Главная страница

Методика организации и проведения занятий технологии по разделу «Декоративно – прикладное творчество» в 5 классах Учебно – методическое обеспечение занятий по разделу «Декоративно – прикладное творчество»


Скачать 382.57 Kb.
Название Методика организации и проведения занятий технологии по разделу «Декоративно – прикладное творчество» в 5 классах Учебно – методическое обеспечение занятий по разделу «Декоративно – прикладное творчество»
страница 2/3
Дата 11.02.2016
Размер 382.57 Kb.
Тип Пояснительная записка
1   2   3

Плетение из листьев початков кукурузы

Листья початков кукурузы являлись превосходным материалом для плетения и поэтому часто использова­лись мастерами при изготовлении корзинок, коробов, хлебниц.

Из листьев початков кукурузы (талаш) плели кошел­ки. Часть листьев выкрашивали шелухой лука. Они при переплетении рельефно выделяли узор на изделии.

Ввиду плохой устойчивости к влаге, многие образцы народного творчества не сохранились.

Технология изготовления изделий.

Заготовка материала производится с конца августа до октября. Используют листья, расположенные ближе к початку, так как они более эластичные. Листья должны быть сухими, но иногда используют зеленые для плете­ния изделий.

Для плетения лист необходимо смочить водой, чтобы он не ломался. Нижняя его часть обрезается примерно на 1-1,5 см, затем размоченный лист нужно нарезать на рав­ные полоски, шириной 0,5-1 см.

Начинают плести изделие с донышка. Сначала дела­ется петля, к которой крепятся узелки, затем нужно пле­сти по часовой стрелке. После того как сплели донышко нужного размера, его необходимо смочить и положить под пресс, чтобы в дальнейшем оно не деформировалось. Затем начинают поднимать стенки изделия.

Для декорирования изделия можно применять краше­ные листья початков кукурузы, используя луковую ше­луху или анилиновые красители, а также вставлять ажур­ную проволочку, оплетенную листьями початков.

Лозоплетение — старинный народный промысел. Наи­высшего расцвета в России получил в XIX веке. Наибо­лее крупные центры плетения были сосредоточены в Мос­ковской, Владимирской, Тверской, Ярославской и др. губерниях. В России из ивового прута плели корзины, различные предметы для обеденного стола, ларчики, дет­ские игрушки и др.

Этим подсобным промыслом были заняты десятки ты­сяч крестьян, а в ряде мест плетение стало одним из рас­пространенных ремесел. Развитию промыслов способство­вала организация школ, в которых обучали плетению.

Корзины плели в основном из вербы, раз­личавшиеся между собой по форме и утилитарному на­значению: бытовые, столбушки, клубничные и др. Для ловли рыбы изготавливали специальное приспособление, которое называлось «верша». Для вареников и пельме­ней плелась «чалба». Также плетение использовалось и для изготовления мебели: столов («сырно»), кресел, по­лок для книг и пр.

На территории Марий Эл лозоплетение было достаточно распространенным ремеслом. Это подтверждается нали­чием мастеров лозоплетелыциков, опыт которых изуча­ется нами и по сегодняшний день.

Материалы и инструменты

Плетеными изделиями именуют кор­зины и корзиночки, кузовки и сумки, вазы, хлебницы и другие предметы, изготовленные из целого круглого прута или из колотых на две, три, четыре части тол­стых прутьев, из которых выструги­ваются ленты.

Лента —- поверхностная часть раско­лотого либо расщепленного вдоль прута или палки, оструганная по толщине и ширине. При этом ее наружный слой, естественно блестящий, остается нетро­нутым, глянцевым. Отсюда часто упот­ребляемое название — лента-глянец. Ис­пользуют ее при выполнении наиболее изящных работ, для отделки и скрепле­ния деталей плетеных изделий и мебели. Ленту, выструганную с обеих сторон, называют стружкой.

Листик — пластина, полученная при расщеплении прута или палки на две половинки вдоль сердцевины (из лекси­кона старых корзиноплетелыциков). Части прута, расщепленные на три или четыре доли, называют шинками, шинами предназначены оци для выструги­вания из них ленты-глянца.

Колунки — простейшие приспособле­ния для расщепления (раскалывания) толстого прута или палок вдоль на три или четыре части в зависимости от коли­чества режущих граней. Колунки изго­тавливаются из твердых пород дерева, из рога, кости либо пластмассы в виде стержня диаметром 3, а длиной 6—8 см. Один конец колунка скруглен, другой же имеет три или четыре глубоких выреза, образующих острые режущие грани, пересекающиеся под прямым углом или под углом 120 градусов.

Для раскалывания берут вымоченную в воде палку (прут) и на ее комлевых концах делают ножом три или четыре глубоких крестообразных разреза, или расщепа. В них вставляют режущие грани того или иного колунка, удержи­ваемого левой рукой, а расщепляемый прут правой рукой направляют на колунок. Древесина прута под давлением рез­цов колунка раскалывается до самой вер­шинки на три или четыре части, то есть на всю длину. Колунок до настоящего времени пока единственный инструмент, с помощью которого готовят наиболее качественные шины (по сравнению с лозострогальными машинками и стан­ками) .

Каркас, или основа плетеного изделия, состоит из круглого, овального либо пря­моугольного дна с прикрепленными к нему вертикально поставленными пру­тьями-стояками, по которым затем ведется заплетка стенок корзин и других предметов. Круглые донья плетут па крестовинах из палочек-радиусов; их оплетают но кругу одним последова­тельно наращиваемым прутом, двумя скручиваемыми между собой прутьями, образующими веревочку в два прута, или веревочками в три прута. Крестовины овальных доньев требуют уже разновели­ких палочек: продольных — но большой оси овала и поперечных, коротких — но малой оси овала.

Кроме того, каркасы изготовляются из обруча с прикрепленными к нему стоя­ками; из двух перпендикулярно соеди­ненных розетками круглых или овальных обручей с ребрами; иногда — из трех обручей и подставленных к ним ребер, оплетаемых тонкими прутиками.

Крестовина, как явствует из сказан­ного, служит основой для плетения доньев. Ее образуют перпендикулярно вставленные в расщепы трех или четырех палочек такие же по длине и диаметру три или четыре палочки для круглых доньев, а также скрещенные длинные продольные и короткие поперечные палочки для овальных доньев. При оплетке одинарным прутом, веревочками палочки разводятся на равные расстоя­ния друг от друга, как спицы в колесе, либо их закругляют на торцевых сторо­нах овальных доньев.

Стояки, или стойки, прутья, сос­тавляющие каркас изделия. Но ним заплетается вертикальная боковая стенка корзин, ваз, снинок кресел, диванов и пр. Диаметр стояков должен быть несколько больше диаметра заплетаемых в стенку прутьев. Расположение стояков опре­деляет форму и прочность плетеной вещи.

Боковая стенка, борт — часть изде­лия, по которой судят о характере и кра­соте плетения, о мастерстве плетель­щика. Боковые стенки выполняются раз­ными способами как сплошным, так и ажурным плетением.

Простой способ плетения — заплетка нечетного количества стояков оди­ночным прутом через один промежу­ток .по схеме «перед — за, перед — за» стояком в виде- непрерывного ря­да, идущего по пологой спирали.

В замкнутых контурах изделий (различ­ные корзины, кашпо, вазы и тому подоб­ные предметы) наслоение рядов ведется кругообразно в одном направле­нии — слева направо, а в плоских изде­лиях прямоугольной формы прут, допле­тенный до крайнего стояка, огибает его и заплетается по той же схеме в обратном направлении, пока не будет достигнута желаемая высота стенки. Если длина прута при этом израсходована пол­ностью, его наращивают новым: комель состыковывается с комлем, вершинный конец — с вершинным.

Послойное плетение в отличие от простого ведется справа налево путем приплетеиия на два шага к каждому стояку по одному пруту, и только затем, они поочередно вплетаются в стенку изделия на один шаг через стояк. Диа­метр прутьев и их длина должны быть строго одинаковыми, тогда вплетенные на всю длину между стояками прутья дадут и одинаковое количество рядков, и равный по высоте слой плетения стенки. Отпадает необходимость наращивания израсходованной длины прутьев. Высоту стенки рассчитывают по числу слоев пле­тения, разделяемых веревочками. Послойное плетение выполняют как одним, так и двумя, тремя прутьями.

Рядовое плетение применяется тогда, когда необходимо получить совершенно гладкие стенки, что называется, без сучка и задоринки, на лицевой и внутрен­ней стороне. Плетение ведется слева направо по одному пруту, длина которого не должна превышать трех четвертей длины окружности изделия. Комлевый конец заплетаемого прута заостряют и «прячут» в проход, подготовленный шилом вдоль правой стороны каждого стояка в заплетке первых четырех прутьев, а вершинные концы аккуратно обрезают или тоже «прячут» в плетение стенки по мере расхода всей длины с отступлением на один промежуток вправо. Каждый очередной прут начи­нают вплетать, отступая на один шаг или промежуток к очередному стояку. Благо­даря этому на стенке изделия образуется спиралеобразный рельеф — своего рода украшение.

Квадратное плетение подходит для изготовления прямоугольных изделий и, в отличие от всех перечисленных спосо­бов, ведется через два стояка снаружи за два стояка изнутри и т. д. Плетение пер­вого ряда квадратов начинают комле­выми концами прута, пока высота выкла­дываемых рядков не будет равна расстоя­нию между стояками, то есть пока не получится квадрат. Следующую полосу квадратов начинают плести, отступя вправо на один промежуток, для того чтобы квадраты в рядах ложились, как кирпичи в стене. Добиваясь большей плотности плетения, ряды квадратов все время сбивают, уплотняют колотушкой (изером).

Ажурное плетение — один из видов художественного плетения (от француз­ского слова «ажур» — «сквозной»), при­дающий изделиям декоративность, красоту, изящество. Огромное разнообразие рисунков обеспечивается за счет чередо­вания открытых ячеек, столбиков, ром­биков, перекрестьев прутьев и т. д., вплоть до воспроизведения кружевных узоров, сложных тканей, воздушных загибок и бордюров.

Плетение веревочками тоже широко применяется буквально в каждом изде­лии. Различные веревочки в два, три, четыре и даже в пять прутьев исполь­зуются для фиксации стояков на равных друг от друга расстояниях, для придания изделию жесткости и прочности, отбивок одного вида плетения от другого. Во всех этих случаях прутья не только оплетают стояки, но и перевиваются между собой в узоры «елочка», «цепочка» и др.

Крестовина — основа для плетения доньев, образованная перекрещиванием радиально расходящихся палочек; у половины из них в центре имеются про дольные расщепы для того, чтобы вста­вить туда остальные палочки.

Палочки отрезки прутьев диаметром 5 — 8 мм для изготовления крестовин кру­глых и овальных доньев, их радиальные стояки.

Бордюр — кайма, кант, венчающие край боковой стенки изделия благодаря переплетению прутьев в ажур, загибку или косички разных фасонов.

Загибки, бордюры, косички — завер­шение верхнего края изделий каймой или кромкой, от чего зависят его жесткость, прочность и, если хотите, красота и законченность.

Исходный стояк — вертикальный прут каркаса, с которого начинают плете­ние загибки, бордюра, боковой стенки изделия или у которого их заканчивают в местах стыковки начала с концом кромок и косичек.

Клинья — остро заструганные палочки из твердых пород древесины, которые заплетают в изделие вдоль стояков там, где необходимо оставить проходы для основы ручки или ручек, когда клинья удалят.

Оплетка или обвивка — прием сочле­нения ручки с изделием. Дужка (каркас) ручки обвивается тонкими и длинными прутьями, идущими по винтовой линии навстречу друг другу. Свободными кон­цами прутьев ручка затем привязывается к обручу, верхней кромке изделия спе­циальным узлом или розеткой.

Наращивание или приставка один из распространенных приемов в случае, если длина заплетаемого прута уже израсходована и для продолжения плете­ния к концу этого прута надо нарастить следующий прут вершинкой к вершинке, а комель к комлю.

Сердцевина прута — внутренняя цен­тральная часть стебля, побега растения, заполненная рыхлым пробкоподобыым веществом. Чем сердцевина меньше, тем лучше и прочнее прут», тем выше его качество. И наоборот.

Сбежистость прута — степень его конусности от комля к вершине — еще один показатель «деловых свойств» иво­вого сырья, одинаковости диаметра прута по всей его длине.

Окоренный, то есть без коры. Отсюда «окорка» — очистка прута от коры.

Косой срез выполняется на концах толстого прута или палки для соедине­ния их в обруч или узлы скрепления пле­теной мебели. То же, что и срез «на ус».

Отделка изделий — отбеливание пере­кисью водорода, покрытие лаком или красками, нанесение рисунков выжига­нием и тому подобными способами.

Болванка — шаблон, соответствую­щий форме выплетаемого изделия, при­званный обеспечить одинаковые размеры при его массовом производстве и облег-, чающий работу мастера.

Лоза— вид корзиночной ивы (лозняк или белолоз), но отнюдь не виноградная лоза, непригодная для плетения.

3.3 Методика обучения учащихся лозоплетению

Одним из распространенных ремесел горных марийцев считается изготовление изделий из ивового прута, лозы. Чего только не создавали горномарийские умельцы - от грибного лукошка и хозяйственных корзин до до­рожных сундуков и плетеной мебели.

Ива была с человеком с рождения: из нее делали колыбельки для ребен­ка, погремушки, нехитрые игрушки. Она оставалась спутницей всей его жизни. Действительно, ива - вестник весны, пробуждения природы, пер­вый медонос. Раньше, чем на других деревьях и кустарниках, ветви ивы покрываются душистыми соцветиями, привлекая пчел. Первой она начина­ет и зеленеть, радуя глаз. Молодые ветви сушили и скармливали козам и овцам. Кору многих видов ивы употребляли для дубления кож, а некото­рых из видов - в качестве лекарственных средств. Ивы укрепляют песча­ные берега, откосы плотин, защищают почву от эрозии.

В старые времена в деревнях чуть ли не каждый мальчишка мог сплести лукошко, корзину или кошелку для сбора грибов и ягод. Избы и дома не­редко огораживали плетнями из ивовых прутьев.

В этом разделе мы расскажем об основных операциях по изготовлению изделий из лозы.

Первые занятия желательно начинать с детьми на природе. У рек, пру­дов и озер - там, где растут ивовые кусты. Песчаные берега, отмели реки Волги - все в зарослях ивы. Здесь можно вести «тихую охоту» за прутьями и поговорить о сроках их заготовки. Дети должны знать, что дерево, преж­де чем из него напилят доски, должно расти 80-100 лет, а на плантации ивы первый урожай можно снимать уже через год, а затем - ежегодно. При­родные ивняки каждый год дают материал, из которого можно делать нуж­ные людям красивые вещи. Заготавливая прутья для корзиноплетения, важно научить детей бережно относиться к природному материалу.

Во время экскурсии следует знакомить детей со всем многообразием растительного мира. Необходимо постоянно подчеркивать, что польза леса не только в том, что он дает многообразное сырье, но и в том, что он сохра­няет воду, предупреждает эрозию почвы, очищает воздух. Рекомендуем начинать обучение с изготовления простых плетеных из­делий, показывая, что красота - дело рук человека, было бы желание и тер­пение. Важно помнить, что плетение из ивовых прутьев является полез­ным занятием. Оно незаменимо при исправлении дефектов моторной дея­тельности, особенно у детей, ибо в процессе плетения участвуют обе руки и все пальцы.

Научить детей плести - значит приобщить их к ремеслу, которое издав­на бытовало на территории марийского края. Опыт, накопленный многими поколениями, детям предстоит освоить и повторить.

Заготовка и хранение прутьев

  1. Корзины хорошо плести из ивовых прутьев и краснотала.

  2. Благоприятным для заготовки прутьев в средней полосе России явля­ется июль.

  3. Прутья для заплетания дна корзины готовят в октябре - ноябре, так как в эту пору они при обработке сохраняют белый цвет.

  4. Белые (окоренные) прутья можно сушить под прямыми солнечными лучами и в тени, но нельзя оставлять под дождем, потому что они теряют белый цвет и покрываются плесенью. Заготовленные прутья могут храниться несколько лет.

  5. Перед плетением корзины белые прутья замачивают в воде в течение 20-30 минут, затем их кладут в полиэтиленовый пакет, чтобы прутья не засыхали.

Прутья, заготовленные поздней осенью и в начале зимы (если не мешает снег, прутья заготавливают и зимой), связывают в пучки («топлат») и ук­ладывают на хранение в холодном сухом помещении. До укладки на хране­ние их рекомендуется рассортировать.

Зеленый прут следует очистить от коры, так как зеленые прутья после высыхания к дальнейшему использованию не пригодны.

Если летом не успели заготовить окоренные прутья, то можно прова­рить свежие зеленые прутья в чугунке 3-4 часа, затем очистить их и полу­чить окоренные прутья.

Весной прутья можно срезать только до начала сокодвижения - при об­резке после начала сокодвижения растения истощаются и наносится ущерб будущему приросту.

Изделия из прутьев не любят сырости и соприкосновения с землей.

Материалы и инструменты для работы

  1. Прутья разной толщины, различных сортов и оттенков.

  2. Шило. Можно пользоваться круглым или четырехугольным шилом длиной 3 см. Длина ручки 6-7 см.

  3. Кочедык длиной 3-4 см. Длина ручки 6-7 см.

  4. Нож переплетный с укороченным клинком.

  5. Колунки, простейшие приспособления для расщепления (раскалыва­ния) толстого прута вдоль на три или четыре части в зависимости от коли­чества режущих граней.

  6. Молоток столярный. Масса молотка 160-200 г. Длина головки 7-9 см. Длина ручки 18-25 см.

  7. Молоток деревянный или киянка. Вес около 200 г. Длина головки 12 см. Длина ручки 20-25 см.

  8. Щемилка, приспособление для очистки прутьев от коры.

Правила обращения с инструментами

  1. Перед работой проверь прочность насадки молотка.

  2. Храни нож в указанном месте с закрытым лезвием.

  3. Не держи нож лезвием вверх. Подавай нож товарищу ручкой вперед.

  4. Пользуйся ножом с закругленным лезвием. Режь только от себя.

  5. Перед работой проверь ручку шила и кочедыка, убедись, что они не шатаются. Дошкольникам можно работать с ножом только совместно с воспитателем.

  6. Не пользуйся тонким длинным шилом.

Дети должны знать:

    • названия и назначение материалов;

    • названия и назначение ручных инструментов и приспособлений;

    • названия и назначение изделий из лозы.

Дети должны уметь:

    • плести разными способами, правильно определять способы плетения, последовательность изготовления изделий из лозы;

    • самостоятельно выполнять небольшие изделия из лозы; поддерживать порядок во время работы; соблюдать правила безопасности труда.

Цель и задачи: развивать у детей интерес к новому природному мате­риалу - лозе, учить создавать из лозы небольшие изделия; прививать лю­бовь к труду, формировать уважительное отношение к людям труда, народ­ным мастерам.

Урок 1. Вводное занятие

Цель: познакомить детей с изделиями из лозы, выполненными горномарийскими мастерами, учить видеть черты национального своеобразия в произведениях крестьянского искусства, воспитывать эстетическое отно­шение к предметам, изготовленным из лозы.

Материал: ивовые прутья разных сортов, образцы плетеных изделий, иллюстрированные альбомы, фартук, щемилка, кочедык.

Ход занятия. Показать детям изделия горномарийских мастеров: кор­зины для ягод («изи корзинка»), корзины хозяйственные («чемодан кор­зин», «картук корзин»), сундучки. После рассмотрения образцов воспита­тель показывает детям зеленые (неокоренные) прутья («уа ваштыр»), пру­тья краснотала («якшар уа ваштыр»), белые (окоренные) прутья («ош ваштыр»). Особое внимание уделяется вопросам безопасности труда.

Урок 2. Экскурсия в заросли ивы (природные ивняки), заготовка материала совместно с родителями

Цель: показать детям заросли ивняка и однолетние побеги ивы - длин­ные, тонкие, гибкие; объяснить, что лучшими прутьями считаются расту­щие непосредственно из земли или от низко расположенной ветки, что та­кие прутья очень длинные, почти без сучьев; показать детям, как срезать прут, научить детей сортировать прутья, окорять их и делать небольшие вязанки, прививать любовь к труду.

Материал: шпагат, нож, топорик, щемилка.

Ход экскурсии. Экскурсию желательно проводить совместно с родите­лями, сотрудниками детского сада. Ива растет вдоль реки, особенно много ее по берегам Волги, Суры, Кокшаги. Приметив такую «плантацию», надо следить, чтобы не упустить момент, когда лоза поспеет, то есть тот срок, когда наиболее ранние и мощные прутья начинают обрастать ответвления­ми, чтобы снять «урожай» хорошей лозы. Показать детям природные за­росли ивы, поговорить с ними об охране природы. Познакомить родителей с приемами обрезки побегов в природных ивняках. Дети не участвуют в обрезке прутьев. Они только помогают сортировать и очищать их от коры. Показать детям традиционные способы получения белого прута при помо­щи приспособления щемилки. Родители также помогают заготавливать круглые, овальные лучки из 5-7-годовалых прутьев. Важным моментом на занятии является не только совместный труд, но и совместный отдых. Воспитатель предлагает поиграть в народные игры, спеть песни, пригото­вить на костре чай и пообедать на природе.



Рис.2 Срез прутьев Рис.3 Щемелка Рис.4 Очистка Рис. 5 Сушка прутьев
1   2   3