Главная страница

Методические рекомендации для воспитателей «Воспитание у ребенка потребности быть здоровым»


Скачать 115.71 Kb.
Название Методические рекомендации для воспитателей «Воспитание у ребенка потребности быть здоровым»
Дата 27.02.2016
Размер 115.71 Kb.
Тип Методические рекомендации

Методические рекомендации для воспитателей «Воспитание у ребенка потребности быть здоровым»
Оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются важнейшими задачами, стоящими перед обществом. Чтобы понять всю многогранность этой проблемы, необходимо уточнить, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей является формулировка, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического, змоционального благополучия». В связи с этим стоит острая проблема организации здоровьесберегающего пространства в условиях дошкольного образовательного учреждения, а именно создание высокогигиеничной, развивающей предметной среды, использование современных средств лечебно-профилактической работы, организация эмоционально насыщенной, психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности, использование новейших технологий, предоставление условий для максимально возможной двигательной активности: движение — радость, движение — здоровье, движение — развитие.
Содержание воспитательной системы

«Здравия желаю тебе, малыш!»

Основная цель системы - формирование потребности быть здоровым через овладение навыками самообслуживания и воспитание эмоционально положительного отношения к сверстникам и взрослым.

Задачи воспитательной системы:

- Воспитание интереса к себе и другим людям - сверстникам и взрослым.

- Обеспечение пространственно-временных условий для реализации

самостоятельной двигательной деятельности.

- Воспитание самостоятельности в процессе формирования навыков

самообслуживания (воспитание нравственно-волевых качеств личности).

Содержание воспитательной системы построено на принципах активности (самостоятельность), эмоциогенности (комфортность, позволяющая ребенку почувствовать внутренний психологический комфорт), индивидуализации (учет психофизических особенностей детей), эстетизации (наполнение жизни яркими переживаниями).

В этой модели здоровьесберегающее пространство выступает одним из условий воспитания у дошкольников потребности в здоровом образе жизни и включает факторы, обеспечивающие их психическое, физическое и эмоциональное здоровье. Эмоциональное благополучие ребенка достигается путем создания атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Основной акцент делается на преодоление негативных эмоциональных проявлений у детей (страх, истерика, плач и т.п.) и разрешение конфликтных ситуаций.

Психологический комфорт предполагает установление доверительного личностного контакта с каждым ребенком, поддержание в нем уверенности в себе, воспитание самостоятельности, инициативности в процессе общения.

Это способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе. Для поддержания физического здоровья детей необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной деятельности, воспитывать потребность в освоении способов сохранения здоровья, прививать навыки самообслуживания.

Специальные формы организации деятельности - Дни радостных встреч, Театр движений по Ефименко, подвижные игры, игры-инсценировки, дидактические игры, организация режимных процессов, ролевые игры.

Их цель - воспитание привычки к аккуратности, чистоте, привитие простейших навыков самообслуживания; удовлетворение потребности в общении и движении; создание условий для спонтанной двигательной активности в помещении и на прогулке.

Методы воспитания - игра, игровые действия, решение проблемных ситуаций, метод комментированного действия, стимуляция двигательной активности, обыгрывание и проигрывание.

Выбор того или иного метода зависит от:

- цели воспитательной системы (воспитание потребности быть здоровым);

- содержания деятельности детей (игровая деятельность - обыгрывание, комментирование, стимулирование двигательной активности; организация режимных процессов - многократное повторение, игровые действия и упражнения;

- средств воспитания (различные виды деятельности детей);

- индивидуальных особенностей ребенка и его «социальной ситуации развития и воспитания» (Л.С. Выготский), т.е. от влияния на него социальной, эмоционально-психологической среды и его отношения к ней;

- личностных и профессиональных качеств педагога.

Пространственно - предметная развивающая среда является одним из условий воспитания у детей раннего возраста потребности в здоровом образе жизни, активных движениях, общении. При ее создании учитываются пространственный, предметный, цветовой параметры. Объекты пространственно-предметной среды (конструируемой на основе исходных концептуальных позиций В.А. Петровского) располагаются относительно друг друга таким образом, чтобы составлять целостную систему, отражающую количественные и качественное соотношение физкультурного оборудования и эмоциональных пособий.

Двигательная мини-среда. Возможными элементами этой среды являются подвесные атрибуты для дыхательной гимнастики; кольцеброс, мячи, кегли, мешочки с песком, стимулирующие такие движения, как прокатывание и метание предметов; картинки, изображающие различные виды движений.

Эмоционально - эстетическая мини - среда. Ведущими ее элементами являются схемы эмоций, движений рук, поз; персонажи знакомых сказок и мультфильмов, мимические шарики, куклы-образы, иллюстрации и картинки с изображением детей, выполняющих различные режимные моменты с четким прорисовыванием эмоций; подборка различных по характеру, жанру музыкальных, литературных и изобразительных произведений.

Все эти пособия способствуют возникновению внутреннего эмоционального диалога ребенка с самим собой, активизируют общение со сверстниками и взрослыми.


Принципы создания пространственно-предметной развивающей среды

- Доступность - размещение предметов в пространстве таким образом, чтобы ребенок мог достать их независимо от роста и физических качеств.

- Дополнительность - возможность использовать каждый предмет многофункционально.

- Результативность - обеспечение возможности успешного выполнения движений.

- Повышение трудности - расположение предметов, обуславливающее развитие двигательной активности, ориентированной на зону ближайшего развития ребенка.

- Безопасность.

Цветовой параметр используется для создания в группе психологического комфорта, стимуляции познавательной и двигательной активности. С помощью цвета можно улучшить качество как совместной (ребенок - взрослый, ребенок - ребенок), так и индивидуальной деятельности. Цвет является не только композиционным средством создания эмоционально комфортного пространства, но и средством информации, обеспечения безопасности при выполнении упражнений. В групповых комнатах основным является голубой цвет, который в сочетании с другими цветами позволяет при длительном пребывании в помещении не снижать двигательную активность, обеспечивает эмоциональный комфорт. Таким образом созданная пространственно-предметная среда обеспечивает условия для самостоятельной двигательной активности ребенка, выступает средством воспитания у него потребности в здоровом образе жизни.

Большая роль в данной воспитательной системе отводится семье.

Семья - первый институт, в котором закладываются основы будущей личности. Родители и педагогический коллектив ДОУ должны предъявлять ребенку единые, обоснованные и понятные ему требования. Так, родителям следует сообщать о необходимости соблюдать дома режим дня, приближенный к режиму детского сада. В рамках воспитательной модели используются такие формы работы с родителями, как совместные спортивные развлечения, прогулки, организация клуба «Молодая семья», лечебно-профилактическая работа с участием медицинских работников детской больницы.

Диагностика уровня

сформированности у ребенка

первичных потребностей быть здоровым

Качественные критерии и показатели изучаются с помощью наблюдения и анализа, которые осуществляются по следующим вопросам.

1. Виды и формы самостоятельной деятельности (разнообразие - подвижные, ролевые, имитационные, коллективные, индивидуальные; продолжительность; характер эмоциональных проявлений).

2. Содержание самостоятельной двигательной деятельности (разнообразие движений; их направленность - интеллектуальная, эмоциональная, двигательная, социальная; активность и коммуникативность).

3. Содержание режимных процессов (самостоятельность, аккуратность, правильность и последовательность выполнения действий).

4. Характер общения в процессе самостоятельной деятельности (диалоговый, творческий и т.п.).

Оценка уровня физического развития производится по общепринятой методике в соответствии с методическими рекомендациями «Контрол ь за развитием и состоянием здоровья детей раннего и дошкольного возраста», на основе региональных оценочных таблиц.

Разработанные критерии помогают выделить «уровни сформированности первичных потребностей быть здоровым».

Высокий уровень. Ребенок проявляет оптимальные показатели основных параметров двигательной активности (объем, интенсивность, продолжительность); самостоятельно умывается, полощет рот, чистит зубы, владеет приемами умывания; самостоятельно ест, знает назначение вилки, пытается ею пользоваться, вытирает рот салфеткой, благодарит за еду; самостоятельно пользуется горшком или унитазом, туалетной бумагой, причесывается, совершает туалет носа, умеет одеваться и раздеваться, складывать в определенном порядке свою одежду; самостоятельно обращается за помощью к взрослому, объясняет, какая именно нужна помощь, и благодарит за нее; по мимическим реакциям может определять состояние человека, его настроение; понимает простейшие способы оказания первой помощи; ориентируется в частях своего (и другого человека) тела; вступает в диалог в процессе самостоятельной двигательной деятельности.

Средний уровень. Ребенок проявляет показатели двигательной активности ниже оптимальных параметров; с небольшой помощью взрослого умывается, полощет рот; ест, знает назначение вилки, но пользоваться ею не умеет, с небольшой подсказкой взрослого вытирает рот салфеткой, благодарит за еду; пользуется туалетом; причесывается; понимает необходимость поддержания чистоты, но не всегда выполняет это; раздевается и одевается с помощью взрослого; не всегда может высказать свою проблему, объяснить, какая помощь нужна; понимает, но не применяет простейшие способы оказания первой помощи; не всегда может определить состояние человека по мимическим реакциям; не всегда вступает в диалог в процессе самостоятельной деятельности.

Низкий уровень. Ребенок проявляет показатели двигательной активности ниже оптимальных; не умеет самостоятельно умываться, полоскать рот, чистить зубы, не владеет приемами умывания, не умеет аккуратно есть, пользоваться салфеткой, забывает благодарить за еду, самостоятельно не причесывается, не умеет поддерживать чистоту носа, одеваться и раздеваться с помощью педагога; не может словами высказать свою проблему; не понимает простейшие способы оказания первой помощи; не ориентируется в мимических реакциях человека; не вступает в диалог в процессе самостоятельной деятельности.

В процессе реализации воспитательной системы предполагается достигнуть следующих результатов в воспитании ребенка: активность, эмоциональность, самостоятельность, проявление интереса к себе и другим, физическое здоровье и психическое благополучие.

Технологии воспитания

Реализация воспитательной системы осуществляется с помощью специально организуемых различных видов деятельности, где применяются личностно развивающие технологии: интеллектуальные формы организации деятельности. методы диалога, дидактические игры, игровые задания, подвижные игры и т.д. Отличительной особенностью реализации системы является то, что ребенок выступает не объектом, а активным субъектом.

Метод проблемной ситуации. С героем (с ребенком или игрушкой) что-то случилось. Ребенку предлагают найти выход из сложившейся ситуации. Тематика проблемных ситуаций (реальных, литературных, игровых) может быть следующей: «Ты упал и...», «У куклы Маши болит...», «У медвежонка грязные лапы...», «У тебя насморк, из носа потекло...», «У крокодила Гены болят зубы, помоги ему их почистить», «Кукла Маша идет на день рождения, помоги ей сделать прическу» и т.д.

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин (И. Билибина, В. Бельтюкова, В. Васнецова, Б. Зворыкина, В. Жеребцова, О. Перовой,

Н. Устинова).

Цель. Помочь осознать красоту человеческих движений, воспитывать интерес к народной игрушке, потребность в самостоятельной двигательной активности.

Игры-инсценировки («Курочка и цыплята», «Киска, киска, киска, брысь», «Оля и Айболит»).

Цель. Учить оказывать помощь человеку, соотносить игровые действия со словом, выделять и называть части тела куклы, воспитывать потребность в освоении способов сохранения своего здоровья. Воспитатель читает литературное произведение, ребенок изображает того или иного персонажа, передает его образ через слово, движения, действия.

Подвижные игры («Солнышко и дождик», «Ножки», «Раздувайся, пузырь», «Карусель», «Лови-лови», «Куклы пляшут» и т.д.) помогают установлению доверительных отношений между воспитателем и ребенком. Они нравятся малышам, потому что отвечают основным потребностям - в движении и выражении положительных эмоций. Удовольствие от движения возвращает ребенку жизнерадостность и приводит в хорошее расположение духа.

Организация режимных процессов.

Цель. Воспитание культурно-гигиенических навыков, привычки к аккуратности и чистоте, простейших навыков самообслуживания. Большую роль в проведении режимных процессов играют четверостишия, которые помогают обыгрывать действия детей, например: «Водичка, водичка, умой мое личико...», «Маша варежку надела...», «Расти, коса, до пояса...», «Эту ножку - в этот домик, эту ножку - в другой домик...», «Наша Маша маленька, на ней шубка синенька», «Ой, с гуся вода, а с Аленушки худоба» и т.д.

«Отгадай, что в мешочке».

Цель. Воспитание простейших навыков самообслуживания, привычки к аккуратности и чистоте. В «чудесном мешочке» находятся зубная щетка, расческа, вилка, ложка, носовой платок и т.п. Педагог достает по одному предмету, а дети объясняют его назначение.

«Разложи по порядку».

Цель. Воспитывать потребность в освоении способов поддержания своего тела в порядке и чистоте. Воспитатель показывает иллюстрации, на которых изображены дети, выполняющие режимные процессы. Дети рассматривают их, раскладывают по порядку.

«Угадай, что я делаю». Воспитатель с помощью движений рук и мимики показывает элементы режимных процессов: «умываюсь», «расчесываюсь», «купаюсь», «снимаю одежду» и т.п. Дети повторяют за педагогом движения, называют их.

Игры с дидактической куклой «Поможем кукле Маше одеться и раздеться».

Цель. Продолжать закреплять в игре выполнение двух-трех знакомых культурно-гигиенических навыков, знание частей тела. В играх используются кукла, сундучок с сезонной одеждой, сюжетные картинки.

«Знакомство с куклой Машей».

Цель. Формировать представление о частях тела человека (руки, ноги, голова и т.д.), воспитывать потребность заботиться о своем теле. Педагог вместе с детьми рассматривает куклу, сообщает о назначении рук, ног, головы, глаз, ушей и т.д., использует метод комментированного действия.

«Напоим куклу Таню чаем».

Цель. Воспитывать желание заботиться об окружающих, учить объединять игровые действия в несложный сюжет. Педагог вместе с детьми отбирает из кукольного уголка все атрибуты, необходимые для сервировки чайного стола, накрывает на стол и обыгрывает процесс чаепития.

«Что мы едим».

Цель. Воспитывать потребность в целях сохранения здоровья правильно питаться. Воспитатель выкладывает на поднос продукты питания: хлеб, яблоко, грушу, капусту, огурец, шоколад, конфеты. Дети рассматривают их и совместно с педагогом определяют, какие из них полезны.

«Угадай настроение».

Цель. Учить по мимике лица определять настроение человека. Педагог показывает иллюстрации, на которых изображены сказочные герои: грустный Зайчик, веселый Колобок, добрая Бабушка, злой Бармалей и т.п. Дети рассматривают иллюстрации и отгадывают настроение персонажей. Педагог использует метод комментированного действия и обыгрывания.

«Утро в лесу».

Цель. Воспитывать потребность в самостоятельной двигательной активности, закреплять основные виды движения, создавать условия для их совершенствования. Для эмоционального настроя детей во время утренней гимнастики используется аудиозапись птичьих голосов, шума леса и т.д.

Динамическая пауза «Заинька, попляши, серенький, попляши!».

Цель. Способствовать повышению двигательной активности, закреплять имитационные движения животных (прыжки на двух ногах).

Материал. Игрушечные зайцы (для каждого ребенка), кубики, пеньки и т.д. Используется метод комментированного действия, обыгрывания.

Релаксационные упражнения (Н.Н. Ефименко).

Цель. Обеспечить переход от динамической к статической деятельности; способствовать регуляции рефлекторных процессов, расслаблению мышц туловища и нижних и верхних конечностей. Используется спокойное музыкальное сопровождение, комментирование и обыгрывание.

Спортивные развлечения («День здоровья», «Веселые старты», «Быстрые и умелые», «Путешествие в страну Бренчалию», «День радостных встреч», «Праздник мыльных пузырей», «Праздник воды»).

Цель. Создание условий для организации оптимальной двигательной активности, обеспечение каждому ребенку физической и психологической комфортности, активное общение со сверстниками и взрослыми.