Главная страница

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №68»


Скачать 85.76 Kb.
Название Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №68»
Дата 23.03.2016
Размер 85.76 Kb.
Тип Документы


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 68»

Выступление в рамках

работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому
«Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего  возраста  к условиям 

дошкольного  образовательного учреждения 

в зависимости  от стиля  семейного воспитания»


Подготовила:

старший воспитатель

высшей квалификационной

категории Галушкина С.А.


Саранск- 2014

 

Ранний возраст представляет  собой  такой  этап  жизни,  когда  быстро  формируются  все психофизиологические  процессы,  свойственные  человеку.  Одним из  важнейших  условий полноценного  развития  является  своевременное  осуществление  воспитания  ребенка,  начиная  с раннего  возраста.  На  данном  этапе  развития  ребенка  можно  заметить  некоторую  уязвимость, проявляющуюся  в  ранимости  организма,  низкой  сопротивляемости  организма  к  заболеваниям, не  устойчивый  эмоциональный  фон  и  т.  д.

Каждый  из  перечисленных  факторов  оказывает  отрицательное  воздействие  на  развитие ребенка.  В  связи  с  этим  важно  создавать  благоприятные  условия  для  ребенка  в  период адаптации  к  условиям  дошкольного  образовательного  учреждения  (далее  ДОУ). 

Дошкольное  образовательное  учреждение  для  ребенка  раннего  возраста  представляет собой  новое  и  незнакомое  место,  где  установлен  новый  режим  дня,  отсутствует  привычная домашняя  обстановка,  любящие  родители,  которые  отдают  все  свое  время.  Такие  изменения обрушиваются  на  ребенка  неожиданно,  что  влечет  за  собой  стрессовые  ситуации, неустойчивые  эмоциональные  состояния,  нарушения  в  здоровье  организма.  Поэтому  так необходим  такой  процесс  приспосабливания  к  новой  обстановке  и  условиям,  как  адаптация.

С  латинского  слово  “adaptatio”  означает  приспосабливание,  что  и  определяет  сущность термина  «адаптация»  [6].  В  основу  данного  понятия  заложено  приспособление  самого  организм, а  так  же  его  функций,  органов,  клеток  к  более  новым  условиям  окружающей  среды.  Можно сказать,  что  адаптация  направлена  на  сохранение  баланса  системы,  в  состав  которой  входят органы  человека  и  его  психическая  организация  в  момент  изменения  условий  его  жизни. 

По  мнению  Т.К.  Кончанинa,  адаптация  представляет  собой  как  один  из  этапов социализации,  которую  каждый  человек  проходит  в  своей  жизни  [3].

Б.Д.  Парыгина  представляет  адаптацию  как  составную  часть  социализации, представляющую  собой  многоуровневый  процесс  из  жизни  человека,  который  включает  в  себя  предпосылки  биологического  характера,  а  так  же  вхождение  приспосабливание  человека  к социуму  [5].

В  педагогике,  рассматривая  процесс  адаптации,  следует  учитывать  особенности  данного  процесса  к  изменяющимся  условиям  жизни  ребенка,  его  деятельности  при  поступлении  в  ДО, особенно  в  момент  вхождения  в  новый  коллектив. 

Адаптация  как  процесс  представляет  собой  естественное  развитие  таких  возможностей человека,  как  привыкание,  происходящие  при  различных  условиях  и  встречающиеся  на  его жизненном  пути  или,  это  могут  быть  конкретные  условия.  К  таким  условиям  можно  отнести  поступление  в  ДОУ,  переход  в  школу  и  т.  п.-  это  позволяет  человеку  обеспечить  свою самореализацию  в  естественных  условиях.  Для  ребенка  это  могут  быть  условия,  оказывающие  благоприятное  воздействие  на  его  состояние,  например,  его  семья,  ДОУ,  школа  и  т.  д.

Иными  слова  адаптация  представляет  собой  не  только  процесс  приспособления,  но  и создание  таких  условий,  которые  необходимы  для  дальнейшего  развития.  Таким  образом, можно  сказать,  что  адаптация  ребенка  это  его  приспособление  к  дальнейшему  развитию.  На данномэтапе  ребенок  пытается  быть  автором  жизни,  своих  способностей,  самостоятельности, что  предоставляется  ребенку  на  данном  этапе  жизни,  при  этом  за  этим  четко  следят  теперь  нетолько  родители,  но  и  воспитатели.  У  него  формируются  психологические  свойства  и  умения,  необходимые  ему  для  жизнедеятельности  в  той  или  иной  среде  пребывания. 

В  процессе  адаптации  ребенка  в  раннем  возрасте  можно  выделить  особенные  факторы,  такие  как  межличностные  отношения,  определенный  психологический  климат  внутри  семьи,  а  так  же  стиль  воспитания. 

О  семье  можно  сказать,  что  это  определенная  группа  людей,  которые  социально объединены  и  связаны  родственными  узами,  занимаются  общим  бытом,  взаимопомощью  и взаимной  моральной  ответственностью. 

Именно  семья  обеспечивает  первые  уроками  жизни,  которые  являются  основой  для руководства  своим  поведением  в  будущем. 

Родители  оказывают  значительное  влияние  на  ребенка,  что  осуществляется  посредством  определенного  стиля  воспитания.

В  литературе  можно  найти  несколько  классификаций  стиля  семейного  воспитания  [4]. Из  них  можно  выделить  следующие  три  основных  стиля:

Авторитарный  стиль  воспитания  сложился  одним  из  первых  в  истории.  Из  поколения  в  поколение  этот  стиль  диктовал  повиновение  младших  старшим.  Однако,  в  современных условиях  данный  стиль  может  перейти  в  гиперопеку  над  детьми,  будь  это  один  или  два ребенка  в  семь.

Родители  заботятся  о  своем  ребенке,  руководствуясь  своими  представлениями, интересами,  желая  при  этом  только  добра.  Таким  способом,  родители  пытаются  сформировать  в  ребенке  взгляды,  манеру  поведения  по  своему  усмотрению.  Ребенок  постоянно  находиться под  контролем  своих  родителей,  от  которого  ожидается  принятие  ценностей,  установленных родителями.  Одними  их  главных  черт  в  характере  ребенка  является  послушание  и  покорность. 

Данный  стиль  воспитания  подразумевает  полное  повиновение  своим  родителям,  которые  не  собираются  объяснять  причину  своих  установленных  запретов  и  строгих  указаний.  На ребенка  в  раннем  возрасте  данный  стиль  воспитания  может  оказать  негативное  влияние.  Такие  дети  часто  замыкаются  в  себе,  нарушается  общение  с  родителями  и  со  сверстниками.  Данное  явление  может  проявиться  и  при  поступлении  в  ДОУ,  где  ребенок  может  оказаться  в  полном  одиночестве. Изза  постоянного  давления  родителей  на  ребенка,  он  может  закрыться  от окружающих  людей,  в  данном  случае  это  люди  в  среде  ДОУ.  Ребенок  может  не  идти  на контакт  с  воспитателем  и  другими  детьми.  Наблюдается  низкий  уровень  вербальной коммуникации  ребенка,  отсутствие  инициативности.  У  некоторых  мальчиков  можно  наблюдать  агрессию  в  поведении  и  низкий  уровень  волевой  регуляции.  Поэтому  важно,  чтобы  родители учитывали  возрастные  особенности  при  воспитании  ребенка.

Либеральный  стиль  воспитания  обычно  представляется  в  виде  окружения  заботой  и лаской  своего  ребенка  родителями.  Родители  проявляют  уступчивость  по  отношению  к  своим  детям.  Если  ребенок  в  своем  поведении  выходит  за  установленные  рамки,  жесткие  меры  со стороны  родителей  не  предпринимаются.  Некоторые  родители  предпочитают  уклониться  от процесса  воспитания,  считая,  что  лучше  всего  предоставить  свободу  действий  ребенку.  При этом  окружая  его  любовью  и  вседозволенностью,  что  дает  возможность  ребенку  самому осознать  свои  действия  и  самостоятельно  принять  решение  об  ограничении,  установить правила  и  нормы  своего  поведения.

При  таком  стиле  воспитания  ребенок  стоит  на  одной  ступени  со  своими  родителями. Ему  предоставлена  свобода,  никаких  запретов.  Родители  не  оказывают  помощи  и  поддержки.  Используя  такой  стиль  воспитания,  начиная  с  раннего  возраста  ребенка,  есть  вероятность получить  не  благоприятные  «плоды».  Такой  ребенок  подвержен  инфантильности,  высокой тревожности.  У  такого  ребенка  отсутствует  понимание  страха  деятельности  и  достижения.  Такие  дети  часто  импульсивны,  безответственны.  Они  могут  быть  непослушными,  зачинщиками капризов  в  группе  ДОУ.  С  таким  ребенком  сложно  справиться,  объяснить  нормы  поведения принятые  в  учреждении  ДОУ.  Они  плохо  адаптируются  в  детском  коллективе,  не  хотят  нести  ответственность  за  свои  поступки.  Жизнь  без  определенных  рамок,  на  которые  можно упереться,  приводит  к  неуверенности  внутри  души.

Демократический  стиль  воспитания  —  наиболее  редко  применяемый  в  практике  стиль.  Родители  направляют  деятельность  ребенка,  опираясь  не  только  на  свои  собственные представление  об  окружающем  мире,  но  и  учитывая  потребности  и  интересы  ребенка.  За поведением  ребенка  ведется  контроль,  который  не  приобретает  степени  «жесткие  рамки».  При  данном  стиле  воспитания,  ребенок  постепенно  принимает  самостоятельные  решения,  действия  не  мешая  интересам  других.  Нет  навязывания  чужого  мнения,  в  случае  нарушения  какихлибо  норм,  ребенку  объясняют  родители  на  своем  примере,  стараясь  разъяснить,  что  есть  хорошо,  что  есть  плохо  и  как  следует  поступать.  Такие  дети  дружелюбные,  ответственные, коммуникабельные. 

В  повседневной  жизни  редко  встречается  ярко  выраженные  стили  воспитания.  Обычно он  представлен  в  сочетании  с  другими  стилями.  Родителям  необходимо  задуматься  над  тем, какой  стиль  воспитания  они  применяют,  так  как  это  определит  жизнь  ребенка  в  будущем. 

По  мнению  таких  авторов,  как  Л.А.  Волошина,  В.В.  Устинова  и  других,  применение только  демократического  стиля  в  воспитании  ребенка  не  даст  положительных  сдвигов  [1]. По  их  мнению,  следует  сочетать  несколько  стилей,  в  зависимости  от  сложившейся  ситуации  и  обстоятельств  в  семье.  Чаще  всего  в  семье  формируется  свой  индивидуальный  стиль воспитания,  который  стабилен,  обладает  определенной  динамикой  и  может  изменяться  в разных  направлениях. 

Семья  всегда  выступала  главным  институтом  по  воспитанию  будущего  поколения. Приобретенное  в  детстве,  ребенок  сохраняет  на  протяжении  всей  своей  жизни.  Важность семьи  определена  тем,  что  значительную  часть  своей  жизни  ребенок  обитает  в  ней, воспринимает  нормы,  традиции,  правила  поведения.  В  общении  взрослых  и  детей  можно выделить  следующие  принципы  общения  [2]:

  • первый  принцип:  происходит  принятие  ребенка:  он  принимается  таким,  какой  он  есть;

  • второй  принцип:  применение  эмпатии.  Взрослый  принимает  позицию  ребенка  и  смотрит  на  его  проблемы  с  его  точки  зрения;

  • третий  принцип:  предполагает  адекватное  поведение  родителей  на  обстановку, происходящую  вокруг.

Некоторые  родители,  представители  демократического  стиля  воспитания,  прислушиваются  к  мнению  своих  детей,  уважают  их  позицию,  а  так  же  стремятся  развить  самостоятельность  в поступках  и  суждениях.  Такие  дети  лучше  понимают  своих  родителей,  легко  выстраивают  с ними  общение,  послушны,  в  действиях  проявляют  инициативу.  Родители  представляют  собой образец,  на  который  ребенок  опирается. 

Именно  в  раннем  возрасте  семейное  воспитание  имеет  для  ребенка  исключительное значение,  чего  не  может  дать  общественное  воспитания.  Такой  точки  зрения  придерживается большинства  специалистов  в  области  детской  психологии. 

Следует  отметить,  что  основным  условием  для  развития  ребенка  в  раннем  возрасте  будет являться  стиль  воспитания,  присущей  семье.  Именно  в  этом  возрасте  закладываются  основы поведения,  которые  пригодятся  для  попадания  в  среду  и  условия  ДОУ. 

 

Литература.

  1. Волошина  Л.Д.  Современная  воспитательная  система  детского  сада  /  Волошина  Л.Д., Кокунько  Л.И.  //  Дошкольное  воспитание.- 2004.- №  3.- С. 12- 17.

  2. Гребенников  И.В.  Воспитательный  климат  семьи.  М.:  Знание.  2009.- 40с.

  3. Кончанин  Т.К.  К  вопросу  о  социальной  адаптации  молодежи  /  Т.К.  Кончанин.  Тарту. 2009.- 163  с.

  4. Минияров  В.М.  Психология  семейного  воспитания.  Воронеж.  2009. 

  5. Парыгин  Б.Д.  Основы  социально-  психологической  теории  /  Б.Д.  Парыгин.  М.  2008.- 541  с.

  6. Столяренко  Л.Д.  Психология.  Ростов-н/Д.:  Юнити.  2003.- 382  с.