Главная страница

Некоторые формы обобщения и систематизации знаний по русскому языку при подготовке к итоговой аттестации в новой форме за курс основного общего образования


Скачать 114.16 Kb.
Название Некоторые формы обобщения и систематизации знаний по русскому языку при подготовке к итоговой аттестации в новой форме за курс основного общего образования
Дата 06.03.2016
Размер 114.16 Kb.
Тип Документы

Некоторые формы обобщения и систематизации знаний

по русскому языку при подготовке к итоговой аттестации

в новой форме за курс основного общего образования
Повторение учебного материала – главная задача, которая встаёт перед учителем в начале и в конце учебного года. Программа выполнена, а всё ли усвоено, на каких учеников надо обратить особое внимание, как построить всю последующую работу – вот осенние и весенние заботы учителя. При этом повторять надо, не повторяясь, изыскивая новые формы работы.

Опыт показывает, насколько трудно учителю словеснику на каждом уроке русского языка преодолевать известную специфику своего предмета, вследствие которой дети не очень любят эти уроки. Специфика эта заключается прежде всего в соотношении минимального количества новой информации, представленной на уроке, и большого объёма рутинной, часто психологически и интеллектуально не мотивированной тренировочной работы, которая необходима для приобретения соответствующих умений и навыков: в основном это переписывание упражнений из учебника с различными заданиями – и в классе, и дома.

Своеобразие информации, получаемой на уроке русского языка, состоит в том, что она в основном абстрактна, суха, часто лишена эмоционально-образного компонента. Наборы грамматических правил в каждом классе основной школы не воспринимаются ребёнком системно, ему трудно осознать и значение получаемых им знаний. Информационный голод, испытываемый на уроке, ведёт к тому, что однообразные упражнения на какое-то правило надоедают задолго до того, как вырабатывается новый навык. Тренировочная работа часто лишена элементов творчества, осмысленного поиска новых знаний и носит механический характер.

В связи с изменением формы письменного экзамена по русскому языку в 9 классе особую важность приобретает повторения материала, который был изучен учащимися в предшествующие годы. Однако повторение это целесообразно проводить на более высоком уровне обобщения, интегрируя знания, полученные учащимися как в V-VIII, так и в IX классах

Для повторения и систематизации выбираются основные темы курса русского языка, изучаемого в основной школе, знание которых непосредственно влияет на уровень орфографической и пунктуационной грамотности. На таких уроках важная роль отводится схемам, сводным таблицам, опорным конспектам. Теоретический материал, систематизированный по разделам и темам, на таких уроках подаётся учащимся крупными блоками, а в составляющих эти блоки частях он как бы «свернут» на основе высокого уровня обобщения. В целом теоретический материал выражен компактно и экономно и в то же время доступно для учащихся Усвоение укрупненного блока информации облегчается для учащихся благодаря использованию на уроке опорного конспекта, систематизирующего и обобщающего новое и ранее изученное по разделам курса. Примеры обобщающих таблиц, опорных конспектов, используемых на уроках повторения в IX классе, показаны ниже.

Урок повторения и обобщения знаний сегодня – это урок, ориентированный на воспитание и развитие личности, формирование языковой компетенции, поэтому все тренировочные упражнения должны носить систематизирующее-обобщающий и развивающий характер.

Например, при повторении темы «Осложнение простого предложения» можно проводить выборочные диктанты небольшого объёма (10-15 предложений) с заданием выписать из предложения: 1) блок однородных членов; 2) обособленное определение со словом, к которому оно относится; 3)обособленное обстоятельство со сказуемым, к которому оно относится; 4) вводные слова.

Интересны для учащихся упражнения поискового характера. Например, выпишите в следующей последовательности предложения, осложнённые: 1) однородными членами; 2) обособленными определениями; 3) обособленными обстоятельствами; 4) обособленными приложениями; 5) сравнительными оборотами; 6) уточняющими членами; 7) обращениями: 8) вводными словами; 9) междометиями.

Для формирования пунктуационной зоркости и совершенствования навыков постановки знаков препинания очень полезно решение пунктуационных задач. Такая форма работы может быть использована и при опросе, и при контроле за усвоением изученной пунктограммы, и при индивидуальной работе с учащимися. Это могут быть и отдельные предложения, и небольшие отрывки. При решении пунктуационных задач учащихся должен решить, какие, где и почему он поставит знаки препинания в предложении. Пример пунктуационной задачи вы видите.

На шестой ночлег он расположился опять под зелёным шатром раскидистой ели а костёр разложил рядом вокруг старого смолистого пня который по его расчётам должен был жарко тлеть всю ночь.

Большое внимание необходимо уделять творческим трансформационным упражнениям. Ученики должны свободно владеть синтаксической синонимией, видеть фрагмент предложения. Это могут быть упражнения, построенные на использовании приёма перестановки. Например, перестройте данные предложения так, чтобы обособленные второстепенные члены стояли бы в трёх позициях: в начале, середине и конце предложения.

(Мересьев, забыв о боли в ногах, добрёл до елового подлеска. – Забыв о боли в ногах, Мересьев добрёл до елового подлеска. – Мересьев добрёл до елового подлеска, забыв о боли в ногах.)

Программная установка на «свободное владение русским языком» настоятельно требует усиления в практике школьного преподавания «стилистического начала». Путь к свободному владению языком, несомненно, пролегает через напряжённый, кропотливый труд, через «муки слова». Весьма поучительно в этом плане высказывание А.Фадеева: «Фраза, написанная слёту, редко удаётся… написав несколько фраз, художник вдруг испытывает разочарование. Получилось не так, как хотелось: хочется одну фразу выкинуть, в другой слова переставить, а иные заменить». Поэтому очень интересны и полезны упражнения, построены на использовании приёма замены.

Предлагая учащимся поупражняться в замене одних синтаксических конструкций другими синонимичными, полезно обсудить с ними в плане сравнения, в чём они сходны и чем различаются. Например, употребление причастного оборота вместо придаточного определительного, причинного или уступительного разнообразит нашу речь, делает её более краткой, лаконичной, сжатой. Известно, что русская разговорная речь, отвергая причастные обороты, предпочитает пользоваться придаточными, что удлиняет, утяжеляет речь, но в том же время придаёт ей большую конкретность и смысловую точность.

Рассмотрим систему упражнений, построенных на использовании приёма замены – приёма, который опирается на широкую лингвистическую базу и рассчитан на развитие речи и мышления школьников.

Простые предложения, осложнённые

причастными оборотами

Синонимичные сложноподчинённые

предложения

1. Павка незаметно сблизился с суровым монтёром, уже месяц работавшем на электростанции.


3. Слава, добытая в бою и заработанная честным трудом, не гаснет, не ржавеет, не забывается.


5. Река, стеснённая горами, всё время извивается между утёсами.

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
2. На тёмно-синем небе, которое было усеяно звёздами, кое-где вспыхивали зарницы.

Сложноподчинённое предложение с придаточным условия.
4. Охотники забрели в сарай и заснули крепким сном, так как были сильно утомлены ходьбой по лугам и болотам.

Сложноподчинённое предложение с придаточным причины.

6. Командир партизанского отряда, хотя обычно быстро принимал решения, теперь долго и мучительно думал, как вывести людей из окружения.


Обычно интересно проходят упражнения на конструирование. Предлагается задание: кто придумает простое предложение с максимальным количеством причастных оборотов? Предложение должно представлять не «драконий хвост», когда обособленные определения в дурной бесконечности цепляются одно за другое, а быть гармоничным, красивым.

Классу предлагается вопрос: какие конструктивные основы надо заложить в простое предложение, чтобы естественно предопределить в нём максимум обособленных определений? Получаем ответы:

1. В нём должно быть много существительных, потому что обособленные определения относятся именно к ним

2. В нём должен быть ряд или несколько рядов однородных членов предложения, выраженных существительными.

У ребят получается удивительно красивые предложения. Например такое

Безмолвная тишина, стоявшая в лесу, окутанном снежной пеленой и опоясанном следами, оставленными лесными обитателями, только изредка нарушалась треском случайно сломанной ветки, криком кем-то потревоженной птицы, перелетающей с одного дерева на другое, да шумом уходящих в поднебесье вершин вековых сосен, раскачиваемых внезапно налетевшим порывом ветра.

В результате многоплановой, разнообразной, построенной по принципу последовательного наращивания трудностей работы по русскому языку на уроках повторения и обобщения знаний создаются благоприятные условия для овладения лингвистической теории и её практического применения в речевой деятельности.

В связи с введением мониторинга в 5 классе, экзамена в новой форме в 9 классе, ЕГЭ в 11 классе нельзя на уроках повторения и обобщения обойтись без работы с тестами. Работать с тестами, хотя это и спорный способ проверки качества знаний и усвоения материала, должна вестись учителями словесниками с пятого класса. Тесты могут быть использованы на любом этапе обучения (после обучения темы отдельного урока, в конце изучения крупной темы, в конце четверти, полугодия, года). Использовать в своей работе можно самые разнообразные тесты: есть тесты специально для каждого класса, есть по темам, можно использовать выборочно тесты ЕГЭ, можно составлять тесты самим. В широком разнообразии предлагаемых готовых тестов каждый учитель найдёт для себя оптимальное решение, исходя из целей и задач урока, возможностей класса. Самое главное, если пользоваться готовыми тестами, – обязательно их прорешать, прежде чем предложить учащимся, так как могут быть ошибки.

Важнейшей составной процесса реализации личности ориентированного обучения и неотъемлемой частью гуманитарного образования в школе является речевое развитие школьников, осуществляемое на уроках русского языка через работу с текстом, которая способствует формированию мировоззрения, знаний, жизненной позиции наших учеников, способности выражать и защищать свою позицию словом.

Использования текста в качестве опорной, ключевой единицы курса родного языка создаёт условия для такой практической деятельности учащихся, в ходе которой формируются знания о системе языка, орфографические и пунктуационные навыки, развиваются коммуникативные умения.

Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутьё, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы.

Текст на уроках повторения и обобщения используется как средство создания не только обучающей, но и развивающей речевой среды, способствующей индивидуализации обучения и речевого развития учащихся.

Однако задачи повторения этим не исчерпываются, поэтому текст используется и как средство создания единого пространства для углубления и расширения знаний учащихся о системе языка, совершенствования навыков грамотного письма, общеучебных умений и навыков (приёмов умственного труда, умения самостоятельно пополнять свои знания и контролировать их, работать со словарями, учебной и справочной литературой, с памятками, инструкциями, таблицами, схемами).

Кроме того, работа с текстом на уроках повторения и обобщения знаний способствует становлению духовной личности, даёт возможность переживать и сопереживать, помогает тому, чтобы дети задумались о вечных ценностях бытия, осмыслили своё место в мире, попытались понять себя в этом мире.

Использование на уроках повторения и обобщения изученного только дидактического материала учебника не позволяет полностью реализовать задачи личностно ориентированной направленности уроков, формирования языковой личности. На уроках повторения и обобщения нужно обязательно соединять работу по совершенствованию умений и навыков грамотного письма с языковым и речевым развитием школьников. Такое соединение позволяет в комплексе решать обучающие и воспитывающие задачи урока, а школьникам даёт возможность реализовать свои творческие способности. Основой для такой работы является текст.

Конечно, нельзя упускать из виду тот факт, что понимание текста сугубо индивидуально. Каждый ученик по-своему понимает прочитанное или услышанное, у него складывается своё, индивидуальное представление о содержании и основной мысли текста. И нужно создать на уроке такую обстановку, когда каждый ученик сможет сказать о своём личном восприятии, а те, кого это затрудняет, должны получить необходимую помощь. Ошибки, связаны с непониманием смысла текста, должны быть предупреждены.

Работа с текстом должна складываться из самостоятельной работы учащихся дома и непосредственно работы на уроке. Домашняя работа, направляемая заданиями учителя, предваряет классные задания и в определённой степени готовит их.

Перед тем как приступить к анализу текста на уроке, ученики получают задание прочитать текст дома и предварительно проанализировать его по полному плану анализа текста (план-памятка такого разбора есть у каждого ученика).

Таким образом, на занятия ученики приходят уже подготовленными к анализу текста, и цель урока состоит в том, чтобы проверить и оценить их самостоятельные наблюдения над текстом, скорректировать и развить их, активизировать речь учеников, побудить их к творческой исследовательской работе над текстом

Но на уроке не обязательно рассматриваются все вопросы из подробного плана анализа текста, чаще комплексная работа с текстом проходит по другим, слегка видоизменённым планом, что обуславливается целями и задачами урока обобщения и особенностями конкретного текста.

На уроках повторения и обобщения ученикам нужно предлагать тексты самые разные по содержанию, прозу и стихи, фрагменты художественных произведений и публицистику. Главное, чтобы это были образцовые тексты, чтобы больше звучало на уроках русского языка русской классики. Важно насыщать память учеников текстами, которые будут говорить о принадлежности личности к русской национальной культуре, способствовать формированию языковой компетенции.

Дети сегодня мало читают, поэтому работа с текстом (начиная с пятого класса) на уроках русского языка позволяет нам компенсировать то, что не обеспечивают уроки литературы. Читая и перечитывая художественные произведения, заучивая наизусть, школьники вслед за учителем постигают неисчерпаемые богатства русского языка и при этом учатся говорить, без чего нельзя стать грамотным человеком, нельзя стать личностью.

Нельзя забывать также и о том, что текст, используемый в учебных целях, должен отвечать таким общеметодическим требованиям, как доступность, познавательность, интересность, новизна, современность, информированность, соответствие возрастным и учебным возможностям учащихся, согласованность с программой данного класса. Например, вот такой текст и задания к нему были использованы на уроке повторения и обобщения знаний в VII классе. (Текст №5).

В тундре покрытой девять месяц…в снегом свое…бразная р…стительность. Изумительны эти (не)обыкнове…ые р…стения ож…вающие под снегом. Их стебли и листья покрытые теплом и густым пухом сп…сающие от стужи (не)повторимы. Многие р…стения образующие круглые цветнички плотно жмут…ся друг к дружк… . В их корнях обросших пушистою шубкою прячут…ся нас…комые устра…вают гнёзда лемминги и полёвки. Только у (не)многих северных р…стений цв…тущих весною созр…вают за лето сем…на. Большинство р…стений сохр…нившихся от доледниковых времён продолжают размножат…ся вегетативно.

(По И. Соколову-Микитову)

  1. Прочитайте выразительно текст.

  2. Озаглавьте текст.

  3. Определите тему текста

  4. Какова основная мысль текста.

  5. Какой стиль текста.

  6. Определите тип текста.

  7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

  8. Выпишите из текста три слова, в которых написание согласных не совпадает с их произношением. Сделайте фонетическую транскрипцию этих слов.

  9. Определите лексическое значение слов:

лемминги, полёвке, вегетативно (размножаться).

  1. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в корне, графически объясните условие выбора данной орфограммы. Сформулируйте правило.

  2. Выпишите из текста однокоренные слова к слову цвет и разберите их по составу.

  3. Сделайте словообразовательный разбор слова доледниковый.

  4. Произведите морфологический разбор одного причастия.

  5. Графически обозначьте в тексте причастные обороты.

Подводя итог, следует отметить, что при подготовке к урокам повторения и обобщения особого внимания требует проблема вариативности упражнений, заданий, форм контроля. Не только учитель, но и ученик должен иметь возможность выбора упражнений, заданий в зависимости от уровня своей подготовки, темпа работы, интересов.

Предлагаемые формы работы, обладающие большой гибкостью в сроках, дозировке объёма заданий и их выборе, позволяют более полно реализовать потенциальные возможности учащихся, что приводит к существенному повышению качества знаний