Главная страница

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» г. Советский»


Скачать 30.49 Kb.
Название Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» г. Советский»
Дата 12.02.2016
Размер 30.49 Kb.
Тип Документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок» г. Советский»

Консультация для родителей и педагогов



«ВЛИЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА НА ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ»



Учитель-логопед


Караванова И. А.


ВЛИЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА НА ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ



Готовность ребенка к обучению в школе во многом зависит от уровня сформированности фонематической стороны речи. Большинство детей при нормальном развитии к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи и сформированностью фонематических процессов. Однако у определенной части детей, поступающих в школу, имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают не только произносительную сторону, но и слуховую дифференцировку фонем. Признаком фонематического недоразвития у детей является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими, артиукуляционными и акустическими признаками. Сюда относятся свистящие – шипящие звуки, звонкие – глухие, твердые – мягкие, соноры, взрывные и фрикативные звуки.

При фонематическом недоразвитии обнаруживается ряд особенностей произношения звуков. Эти затруднения проявляются у детей в замене одного звука другим, более простым по артикуляции. Так, например звук «м» заменяется на звук «с». Или смешениях звуков в речи. В одних случаях ребенок употребляет звуки правильно в других взаимозамещает их, например, говорит: «У коски пушистый хвост».

Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу и синтезу слов. Из-за отставания развития фонематического слуха его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят труднопроизносимые звуки. По этой же самой причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи.

При недоразвитии фонематического слуха многие предлоги и безударные окончания слов для ребенка остаются неуловимыми. Вследствие недоразвития фонематического слуха и восприятия обязательно повлечет за собой нарушение письма в школе.

Подтверждение этого мы находим в работах авторов: Р.Е. Левиной «Нарушение письма у детей», Т.Г. Егорова «Очерки психологии обучения детей грамоте» и др.

Так А.Ф. Спирова приводит интересные данные, указывающие, что школьники с нарушениями фонематического слуха в среднем делают в 2-5 раз больше ошибок, чем учащиеся с нормальной речью.

Например, И.Н. Садовникова выделяет группу специфических ошибок (т.е. не связанных с применением орфографических правил):

  • ошибки фонематического восприятия;

  • ошибки звукового анализа;

Ошибки фонематического восприятия


В основе ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство.

В устной речи недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков, на письме проявляется смешение букв. Наиболее распространенные ошибки касаются свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких, соноров, аффрикат.

Ошибки звукового анализа


Д.Б. Эльконин определял звуковой анализ как действие по установлению последовательности количества звуков в составе слова (узнавание звука среди других фонем и вычленение его слова в начальной позиции, а так же полный звуковой анализ слова).

Несформированность действий звукового анализа проявляются на письме в виде пропуска, перестановки, вставки букв или слогов.

Таким образом, очень важно для успешного овладения грамотой в школе у ребенка в дошкольном возрасте устранить недоразвитие фонематического слуха и восприятия.

Вывод:

  1. Грубые нарушения фонематического слуха приводят к тому, что страдают основные смыслоразличительные признаки фонемы (твердость – мягкость, звонкость – глухость), ребенок не дифференцирует звуки, слова, отсюда страдает лексика, грамматический строй речи.

  2. Необходимость раннего исправления у детей речевых нарушений, связанных с недоразвитием фонематических процессов, до поступления в школу.