным занятием! А как потом занятно из бутылки прищепки вытряхивать!

Играть с ребенком можно и нужно даже во время прогулки, используя самые разные предметы – камушки, палочки, листики. Поднимая их и рассматривая, ребенок двигается, вертя в руках – учится осязать предметы.

Для совершенствования речевых навыков можно использовать игру-приговаривалку «Имитация». Игра эта предполагает повторение звуков, которые издают животные, в определенных моментах стишка:

Едем, едем на лошадке по дороженьке гладкой.

В гости нас звала принцесса кушать пудинг сладкий.

Две собачки (котенка, коровки, лягушки…)

У порога нам сказали очень строго:

«Гав-гав-гав» (мяу-мяу, му-у, ква-ква…).

Пи-и-и – пищит комар.

У-у-у – медведь ревет.

Мяу – кисонька идет.

На машинке мы поедим: би-би-би!

На кораблик пересядем: у-у-у!

И взлетим на самолете: вж-ж-ж-ж-!

И потом вернемся к маме: бух!

Как бы там ни было, 10-12 месяцев – это уже вполне сознательный возраст для малыша, и в этот период следует понемногу приучать его к порядку. Поиграли в игрушки? Давайте собирать их на место – сначала нужно показать ребенку, как это делается, приглашая его присоединиться к процессу. Заинтересовавшись, кроха воспринимает складывание игрушек как часть игры, и уже в недалеком будущем будет самостоятельно за собой убирать «полигон» для игр.
Целью таких занятий является сохранение контакта матери и ребенка посредством творческой деятельности.

Приступаем к выполнению коллажа.

Занятие 1.
Коллаж.
Само понятие объясняет смысл данного метода. Например, один из детей
решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует: все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:


  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

  • Внимания и усидчивости;

  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

На протяжении всего дошкольного возраста развитие моторики и мелкой моторики рук необходимо. Работа пальцами развивает речь, вот почему специалисты уточняют: рисовать детям так же необходимо, как и разговаривать.

Цель: Развивать фантазию, воображение, детское творчество.

1. Развитие цветовосприятия.
2. Сенсорное развитие.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Психоэмоциональное развитие.
5.
Профилактика девиантных (отклоняющихся) форм поведения в последующие возрастные периоды

Задачи: Показать, научить, «мамочку» работать с ребёнком, вызвать интерес к процессу обучения ребёнка. Ознакомить ребёнка с рабочим материалом, дать потрогать, пощупать. (познавательный процесс)

Оборудование:

шерстяные нитки,потолочная плитка , цветная бумага, акварельные краски или гуашь, кисточки, клей, мокрые тканевые салфетки для рук.


Словарная работа:


разноцветное лето, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий, цветы волшебные, шуршит (карандаш), клубочек.

Музыкальное сопровождение: Пётр Ильич Чайковский. Времена года. Апрель – Подснежник.

Мелодичные музыкальные произведения успокаивают малышей, способствуют развитию творческих способностей и таких качеств, как внимательность и уравновешенность. При регулярном прослушивании классической музыки раскрывается внутренний потенциал ребенка.

Музыка для детей не должна быть громкой, содержать низкочастотные звуки и ярко выраженные ударные партии. . Музыка должна дарить положительные эмоции и ощущение комфорта.

Зрительный ряд:

  • цветы на окнах, нарисованные любой яркой гуашью;

  • венок из цветов .

Ход занятия: Перед началом работы с малышом приготовим лишь то, что понадобится непосредственно на занятии. Первое условие успешного проведения занятий с детьми — все необходимое должно быть приготовлено заранее.

Продолжительность занятий — 5—20 минут и более, в зависимости от возраста, настроения и желания самого ребенка.

На первом занятии ребенку показываем 1—2 краски (желтая, оранжевая или зеленая), объясняем, что это краски и их не едят. Через короткую беседу о лете создаю у детей и мам радостный, положительный настрой на предстоящее занятие рисованием.(Задаю вопросы мамам)
- Девушки , какого цвета лето? А как бы вы хотели передать летнее настроение своему ребёнку? ( мамы предлагают те или иные варианты)
- А какие вы знаете цветы? (Ромашка, петуния, розы и т.д. )
Давайте и мы сегодня с вами вспомним теплое лето, нарисуем те самые красивые цветы, которых мы видели на нашем участке. Работу можно выполнять так как вам хочется, нравится цветок из бумаги значит пусть будет из бумаги, хотите из кусочков материи не останавливайтесь.
В процессе работы проговаривать вслух, всё что вы делаете, что берёте в руки, делая акцент на цветах и т п.

Берём потолочную плитку за основу картины, мамы приступают к оформлению «коллажа» в процессе работы даём детям потрогать краски, нити,бумагу. Ребенку объяснять, что краску можно достать руками из баночки, потрогать пальчиками. Обязательно называть цвет краски, после чего предложить лист бумаги и попросить малыша «оставить след на ней».

После окончания занятия надо похвалить малыша.

Необходимо вымыть руки себе и ребенку, убрать бумагу, краски в место, недоступное ребенку.

Разминка. Поскольку малыш сейчас, как и прежде, нуждается в контакте с мамой и в ее прикосновениях, можно поиграть с карапузом в игру «Лицом к лицу». Посадив кроху к себе на колени, нужно, проговорив «Раз, два, три! Бум!» аккуратно прижать лоб малыша к своему лбу. Затем, приговаривая те же слова, прижаться с малышом нос к носу, потом – щека к щеке, ухо к уху и так далее...

Занятие 2.

Продолжаем работать с картиной на втором занятии инициативу возьмут в свои руки дети, дадим им возможность порисовать пальчиками, в данный момент предложим нарисовать облако. Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приемы изображения.

Цель занятия: развитие мелкой моторики рук (развитие точной координации движений, обучение ребенка сгибать и разгибать пальцы рук, противопоставлять большой палец остальным, напрягать и расслаблять мышцы), координации, подражательной способности (обучение детей повторять за взрослым).закрепить навыки нетрадиционной техники рисования пальчиками.

(музыкальное сопровождение -Чайковский Пётр Ильич - Времена года. Весна. Май )

Время проведения занятия: 15 минут.

Материалы: Коллаж (подготовленный на предыдущем занятие), гуашь разных цветов, манная крупа, бумажные салфетки, влажные салфетки.

Задачи.

С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.


План занятия:

  • Рисование пальчиками.

  • Дидактическая игра «Рисуем на крупе».

  • Разминка

    Ход работы.

  • Групповые занятия с 2—3 парами «мать — ребенок» возможны только после того, как ребенок привыкнет к воспитателю и будет ознакомлен с техникой пальчикового рисования красками. Перед началом работы ребенок должен быть сыт и находиться в хорошем настроении.Разговаривоть нужно на пониженных тонах, ласково обращаясь к ребёнку.

  • Работа с красками проводится за письменным столом. Недопустимо использовать для работы с красками обеденный стол, так как ребенок с первого занятия рисованием должен понимать, что краски есть нельзя. Водой не пользуемся, поскольку ребенок может разлить ее или выпить. Перед началом занятия ребенку надевают фартук, предназначенный для занятий рисованием, и объясняют его предназначение. Мать держит ребенка на руках, воспитатель находится рядом с матерью. Обязателен контакт «глаза в глаза», особенно при словесном общении.



Мамы берут подготовленный коллаж, открывают гуашь голубого цвета и рисуют контур облака, ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на потолочную плитку. На каждый пальчик набирается краска голубого, белого, синего цвета. (После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.) Мамы делают то же самое. берут пальчики ребёнка и показывают как нужно рисовать, закрашивать облако. Всё делается вместе с ребёнком. Он смотрит повторяет, учится.

На поднос или любую другую подходящую поверхность насыпаем слой манки. Показываем малышу, как можно рисовать пальчиком на крупе. Рисуем самые простые рисунки – прямые линии, извилистые, солнышко, тучку и т.д. Предложите малышу: «Давай нарисуем дорожку!». Нужно взять его пальчик в свою руку и провести им по крупе, нарисовав горизонтальную линию: «Смотри, какая дорожка получилась. Как по ней прыгает зайка? Прыг-прыг!!!» Растопыриваем пальчики и оставляем на столе следы подушечками пальцев: «Вот какие следы оставил зайка! Давай и твои пальчики попрыгают как зайка!». Предлагаем малышу «попрыгать» пальчиками по крупе как зайка.

Если малыш отказывается что-либо показывать и повторять – просто рисуем сами и даем ребенку возможность порисовать самостоятельно то, что захочет он.

После чего мамы берут клей и рисуют солнышко. Крупой обсыпая контур солнца, предлагают ребёнку сделать то же самое (развиваем мелкую моторику).

В итоге получилась картина которую можно повесить в комнате ребёнка!

Разминка:

Играть с 10-месячным малышом – одно удовольствие: он с радостью контактирует, выполняет поставленные задания и восторженно занимается с мамой. Полезной для восприятия ребенка будет игра «Туннель». Играть в нее следует, соорудив предварительно из коробок небольшой туннель. Пускай малыш проползет по нему, пробираясь к маме, которая любит и ждет его с другой стороны.

Литература:




  • Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.

  • Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание.

  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.