Главная страница

Методические рекомендации по организации проектной деятельности одаренного ребенка


Скачать 55.58 Kb.
Название Методические рекомендации по организации проектной деятельности одаренного ребенка
Дата 12.03.2016
Размер 55.58 Kb.
Тип Методические рекомендации

Методические рекомендации по организации проектной деятельности одаренного ребенка.

Проектная деятельность – одна из ведущих в работе с одаренным ребенком.

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой интеграция фактических знаний (иногда путем самообразования) для активного включения школьников в освоение новых способов человеческой деятельности.

Учебный проект – это задание обучающимся, сформулированное в виде проблемы, их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учеников с учителем и другими учениками и способ решения проекта.

Метод учебных проектов иллюстрирует деятельностный подход в обучении, поскольку он осуществляется через деятельность.

Проектная деятельность школьников – одно из проявлений личностно-ориентированного обучения.

Задача педагога в процессе личностно-ориентированного обучения выявить склонности ученика к тому или иному содержанию, форме учебного материала, процессу самореализации и виду деятельности.

Для каждого ученика определяются 3 основные линии развития:

  1. Зона актуального развития (знания, умения, содержание субъективного опыта, отношение к учению).

  2. Зона ближайшего развития (способность к усвоению знаний с помощью взрослого).

  3. Зона самореализации (активность, самостоятельность, самооценка, отношение к учебе).

Базой личностно-ориентированного обучения признаются задача, диалог, имитационная игра. Формами учебной деятельности при данном подходе выступают групповая работа, учебная дискуссия.

При организации групповой работы учеников над проектом следует учитывать, что только личная заинтересованность в получении результата и положительная мотивация к решению проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность.

Расширение способов работы с источниками информации, повышение самостоятельной роли обучающихся в проектной деятельности формируют ключевые базовые компетенции:

- создание, поиск, сбор, анализ, представление, передачу информации;

- моделирование;

- проектирование;

-совместную деятельность;

-рефлексию;

- самообучение.

Проектная деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами обучающихся, что обозначает пути продвижения каждого ученика от репродуктивного уровня обучения к творческому.

Проектирование формирует личностные качества обучающихся, в первую очередь умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов, анализировать результаты деятельности.

Последовательность работы над проектом:

  1. Подготовительный этап – погружение в проект: мотивация деятельности обучающихся, определение темы, проблемы и целей. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.е. находится в зоне ближайшего развития школьников. Формулировка проблемы, отражение аспектов ее рассмотрения, векторов направления поиска предлагаются ученикам не просто как информация, а как реальность жизни вместе с личностным отношением к ней самого учителя. Своей позицией по отношению к проекту учитель дает понять, что готов поддержать обучающихся в их деятельности. По времени этот этап является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.

  2. Планирование и организация деятельности – определение групп по направлениям деятельности, формулировка целей и задач каждой группы, определение роли каждого участника. Группа определяет источники информации, способы сбора и анализа, представления результатов деятельности (отчет, презентация и др.). Планирование может быть последовательным или параллельным.

  3. Исследование (осуществление деятельности) – сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются обучающиеся – это разные способы получения информации: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и др. степень автономности школьников зависит от того, как учителя их подготовили к овладению методами и технологиями самостоятельной работы. Результаты, полученные путем исследования, анализируются и формулируются выводы.

  4. Представление результатов исследования (отчет). Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны. Формы представления результатов исследования могут быть различными: устный отчет с демонстрацией материалов на конференции, письменный отчет в тезисах и докладах, журналистский отчет – резюме для публикаций в прессе.

Можно разделить деятельность обучающихся и учителя на этапах выполнения проекта (табл. 1).

Таблица 1

Деятельность обучающихся и учителя на этапах выполнения проекта


Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Подготовительный


  • Знакомство с замыслом проекта;

  • Мотивация обучающихся;

  • Помощь в постановке целей

Планирование и организация деятельности

  • Предложение идей;

  • Высказывание предложений по решению задач проекта;

  • Организация группы;

  • Распределение ролей в ней.

  • Обдумывание плана действий;

  • Формулирование задачи;

  • Распределение на группы;

  • Распределение ролей.

Исследование (осуществление деятельности)

  • Наблюдение, совет;

  • Косвенное руководство деятельностью;

  • Консультации по вопросам презентации.

  • Выполнение исследования;

  • Решение промежуточных задач;

  • Анализ информации;

  • Подготовка материалов к презентации.

Представление результатов исследования (отчет)

  • Формулировка целесообразных вопросов;

  • Оценивание усилий обучающихся, источников информации, результатов решения проблемы, возможностей продолжения исследования, качества отчета.

  • Обсуждение найденного способа решения проблемы;

  • Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.


Виды проектов.

  1. Монопредметный проект – в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины) укладывается в классно-урочную систему.

  2. Межпредметный проект предполагает использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

  3. Надпредметный (внепредметный) проект выполняется на стыке областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается усвоение обучающимися определенного учебного материала; и текущим – в этом случае на самообразование и проектную деятельность из учебного курса выносится часть содержания обучения.

Самым сложным моментом при введении в учебный процесс исследовательских проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. При планировании обучения на год учителю необходимо выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут предложены для проектирования.

Далее нужно сформулировать 15-20 примерных тем (как индивидуальных, так и групповых) для класса, работа над которыми потребует усвоения обучающимися необходимых знаний и формирование нужного опыта. При определении перечня таких знаний и умений педагогу необходимо руководствоваться программными требованиями по соответствующему учебному курсу.

Условиями успешности проектной деятельности являются:

  • четкость и конкретность постановки цели проекта;

  • определение планируемых результатов;

  • констатация исходных данных.