Главная страница

На чём держится мир?


Скачать 77.94 Kb.
Название На чём держится мир?
Дата 04.03.2016
Размер 77.94 Kb.
Тип Урок

Урок внеклассного чтения в 6-ом классе по повести

Владимира Железникова «Чучело»

Анисимова Н.П.

учитель русского языка и литературы

Урок-диспут

Тема: На чём держится мир?

Урок доброты, достоинства и человечности

Цели урока:

1. Обучающая – познакомить с произведением В.Железникова «Чучело»

2. Развивающая - развивать творческие способности и умение размышлять.

3. Воспитательная – показать истинные и ложные нравственные ценности человека

Задачи:

1. проанализировать содержание произведения В.Железникова «Чучело»;

2. научить искусству спора, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения;

3. Расширить словарный запас учащихся;

4. на примерах поступков литературных героев дать понятие нравственности и безнравственности.

Предварительное Д/З.

1. прочитать произведение В. Железникова «Чучело»

2. рассказ о действующих лицах (индивидуальные задания)

3. работа с толковым словарём (нравственно-этические термины: доброта, милосердие, меркантильность, эгоизм, альтруизм, порядочность, благородство, унижение)

Оборудование:

1. Портрет автора

2. Толковые словари

2. Эпиграфы:

Природа всё даёт, к нам царственно щедра

Нет у неё ни скорлупы и ни ядра-

Она всё вместе.

В своё вглядись внимательно нутро:

Ты скорлупа или ядро?

(В. Гёте)

А если так, то, что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

(Н.Заболоцкий)

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя

Сегодня мы поговорим о замечательном произведении В.Железникова «Чучело», поговорим об истории самоотверженной девочки Лены и ответим на вопрос: «На чем держится мир?» Но сначала я хотела бы прочитать вам стихотворение Н.Заболоцкого.

3. Мотивация.

Чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забыли про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость, так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье

А если так, то, что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Учитель:

А если так, то, что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

- Действительно, что есть настоящая истинная красота? Что она значит для нас?

Этот вопрос постоянно стоял перед людьми. Ф.М. Достоевский считал, что именно красотою спасётся мир. А. Дементьев утверждал, что рухнувшего мира не спасти красотою, так как всё покупается и продаётся, и сама красота тоже.

- Так на чём же держится мир?

На этот вопрос мы постараемся дать сегодня ответ, размышляя над проблемами, поставленными В. Железниковым в повести «Чучело». Многие взрослые считают, что детство – это самая безоблачная, беззаботная пора. Согласны ли вы с этим? Не совсем… Именно в детстве мы впервые сталкиваемся с болью, жестокостью, равнодушием. Это хорошо понимает человек с умными и добрыми глазами (портрет) – Владимир Карпович Железников. И эта повесть о вас и для вас.

4. Актуализация

Итак, урок наш пройдёт в форме диспута.

- Что такое диспут? (диспут - публичный спор на научную или общественно важную тему)

- Отстаивать свою точку зрения необходимо, подтверждая её цитатами из текста. Уважительно относитесь к мнению собеседника.

- На чем же держится мир в художественном пространстве повести?

(Перед нами предстают два подхода к жизненным ценностям: Лена Бессольцева живёт для других, таков же и дед героини, Николай Николаевич. Это благородные, порядочные люди. В противоположность им мы видим класс, детей, для которых главное – суметь приспособиться, быть как все, не выделяться. Они эгоистичны, жестоки, меркантильны, готовы унизить другого.)

5. Проверка домашнего задания

- В ваших ответах прозвучали слова, значения которых должны быть понятны всем, поэтому акцентируем внимание на них, дадим толкование каждого (проверка д/з, работа с толковым словарём)

Меркантильность

Эгоизм

Альтруизм

Порядочность

Милосердие

Благородство

Доброта

Унижение

6. Беседа с классом

-Итак, перед нами ваши ровесники (на доске их имена). Расскажите о них: Железной Кнопке, Рыжем, Попике, Димке Сомове, Лене Бессольцевой.

-Почему у многих ребят нет имен, только фамилии, клички?

( Может быть, называя некоторых ребят только кличками, автор хочет подчеркнуть, как это больно. Клички разрушают личность: человек невольно начинает подражать своей кличке.)

- Теперь мы должны выяснить, кто же прав, с вашей точки зрения, в противостоянии Ленки- Чучела, Н. Н. Бессольцева и одноклассников главной героини?

-Кто же побеждает в жизни, за кем будущее? За Бессольцевыми или за такими, как Шмакова, Миронова, Сомов, Валька, Попов, которые отражают различные социальные маски, выдавая за своё, увиденное у взрослых. Следовательно перед нами два лагеря.

- я попрошу вас занять места за столами соответственно своим позициям.

Вопросы, помещённые на доске, помогут нам в работе.

Вопросы:

1. какие проблемы ставит автор повести?

2. почему Лене трудно в классе?

3. можно ли класс назвать дружным, сплочённым?

4. почему Дима так поступил с Леной?

5. почему люди идут на предательство?

6. предатель ли Сомов? Почему предал?

7. почему дети так жестоки? Кто виноват?

8. почему ребята так прореагировали на «предательство» Ленки?

9. чем Лена отличается от своих одноклассников?

10. зачем вернулся в город Н.Н. Бессольцев?

11. почему Бессольцевы уезжают из города?

12. какова вина каждого героя?

13. есть ли добро в поступках ребят?

14. «а они вовсе неплохие эти ребята»?

15. о чём заставила задуматься повесть?

Дети говорят о том, что главное не внешность, а содержание. Лена воспитывается в интеллигентной семье, где ценятся доброта и искренность. Имеет богатый духовный мир, ценит прекрасное. Н.Н. и Лена живут не для себя, а для других: сохраняют частичку истории России. Следовательно, они живут ради красоты, приумножая её. Ценности 6-тиклассников совсем иные: дорогие вещи, машины, деньги. «Красиво жить - непросто звук пустой. Лишь тот, кто красоту умножил, тот жизнь красиво прожил, воистину увенчан красотой». Лена проявляет душевную стойкость, благородство при столкновении со средой, в которой царит поразительная жестокость детей и слепота родителей, отчуждённых от жизни своих чад.

Лена верит, что все люди изначально хорошие. Отъезд из города – не слабость, а сила Лены. Умение прощать – не удел слабых, именно оно пробуждает совесть в ребятах. Неумение разбираться в людях (Сомов), взваливает на себя тяжесть гонений и травли.

Неуважение к самой себе ведёт к тому, что Лену одни унижают, а другие безразлично наблюдают травлю. Не ценишь себя и этим даёшь повод для издевательств окружающим. Неумение давать отпор бездушным людям, попытка взывать к совести, которой у них нет. «Не мечите бисер перед свиньями».

Некоторые считают, что проявление слабости – отъезд из города, бегство.

- Итак, мы заканчиваем наш спор. После него кто-то изменил, возможно, своё мнение.

Вывод: обобщая всё сказанное, можно сказать, что ребята ведут себя жестоко, бесчеловечно, унижают более слабого, боясь, что объектом унижения и издевательств могут стать они сами. Вывод: ребята осознают ужас содеянного ими, только совершив всё это зло. Но их души не безнадёжно очерствели. В финале мы видим, что каждый задумался о своих поступках, о том, что он натворил. Возможно, совершив зло, они дойдут до добра, можно надеяться, начало положено.

7. Итоги урока:

Я попрошу пересесть изменивших своё мнение.

-Так чем же держится мир? Что важно в наших взаимоотношениях?

Подводя итоги урока, мне приятно видеть результаты. Многие изменили свою позицию, многие задумались, заглянули внутрь себя… В завершение урока вновь обратимся к великому Гёте:

Природа всё даёт, к нам царственно щедра

Нет у неё ни скорлупы и ни ядра-

Она всё вместе.

В своё вглядись внимательно нутро:

Ты скорлупа или ядро?

Выставление оценок.

8. Домашнее задание:

Написать творческую работу на тему «Поступок, за который мне было стыдно»