|
Мифы древних славян. Миф о Солнце
Тема урока. Мифы древних славян. Миф о Солнце.
Цели урока: показать образность, поэтичность славянской мифологии;
развивать навыки анализа текста;
работать над художественным пересказом текста.
Методические приемы: рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, работа со словарями.
Оборудование: иллюстрации учащихся к « Мифу о Солнце»;
презентация.
Оргмомент.
-Определите цели и задачи нашего урока.
Какие виды работ мы можем сегодня выполнить?
Слово учителя.
Наши далекие предки, как и античные греки, объясняли мир, в котором они жили, как результат действия богов. Они тоже поклонялись силам природы. Почему? Древние люди были тесно связаны с миром природы, зависели от нее.
Работа с тетрадями. Запись на доске.
Пантеон - совокупность божеств какой- либо религии.
Перун – верховный славянский бог, бог войны.( Зевс- верховный древнегреческий, Арес – бог войны)
Ярило – бог земледелия, весеннего солнца.( Деметра)
Сварог- бог огня. ( Гефест)
4. Беседа по тексту.
-
Что объясняет народный миф о солнце? ( Происхождение мира, смену времен года, появление на земле огня)
Как объясняет миф появление растений и животных? ( Растения животные и человек – дети Матери- Сырой –Земли и бога солнца Отца- Ярилы. Миф объясняет происхождение всего живого любовью: « И все жило и все любило, и все пело хвалебные песни Отцу- Яриле и Матери- Сырой- Земле)
Как объясняется в мифе появление ума у человека? ( Ум у человека появился от удара по голове « золотой вожжей- яркой молнией»)
Комментарий учителя. Вспомним фразеологизмы « проблески мысли»,
« блестящий ум», « молнией пронзила мысль», согласующиеся с этими представлениями древних.
-
Как объяснятся появление огня? ( Огонь послал Земле Ярило, чтобы не замерзло все живое зимой)
Каково его значение в мифе? ( Велико, противопоставлено мраку и стуже)
Какие языческие славянские праздники, связанные с огнем вам известны?
( На масленицу пекут блины, сжигают куклу Масленицы; на Ивана Купала прыгают через костер)
-
Почему наши предки сначала предавали своих мертвых огню, а потом изменили способ захоронения? ( Это связано с культом Солнца и Земли:
« заснувшего смертным сном Ярилина сына отдавали живущему в огне отцу. А потом стали отдавать мертвецов их матери…зарывая в землю».)
5. Работа с иллюстрациями ( творческие работы учащихся)
Прокомментируйте свои работы и работы товарищей. Все ли удалось?
6. Художественный пересказ текста.
7. Работа над художественно- выразительными средствами « Мифа о Солнце».
Какие средства использованы в тексте? Приведите примеры, запишите в тетрадь.
Эпитеты : « синие моря», « Мать- Сыра- Земля», « солнце красное», « бог светлый», « речь крылатая».А почему речь крылатая? ( быстрота, свобода мысли, легкость).
Метафоры : « пламень взора…пронизал слои мрака», « взор прорезал тьму».
Олицетворения : « Мать- Сыра- Земля от сна проснулась…стала тосковать».
8. Работа со словарями. Объясните значение слов:
Здравствовать - приветствовать.
Тварь-живое существо. ( Вещее слово – от слов «ведать», знать – разумное слово).
Вещий - пророческий, предвидящий будущее.
Итог урока.
Что общего между мифами, легендами и сказками, что их объединяет?
Оцените свою работу на уроке. Все ли удалось? Были ли трудности?
Д. З. подготовить сообщение о скандинавской мифологии или мифологии североамериканских индейцев ( по материалам энциклопедии для детей).
|
|
|