Главная страница

«Мой ребенок не говорит»


Скачать 90.77 Kb.
Название «Мой ребенок не говорит»
Дата 03.03.2016
Размер 90.77 Kb.
Тип Документы

«Мой ребенок не говорит».

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью – это сложный и многосторонний психический процесс. Ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов: социальных, наследственных и т.д. речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, тем не менее, имея достаточно развитой речевой аппарат, сформированные речевые структуры головного мозга, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна благоприятная речевая среда. Природа позаботилась о том, чтобы у малыша были все предпосылки для освоения речи. Что же зависит от нас, родителей? Какие условия мы должны создать нашему ребенку?

Прежде чем ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть типичные фонетические возрастные особенности речи детей, которые не являются патологией в данном возрасте:

В норме у ребенка около 5-6 месяцев возникает лепет – это ритмичное многократное повторение слогов, напоминающих речь: «да-да-да», «ма-ма-ма» и т.д. Если лепет прекратился, то очень важно сразу обратиться к врачу. К концу первого года появляется лепетное говорение. Оно всегда обращено к взрослому. Ребенок еще не вкладывет смысла в конкретные звукосочетания, но уже стремится донести с помощью голоса определенную информацию («мака, путя, кася -на» и т.д.).

  • В 3-ехлетнем возрасте – «ш», «ж», «ч», «щ» больше всего заменяются звуками «с», «з», в свою очередь недостаточно четкими. «Щ» иногда заменяется своими составными, но еще не четкими элементами (ш,ч,ть). Реже вместо этих звуков могут употребляться «т», «д», произносимые иногда лишь приблеженно;

- «с», «з» могут заменяться на «т» или «д», а «ц» на «с»;

- изредка вместо шипящих и свистящих произносятся «ф», «в».

- «р», «л» отсутствуют или заменяются на «й», «ль», «в»,или коротким «у».

- «х», «к», «г» могут отсутствовать или заменяться на «т» и «д».

-«й» отсутствует или заменяется на «ль».

- иногда «м» заменяется на «н» и наоборот.

- переднеязычные (с,з,ц,ш,ж,ч,д,т,л,н) произносятся межзубно.

- согласные звуки могут произноситься смягченно. Реже наблюдаются обратные явления – замена мягких на твердые.

- звонкие согласные могут заменяться глухими.

- из гласных, труднее всего усваиваются «и» и «у», они часто сближаются с «е» и «о».

-один и тот же звук в разных сочетаниях может произноситься то правильно, то искаженно, то выпадает.

Кроме того в этом возрасте из нескольких рядом стоящих согласных обыкновенно произносится лишь один, неударные слоги часто выпадают, звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются.

  • В 4-5 летнем возрасте число неправильных звуков заметно уменьшается, так что к концу пятого года почти все дети произносят такие трудные звуки, как шипящие, иногда и «р».

- звуки «ш», «ж», «ч», «щ» обычно заменяются на «с», «з», «ц», или выговариваются нечетко.

-шипящие, свистящие, «д», «т», «л», «н» произносятся межзубно.

- «р», «л» заменяются на «й», «ль», или «в».

й» на «ль».

Звонкие согласные могут смешиваться с глухими, шипящие со свистящими. Типичными для этой группы детей является неустойчивость усвоенных звуков (то правильно, то не правильно).

  • в 6 летнем возрасте дети говорят в общем правильно, но все же у значительного числа их имеются фонетические недочеты речи: картавый или с недостаточным рокотом звук «р», шипящие и боковые свистящие. Нередко произношение бывает «смазанное », «сквозь зубы».

Недостатки речи закрепляются в результате следующих причин:

- неправильная речь окружающих, «сюсюкание» с ребенком;

- недостаточный учет взрослыми тенденции ребенка к усвоению речи окружающих. Они не показывают в трудных случаях, как следует артикулировать звук, не поправляют ребенка, не вызывают его интереса к произношению;

- непосильная для ребенка речевая нагрузка. Взрослые часто побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них речевой материал. В результате переутомления физиологических механизмов речи нарушения еще больше закрепляются.

Таким образом, речь детей формируется под влиянием речи взрослого. Поэтому ребенка с раннего возраста важно научить подражать взрослому при выполнении им различных движений. В процессе совместной со взрослым игровой деятельности ребенок учится повторять слова и действия взрослого. Так его необходимо учить подражать действиям губ, произнося цепочки слогов «мо-мы», «то-ты-ту» и т.п. Считается, что в раннем возрасте ребенок особенно чувствителен к усвоению языка. Важное значение имеет положительное взаимодействие «мать-ребенок». Известно, что отдаление ребенка от матери в раннем возрасте может быть одной из причин задержанного речевого развития ребенка.

Поэтому не оставляйте без внимания голосовые упражнения малыша. Подойдите к нему, улыбнитесь, заговорите с ним, повторяйте за ним его вокализации, приглашая его подражать вам. Много разговаривайте с ребенком, объясняйте ему, что вы делаете с ним, чем заняты, что происходит вокруг. Обязательно проговаривайте события и ситуации, вызвавшие у малыша яркие эмоции – радость, испуг, удивление. Отвечайте на вокализации крохи развернуто, исходя из того, что он пытался вам сообщить (например: «да, мой хороший, это новый красный мячик! Да, он тебе очень нравится! Он такой гладкий и круглый!»). Таким образом ребенок раннего возраста постепенно учится соотносить свои впечатления и переживания с определенными звуками речи. Обсуждение с малышом разнообразных тем наполняет его пассивный словарный запас, которому в скором времени суждено стать активным!

С детьми более старшего возраста необходимо проводить работу по нескольким направлениям:

  1. Развитие тонкой моторики.

  2. Развитие речевого дыхания.

  3. Развитие подвижности мышц артикуляционного аппарата.

  4. Развитие понимания речи. Заниматься с ребенком нужно только в игровой форме, 10-15 минут в день. Хорошо включать элементы соревнования – кто лучше, кто быстрее, и т.д.

Развитие тонкой моторики.

Давно известно, что функция речи тесно связана мелкой моторикой рук. Различные упражнения руками позитивно влияют на темпы и качество речевого развития. Пока ребенок маленький, можно делать ему мягкий массаж ладошек и пальчиков.

Чуть позже массаж превратится веселую пальчиковую гимнастику. Сначала мама будет играть ладошками ребенка – сгибать и разгибать пальчики, постукивать, щекотать ладошку, сопровождая это занятие веселыми стихами, народными потешками. Все знают популярные «ладушки», «сорока-ворона», «пальчик, пальчик, где ты был?». Ребенок постарше может сам выполнять различные движения: сжимать-разжимать кулачки, загибать поочередно пальцы, изображать пальцами бегающие ножки, крылья бабочки, и т.д.

Хорошо развивает мелкую моторику игра с небольшими предметами – пуговицами, крупами, мелкими деталями игрушек, с прищепками, резиновыми шариками. Пуговицы можно нанизать на крепкую нитку, бусины и фасоль зашить в мешочек из тюли. Из риса, гречки сварить кашу и позволить малышу брать крупинки пальчиками и класть в рот. И вкусно, и полезно! Хорошо также рисование пальчиками – красками или вареньем, работа с соленным тестом (1 стакан муки 0,5стакана соли, 0.5стакана воды, 1ст.ложка подсолн. масла , хранить в холодильнике в пакете). Не забывайте также про лепку из пластелина и глины, конструирование и аппликацию.

Организация работы по развитию речевого дыхания.

Основная задача в 3-4 летнем возрасте – развитие длины выдоха, правильности подачи голоса на выдохе. Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные игры и упражнения:

-Дуть на легкие шарики, играть на музыкальных духовных инструментах;

-Надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри,

-Сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (играть в «футбол»).

-«львенок греется». Вдох. Мягким долгим выдохом (беззвучно произнося слог Ха) греем последовательно: ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, стопы, «хвост».

-«надоедливый комар». Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. Вдох – руки развести в стороны. Выдох – очень медленно (чтобы не спугнуть комара) надо свести руки, одновременно произнося звук З-З-З, затем следует резкий хлопок ладонями.

Необходимо проводить ежедневно дыхательную гимнастику:

  • Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – и одновременно сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5-6раз).

  • Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывать отдыхающую указательным пальцем.

  • Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

  • Во время выдоха широко открыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук «а-а-а» (5-6раз).

Развитие подвижности мышц артикуляционного аппарата

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

  • К детям 4-5 лет требования повышаются: повторяйте с ним все упражнения, не менее 5-6 раз. Движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

  • В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

  • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.

Упражнения для тренировки мышц щек и губ:

  • -удерживать губами сухарики, или конфеты. упражнение делается под счет.

  • - надувать обе щеки одновременно.

  • - надувать щеки попеременно.

  • - Втягивать щеки в ротовую полость между зубами.

  • - Растягивать губы при сжатых челюстях одновременно в стороны, вверх, вниз, обнажая зубы, затем их расслабить.

  • - Сделать «хоботок», удерживать его 5-10секунд.

  • - попеременно произносить и - у, и - о.

  • -поднять верхнюю губу, обнажая верхние зубы.

  • - имитация полоскания зубов (надувать губы).

  • - Производить фыркающие движения губ (фырканье лошади).

Упражнения для тренировки мышц нижней челюсти:

  • - Рот полуоткрыт – широко открыт - закрыт.(счет от1 до 30)

  • - движения нижней челюсти вперед под счет от 1 до 5, рот полуоткрыт.

  • - имитация жевания, при котором происходит энергичное сокращение мускулатуры гортани, глотки, мягкого неба, языка и губ.

  • - кулаком подпереть нижнюю челюсть, открывать рот с сопротивлением, надавливая кулаком на челюсть.

Советы родителям, чьи дети не говорят:

  1. Больше говорить с ребенком, озвучивая их действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно!

  2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа: «дай ручку. Где ножка?». Опирайтесь на то, что ребенку доступно. И неоднократно повторяйте то, что уже усвоено.

  3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенный вариант: машина-би-би, кукла-ля-ля и т.д.

  4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

  5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок может произнести во время совместных игр (прятки-ку-ку, паровозик –ту-ту). Можно вместе удивиться увиденному «Ух, ты!». Произносите радостно междометия: «Ой, ай, уй», пусть ребенок повторяет только гласные –о, а, у.

  6. Почаще рассказывайте, читайте стихи, сказки. Побуждайте досказывать слова.

  7. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео, и аудио информацией.

  8. Не говорите при ребенке о его отставании.

  9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. У каждого свои сроки.

  10. Не дожидайтесь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой-маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много).

  11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, массаж мышц губ, щек, подбородка.