Главная страница

1. Предмет : литература Класс: 6 Автор учебника : В. П. Полухина, В. Я. Коровина Тема урока: «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»


Скачать 79.1 Kb.
Название 1. Предмет : литература Класс: 6 Автор учебника : В. П. Полухина, В. Я. Коровина Тема урока: «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
В.П.Полухина
Дата 05.04.2016
Размер 79.1 Kb.
Тип Литература

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме: «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

1.Предмет: литература

2.Класс: 6

3. Автор учебника: В.П.Полухина, В.Я. Коровина

4. Тема урока: «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

5. Тип урока: урок решения учебной задачи.

6. Цель урока: показать мастерство И.С.Тургенева в изображении портретов; указать на психологическую и социальную сторону портретов; новое слово Тургенева в литературе.

7. Задачи

Обучающая: проанализировать портретные характеристики мальчиков, повторить понятие портрета; показать портрет как составную часть характеристики героя. выяснить, как автор относится к своим героям; узнать об историях, рассказанных мальчиками, понять, как они характеризуют детей-рассказчиков.

Развивающая: развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы.

Воспитательная: воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному.

8. Методы и приёмы: работа в группах, анализ художественного текста, упражнения на развитие логического мышления.

9. Планируемые образовательные результаты:

а) умение выступать перед классом, взаимодействовать с другими учениками во время выполнения общего задания;

б) умение определять цель предстоящей работы, умение оценивать достигнутые результаты;

в) умение создавать устный и письменный текст;

г) умение проводить анализ художественного текста;

д) воспитание уважительного отношения к русскому языку.

10. Карту урока составил учитель: Карпова Е. Ю, учитель русского языка и литературы, ГБОУ гимназия № 330, г. Санкт-Петербург

Ход урока

Деятельность

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент

Цель: повторение изученного материала

На прошлом уроке мы познакомились с произведением И.С.Тургенева «Бежин луг». И начнем урок с небольшой разминки.

- Как называется сборник, в который входит «Бежин луг»?

- Когда был создан сборник?

- В каком жанре написаны произведения сборника?

- Что такое очерк?

- О чем рассказывается в сборнике? Его тема?

- Какова идея?


Активизация мыслеречевой деятельности учащихся. Фронтальный опрос

«Записки охотника»

40е – 50е гг 19в

Очерк

Очерк – небольшое литературное произведение, содержащее краткое выразительное описание чего-либо

Изображение крепостных крестьян

Протест против крепостного права

Познавательные УУД:Структурирование знания.

Коммуникативные УУД :Умение оформлять свои мысли в устной форме

II. Актуализация знаний.

Цель: включение учащихся в деятельность

Посмотрите на доску (слайд 1). Что это перед вами?

Что такое портрет?

Для чего нужен портрет, что он нам дает?
Теперь посмотрим, как художники в разное время описывали внешность человека. (слайд 2). Это портрет Екатерины 2 художника Левицкого. Жанр портрета – парадный. Что значит «парадный?» Что можно сказать об этом портрете? Как вы думаете, что будет являться главным в подобном портрете?

Далее – портрет кон 18 - нач 19 вв.. Боровиковский, портрет князя Куракина (3 слайд). Это портрет в духе классицизма. Что важно здесь показать художнику? Обратите внимание на детали - на кисти и краски.

- Кто были героями портретов? Люди какого сословия?

- Изображала ли кто-то народ? Посмотрите на 4 слайд – портрет первой половины 19 века. Венецианов, «Жница». Кто изображен? Какими он их изображает? Как вы думаете, такими ли были на самом деле крестьяне?

- Как вы думаете, передается ли характер в портретах?

- Скажите, только ли в живописи мы встречаемся с портретом?

- Верно. Вспомните произведения Тургенева, где встречается портрет. Передается ли там характер героя через портрет?

Если сравнить с живописью, к какому бы периоду вы бы отнесли портреты Тургенева?

Просмотр материалов презентации, проблемный диалог

(портреты). (описание внешности). (как выглядит человек, т.е. представление о человеке).
(показать место человека в государстве, возвеличивание его).

(показать принадлежность к профессии, государственной деятельности).

(дворяне, монархи)
(крестьяне)

(облагораживает, приукрашивает)

(нет, и в литературе).

(«Муму» - Герасим, «Бежин луг» - мальчики).

(ближе к Венецианову).

Познавательные УУД:активизация мышления при рассматривании портретов;

Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Сравнение

III. Постановка учебной задачи. Цель:  проговаривание цели урока в виде темы урока.


Итак, мы не зря начали урок с обращения к портретам. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? А что нам может дать описание внешности? Итак, сформулируйте тему нашего урока.

Какие цели поставим?

( о портретах мальчиков).

(достаток, характер).

Формулируют тему урока

Запись темы урока (слайд 5).


Общеучебные УУД: установление причинно-следственных связей,  выдвижение гипотез и их обоснование

Личностные УУД: Действие смыслообразования Регулятивные УУД:планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция

IV. Первичное осмысление текста и его анализ. Самостоятельная работа.

- Обратимся непосредственно к тексту произведения.

- У каждой группы есть тексты. Раскройте лист, внимательно прочитайте текст. Ваша задача – определить, о ком из героев идёт речь.

- Зачитайте ваши отрывки и скажите, о ком идет речь.

- Скажите, а сколько всего мальчиков в произведении? Почему мы рассматриваем только четверых?

- Теперь давайте посмотрим, КАК Тургенев изображает детей? Как он строит описание внешности, на что старается обратить внимание? Для этого, вам нужно обратиться к заданию 2 и ответить на вопросы.


Итак, сделаем выводы. Что нам дает портрет? Что мы можем понять по нему?



Работа в группах
Ответы представителей групп.

Работа в группах.

Ответы представителей групп

-Павлуша – смелый, уверенный, умный.
-Костя – задумчивый, печальный, любопытный.
- Федя - гордый, любопытный.
-Илюша - смирный, спокойный, пугливый, заботливый.

Представление о герое, характер


Коммуникативные УУД: Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Построение монологического высказывания;

Познавательные УУД: Осуществление смыслового чтения художественных и познавательных текстов; Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Личностные УУД: Контроль и самооценка процесса усвоения

V. Физкультминутка

А теперь закройте глаза. Прикройте их ладошками и мысленно погрузитесь в темноту летней ночи. Представьте, что вы сидите у костра на поляне, кругом тишина, только потрескивают поленья, да сверчки трещат. Перед вами – яркий огонь, а за вами черным-черно. И вот вы начинаете рассказывать друг другу разные истории…







VI. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в тетрадях


А теперь вернемся к нашему уроку. Мальчики в рассказе тоже рассказывают разные истории. Что за истории они рассказывают?

- Что можно сказать о мальчиках по их рассказам?

- Кроме одного мальчика. Какого?

Что мы можем сказать о нем? Как он рассказывает истории?

- Есть ли связь между портретами мальчиков и их рассказами?


Итак, мы видим, что характеристика героя складывается из нескольких составляющих. Во-первых, это … (портрет). Во-вторых, … (рассказ самого героя). В третьих, (слово автора о нем). И на прошлом уроке мы с вами говорили о пейзаже, который также помогает создать характер героя. Но нас интересует сейчас портрет и рассказы

- Кто из мальчиков вам больше понравился?

- Как вы думаете, а кто больше нравится автору?

- Почему?

- Но что же происходит с Павлушей в конце рассказа?

- Ожидали ли вы такую судьбу Павла?

- Есть ли в портрете предвидение его будущей судьбы?

- И вот теперь давайте посмотрим, почему Тургенев обращается к образам детей, и именно крестьянских детей. Для начала, почему дети? Если дети в общем – это будущее, то крестьянские дети – это чье будущее?

Высказывания о народе В.Г. Белинского (слайд)

«Народ – дитя, но это дитя растет и обещает сделаться мужем, полным силы и разума... Он еще слаб, но он один хранит в себе огонь национальной жизни»

- Как бы связали это высказывание с рассказом?

- Что общего у детей в описании, характерах?

- Связано ли это как-то с тем, что они крепостные?

А как они относятся к природе?

(страшные, о нечисти, потусторонних силах)

(суеверные, боязливые, верят в чудеса)

(Павлуши).

(с иронией относится к таким историям, не верит, смелый).

(В каждом рассказе мальчика проявился его характер, его отношение к жизни) Павлушу в рассказе « Бежин луг» мы видим решительным, смелым, умным, он иронично относится к нелепым суевериям. Ильюша, рассказывая свои былички, верит в них, как, впрочем, и все остальные дети у костра.
Ответы учащихся

Павлуша

Сильный, ловкий, смелый

он погибает, упав с лошади

Предположения учащихся
Дети – это будущее

будущее крестьян.

Предположения учащихся

(не очень красивые, тщедушные (хилый, слабый, болезненный), мягкие, робкие).

Восхищаются природой, ценят ее красоту.

Познавательные УУД: Сравнение; Установление причинноследственных связей; Осуществление синтеза как составления целого из частей;

Коммуникативные УУД: Учет разных мнений; Владение диалогической формой речи

Познавательные УУД: Логические УУД:Выдвижение гипотез Обоснование гипотез

VII. Обобщение

Давайте сделаем выводы. Нам важно было понять, как Тургенев изображает детей. Что мы увидели через портрет и рассказы мальчиков?

- Знаете ли вы, какая наука изучает душу человека? Душу человека изучает психология. Исходя из этого, как бы мы назвали портрет Тургенева.

- Но нужно помнить тему и идею сборника «Записки охотника». Еще раз – какова тема и идея?

- Верно. И это уже социальная сторона. Скажите, что в себе сочетает портрет Тургенева?


Их характеры, их духовный мир
Предположения учащихся

Психологический
Изображение простого народа, Протест против крепостного права

Портрет у Тургенева совмещает в себе психологическую и социальную стороны. (запись в тетради)

Познавательные УУД: Структурирование знания Выдвижение гипотез Регулятивные УУД:Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форм

VII. Рефлексия.

Подведем итоги.

Что мы сегодня узнали на уроке?

Чему научились?

Что вам понравилось на уроке?

Как вы оценивает свою работу на уроке?




Регулятивные УУД: Оценка правильности выполнения действия;Адекватное восприятие оценки учителя Коммуникативные УУД: Построение монологического высказывания

IX. Домашнее задание.

  1. Творческое задание: Написать короткий портрет друга, родственника.

  2. Поразмышлять: Как вы представляете себе в дальнейшем судьбу мальчиков?

  3. Кого бы вы взяли из мальчиков к себе в товарищи и почему?

Записывают ДЗ в дневники