Главная страница

Методика организации и проведения занятий технологии по разделу «Декоративно – прикладное творчество» в 5 классах Учебно – методическое обеспечение занятий по разделу «Декоративно – прикладное творчество»


Скачать 382.57 Kb.
Название Методика организации и проведения занятий технологии по разделу «Декоративно – прикладное творчество» в 5 классах Учебно – методическое обеспечение занятий по разделу «Декоративно – прикладное творчество»
страница 3/3
Дата 11.02.2016
Размер 382.57 Kb.
Тип Пояснительная записка
1   2   3

Урок 3. Отработка простейших приемов плетения из прутьев «заборчик»

Цель: научить детей выполнять простейшие приемы плетения «заборчи­ка» в один прут; учить детей работать аккуратно, соблюдая правила безо­пасности.

Материал: ивовые прутья, тренажеры, нож, фартук.

Ход занятия. В целях наглядности исполь­зовать прутья разных видов. Отметить, что с тонкими прутьями работать легче. Учить де­тей бережно относиться к материалу. Дети d узнают во время работы, что сухие прутья ломкие, поэтому перед работой их необходимо замачивать и заворачивать во влажную ткань.



Рис.6 Схема простого последовательного плетения одним прутом



Рис. 7 Варианты простого плетения

1- за один стояк перед двумя; 2 – перед двумя за третий; 3 – перед двумя за два в четыре прута.

Урок 4. Простейшие приемы плетения из прутьев

Цель: совершенствовать навыки плетения из лозы; учить изготавливать донца для корзины с помощью взрос­лого, укреплять стояки к обручу, пле­сти боковые стенки в два прута.

Материал: ивовые прутья, фартук, нож, тренажер.

Ход занятия. Простое плетение од­ ним прутком по одинарным стойкам, плетение одним прутком по сдвоенным стойкам. Плетение при четном и нечетном числе стоек. Стыковка при простом плетении. Веревочка в два прута. Простейшие загибки.

Урок 5. Ажурное плетение (декоративная настенная розетка из прутьев)

Цель: познакомить детей с техникой ажурного плетения; научить рабо­тать с лозой в этой технике, вызвать интерес к ажурному плетению.

Материал: лоза, нож, ножницы, сушеные цветы, шпагат.

Ход занятия. Рассмотреть с детьми изделия из прутьев, выполненные мастерами. Показать приемы ажурного плетения.

Подготовить шесть прутьев диаметром 5 мм и длиной 7 см для кресто­вины 3x3; 24 прута диаметром 5 мм и длиной 7 см для надставки стояков; 48 прутьев диаметром 4 мм и длиной 40 см для ажурного плетения; прутья для плетения веревочек диаметром 4-5 мм.

Из хорошо размоченных коротких прутьев составляют крестовину из шести палочек (3x3) и простым плетением готовят обычное донышко для круглой корзиночки. После плетения четы­рех рядов прутья крестовины обрезают у са­мого края. Затем с двух сторон заострен­ными концами подставляют короткие па­лочки-стоячки и, отступив 3 см от края, снова плетут три ряда простым плетением. Затем плетут веревочку в три прута, а ос­тавшиеся концы стояков обрезают. Комле­вые концы прутьев нужно хорошо заостршъ и вставить в плетение справа к обрезанным стоячкам по два прута к каждому. Затем каждую пару прутьев надо загнуть вправо в овал, заплетая их за соседние прутья по схеме: за один, перед двумя, за один и про­таскивая в ближайшую петлю веревочки. Вершинные концы прутьев надо оставлять длиной около 18 см. Из оставшихся сдвоенных тонких вершинок плетется красивая загибка в виде «розги» или «косички». Оставшиеся концы пруть­ев аккуратно обрезаются. Хорошо высушенную розетку можно покрыть бесцветным лаком. При плетении настенной розетки белые прутья можно сочетать с цветными, например, с коричневыми. При креплении розетки на стену можно украсить ее засушенными цветами и листьями.

Урок 6. Плетение корзинки для ягод («изи корзинка»)

Цель: совершенствовать навыки ра­боты с лозой, познакомить с техникой плетения корзины в традициях горно­марийских корзиноплетелыциков, учить подбирать прутья, воспитывать любовь к труду.

Материал: ивовые прутья, обруч, шпагат, нож.

Ход занятия. Показать детям изделия, выполненные горномарийскими корзиноплетельщиками. Рассмот­реть разные формы корзин: круглые, овальные. Обратить внимание детей на то, что от выбора обруча зависит форма изделия. Предложить детям спле­сти корзин: для сбора ягод. Выполнение изделия детьми.

Круглое донышко

Для плетения круглого донышка берут пять, шесть или восемь крупных палочек. Половину взятых палочек рас­калывают в середине и в паз вставляют оставшиеся палоч­ки. У получившейся крестовины десять, двенадцать или шестнадцать концов. Затем тонкой лозинкой, диаметром втрое меньшим, чем у палочек, крестовину стягивают «зам­ком», оплетая ее этой лозинкой два раза в одну и два раза в другую сторону так, чтобы после разведения концов не нарушалась плотность ее центра. Затем следует «развод­ка» палочек по одной, переплетая их веревочкой в две лозинки.

На этой стадии работы следует строго следить, чтобы расстояние между палочками были равными. Далее плетение идет в две лозинки. Заплетать веревочкой необходимо до нужного размера, каждый раз вставляя новые лозинки. Диаметр лозин по мере плетения от центра к периметру должен постоянно увеличиваться.

Овальное донышко

При его изготовлении берут три-четыре коротких па- -лочки (число коротких зависит от размера изделия). Ко­роткие палочки расщепляют в середине и в паз вставля­ют длинные палочки. Расстояние между короткими па­лочками определяют с учетом их толщины. Крайние две короткие палочки устанавливают рядом. Лозиной мало­го диаметра сначала закрепляют короткие палочки в два прохода с обеих сторон веревочкой в две лозины, а затем плетут по периметру, разведя концы длинных палочек. Концы заплетаемых лозинок желательно выводить на сторону донышка, противоположную лицевой, которую следует оставлять чистой и красивой.

Верх («верхний кружок»)

Плетется он так: берут колышки, сгибают поверх на­плетенной кромки и обводят через две снаружи и одну изнутри. Последние два колышка продеваются в петли уже заплетенного кружка в той же последовательности. В результате все колышки будут вбок. На этом и закан­чивают плетение, но остались еще длинные концы основ. Ими можно продолжить плетение тем же способом: че­рез две и одну, через две и одну с выводом концов уже не вбок, а вниз, где они и обрезаются с помощью ножа или секатора. Но прежде чем сделать заломку, т. е. «верхний кружок», нужно обвить ручку. Для этого берут 10-12 ло­зин, заостряют их комлевые концы и вставляют по пять-шесть штук с каждой стороны корзины, слева от дуги. Дугу обвивают восьмеркой тремя-четырьмя витками.

Прежде всего необходимо проплести «нижний кружок» в пять лозинок. Он крепко фиксирует колышки. Связка у самой вершины всего лишь не дает лозинкам рассы­паться, но не закрепляет их. Так можно проплести це­лый ряд. Затем в три лозинки сплести «мережку» для закрепления «нижнего кружка», после чего постучать набивачкой для уплотнения. Развязав макушку, вырав­нивают колышки и продолжают работу простым плете­нием до определенной высоты, постоянно уплотняя ряды набивачкой.

Во время плетения стенок следят, чтобы колышки не заваливались в сторону, придерживая их большим и ука­зательным пальцами левой руки.



Рис.8 Порядок плетения корзины для ягод

Урок 7. Творческий проект

«Плетение традиционной горномарийской корзины»

(«сумкыла корзин», «чемодан корзин»):

Цель: совершенствование своих возможностей в области лозоплетения и проектной деятельности, разработать проект и его технологическую последовательность выполнения.

Материал: ивовые прутья, фартук, нож, тренажер.

Ход занятия.

Корзиноплетение - трудоемкое занятие. В этом деле от мастера всегда требуются особая сноровка и определенные навыки. Процесс изготовле­ния корзин начинается со сбора материала - тальника, который растет по низовьям рек Волги и Сумки. Раньше сбор материала не представлял осо­бых хлопот. В настоящее время появилось много проблем с доставкой. Это связано с тем, что при строительстве Чебоксарской ГЭС были затоплены водой луга, где раньше росла ива. Теперь тальниковую лозу везут из Ниже­городской области и луговомарийских районов Республики Марий Эл.

Целыми днями с июля по сентябрь семьи заготавливают ивовые прутья, которые необходимо срезать, окорить, высушить и сложить в вязанки. Осе­нью и зимой из прутьев нарезают полоски («ним лыктыт»).

Для получения прутьев коричневого цвета приготовленный материал кипятят в котле в течение 3-4 часов. В 1970-1980-х годах для украшения корзин применяли и химические красители, в основном розового и зелено­го цветов. В настоящее время красители используются гораздо реже.

Этапы плетения корзины

1. Подготовка донца корзины («корзин пындаш»). Для изготовления донца корзины берут прут диаметром 8-10 мм. Длина прута зависит от размера будущей корзины: для детской корзинки достаточно 40-50 см, для корзины вместимостью восемь литров - 80-90 см. Прут для донца корзины можно взять и окоренный, его необходимо срезать с двух концов под углом на длину 10-15 см., как показано на рис. 10.

Из этого прута необходимо сделать овал («пындаш онгы»). Подготов­ленный материал берут двумя руками, кладут на колено и осторожно начи­нают гнуть его по всей длине прута. При резких движениях прут может треснуть. Поэтому спешка в этом деле неуместна. Горномарийские масте­ра обычно не используют шаблон для этой несложной операции. Получен­ный овал фиксируют на месте соединения двух концов веревкой. Для фик­сации формы овал стягивают веревкой, то есть делают стяжку, как показа­но на рис. 11. От полученной основы зависит форма и размер будущего изделия.

Чтобы закрыть пустое пространство овала-донышка, необходимо закре­пить два-три прута по длине овала на одинаковом расстоянии друг от дру­га. Прут с утолщенным концом обстругивают в половину по толщине на длину 10-12 см, как стояки. Перед креплением прутьев на овале их застру­ганные концы нужно замочить, чтобы не поломать при сгибании.

Кладут приготовленную заготовку-овал ребром на колени. Правой ру­кой берут оструганный прут, прикладывают его началом струганой части к овалу. Затем, прижимая прут к заготовке левой рукой, крепят одним заги­бом вокруг него по направлению справа налево.



Рис. 9 Донце корзины. Порядок крепления прутьев на овал.

Измерив по размеру овала длину прутьев, их также обстругивают и крепят вокруг овала с другого конца.

Затем приступают к плетению донышка простым плетением.



Рис.10. Плетение донца («корзин пындаш»)

2. Приготовление прутьев для стояков. Окоренные прутья замачивают в воде в течение 30 минут. Прутья с утолщенными концами обстругивают на 10-12 см в длину, по толщине - вполовину. Берут готовое донышко корзины и пропускают струганый прут между прутьями до начала струганой части. Крепят одним загибом вокруг основы днища справа налево, располагая последующие прутья через 2-3 см.

Число стояков должно быть нечетным, так как лишь при нечетном коли­честве стояков прут, описав весь периметр, выйдет к начальному стояку с противоположной стороны. При продолжении плетения каждый стояк бу­дет схвачен с двух сторон, что делает корзину прочной.



Рис.11. Крепление стояков на донце («шагалтемвла»)

3. Плетение основы корзины («капым плетымаш»). Для плетения основы корзины подбирают прутья, одинаковые по длине и толщине. Основу корзины можно разделить по расположению узорных полос на 3 яруса.

1-й ярус. Первый прут комлевым концом вставляют внутрь корзины между двумя стояками и заплетают по периметру до конца длины прута. Вто­рой прут вставляют над первым прутом, отступая на стояк вправо. Третий прут вставляют над вторым, отступая также на стояк.

Заплетая прутьями один круг, получим первый ряд плетения. Так же заплетают 2-й и 3-й ряды. После каждого ряда делают осадки, придавливая руками или деревянным брусочком. Все концы прутьев в начале плетения

должны находиться с внутренней стороны корзины. Таким способом заплетают цельными окоренными прутьями ряды высотой в 5-6 см.



Рис.12. Плетение основы корзины («капым платымаш»)

2-й ярус. Для придания красоты продолжают плести темными (выпарен­ными) прутьями и белыми (невыпаренными) полосками, сделанными так­же из ивового прута. Мастер при этом использует свою фантазию и вкус. Высота такого плетения должна быть 15-20 см.

3-й ярус. В завершении плетения так же, как и в начале плетения осно­вы, на высоту в 5-6 см заплетают цельными окоренными прутьями.

Для создания прочности и ровности края корзины необходимо запле­тать «веревочкой» из трех прутьев через каждые два стояка. Ряд должен быть завершенным. Такое плетение также придает красоту изделию. Анало­гичные «веревочки» некоторые мастера заплетают между каждым ярусом.

«Веревочкой» можно плести при наличии как минимум двух прутьев.



Рис.13. Пример плетения «веревочкой»

В этом случае два прута закладывают за соседние стояки, затем прутом обводят спереди второй стояк и сзади - третий. Этот прут выводят между 3 и 4 стояками. Вторым прутом обводят спереди стояк 3, сзади стояк 4 и следующий 5. При этом сами прутья перевиваются между собой, крепко обхватывая каж­дый стояк.

4. Плетение загибки («пгырым йдраш») в три пары прутьев. Такая техника плетения является самой сложной в изготовлении традиционной корзины. Перед этой операцией прутья необходимо хорошо замочить, чтобы они не ломались. Под один из стояков подставляют шило и полоску. Сам стояк сгиба­ют внутрь и огибают им два следующих стояка, расположенных справа от него. Далее таким же образом сгибают следующие стояки. Когда будут согнуты три стояка, первым согнутым огибают два (4 и 5) с наружной стороны и еще огиба­ют один (по счету 6) с внутренней стороны, выводя концы наружу.

То же самое повторяют с другими согнутыми стояками, а также - с не согнутыми по ходу загибки. В итоге составляют три пары согнутых стояков. Завершив загибку всех стояков, необходимо ножом срезать лишние концы с внешней стороны корзины. Получилась корзина без ручки.



Рис.14. Плетение загибов («тырым йораш»)



Рис. 15. Плетение загибкой («ката рады»)

5. Закрепление ручек. Две одинаковые ручки мастер обычно готовит заранее. Для удобства он использует специальную форму («ладак», «кылайымы уша»). Ручку изготавливают следующим спосо­бом. Берут окоренный прут диаметром 8-15 см. Длина ручки и ее диаметр также за­висят от размера корзины. Прут прикладывают к форме (шаблону) и отрезают длиннее размеров формы, что­бы можно было сделать замкнутый круг при помощи нахлеста обоих концов прута. С внутренней стороны вырезают надсечки, чтобы его согнуть. Концы прута срезают под углом на длину ос­нования ручки. С одной стороны срез делают длиннее. Затем соединяют концы прута, завязав веревкой в двух местах.



Рис.16. Последовательность изготовления ручки

Места, завязанные веревкой, обматывают длинной ивовой лентой («ни доно пытырымы»). Сделав шилом отверстие и просунув в это отверстие конец ленты, начинают обматывать до конца, соблюдая симметричность с обеих сторон, то есть высота обмотки должна быть одинаковой.



Рис. 17 Ручка («кыл»)

Чтобы приделать ручку к корзине, необходимо приставить заготовку, определив на глаз центр корзины и обмотать проваренной ивовой лентой в двух местах. Оставшиеся концы ленты необходимо вплести в корзину, что­бы ручки были крепче.

Чтобы изготовить корзину с одной ручкой, прут приделывают к донышку, а потом ставят стойки. Далее плетут так же, как и корзину с двумя ручками.

Чтобы изготовить ленту, нужен нож. Прут берут без сучков, обязательно 3-4-летнего возраста. Лучше всего для изготовления ленты подходит крас­нотал (якшар уа). Умелые мастера из одного прута могут изготовить до 8 лент. Ленты, которые отделяются полосками вместе с корой, складывают (сворачивают) и проваривают 2-3 часа в русской печи. Полоски становятся коричневого цвета и легко отделяются от коры. Лента готова к применению.
1   2   3