Главная страница

Методики изучения межличностных отношений и самооценки младших подростков


Скачать 124.71 Kb.
НазваниеМетодики изучения межличностных отношений и самооценки младших подростков
Дата09.03.2016
Размер124.71 Kb.
ТипАнализ

Методики изучения межличностных отношений и самооценки младших подростков




Для исследования межличностных отношений в среднем звене можно использовать социометрический метод Дж. Морено. Он создал социометрию как удобную в практике методику для изучения эмоциональных связей в группе. Связи такого рода, построенные на симпатии—антипатии людей, он считал важнейшими как для существования и продуктивного функционирования самой малой группы, так и для самочувствия, работоспособности, перспектив развития отдельного человека в данной группе. Социометрический метод был создан для изучения структуры эмоциональных межличностных предпочтений.

Социометрическая процедура имеет целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Тест позволяет анализировать особенности социометрической (эмоциональной) структуры малой социальной группы. Каждый человек в группе имеет эмоциональный статус. Если определять его качественно, то статус — позиция, нормы и правила поведения, которые предписано соблюдать данному человеку в данной группе. Через особенности этой позиции человек в группе оценивает себя сам и его оценивают остальные. Количественно статус измеряется социометрией через подсчет числа положительных (первый вопрос) и отрицательных (второй вопрос) выборов, которые сделаны в отношении данного человека всеми членами его группы. Если представить все статусы членов группы в виде единой иерархии, то получим социометрическую структуру группы.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.

Основное достоинство социоматрицы - возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе.

Для изучения самооценки младших подростков можно использовать методику Т.Дембо-С.Рубинштейн.

Данное исследование основано на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание [56].

Проведение исследования.


Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

- здоровье;

- ум, способности;

- характер;

- авторитет у сверстников;

- умение многое делать своими руками, умелые руки;

- внешность;

- уверенность в себе.

На каждой линии крестиком (х) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально - с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная - «здоровье» - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

По каждой из шести шкал определяется высота самооценки - от «о» до знака «х».

Рассчитывается средняя величина каждого показателя уровня самооценки по всем шести шкалам.

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности - «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
Пути оптимизации межличностных отношений и самооценки младших подростков
Результаты нашего эмпирического исследования подтвердили взаимосвязь социометрического статуса в группе и самооценки младших подростков, следовательно, можно сделать вывод о влиянии межличностных отношений на развитие личности младшего подростка.

Система межличностных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для ребенка, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной снижения самооценки. Однако, если у ребенка существует хотя бы одна взаимная привязанность, он перестает осознавать и не очень переживает свое объективно плохое положение в системе межличностных отношений. Даже один взаимный выбор является своеобразной психологической защитой и может уравновесить несколько отрицательных выборов.

Происходящие в младшем подростковом возрасте изменения в отношениях со сверстниками необходимо учитывать при организации воспитательной работы. В формировании возникающих у младших подростков межличностных отношений решающая роль принадлежит педагогу. В начале школьного обучения, пока еще у детей не сложились собственные отношения и оценки, как себя, так и одноклассников, они безоговорочно принимают и усваивают оценки учителя, являющегося для детей высшим авторитетом.

Систематические отрицательные оценки и суждения, резкие замечания в адрес ребенка становятся для остальных детей своеобразным «ярлыком», характеризующим одноклассника, и некритически повторяются в собственных оценках детей, которые перестают принимать сверстника.

Негативное влияние на положение ученика в системе межличностных отношений может оказать и неумеренное захваливание кого-то из детей, противопоставление ребенка всему классу в качестве примера для подражания. Дети, иногда несправедливо, начинают считать таких школьников «любимчиками» и «подлизами» и потому избегают общения с ними. В этой связи необходимо отметить, что дидактогении (т.е. нарушения психогенного характера, вызванные непедагогическими поступками учителей) наиболее часто встречаются именно у младших подростков.

Вместе с тем именно педагог, в силу своей значимости для младшего подростка, может сыграть решающую роль в ситуации, когда необходимо вывести ученика из статуса «изолированного» члена группы. Поведение учителя в каждом конкретном случае должно строиться индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации, своеобразия личностных характеристик ребенка, уровня развития межличностных отношений в классе.

Для установления дружеских отношений со сверстниками большое значение имеет наличие у ребенка таких качеств, как самостоятельность, уверенность в себе, инициативность. Их основой является позитивная самооценка. Младший подростковый возраст является сенситивным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания, поэтому необходимо начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте.

Основные цели формирование учебной самооценки:

1) развитие способности самооценивания, умений и навыков самооценивания как основы для самообучения и саморазвития учащегося;

2) помощь ребенку, с одной стороны, в обретении здоровой, спокойной уверенности в себе, с другой – в обретении столь же здоровой самокритичности;

3) формирование более содержательной оценки, превращение ее в инструмент, с помощью которого можно измерять и сравнивать свою успешность в любых видах деятельности.

Для того чтобы сформировать адекватную самооценку, педагогу необходимо научить ребенка умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Самооценка младших подростков зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Педагог должен научить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам.

Условием формирования высокой самооценки является знание ребенком своих способностей и наличие возможности для их реализации. Младший школьный возраст характеризуется стремлением ребенка овладеть различными умениями, что определяет в случае успеха развитие чувства собственной умелости, компетентности или, в случае неудачи, чувства неполноценности.

Умелость ребенка может проявляться в самых разных областях и носить самый разнообразный характер. Главное, чтобы это умение было ценным в глазах и взрослых, и сверстников. Так, например, кто-то лучше всех решает задачи по математике («наш математик»), кто-то быстрее всех бегает («он у нас спортсмен»), или умеет рисовать, играет на музыкальном инструменте, или дольше всех может отбивать головой футбольный мяч, или шевелить ушами.

Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость. И успеваемость здесь уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и в других такие качества, которые непосредственно не связаны с учебой.

Задача взрослых помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника и для его одноклассников.

Таким образом, умелость ребенка, знание им своих сильных и слабых сторон является основанием для формирования самостоятельности, уверенности в себе, личностной независимости, что позволяет быть более компетентным и в общении со сверстниками.

В ситуации нарушений межличностных отношений появляется необходимость в специальном педагогическом воздействии, корректировании общения для повышения его воспитательной эффективности.

Корректировка межличностных отношений младших подростков может осуществляться прямым и косвенным способами педагогического воздействия. Прямое педагогическое воздействие с целью корректировки общения достаточно эффективно в 5 классе и первом полугодии 6 класса. В этот период учителя могут прямо указывать тому или иному ученику с кем из его сверстников и в связи с чем ему следует вступить в контакт. Поскольку в этом случае возможны связи неустойчивые и кратковременные, постольку и контакты, возникшие по инициативе учителя бывают обычно столь же кратки. Но в процессе этих контактов ученик получает первоначальный импульс и опыт общения со сверстниками в классе. Кроме того, эффективным в этот период является и соответствующее рассаживание школьников в классе. Основными путями оптимизации межличностных отношений школьников можно считать следующие:

  • Постановка перед школьниками проблем, адекватных их возрастным особенностям, которые ранее привлекали их внимание.

  • Сообщение неординарной информации, которая в соответствии с возрастными особенностями должна заинтересовать школьников.

  • Постановка перед коллективом или группой учащихся определенной альтернативы, необходимость обсуждения которой объективно диктуется характером жизнедеятельности ребят.

  • Переориентация интересов членов коллектива или группы учащихся.

Особую роль в корректировке содержания обучения школьников играет характер общения педагога и учащегося.
Условия эффективного общения.

Контакт учителя с учащимися.

Учителю удается сделать коллектив сферой общения школьников лишь в том случае, если у него есть контакт с ними. Контакт устанавливается, если у учителя присутствует демократический стиль общения и руководства коллектива. Он предполагает, что педагог опирается на ученический коллектив, поощряет и воспринимает самостоятельность ребят. Проблемы учащихся учитель обсуждает совместно с ними и при этом не навязывает свою точку зрения, а стремится убедить в ее правильности. Преподаватель терпим к критическим замечаниям учеников, стремится понять их. Исследования показали, что стиль общения учителя серьезно влияет на климат в коллективе, на то, как часто возникает, как протекают и разрешаются конфликты в среде ребят и между учащимся и преподавателем.

От стиля во многом зависит эмоциональное самочувствие учеников, психологический климат коллектива. Именно у учителя демократического типа чаще возникает доверительное общение с учащимися. Это очень важно, так как любому педагогу необходимо уметь беседовать с учащимися на самые разные темы в самых разных ситуациях, и с коллективом в целом и отдельно с мальчиками и девочками, с группой ребят и индивидуально. Развитое умение познавать учащегося – необходимое условие успешное успешного контакта с ним. Естественно учитель не может знать всё о каждом, но стремиться узнавать своих учеников вновь и вновь необходимо. Важное условие контакта с учениками – умение учителя преодолевать любые стереотипы, правильно воспринимать общение в детском коллективе, трудности, конфликты, глубоко видеть породившие их причины, ориентироваться в быстро меняющихся педагогических ситуациях и принимать правильные решения.

В младшем подростковом возрасте необходимо формировать эмоциональные отношения. Они складываются из умения понимать другого, сочувствовать ему, различать эмоциональные состояния, выражать свое отношение к другим, понимать свои чувства.

Деловые межличностные отношения предполагают умение договариваться, уступать, подчинять свои интересы коллективной деятельности, работать на общий результат, анализировать полученный результат, сопоставляя его с ранее поставленной целью, и т.д.

Формирование положительных межличностных отношений, а также адекватной самооценки возможно только в условиях совместной деятельности учащихся. Задача педагога – создать условия для формирования межличностных отношений учащихся, используя возможности как учебной деятельности (в ходе изучения учебных предметов), так и внеучебного времени (в группе продленного дня, на занятиях в системе дополнительного образования).

Вне зависимости от того, на каком содержании строится взаимодействие ребят, педагог выстраивает основные этапы работы:

1. Он предлагает задание, то есть ставит перед учащимися групповую цель, которую каждый ребенок должен принять как свою.

2. Он предлагает сформировать группы, в которых каждый школьник учится ответственности за общий результат, так как из результатов каждого складывается общегрупповой.

3. В процессе выполнения группового задания учитель наблюдает, помогает, изучает, как у детей развиваются умения конструктивно взаимодействовать и общаться в процессе выполнения задания, то есть как ребята учатся уступать друг другу, слушать, подчинять свои интересы общему делу.

4. Учитель отводит время для рефлексии учащимися их совместной деятельности. Дети анализируют процесс выполнения задания и полученный результат. Тем самым младший школьник учится адекватно оценивать себя в системе межличностных взаимоотношений одноклассников.

Организация совместной деятельности позволяет педагогу изучать как класс в целом, так и отдельных его членов: насколько дети хотят сотрудничать, как они умеют это делать, их эмоциональное отношение к занятиям, трудности, которые неизбежно возникают в процессе работы.

Работа в группах позволяет педагогу вовремя заметить нарушения, которые имеют место в классе, и начать их преодолевать (например, если есть отверженные ученики или дети, которые в силу разных причин плохо адаптируются к школе).

Факторы, оказывающие влияние на формирование межличностных отношений в младшем подростковом возрасте:

  1. Успех в совместной деятельности (обеспечение успеха помогает изменить низкий социометрический статус младшего подростка в школе).

  2. Включение детей в значимые для них виды деятельности, связанные с четкой установкой на результат.

  3. Уровень умений и навыков.

  4. Уровень развития общительности ребёнка, навыков общения.

  5. Наличие потребности в общении.

  6. Характер оценки учителя.

  7. Речевая активность детей, причем речевая активность может изменить межличностный статус в более высокую сторону.

Установив причину трудностей в отношениях ребёнка со сверстниками, выяснив, почему тот или иной ребёнок не принят детским коллективом, учитель должен помочь таким детям наладить отношения со сверстниками.

Для изменения отношения сверстников к таким детям можно использовать следующие приёмы:

- система положительных оценок-поощрений таких детей в присутствии сверстников, чтобы поднять их авторитет;

- выделять даже самые незначительные успехи ребёнка в разных видах деятельности, его хорошие личностные качества, положительные поступки;

- привлекать детей к участию в праздничных концертах и других мероприятих, чтобы обратить внимание сверстников на их успехи;

- поручать детям (с учетом их интересов и склонностей) посильные самостоятельные задания, важные для всего класса.

Для укрепления положительных взаимоотношений важно поддерживать таких детей перед сверстниками, сохранять для них положительный микроклимат в группе.

Таким образом, целенаправленное включение младшего подростка в коллективные, партнерские отношения в образовательном процессе способствует формированию положительных межличностных отношений, а значит, и положительной самооценки.