Главная страница

Методические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики в рамках программы «Развитие детской одаренности»


НазваниеМетодические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики в рамках программы «Развитие детской одаренности»
страница1/6
Дата17.02.2016
Размер0.72 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6


Методические рекомендации

по проведению

психолого-педагогической

диагностики
(в рамках программы

«Развитие детской одаренности»)

М Методические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики (в рамках программы «Развитие детской одаренности». /Под ред. И.Ю. Троицкой, Э.А. Кочкиной. - Арзамас: АГПИ, 2011. - 59 с.


В работе представлены методические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики в рамках программы «Развитие детской одаренности». Диагностический инструментарий предложен авторами-составителями для проведения диагностики с 1-ого по 4-й класс. В каждом классе психолого-педагогическая диагностика представлена в 4 блоках: психологическая диагностика, диагностический блок для работы с ребенком, с родителями и педагогическая диагностика.

В пособии предложены подробные рекомендации по обработке и интерпретации результатов тестов и анкет, основные правила оформления итогов диагностики.

Достоинством предложенных для диагностики методов в том, что ими могут воспользоваться как психологи, так и педагоги, работающие в рамках программы «Развитие детской одаренности».

Методические рекомендации рассчитаны на широкий круг читателей, заинтересованных проблемой развития и диагностики детской одаренности: педагогов школ, завучей по начальному обучению, методистов, психологов и социальных работников, студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального обучения».


СОДЕРЖАНИЕ








Стр.




Введение

Методические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики (для младших школьников)…………

1 класс

I. Психологическая диагностика ……………………………

  1. Работа с ребёнком: самоанализ способностей ………

  2. Диагностический блок для работы с родителями детей……

  3. Педагогическая диагностика…………………………

2 класс

I. Психологическая диагностика ……………………………

II. Работа с ребёнком: самоанализ способностей ……………

III. Диагностический блок для работы с родителями детей……

IV. Педагогическая диагностика……………………………

3 класс

I. Психологическая диагностика …………………………….

II. Работа с ребёнком: самоанализ способностей ……………

III. Диагностический блок для работы с родителями детей…

IV. Педагогическая диагностика………………………………

4 класс

I. Психологическая диагностика …………………………….

II. Работа с ребёнком: самоанализ способностей ……………

III. Диагностический блок для работы с родителями детей……

IV. Педагогическая диагностика………………………………
Литература ……………………………………………………………

Приложения……………………………………………………………



4
6

14

19

20

22

30

31

33

36

37

39

42

43

49

53

54

56


ВВЕДЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Одаренность - это сложное и многогранное явление. Анализ зарубежных и отечественных исследований проблем одаренности показал, что наиболее полным является представление об одаренности как некой универсальной, потенциальной возможности реализации личности в творчестве.

В связи с признанием многоаспектности, многозначности понятия одаренности, психодиагностика детей должна проводиться комплексно, включая в каждом конкретном случае различные методики как на выявление интеллектуального и творческого развития, так и на выявление личностных и мотивационных особенностей личности.

Задачи психодиагностики детской одаренности ориентируются на следующие положения:

  1. Одаренность не идентична высокому интеллекту, хотя высокий интеллект является одним из условий одаренности.

  2. Важнейшим компонентом одаренности является креативность (творчество), развитие которого обеспечивает выявление возможностей личности, её самовыражение, самореализация.

  3. Одаренность тесно связана с личностными особенностями человека: его интересами, мотивами, чувствами, волевыми проявлениями и др. сторонами личности.

  4. Для изучения одаренных детей наиболее эффективным является лонгитюдный метод исследования, который способствует изучению динамики развития основных компонентов умственной одаренности.


Психолого-педагогическую диагностику, проводимую в рамках программы «Развитие детской одаренности» включает в себя 4 блока:

    1. Психологическая диагностика

    2. Работа с ребёнком: самоанализ способностей

    3. Диагностический блок для работы с родителями детей

    4. Педагогическая диагностика

Каждый из блоков является самостоятельным этапом психолого-педагогического мониторинга развития детей в рамках экспериментальной работы в течение учебного года. Поэтому целесообразно предложить этапы и сроки проведения диагностики (как вариант организации мониторинга).
Этапы и сроки исследования:

1 четверть – психодиагностика (интеллект, мотивация, креативность)

2 четверть – самооценка учащимися своих талантов и склонностей

3 четверть – самооценка родителей способностей своих детей

4 четверть – педагогическая диагностика

В конце учебного года по результатам психолого-педагогической диагностики составляется отчетная документация, в которой будут обозначены результаты всех предложенных выше блоков.

Динамику продвижения детей по основным критериям одаренности необходимо представлять как в количественных показателях (цифрах, таблицах, диаграммах), так и в качественных показателях (описаниях, результатах наблюдения).

В отчетной документации так же показываются результаты участия детей класса в конкурсах, олимпиадах; отражаются другие достижения детей, свидетельствующие об их продвижении (как составная часть мониторинга).
В данном пособии предлагается минимальный пакет методик для проведения психолого-педагогического мониторинга. По результатам их применения учитель, психолог смогут получить как количественные показатели личностного и познавательного развития детей, так и качественные. По усмотрению психолога пакет методик может быть расширен, дополнен с учетом контингента детей, специфики учебного заведения, опыта работы. Но для того, что бы сравнивать результаты мониторинга в разных школах желательно предложенный минимальный пакет методик использовать как обязательный.
Результаты психолого-педагогической диагностики удобнее заносить в сводные таблицы по классу, в специально предназначенную для этого тетрадь, на всем протяжении работы в начальной школе. В тетради будут располагаться сводные таблицы по психологической диагностике, по педагогической диагностике, работе с родителями и детьми.

В методических рекомендациях даны четкие указания по обработке и интерпретации результатов диагностики, предложены варианты графического их представления. Можно использовать и свои обозначения. Главное - единые критерии оценки: все изучаемые количественно параметры должны быть выражены в 5 уровнях:

      • отличный

      • хороший

      • средний

      • удовлетворительный

  • низкий.

1 КЛАСС
I. Психологическая диагностика

(ориентировочное время проведения – 1 четверть)
Предлагаем в блоке психологической диагностики использовать набор методик (единый для всех школ, работающих по программе «Развитие детской одаренности»), который позволит изучать 3 основных компонента личностного и интеллектуального развития ребенка, наиболее значимых для нашей работы:

А. Интеллектуальный компонент (мышление, память);

Б. Креативность;

В. Мотивационный компонент.

Данные психологической диагностики заносятся в сводные таблицы. Пожелание: Все сводные таблицы заносить в специально предназначенную для этого тетрадь, пользоваться ею на всем протяжении работы в начальной школе. В той же тетради будут располагаться сводные таблицы по педагогической диагностике, работе с родителями и детьми. Можно использовать свои обозначения результатов. Главное - единые критерии оценки: все изучаемые количественно параметры должны быть выражены в 5 уровнях:

      • отличный

      • хороший

      • средний

      • удовлетворительный

  • низкий


А. Интеллектуальный компонент
Методика: «Исключение лишнего» (из книги Ильиной Н.М.)

Цель: изучение логического мышления учащихся.

Ход работы (из опыта работы Кочкиной Э.А., гимназия): Каждому ребёнку предлагается бланк, на котором напечатано 14-ым шрифтом задание. Психолог объясняет задание - нужно из нескольких слов найти одно лишнее слово, не подходящее по смыслу к остальным словам. Класс устно выполняет тренировочное задание: стол, стул, яблоко (лишнее слово здесь яблоко, потому что остальное – это мебель). Поскольку дети 1 класса плохо умеют писать и читать, психолог (учитель) зачитывает классу 1-ый ряд слов, дети при этом видят их на своём бланке. Затем в своих тетрадях каждый указывает номер слова, которое он выбрал лишним. Психолог зачитывает второй ряд слов, и т.д. все 10 рядов. Номера ответов дети записывают в строчку.

Подготовка: распечатайте задание 14 шрифтом по количеству учащихся (для многоразового использования).

Задание:

а) 1. тюльпан 2. фасоль 3. ромашка 4. фиалка

б) 1. река 2. озеро 3. мост 4. болото

в) 1. кукла 2. песок 3. мяч 4. лопата

г) 1. тополь 2. берёза 3. осина 4. яблоня

д) 1. Иван 2. Пётр 3. Нестеров 4. Макар

е) 1. весёлый 2. быстрый 3. грустный 4. вкусный

ж) 1. лебедь 2. курица 3. петух 4. гусь

з) 1. волк 2. лиса 3. медведь 4. кошка

и) 1. молоко 2. хлеб 3. чай 4. лимонад

к) 1. жара 2. снег 3. лёд 4. мороз

Правильные ответы - 2, 3, 2, 4, 3, 4, 1, 4, 2, 1.

Обработка данных:

1) Подсчитайте, сколько правильных ответов дал ребёнок.

Критерии оценки логического мышления:

10 правильных ответов – отлично,

8-9 – хорошо,

6-7 – средне (норма),

4-5 – удовлетворительно,

0-3 – низко.
Методика «Человечки» (Модификация методики Овчаровой Р.В. проведена Кочкиной Э.А., МОУ Гимназия).

Цель: изучение внимания учащихся.

Подготовка: распечатать бланки по количеству учащихся класса (см. Приложение 1; бланки предназначены для многократного использования).

Ход выполнения:

  • Детей просят подсчитать человечков с заданными признаками как можно быстрее за ограниченное время (время называется условно, чтобы обеспечить классу достаточно высокий темп работы – 50 сек.). Как только подавляющее большинство детей закончат работу, нужно спокойно сказать: «Время вышло. Кто не успел, досчитывает человечков, как можно скорее и записывает свой ответ в тетради».

  • Подождав всех детей, психолог снова предлагает выполнить похожее, либо то же задание, но за «меньшее» время, мотивируя это тем, что дети могли первый раз ошибиться, а теперь могут себя ещё раз проверить. Второй ответ они записывают в тетради рядом с первым, даже если он получился точно таким же.

  • Детей предупреждают, чтобы вернули таблицы чистыми, так как они пригодятся ещё много-много раз. Поэтому считать человечков предлагают пальцем или тупой стороной ручки, либо просто глазами.







Задание 1. Сколько всего в таблице таких человечков: ?

(правильный ответ: 8)







Задание 2. Сколько всего в таблице таких человечков: ?

(правильный ответ: 10)


Внимание! Ход работы, критерии оценки – неизменны для учащихся 1,2,3 или 4 класса. Изменяются только предъявляемые детям бланки для работы.
Обработка данных и критерии оценки:

  1. Сравните ответы ребёнка с ключом. Подсчитайте количество сделанных им ошибок отдельно в каждом его ответе. Оцените количество ошибок в соответствии с критериями. Результат запишите двойной формулой.


Критерии оценки каждого результата (по количеству ошибок):

0 ошибок – отличный

1 ошибка – хороший

2 ошибки – средний

3 ошибки – удовлетворительный

4 ошибки и более – низкий



Пример:

Пусть ребёнок дважды выполнял задание №1, и дал такие ответы: 1)7; 2)11.

Правильный ответ на задание №1 по ключу: 8; 8.

Ошибка в первом ответе составляет: 8 – 7 = 1 балл, а во втором ответе 11 – 8 = 3 балла. По критериям, ошибка в 1 балл – это хороший результат, а 3 балла – удовлетворительный. Результат запишется двойной формулой: хор–уд.


  1. Определите концентрацию внимания ученика (качественный анализ двойной формулы). Для точности анализа ниже приведена таблица оценки концентрации внимания ученика. Найдите в таблице двойную формулу учащегося в колонке справа «индивидуальный результат». Строчка в колонке слева, на которой она оказалась, укажет на степень концентрации его внимания.


ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

ПО ДВОЙНОЙ ФОРМУЛЕ

Концентрация

внимания ученика

Индивидуальный результат ученика,

записанный двойной формулой

1. Высокая (отл)

отл-отл

























2. Выше средней (хор)

отл-хор

хор-отл

хор-хор

ср-отл

ср-хор













3. Средняя (ср)

отл-ср

отл-уд

хор-ср

ср-

ср

уд-хор

уд-отл

низ-отл

низ-хор




4. Ниже средней (удовл)

отл-низ

хор-низ

хор-уд

ср-

уд

ср-низ

уд-

ср

уд-

уд

низ-уд

низ-ср

5. Низкая (низ)

уд-низ

низ-низ























Пример: В колонке «Индивидуальный результат» найдём результат ученик «хор-уд». Он оказался на 4-ой строчке: «Концентрация внимания ученика» - «ниже средней» (удовлетворительная). Итог: концентрация внимания данного ребёнка - удовлетворительная.


Концентрацию внимания в протоколе удобно показывать цветом. Если высокая (отл), то закрасьте всю клетку красным карандашом; выше средней (хор) – закрасьте половину клетки красным цветом; средняя – оставьте клетку белой; ниже средней (уд) – закрасьте половину клетки синим цветом; низкая – закрасьте всю клетку синим карандашом. Это сделает представление результатов наглядными, понятными как для вас, так и для любого учителя.

Информация в цвете воспринимается проще, легче, исключает возможность неверной интерпретации результатов диагностики. Красный цвет – здесь символ опережения нормы; синий – символ проблем в развитии и отклонения от нормы; белый – означает норму. Вы можете выбрать себе иные цвета для работы.
Далее предложена более детальная обработка результатов этого теста, которая поможет оценить работоспособность класса в целом, утомляемость на уроке. Эта информация будет полезной учителю не только в количественном плане, но и в качественном. Для этого:

  1. Подсчитайте, сколько в классе учащихся имеют отличную, хорошую, среднюю, удовлетворительную и низкую концентрацию внимания. Перейдите затем от этих пяти уровней к трём, чтобы сделать качественный вывод о том, сколько учащихся в классе (в %) в итоге имеет развитое внимание (сумма отличных и хороших результатов) и отвлекаемое (сумма удовлетворительных и низких результатов).

Пример: Пусть в классе 24% учащихся имеют отличное внимание, 44% учащихся – хорошее, 26% - среднее, 12% - удовлетворительное и 4% - низкое. Таким образом, развитое внимание в классе имеют 24%+44%=68% учащихся. А отвлекаемое внимание 12%+4%=16%.

4. Подсчитайте, какой процент учащихся имеет в классе «ровное», «растущее» и «утомляемое» внимание. Количество человек в каждой группе выражают в процентах и анализируют, какая группа детей в классе преобладает.
Показатель ровной работоспособности ребёнка:

- первый и второй результат в двойной формуле одинаковые (внимание в ходе работы не изменяется, за исключением формулы низ-низ, когда изначально нет никакой работоспособности):

1) результат «отл-отл»

2) результат «хор-хор»

3) результат «ср-ср»

4) результат «уд-уд»

Показатель медленной включаемости ребёнка в урок:

- второй результат выше первого (внимание растёт в ходе работы).

Пример формул: хор-отл, уд-хор, низ-уд и т.п.

Показатель утомляемости ребёнка в школе:

1) второй результат в формуле хуже первого (внимание со временем ослабевает, падает). Пример формул: отл-уд; отл-хор; ср-низ и т.п.

2) результат «низ-низ».
Пример: В примере формулы «хор-уд» - внимание ребёнка оценено как утомляемое, так в двойной формуле второй результат (уд) хуже первого (хор).

Хорошо, если в классе не более 20-25% утомляемых детей, не более 20-25% медленно включающихся в урок и примерно 50% детей с ровным вниманием.

Б. Креативность.
Методика «Составление изображений объектов» (Л. Ю. Субботина)

Цель: изучение творческих способностей учащихся.

Инструкция для 1 класса: «За 3 минуты нарисуйте кошку, самую красивую, самую оригинальную, чтобы ни у кого такой не было. Для работы вам предложены 4 фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция), которые можно уменьшать, увеличивать в размерах, использовать столько раз, сколько захотите. Но другие фигуры использовать нельзя».

Фигуры для работы:


Ход работы: 1. Фигуры рисуются на доске. 2. На вопрос, можно ли не использовать все фигуры, отвечают можно. 3. На вопрос, можно ли раскрасить кошку, отвечают можно. 4. На реплику ребенка, что он уже всё нарисовал, сообщают, сколько времени осталось до конца работы и говорят «если хочешь, то сиди, отдыхай» (т.е. нельзя открыто призывать продолжить работу). 5. По истечению каждой минуты, детей уведомляют об этом.



Внимание! Ход работы, критерии оценки – неизменны для учащихся 1,2,3 или 4 класса. Изменяются только предъявляемые детям варианты задания.
  1   2   3   4   5   6